Портрет: Императорский фарфоровый завод
Нестареющая классика и технологические эксперименты на старейшем фарфоровом производстве России
Екатерина Кулиничева
24 октября, 2017
Постоянный автор HouzzRu, историк искусства, журналист, блогер. Закончила Российский университет дружбы народов, Московскую государственную художественно-промышленную академию им.С.Г.Строганова (Строгановку), РГГУ. Основные профессиональные интересы: декоративно-прикладное искусство. дизайн, мода, кино, спорт.
Постоянный автор HouzzRu, историк искусства, журналист, блогер. Закончила Российский... Еще
Предметы Императорского фарфорового завода, который часто по привычке называют советским именем ЛФЗ (тогда первым было слово «Ленинградский»), — это не только музейно-историческая, но и очень личная история многих из нас. Рядом с нами, если повезло, живут родительские чайные пары или сервизы с узнаваемым клеймом, сказочные бабушкины чернильницы (поднимите руку, у кого сохранились мишки-сладкоежки у пенька), очаровательные фарфоровые зверушки: белочки, собачки, медведи. Мы напросились в гости на знаменитое предприятие, чтобы узнать, чем живет ИФЗ сегодня.
Рождение вещей
ИФЗ всегда было предприятием с сильной авторской школой росписи и формы. И здесь до сих пор выпускают и массовые серии предметов, и штучные авторские вещи. Чтобы новый проект попал в серийное производство, он должен получить добро от большого количества самых разных специалистов.
Главный художник ИФЗ Нелли Петрова: «Есть комитеты: ассортиментный, коммерческий, технологический. Например, на технологическом специалисты-технологи смотрят, можно ли будет производить вещь в серийном варианте. В серийное производство уходит очень мало разработок художников. Серийное освоение вещи требует времени, поскольку в этом задействовано большое количество людей».
Но разработки, которые в серию не пошли, как правило, не пропадают. Большие вещи остаются в фонде предприятия для выставок, что-то покупают коллекционеры.
ИФЗ всегда было предприятием с сильной авторской школой росписи и формы. И здесь до сих пор выпускают и массовые серии предметов, и штучные авторские вещи. Чтобы новый проект попал в серийное производство, он должен получить добро от большого количества самых разных специалистов.
Главный художник ИФЗ Нелли Петрова: «Есть комитеты: ассортиментный, коммерческий, технологический. Например, на технологическом специалисты-технологи смотрят, можно ли будет производить вещь в серийном варианте. В серийное производство уходит очень мало разработок художников. Серийное освоение вещи требует времени, поскольку в этом задействовано большое количество людей».
Но разработки, которые в серию не пошли, как правило, не пропадают. Большие вещи остаются в фонде предприятия для выставок, что-то покупают коллекционеры.
На фото: главный художник ИФЗ Нелли Петрова
Очень приятная для любителей настоящего фарфора особенность ассортимента ИФЗ: здесь можно найти не только современные формы, но повторения раритетных изделий из музейной коллекции. Исторические образцы восстанавливают по запросам коллекционеров. Но вернуть вещи в производство бывает совсем непросто, особенно когда не сохранились оригинальные формы для отливки.
Нелли Петрова: «Это технологический момент: при обжиге фарфор, как известно, дает усадку. Поэтому нужно сначала восстановить, каким было изделие до обжига. Иногда исторические вещи сканируют лазером, затем модель вручную дорабатывает скульптор, потом модельщик. С чем-то можно и не угадать. Но даже в случае успеха все равно появляется какая-то новизна, например, в росписи. Иногда смотришь и понимаешь, что сегодня пишут жестче, чем раньше, у старых мастеров был более мягкий почерк».
Нелли Петрова: «Это технологический момент: при обжиге фарфор, как известно, дает усадку. Поэтому нужно сначала восстановить, каким было изделие до обжига. Иногда исторические вещи сканируют лазером, затем модель вручную дорабатывает скульптор, потом модельщик. С чем-то можно и не угадать. Но даже в случае успеха все равно появляется какая-то новизна, например, в росписи. Иногда смотришь и понимаешь, что сегодня пишут жестче, чем раньше, у старых мастеров был более мягкий почерк».
На фото: статуэтка Анны Ахматовой — пример вещи, восстановленной для производства по музейному образцу. В любви к ней признавалась в интервью певица Земфира, у которой такая статуэтка стоит (или стояла в то время) на пианино. Оригинал скульптуры, выполненный Натальей и Еленой Данько, хранится в коллекции Государственного Эрмитажа
На фото: фигуры без росписи из серии «Народности России», история которой началась в начале XX века
На фото: на примере этой скульптуры видно, как изменяется размер фарфорового изделия после обжига. Усадка составляет около 14% объема
На фото: формы для отливки. Даже самая небольшая скульптура требует формы, состоящей из трех и более частей
На фото: составные части фарфоровой массы. Технология изготовления фарфора за прошедшие столетия принципиально не изменилась
На фото: через некоторое время после того, как жидкую массу залили в форму, нужно слить остатки
На фото: покрытие предмета глазурью. Благодаря ей фарфор приобретает красивую поверхность с глянцевым блеском. Неглазурованный фарфор, из которого чаще всего делают скульптуры, называется бисквитом
На фото: печь для обжига фарфора
Ручная работа
На ИФЗ до сих пор велика доля ручного, а не механизированного труда. Задумывались ли вы когда-нибудь, как появилась на свет, например, ваша кофейная чашка?
Изящные ручки и носики замысловатых форм сначала отрисовывают на бумаге. Затем лепят модель из пластилина. Когда нужные пропорции и объемы найдены, вещь отдают модельщику, который переводит ее в гипс. С гипсовой модели снимают форму для отливки.
На ИФЗ до сих пор велика доля ручного, а не механизированного труда. Задумывались ли вы когда-нибудь, как появилась на свет, например, ваша кофейная чашка?
Изящные ручки и носики замысловатых форм сначала отрисовывают на бумаге. Затем лепят модель из пластилина. Когда нужные пропорции и объемы найдены, вещь отдают модельщику, который переводит ее в гипс. С гипсовой модели снимают форму для отливки.
На фото: так с помощью пластилина подбирают форму и размер для детали-птички
На фото: так выглядит пластилиновая модель будущей фарфоровой скульптуры. Понять, зачем здесь тележка, несложно — произведение искусства в пластилине довольно тяжелое
Работа над скульптурой обычно длится от двух недель и дольше. В случае с посудой и фарфоровой игрушкой каждая часть предмета отливается отдельно, затем все детали склеиваются еще в сыром состоянии.
На фото: скульптор дорабатывает мелкие детали изделия
Когда предмет готов, для росписи он попадает к живописцам — так на заводе называются специалисты, тиражирующие придуманный художниками декор. Любопытная деталь: сегодня художники и живописцы на заводе в основном женщины, хотя раньше эти позиции занимали преимущественно мужчины.
На фото: образцы, демонстрирующие, как краски по фарфору будут выглядеть после обжига. Многие из них существенно изменяют цвета, поэтому необходимо ориентироваться только на такую палитру
Кобальтовая сетка
Пример популярного дизайна с историей — знаменитая «кобальтовая сетка». Посуду с этим рисунком можно встретить и во многих российских домах, и на страничках популярных иностранных блогеров в Инстаграме. «Сетка» даже становилась объектом подделок недобросовестных китайских производителей: не самая приятная ситуация для предприятия, но, как ни крути, это тоже своего рода признание. С появлением «кобальтовой сетки» связано много красивых легенд. Рисунок сравнивают и с потрескавшимся льдом на Неве, и с окнами блокадного Ленинграда. Понять, почему эти поэтичные версии так популярны у публики, нетрудно. А спорить о том, какая из версий ближе к истине, можно бесконечно.
На самом предприятии, слыша об этих мифах, улыбаются и напоминают, что сетка — один из самых древних мотивов в культуре вообще. В коллекции музея ИФЗ есть сервиз императрицы Елизаветы Петровны с розовой сеткой, которая, как считается, могла послужить одним из прообразов «кобальтовой сетки». Ее автор, художница Анна Яцкевич, хотела создать свой, современный вариант этого мотива, так что появлению всем известного рисунка предшествовал период творческих поисков и экспериментов с размерами и деталями.
Пример популярного дизайна с историей — знаменитая «кобальтовая сетка». Посуду с этим рисунком можно встретить и во многих российских домах, и на страничках популярных иностранных блогеров в Инстаграме. «Сетка» даже становилась объектом подделок недобросовестных китайских производителей: не самая приятная ситуация для предприятия, но, как ни крути, это тоже своего рода признание. С появлением «кобальтовой сетки» связано много красивых легенд. Рисунок сравнивают и с потрескавшимся льдом на Неве, и с окнами блокадного Ленинграда. Понять, почему эти поэтичные версии так популярны у публики, нетрудно. А спорить о том, какая из версий ближе к истине, можно бесконечно.
На самом предприятии, слыша об этих мифах, улыбаются и напоминают, что сетка — один из самых древних мотивов в культуре вообще. В коллекции музея ИФЗ есть сервиз императрицы Елизаветы Петровны с розовой сеткой, которая, как считается, могла послужить одним из прообразов «кобальтовой сетки». Ее автор, художница Анна Яцкевич, хотела создать свой, современный вариант этого мотива, так что появлению всем известного рисунка предшествовал период творческих поисков и экспериментов с размерами и деталями.
Сначала на предприятии выпускали только чайный сервиз с таким декором. В свое время он получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. Сегодня знаменитая сетка украшает самые разные предметы, а помимо кобальтового существуют еще розовый и золотой варианты.
Нелли Петрова: «В XXI веке кобальтовая сетка стала очень востребована. Этот рисунок распространился на все формы, и вначале это даже немного пугало. Ведь нужно было сделать так, чтобы рисунок не «распадался». Например, в старом чайном сервизе обязательно было кобальтовое пятно, которое «собирало» весь рисунок — ручки или носики».
Нелли Петрова: «В XXI веке кобальтовая сетка стала очень востребована. Этот рисунок распространился на все формы, и вначале это даже немного пугало. Ведь нужно было сделать так, чтобы рисунок не «распадался». Например, в старом чайном сервизе обязательно было кобальтовое пятно, которое «собирало» весь рисунок — ручки или носики».
На фото: вариант популярного мотива — кобальтовая клетка
Сначала рисунок наносили на изделия вручную: с помощью угольного порошка и специальной кальки с проколотыми дырочками намечали место его расположения, а затем живописцы по намеченному рисунку работали с краской.
Потом технологию усовершенствовали, добавив специальные желобки в форму для отливки. Сейчас кобальтовую сетку, как и многие другие рисунки, делают не только ручной росписью, но и в технике деколи — переводной картинки, напечатанной на специальной бумаге красками для керамики. При обжиге бумага выгорает, а краска остается на поверхности предмета, спекаясь с глазурью. Метод деколи существенно ускоряет процесс и позволяет достаточно быстро изготовить нужное количество предметов. Вручную быстро сделать столько тарелок и чашек, сколько необходимо, невозможно.
Сначала рисунок наносили на изделия вручную: с помощью угольного порошка и специальной кальки с проколотыми дырочками намечали место его расположения, а затем живописцы по намеченному рисунку работали с краской.
Потом технологию усовершенствовали, добавив специальные желобки в форму для отливки. Сейчас кобальтовую сетку, как и многие другие рисунки, делают не только ручной росписью, но и в технике деколи — переводной картинки, напечатанной на специальной бумаге красками для керамики. При обжиге бумага выгорает, а краска остается на поверхности предмета, спекаясь с глазурью. Метод деколи существенно ускоряет процесс и позволяет достаточно быстро изготовить нужное количество предметов. Вручную быстро сделать столько тарелок и чашек, сколько необходимо, невозможно.
На фото: так выглядит кобальтовая сетка, которую наносят методом деколи, до обжига. Желтый фон — это специальная бумага, которая сгорит в процессе обжига
Фото предоставлено пресс-службой ИФЗ
Воплощение эскизов Малевича
В числе самых сложных исторических вещей, которые до сих пор делают на ИФЗ — супрематический чайник и «получашка», сделанные по рисункам Казимира Малевича. Знаменитый художник придумал эффектные формы, а специалисты завода смогли воплотить их в жизнь.
Нелли Петрова: «Предметы по сравнению с рисунком выглядят немного иначе. Фарфор не терпит острых углов — он начинает трескаться. Самый первый чайник получился кривым-хромым и с трещинами, потому что это очень сложная в производстве вещь. Чтобы получить идеальный экземпляр, нужно потратить много материала, а также времени и сил. Но по замыслу это гениальный чайник, его ничем не испортишь».
С «получашкой», изделием меньшего объема, сложностей меньше. Но процент брака при производстве подобных вещей намного выше, чем в случае с обычной посудой. На заводе до сих пор действует очень строгий ОТК. Изделие с уникальной авторской росписью коллекционеры готовы покупать даже с дефектами, но контролеры все равно остаются непреклонны.
Воплощение эскизов Малевича
В числе самых сложных исторических вещей, которые до сих пор делают на ИФЗ — супрематический чайник и «получашка», сделанные по рисункам Казимира Малевича. Знаменитый художник придумал эффектные формы, а специалисты завода смогли воплотить их в жизнь.
Нелли Петрова: «Предметы по сравнению с рисунком выглядят немного иначе. Фарфор не терпит острых углов — он начинает трескаться. Самый первый чайник получился кривым-хромым и с трещинами, потому что это очень сложная в производстве вещь. Чтобы получить идеальный экземпляр, нужно потратить много материала, а также времени и сил. Но по замыслу это гениальный чайник, его ничем не испортишь».
С «получашкой», изделием меньшего объема, сложностей меньше. Но процент брака при производстве подобных вещей намного выше, чем в случае с обычной посудой. На заводе до сих пор действует очень строгий ОТК. Изделие с уникальной авторской росписью коллекционеры готовы покупать даже с дефектами, но контролеры все равно остаются непреклонны.
На фото: бюст Виктора Цоя рядом с чайником по эскизу Малевича. Эксперимент одного из художников ИФЗ существует пока в единственном экземпляре
Тематические коллекции
Еще одна отличительная черта ИФЗ — большое количество современных тематических коллекций. С этим форматом завод начал экспериментировать еще до того, как модное слово «коллаборация» стало одним из главных в современной культуре производства. Среди «соавторов» завода не только художники, но и музыканты и писатели. Например, сервиз «Аида», названный в честь знаменитой оперы Джузеппе Верди, был выпущен совместно со звездой оперной сцены Анной Нетребко. Как рассказывают на предприятии, знаменитая певица сама участвовала в разработке эскизов росписи.
В числе недавних «литературных» пополнений — коллекции, посвященные «Маленькому принцу», циклу детективов Бориса Акунина про Эраста Фандорина и творчеству Сергея Довлатова.
Еще одна отличительная черта ИФЗ — большое количество современных тематических коллекций. С этим форматом завод начал экспериментировать еще до того, как модное слово «коллаборация» стало одним из главных в современной культуре производства. Среди «соавторов» завода не только художники, но и музыканты и писатели. Например, сервиз «Аида», названный в честь знаменитой оперы Джузеппе Верди, был выпущен совместно со звездой оперной сцены Анной Нетребко. Как рассказывают на предприятии, знаменитая певица сама участвовала в разработке эскизов росписи.
В числе недавних «литературных» пополнений — коллекции, посвященные «Маленькому принцу», циклу детективов Бориса Акунина про Эраста Фандорина и творчеству Сергея Довлатова.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Расскажите нам, какие изделия ЛФЗ или ИФЗ есть в вашей домашней коллекции. Возможно, с ними связаны какие-то семейные истории или секреты — поделитесь с нами в комментариях.
Расскажите нам, какие изделия ЛФЗ или ИФЗ есть в вашей домашней коллекции. Возможно, с ними связаны какие-то семейные истории или секреты — поделитесь с нами в комментариях.
Похожие статьи
Портреты
Портрет PRO: Интерьерный фотограф Дина Александрова
Автор: Евгения Назарова
Кто тот человек, чьи съемки вы часто видите на Хаузз
Читать
Портреты
Портрет PRO: Интерьерный фотограф Ольга Шангина-Лестерлен
Автор: Евгения Назарова
Немного о внутренней кухне интерьерных съёмок
Читать
Новый год
Есть такая профессия: Выращивать новогодние ёлки
Автор: Victoria Harrison
Задавались когда-нибудь вопросом, как вырастает новогодняя ёлка, когда её лучше покупать и как сохранить подольше?
Читать
Микротренды
Maison&Objet 2018: Шесть восходящих звезд итальянского дизайна
Автор: Leonora Sartori
По версии главной французской выставки декора
Читать
Статьи об аксессуарах
Портрет: Ева Цайзель и ее сервиз для ИФЗ
Автор: Екатерина Кулиничева
Удивительная судьба известного дизайнера, продолжавшего работать в возрасте за сто лет
Читать
Новый год
Портрет: Как деревянные ангелы Wendt & Kühn обретают крылья
Автор: Nicola Enderle
Репортаж с фабрики, где делают знаменитые деревянные фигурки для новогоднего декора
Читать
Новый год
Портрет: Paper Design — «бумажная» архитектура для интерьеров
Автор: Евгения Назарова
Мебель, потолочные конструкции и даже ёлки. Все из материала, который не отличить от бумаги
Читать
Самое популярное
Портрет: Платформа Artclever, где учат визуальным искусствам
Автор: Евгения Назарова
Можно ли изучать дизайн или архитектуру по видео?
Читать
Очень жаль. ИФЗ заслуживает бережного отношения и пиетета
Больше посматриваю на фигурки животных , буквально восхитила большая сова , а вот бульдог страшный донельзя . Не боксер , а большой английский бульдог . Прекрасное исполнение , и уродливая модель , как же так можно , такая знаковая порода и вдруг совершенно уродливый экземпляр. Кому он будет нужен такой страшный? Он даже прообразу 50х годов не соответствует, что интересно . Этот гораздо приличнее того что я видела летом. https://raritet-nsk.ru/skulptura-buldog-lfz-1950-e-gody