Портрет: Предметы ручной работы от «Дымов Керамика»
Посуда, вазы и изразцы по историческим образцам и даже «ювелирка» из керамики в сердце Суздаля
Евгения Назарова
10 июля, 2017
Постоянный автор Houzz, интерьерный журналист
Мы привыкли считать, что народные промыслы — что-то бесконечно далекое от современной жизни. Что «весь этот лубок» производят исключительно для туристов. На суздальском производстве «Дымов Керамика» активно работают с этим предубеждением: делают керамику по старинным технологиям с актуальным дизайном.
Культурный код и производство
Мастерскую основали в 2003 году Вадим Дымов (владелец одноименной компании и сети книжных магазинов «Республика») и Евгения Зеленская. Производство выросло из личного интереса к керамике, которую они собирали и изучали задолго до появления мастерской.
Для начала Вадим и Евгения пригласили опытных керамистов и восстановили древние технологии по образцам XII-XV веков. Затем традиционный ручной промысел адаптировали к требованиям современного дизайна. «Для человека очень важна реализация через труд: даже мыслители кололи дрова, — объясняет Вадим. — Кроме того, традиции — наш культурный код, который нужно знать и сохранять».
Мастерскую основали в 2003 году Вадим Дымов (владелец одноименной компании и сети книжных магазинов «Республика») и Евгения Зеленская. Производство выросло из личного интереса к керамике, которую они собирали и изучали задолго до появления мастерской.
Для начала Вадим и Евгения пригласили опытных керамистов и восстановили древние технологии по образцам XII-XV веков. Затем традиционный ручной промысел адаптировали к требованиям современного дизайна. «Для человека очень важна реализация через труд: даже мыслители кололи дрова, — объясняет Вадим. — Кроме того, традиции — наш культурный код, который нужно знать и сохранять».
Об уважении к традициям говорит даже фасад суздальского производства — с крыльцом, облицованным изразцами. Мастерская занимает здание, построенное в начале прошлого века, и новых владельцев оно встретило почти заброшенным. После того, как дом привели в порядок, внутри разместились мастерские, где создают формы, окрашивают и обжигают изделия. Все процессы принципиально ведут вручную: мастерская славится в том числе и тем, что на производстве не используют конвейеры и не автоматизируют этапы.
Кроме мастерских, Вадим и Евгения организовали здесь и центр досуга — с мастер-классами для детей и взрослых и сувенирным магазином.
Кроме мастерских, Вадим и Евгения организовали здесь и центр досуга — с мастер-классами для детей и взрослых и сувенирным магазином.
Долгая поездка в Суздаль стоит впечатлений, которые дарит экскурсия по мастерским. А для тех, кто пока не готов к путешествию, представительство «Дымов Керамика» открыли и в Москве, на ВДНХ (строение 186).
Исторические технологии в новом формате
«Мы видим во всем цикличность: сейчас, например, очень популярна «живая» древесина, второе рождение переживают и керамические промыслы. Мы живем в период ручного и уникального труда: вещь без смысла просто не интересна», — поясняет Вадим.
«Мы видим во всем цикличность: сейчас, например, очень популярна «живая» древесина, второе рождение переживают и керамические промыслы. Мы живем в период ручного и уникального труда: вещь без смысла просто не интересна», — поясняет Вадим.
Как используют старинные технологии? Например, отливают изящную посуду с тонкими стенками из жидкой шликерной глины. Сначала ее заливают в гипсовую форму, которая забирает излишки влаги. Затем будущая чашка или ваза сохнет в течение пары дней. Чтобы придать изделию гладкую форму, с него счищают швы и замывают, после чего обжигают в печи и расписывают вручную.
Особая глава в истории «Дымов Керамика» — производство чернолощеной посуды по технологии XVI-XVII веков. Горшки, сковородки, кружки и крынки скручивают на гончарном круге, обжигают в печи, а затем кладут в чан с опилками и «коптят» — после чего «лощат» до блеска.
Что касается фаянсовой посуды, запущено аж восемь серий — от одноцветных моделей до сложных тематических росписей. Компания выпускает и посуду сегмента HoReCa, сотрудничает с большим количеством рестораторов и шеф-поваров.
Что касается фаянсовой посуды, запущено аж восемь серий — от одноцветных моделей до сложных тематических росписей. Компания выпускает и посуду сегмента HoReCa, сотрудничает с большим количеством рестораторов и шеф-поваров.
Производят и керамическую плитку. Например, есть серия русского сюжетного изразца по образцам XVIII столетия и плитки, воссозданной по сюжетам белокаменной резьбы Владимиро-Суздальских храмов.
А еще в мастерских делают и керамическую бижутерию — тоже вручную. На фото — глиняные бусины: после росписи они превратятся в сложное интересное украшение.
При производстве керамики почти не бывает отходов. Весь брак перерабатывается в так называемую шамотную глину — а из нее, в свою очередь, формируют новые изделия.
При производстве керамики почти не бывает отходов. Весь брак перерабатывается в так называемую шамотную глину — а из нее, в свою очередь, формируют новые изделия.
Авторский взгляд на первоисточник
Казалось бы, производственный рецепт — союз традиционных технологий и современного дизайна — очень прост. На практике же «Дымов Керамика» — чуть ли не единственный проект в России, которому удается воплотить его в жизнь.
«Дело в том, что профессия постарела, но не обновилась, — поясняют Вадим и Евгения. — Большинство керамических фабрик продолжают хорошо делать то, что делали десятки лет назад. Этим людям надо поклониться, потому что они преданы делу и держат промысел. Но традиционные производства не готовы меняться: у них толком нет ни дизайна, ни маркетинга. К тому же немногие готовы следовать нашему примеру: не каждый готов работать 10-15 лет в ожидании результата. И все же мы считаем, что жить надо сегодня, пусть и брать вдохновение в прошлом».
Казалось бы, производственный рецепт — союз традиционных технологий и современного дизайна — очень прост. На практике же «Дымов Керамика» — чуть ли не единственный проект в России, которому удается воплотить его в жизнь.
«Дело в том, что профессия постарела, но не обновилась, — поясняют Вадим и Евгения. — Большинство керамических фабрик продолжают хорошо делать то, что делали десятки лет назад. Этим людям надо поклониться, потому что они преданы делу и держат промысел. Но традиционные производства не готовы меняться: у них толком нет ни дизайна, ни маркетинга. К тому же немногие готовы следовать нашему примеру: не каждый готов работать 10-15 лет в ожидании результата. И все же мы считаем, что жить надо сегодня, пусть и брать вдохновение в прошлом».
Неудивительно, что «Дымов Керамика» приглашает к сотрудничеству современных дизайнеров и художников. Например, в соавторстве с Лукой Никетто (Luca Nichetto)
и Лерой Моисеевой появилась коллекция Cheburashka, а Андрей Бартенев переработал идею традиционной фаянсовой статуэтки в серию черно-белых медвежат, расписанных вручную. Каждый год на производство приезжают практиканты из Строгановки и других профильных вузов, в мастерской много работают с молодыми специалистами.
и Лерой Моисеевой появилась коллекция Cheburashka, а Андрей Бартенев переработал идею традиционной фаянсовой статуэтки в серию черно-белых медвежат, расписанных вручную. Каждый год на производство приезжают практиканты из Строгановки и других профильных вузов, в мастерской много работают с молодыми специалистами.
Город для созидания
Сегодня «Дымов Керамика» — один из символов Суздаля. Хотя исторически в городе не было никакого масштабного производства керамики. Посуду делали лишь для собственных нужд, а черепки от посуды трехвековой давности до сих пор можно раскопать в огородах. Заметно, что предки нынешних жителей города пользовались очень простой утварью, которую почти не украшали.
И все же одно не противоречит другому: Суздаль — город с уникальной историей, и здесь органично прижилась мастерская, где во главу угла ставят уважение к традиции. К тому же производство создает новые рабочие места. И жители Суздаля перестают стремиться в столицу, как это происходит в большинстве провинциальных городов.
Сегодня «Дымов Керамика» — один из символов Суздаля. Хотя исторически в городе не было никакого масштабного производства керамики. Посуду делали лишь для собственных нужд, а черепки от посуды трехвековой давности до сих пор можно раскопать в огородах. Заметно, что предки нынешних жителей города пользовались очень простой утварью, которую почти не украшали.
И все же одно не противоречит другому: Суздаль — город с уникальной историей, и здесь органично прижилась мастерская, где во главу угла ставят уважение к традиции. К тому же производство создает новые рабочие места. И жители Суздаля перестают стремиться в столицу, как это происходит в большинстве провинциальных городов.
«Почему именно Суздаль? Да потому, что здесь приятно жить и работать, — рассказывают Вадим и Евгения. — Здесь ты чувствуешь время и никто тобой не управляет (в отличие от мегаполиса, где это делает сам город). В Москве вообще очень сложно что-то создавать: разве что продавать и развлекаться. В небольших городах есть потенциал, тем более, что промыслов в России сегодня ничтожно мало. Мы же готовы собственным примером показывать, что жизнь вокруг себя можно изменить».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Похожие статьи
Портреты
Портрет PRO: Интерьерный фотограф Дина Александрова
Автор: Евгения Назарова
Кто тот человек, чьи съемки вы часто видите на Хаузз
Читать
Портреты
Портрет PRO: Интерьерный фотограф Ольга Шангина-Лестерлен
Автор: Евгения Назарова
Немного о внутренней кухне интерьерных съёмок
Читать
Новый год
Есть такая профессия: Выращивать новогодние ёлки
Автор: Victoria Harrison
Задавались когда-нибудь вопросом, как вырастает новогодняя ёлка, когда её лучше покупать и как сохранить подольше?
Читать
Микротренды
Maison&Objet 2018: Шесть восходящих звезд итальянского дизайна
Автор: Leonora Sartori
По версии главной французской выставки декора
Читать
Статьи об аксессуарах
Портрет: Ева Цайзель и ее сервиз для ИФЗ
Автор: Екатерина Кулиничева
Удивительная судьба известного дизайнера, продолжавшего работать в возрасте за сто лет
Читать
Новый год
Портрет: Как деревянные ангелы Wendt & Kühn обретают крылья
Автор: Nicola Enderle
Репортаж с фабрики, где делают знаменитые деревянные фигурки для новогоднего декора
Читать
Новый год
Портрет: Paper Design — «бумажная» архитектура для интерьеров
Автор: Евгения Назарова
Мебель, потолочные конструкции и даже ёлки. Все из материала, который не отличить от бумаги
Читать
Самое популярное
Портрет: Платформа Artclever, где учат визуальным искусствам
Автор: Евгения Назарова
Можно ли изучать дизайн или архитектуру по видео?
Читать
Статьи об аксессуарах
Портрет: Императорский фарфоровый завод
Автор: Екатерина Кулиничева
Нестареющая классика и технологические эксперименты на старейшем фарфоровом производстве России
Читать
Как же все любят покритиковать :) Я была недавно в Суздале и видела эту керамику - еле сдержалась от покупки полной коллекции! То, что делают Вадим и Евгения, вызывает восхищение. Ведь они и городу помогают, и традиции поддерживают. И не китча ради, а по зову сердца. Евгения, насколько я знаю из статей многолетней давности, давно уже увлекается керамикой. Ведь прекрасно, когда хобби перерастает в серьёзный проект?) Кто бы из нас этого не хотел?) И как много мы знаем состоятельных семей, которые не просто праздно наслаждаются бытием, а стараются поддерживать народные традиции?) Мне лично показалось, что эта керамика создавалась без претензии на какую-то уникальность и эксклюзивность, просто для души. И в ней есть что-то уютное, тёплое, домашнее.
Едва ли стоит "Дымов керамику" сравнивать с Императорским фарфоровым заводом - это совершенно разные производства из совершенно разных материалов для совершенно разных целей.
В общем, не судите строго :) Посетите прекрасный город Суздаль, подержите в руках чернолощеную посуду, почувствуйте, насколько она гармонирует с самобытностью самого города. И вообще, "Дымов керамика" не только про керамику. Здесь и рушники, и расписные деревянные корыта, и изразцовая плитка, и многое-многое другое.
Лично у меня проект Вадима Дымова и Евгении Зеленской вызвал самые положительные эмоции. Искренне желаю им успехов!
Керамическая плитка тоже произвела очень хорошее впечатление.
Отдельное пожелание от меня - производите, пожалуйста, побольше разнообразных керамических плафонов - это очень красиво, уютно и даже модно сейчас.
Согласен, круто и красивые работы.