Портрет: Павел Брик и мастерская Verstak
Что происходит, когда в руках архитектора оказывается столярная мастерская
Павел Брик — лучший друг многих петербургских предметных дизайнеров. Три года назад Павел переквалифицировался из архитектора в столяра и встал во главе семейного дела. Его мастерская выпускает предметы интерьера по индивидуальным чертежам, берется за масштабные проекты и не боится экспериментов. Результаты можно увидеть не только в частных интерьерах, кафе, магазинах, но и на выставках дизайна в Милане и Стокгольме, а также международных биеннале современного искусства. О том, как все это случилось, Павел рассказал нам в своем производственном цеху.
Путь к мастерской Verstak лежит через территорию завода «Красный треугольник». Закопченный фасад бывшего производственного гиганта, основанного в XIX веке и некогда славного своими галошами, тянется на сотни метров вдоль Обводного канала. Найдя нужный корпус и поднявшись по лестнице, попадаешь в пространство, которое вызывает инстинктивное желание расправить плечи и засучить рукава. 1000 кв.м, станки, материалы, заготовки, ждущие отправки заказчику предметы, — производственные просторы имеют почти торжественный вид.
Мастерская специализируется на работе с деревом, что не исключает использование металла, пластика и других материалов: при необходимости привлекаются проверенные партнеры — соседи. «"Красный треугольник” сегодня — пример того, как маленькие производства поделили между собой огромную фабрику, — рассказывает Павел. — На пятом этаже моего корпуса изготавливают 3D-принтеры и тут же на них печатают. Рядом находятся различные типографии, а также цех, где 50 мастериц шьют сумки и периодически мебельные чехлы для меня. Все мастерские здесь находятся давно: по 5-10 лет».
Павел Брик — столяр во втором поколении, хотя изначально не рассматривал столярное дело в качестве своего основного призвания. Впрочем, как и его отец, который до открытия мастерской был военным. «Классический стартап девяностых: нередко те, кто хотел открыть какой-то бизнес, сначала содержали ларек и таким образом зарабатывали начальный капитал. В истории нашей мастерской тоже такое было», — рассказывает Павел. За время своего существования производство переезжало два раза, пока не разрослось с начальных 300 м до нынешних 1000 м. Сейчас здесь трудятся 10 человек.
Павел учился на архитектора в СПбГАСУ и затем на кафедре интерьера в СПбГХПА имени А. Л. Штиглица. Однако ни одно из этих учебных заведений так и не окончил: работа в архитектурных бюро приносила знания интенсивнее, причем знания действительно нужные.
«Параллельно с архитектурной практикой я чертил для отца проекты предметов. Поступало абстрактное задание: ниша такая-то, надо встроить шкаф. Я не знал о шкафах ровным счетом ничего. Изучал все доступные материалы в книгах и интернете, вникал, рисовал. С производства отвечали: “Что за ерунда? Это же невозможно построить!” И я все бесконечно переделывал. Так и освоил самостоятельно все программы и пропорции классической мебели», — делится Павел.
«Параллельно с архитектурной практикой я чертил для отца проекты предметов. Поступало абстрактное задание: ниша такая-то, надо встроить шкаф. Я не знал о шкафах ровным счетом ничего. Изучал все доступные материалы в книгах и интернете, вникал, рисовал. С производства отвечали: “Что за ерунда? Это же невозможно построить!” И я все бесконечно переделывал. Так и освоил самостоятельно все программы и пропорции классической мебели», — делится Павел.
Ради того, чтобы полноценно влиться в семейное дело, Павлу пришлось покинуть архитектурную деятельность в бюро Rhizome Group, основанном в 2011 году с единомышленниками. «Мой отец, уже немолодой человек, в какой-то момент поставил меня перед выбором: либо ты берешь мастерскую, либо придется ее расформировать», — рассказывает Павел.
При новом руководителе Verstak, как и раньше, изготавливает классические столярные изделия, а также корпусную и каркасную мебель, мебель из массива. Новой главой в истории мастерской стало сотрудничество с предметными дизайнерами и выставочными проектами.
При новом руководителе Verstak, как и раньше, изготавливает классические столярные изделия, а также корпусную и каркасную мебель, мебель из массива. Новой главой в истории мастерской стало сотрудничество с предметными дизайнерами и выставочными проектами.
«Все началось еще в рамках Rhizome Group, где я курировал вопросы по столярке. А потом случился проект IZBA», — продолжает рассказ Павел. Именно из мастерской Verstak в апреле 2014 года отправилась на Миланскую неделю дизайна шкатулка с секретом, разработанная дизайнером Лешей Галкиным для кураторского проекта, в котором восемь российских предметников переосмыслили атрибуты национальной культуры.
«Леша наудачу пришел ко мне, когда выяснилось, что его привычные мастера не успевают. Все получилось в лучшем виде, и я крепко подружился со всеми участниками IZBA, — рассказывает Павел. — Мы не всегда вместе работаем, но, как минимум, общаемся и находимся в едином информационном поле, что меня очень вдохновляет».
Шкатулка, дизайнер: Леша Галкин; фото: Леша Галкин
«Леша наудачу пришел ко мне, когда выяснилось, что его привычные мастера не успевают. Все получилось в лучшем виде, и я крепко подружился со всеми участниками IZBA, — рассказывает Павел. — Мы не всегда вместе работаем, но, как минимум, общаемся и находимся в едином информационном поле, что меня очень вдохновляет».
Шкатулка, дизайнер: Леша Галкин; фото: Леша Галкин
Московский показ проекта TobeUs в 2015 году продолжил список выставок с участием мастерской. По замыслу основателя проекта Маттео Раньи дизайнеры из разных стран создали деревянные машинки в рамках простого технического задания: резка в двух плоскостях из единого бруска. Однако в России все оказалось не так просто.
Gentiluomo, дизайн: Максим Максимов для TobeUs; фото: «Политехнический музей»
Gentiluomo, дизайн: Максим Максимов для TobeUs; фото: «Политехнический музей»
«Куратор выставки Катерина Копытина сразила меня секретным оружием в виде фразы: “Никто не может, надежда только на тебя”. Выяснилось, что нужного размера брусок итальянского кедра здесь просто не найти. Мы предложили взять наше национальное дерево, березу. Идею приняли хорошо, и теперь все новые объекты в коллекции этой путешествующей выставки будут изготавливаться из местных пород», — делится Павел.
Stop Working Bus, дизайн: Form Bureau для TobeUs; фото: «Политехнический музей»
Stop Working Bus, дизайн: Form Bureau для TobeUs; фото: «Политехнический музей»
Осенью того же года начатую IZBA кураторскую серию продолжил проект Naturalist, который вновь собрал команду многообещающих российских предметных дизайнеров — на этот раз изучать роль природы в доме. Для петербургской выставки в Пальмовой оранжерее Таврического сада мастерская Павла Брика изготовила оборудование, специально для инсталляции спроектированное студией Facultative Works.
Экспозиция Naturalist, дизайн стендов: Facultative Works; фото: Леша Галкин
Экспозиция Naturalist, дизайн стендов: Facultative Works; фото: Леша Галкин
На международном показе проекта в Швеции в рамках Stockholm Furniture Fair стендом дело уже не ограничивалось: бюро Plan-S23 и Verstak показали прототип совместно разработанной системы сидения для общественных пространств, с особыми элементами, на которые удобно ставить растения и другие предметы.
Стул V-23, дизайн: Plan-S23 & Verstak; фото: Леша Галкин
Стул V-23, дизайн: Plan-S23 & Verstak; фото: Леша Галкин
«Выставки и музеи — моя слабость, мебель для них я люблю делать больше всего. Но пока единственный музей, который порой позволяет себе такую роскошь — это “Эрмитаж”, причем его современный отдел», — говорит Павел. Летом 2014 года Эрмитаж принимал международную биеннале современного искусства Manifesta.
Мастерская Verstak изготовила для выставки Manifesta 10 разнообразное оборудование: пюпитры, скамейки, полки, экспозиционные стойки, проекционные шкафы, а также реализовала функциональные предметы обстановки Образовательного пространства в Главном штабе по проекту бюро Rhizome Group.
Образовательное пространство Manifesta 10, дизайн: Rhizome Group; фото: Алиса Гиль
Мастерская Verstak изготовила для выставки Manifesta 10 разнообразное оборудование: пюпитры, скамейки, полки, экспозиционные стойки, проекционные шкафы, а также реализовала функциональные предметы обстановки Образовательного пространства в Главном штабе по проекту бюро Rhizome Group.
Образовательное пространство Manifesta 10, дизайн: Rhizome Group; фото: Алиса Гиль
Благодаря активному сотрудничеству с дизайнерами и архитекторами у Павла сложилась прочная репутация: к нему приходят как к эксперту, человеку с видением. Информация о мастерской Verstak передается от дизайнера к дизайнеру, теория «трех рукопожатий» в профессиональном сообществе Петербурга работает стабильно.
Образовательное пространство Manifesta 10, дизайн: Rhizome Group; фото: Алиса Гиль
Образовательное пространство Manifesta 10, дизайн: Rhizome Group; фото: Алиса Гиль
«Я не выкладываю в Instagram мебель, сделанную для клиента. Каждый день из мастерской выходит готовый продукт, начиная от плинтусов и заканчивая огромными шкафами, и каждый предмет, по сути, мой ребенок. Показывать все это — очень эмоционально затратно. Изготовление мебели по индивидуальным заказам требует времени и сил, а также очень доверительных отношений, — делится Павел. — Я предпочитаю, когда ко мне приходят с уже готовыми чертежами и пониманием, как вещь должна выглядеть. Лучше всего я чувствую себя в цеху, курируя производство и оптимизируя процессы».
В качестве следующего этапа Павел планирует запустить на базе мастерской серийное изготовление предметов дизайна. «Моя марка будет развиваться постепенно и локально, с расчетом прежде всего на собственные возможности. По соотношению цены и качества пока не придумано ничего лучше, чем столешница из дуба. Так почему бы не производить столы в моей мастерской? — говорит Павел. — Однако я не хочу зацикливаться на дереве, буду задействовать и другие материалы по мере функциональной потребности. Хорошо, что вокруг меня есть ряд мастеров, с которыми можно качественно изготавливать серийный продукт».