Портрет: Студия Facultative Works
Комплексный подход, бескомпромисность и работа в удовольствие — принципы мультидисциплинарной студии
Идеальный проект для основателей петербургской студии Facultative Works Леши Галкина и Оли Марченко — это сочетание интерьера, предметного и графического дизайна, иллюстрации, айдентики, видео и звука. Леша известен и как сооснователь брендов и коллабораций в области предметного и интерьерного дизайна (Vool, Plan-S23 и Prokk), и как автор отдельных объектов, например, шкатулки для проекта IZBA. Оля — графический дизайнер и иллюстратор. Их совместная студия появилась как экспериментальная площадка для работы над собственными проектами в свободное время и для удовольствия. Постепенно начинание приобрело серьезные масштабы, однако принципы остались неизменными: только по-настоящему интересные проекты и работа для души.
Фото: Ирина Быкова специально для @Houzz, Леша Галкин
Фото: Ирина Быкова специально для @Houzz, Леша Галкин
Из огромных окон открывается «парадный» вид на Неву и Петропавловскую крепость; студия Леши и Оли расположена на верхнем этаже здания на Дворцовой набережной, известного как запасной дом Владимирского дворца. «Нам повезло с видом и не повезло с окнами — их очень сложно закрывать, особенно в сильный ветер, — рассказывает Оля. — Поэтому мы придумали маленькую лесенку, с помощью которой удобно подниматься на подоконник. Когда она не нужна, ее можно задвинуть под стеллаж или использовать как табурет».
Пространство студии, где все трансформируется и переставляется, напоминает анимацию, которой ребята часто сопровождают свои проекты. «Сквозь все наши объекты проходит идея модульности и мобильности предметов, а также гибкости пространства, — рассказывает Леша об интерьере. — В другом помещении эту мебель можно собрать в совершенно ином виде. Элементы не скреплены между собой. Например, столешницы фиксируются на подстольях за счет собственного веса. Каждое рабочее место снабжено ячейками для хранения, для которых можно выбирать наиболее подходящее место согласно личным предпочтениям и потребностям».
Леша изучал архитектуру и средовой дизайн. Помимо интерьера и предметного дизайна его увлекают иллюстрация, видео и музыка. Оля с 17 лет занимается иллюстрацией, хотя при выборе высшего образования прикладной специальности предпочла искусствоведение. «Я рисовала для разных журналов и ресурсов, таких как Яндекс, The Village, «Большой город», The Blueprint, Scope, — рассказывает она. — При этом мне всегда хотелось делать что-то более масштабное, связанное не только с иллюстрацией и логотипами, но и с объемом».
Три магазина концептуальной оптики Pimp Your Eyes, айдентика и сайт каталога дизайнерской мебели Live In Design, сезонное оформление витрин и иллюстрация для магазинов Kixbox, айдентика бренда функциональных стеновых панелей Prokk, экспозиционный дизайн кураторского проекта Naturalist, иллюстрация для нового российского сервиса обмена вещами Locolo и международной студии цифрового маркетинга Stinkdigital — далеко не полный список разнообразных проектов, выполненных Лешей и Олей за два года сотрудничества.
На фото: Предметы для сезонного оформления витрин Kixbox. Фотограф — Леша Галкин
Главным принципом Facultative Works стал комплексный подход, объединяющий различные аспекты дизайна. Рассказывая о сезонном оформлении для Kixbox, Леша отмечает: «Главным приемом стал перенос иллюстрации в объем — на стекле витрины была графика, а в глубине стояли специально разработанные предметы. Для сезона, темой которого был туризм, мы сделали подставку для костра, складной стульчик. Сейчас оформлением занимается штатный дизайнер, но наши объекты используются до сих пор».
Главным принципом Facultative Works стал комплексный подход, объединяющий различные аспекты дизайна. Рассказывая о сезонном оформлении для Kixbox, Леша отмечает: «Главным приемом стал перенос иллюстрации в объем — на стекле витрины была графика, а в глубине стояли специально разработанные предметы. Для сезона, темой которого был туризм, мы сделали подставку для костра, складной стульчик. Сейчас оформлением занимается штатный дизайнер, но наши объекты используются до сих пор».
По словам Леши, они с Ольгой предпочитают заниматься всем сразу: «Графическим дизайном и иллюстрацией, предметным дизайном, мебелью и интерьерами. Иногда делаем сайты. Фотографируем. Больше всего нас привлекают проекты, в которых мы можем раскрыть свой потенциал и использовать все наши навыки. Проект получается цельным от начала и до конца, потому что все аспекты разрабатывает одна студия».
Один из примеров — продолжающееся сотрудничество коллектива с Pimp Your Eyes: студия Facultative Works создает интерьеры и айдентику магазинов оптики, выступая арт-директором бренда.
На фото: Интерьер магазина P.Y.E. в Санкт-Петербурге. Фотография — Facultative Works
На данный момент реализованы два магазина P.Y.E. в Москве и один в Петербурге. Рассказывая об их дизайне, Леша подчеркивает: «Мы не тиражируем одно стилистическое решение. Каждый раз создаем новое пространство, чтобы людям захотелось посетить их все. Интерьеры выполнены с применением разных материалов, каждый строится согласно своим принципам, для каждого магазина мы спроектировали мебель, которая больше нигде не используется. Заказчики поддерживают наши самые смелые эксперименты. За время сотрудничества мы стали близкими друзьями, хотя до этого не были даже знакомы».
На данный момент реализованы два магазина P.Y.E. в Москве и один в Петербурге. Рассказывая об их дизайне, Леша подчеркивает: «Мы не тиражируем одно стилистическое решение. Каждый раз создаем новое пространство, чтобы людям захотелось посетить их все. Интерьеры выполнены с применением разных материалов, каждый строится согласно своим принципам, для каждого магазина мы спроектировали мебель, которая больше нигде не используется. Заказчики поддерживают наши самые смелые эксперименты. За время сотрудничества мы стали близкими друзьями, хотя до этого не были даже знакомы».
Naturalist
На фото: Подставка для растений Plantholder в версии для проекта Naturalist. Фотография — Crispy Point Agency
Почему бы не производить спроектированные предметы серийно? На этот вопрос Леша отвечает: «Нас часто спрашивают, можно ли купить нашу мебель. Но пока предметы реализуются под определенный интерьерный проект. У тиражного производства своя специфика, требуется тщательная проработка таких моментов, как себестоимость, экономическая эффективность».
Почему бы не производить спроектированные предметы серийно? На этот вопрос Леша отвечает: «Нас часто спрашивают, можно ли купить нашу мебель. Но пока предметы реализуются под определенный интерьерный проект. У тиражного производства своя специфика, требуется тщательная проработка таких моментов, как себестоимость, экономическая эффективность».
На фото: Подставки Vool и Tiny Vool. Фотограф — Леша Галкин
«Пять лет назад я придумал Vool, деревянную подставку для ноутбука. Продукт вырос в целую концепцию, которая включает в себя сайт, фото, музыку, видео, иллюстрацию и упаковку, — рассказывает Леша. — Единственным минусом оказалась высокая себестоимость продукта, которая не позволяет выстроить хорошую бизнес-модель».
«Пять лет назад я придумал Vool, деревянную подставку для ноутбука. Продукт вырос в целую концепцию, которая включает в себя сайт, фото, музыку, видео, иллюстрацию и упаковку, — рассказывает Леша. — Единственным минусом оказалась высокая себестоимость продукта, которая не позволяет выстроить хорошую бизнес-модель».
По словам Леши Галкина, о тиражировании он не думал, изначально создавал подставку для себя, не найдя в магазинах ничего подходящего. Но когда выложил проект в интернет, Vool опубликовали разные блоги, посыпались письма от желающих приобрести предмет. Сейчас приходится изготавливать подставку штучно.
«Я на этом почти ничего не зарабатываю, — замечает автор, — цена продукта достаточно высокая, но при этом интересующиеся все равно есть. Проект работает исключительно на энтузиазме, мне он по-прежнему нравится, но в следующий раз я буду тщательнее продумывать момент производства»,
«Я на этом почти ничего не зарабатываю, — замечает автор, — цена продукта достаточно высокая, но при этом интересующиеся все равно есть. Проект работает исключительно на энтузиазме, мне он по-прежнему нравится, но в следующий раз я буду тщательнее продумывать момент производства»,
На фото: Интерьер бара «Артек». Фотограф — Леша Галкин
Часто поступают запросы и по поводу предметов, которые Леша спроектировал для петербургского бара «Артек». В конце концов он принял решение выложить чертежи в интернет со свободным доступом. Леша считает, что продавать подобную мебель было бы неправильно, так как она предельно проста: «Каждый может скачать выкройку предмета и вырезать его из фанеры на фрезерном станке. Стулья легко собрать самостоятельно по принципу конструктора, без креплений и клея. Никакой коммерческой цели нет, для меня главное, что проект живет дальше, хотя самого бара уже, увы, не существует».
Часто поступают запросы и по поводу предметов, которые Леша спроектировал для петербургского бара «Артек». В конце концов он принял решение выложить чертежи в интернет со свободным доступом. Леша считает, что продавать подобную мебель было бы неправильно, так как она предельно проста: «Каждый может скачать выкройку предмета и вырезать его из фанеры на фрезерном станке. Стулья легко собрать самостоятельно по принципу конструктора, без креплений и клея. Никакой коммерческой цели нет, для меня главное, что проект живет дальше, хотя самого бара уже, увы, не существует».
Изготовление предметов интерьера для своих проектов студия предпочитает поручать петербургской столярной мастерской Verstak. В данный момент Леша и руководитель Verstak Павел Брик разрабатывают вместе стул — он должен быть доступным по цене, простым, удобным, разборным и помещаться в коробку. «Это новый опыт как для меня, так и для Павла — обычно я не занимаюсь вопросами производства, а он не занимается дизайном», — рассказывает Леша.
«Как эксперт в столярном деле Павел открывает для меня много нового, рассказывает, что проще реализовать, что сложнее, что упрочняет конструкцию и так далее. Первый созданный нами прототип далек от идеала, но начало делу положено».
Основатели Facultative Works вдохновляются примерами революционеров в дизайне, а также людей, которые меняют мир и не боятся брать на себя ответственность. Леша рассказывает: «Мы с восхищением следим за asmbld., русскими ребятами, которые создают роботов-строителей для модульных домов. Также нам очень нравится шведская студия Teenage Engineering, создающая мини-синтезаторы и недавно разработавшая I-1, первую за 20 лет камеру формата Polaroid. Нам близок их дизайн, продуманный до мелочей, и их бескомпромиссность — все или ничего».
Леша и Оля часто бывают в Финляндии, где совершают «паломничества» по объектам Алвара Аалто, классика северного модернизма, работы которого рождались как единство архитектуры, интерьера, мебели и окружающей природы. «Еще нам нравится советский конструктивизм. Настоящим открытием стала бруталистская архитектура в Таиланде, куда мы ездим на зимовку. — рассказывает Леша. — Мы даже завели специальный аккаунт в инстаграм, где публикуем фотографии архитектурных находок».
В планах у Леши и Оли — уделять больше внимания собственным проектам, которые изначально были целью основания Facultative Works. Оля раскрывает секреты: «Это будет промышленный дизайн, причем продукт будет рассматриваться как разносторонняя концепция, включая упаковку, иллюстрации, фотосессии, видео».
Леша добавляет: «Нам нравится заниматься разными вещами. Раньше я думал, что надо наконец определиться и выбрать что-то одно. Но теперь понял: надо делать то, что ты хочешь. Поэтому будем заниматься всем и помногу».