Знай наших: Виталий Жуйков с «бразильской» коллекцией
Евгения Назарова
8 декабря, 2018
Постоянный автор Houzz, интерьерный журналист
Считается, что в России бум столярного мастерства. Но по факту многие имена мы слышим один раз — когда автор «выстреливает» первой коллекцией. Она же зачастую оказывается последней: мебельный дизайн трудно продвигать, и почти невозможно объяснить покупателю, почему «наше, отечественное» стоит так дорого. Большинство мастерских со временем просто начинают работать на заказ, а продолжают придумывать — единицы. В их числе Виталий Жуйков, Владислав Рожнёв и Тимофей Ломаев из столярной мастерской PIPUU: вместе они выпустили коллекцию Por Favor, в которую вошли предметы, спроектированные и изготовленные с нуля. Специально для Houzz Виталий и Владислав рассказали, как российского дизайнера может вдохновить бразильский модернизм и почему генерировать идеи лучше на производстве.
Из глянца в гараж
Карьера Виталия Жуйкова в сфере интерьерного дизайна началась с глянцевых журналов: проработав несколько лет в должности арт-директора нишевых изданий, Виталий заскучал и понял, что его тянет работать руками. Логичным шагом стала учёба в «Британке» на курсе промышленного дизайна. Но образование — только начало пути: дальше нужно было либо идти за столярным опытом на производство, либо делать собственную линейку мебели. Первый вариант Виталия не привлекал, на второй не было стартового капитала. Так из ограничений родилась авторская концепция: Виталий начал «апгрейдить» винтажную мебель в гараже.
Карьера Виталия Жуйкова в сфере интерьерного дизайна началась с глянцевых журналов: проработав несколько лет в должности арт-директора нишевых изданий, Виталий заскучал и понял, что его тянет работать руками. Логичным шагом стала учёба в «Британке» на курсе промышленного дизайна. Но образование — только начало пути: дальше нужно было либо идти за столярным опытом на производство, либо делать собственную линейку мебели. Первый вариант Виталия не привлекал, на второй не было стартового капитала. Так из ограничений родилась авторская концепция: Виталий начал «апгрейдить» винтажную мебель в гараже.
Мы уже рассказывали об этих экспериментах в рамках отдельной статьи: за старыми стульями «с помойки», которые Виталий перекрасил и дополнил оргстеклом, последовали более габаритные предметы. Затем появилась линейка UТВАРЬ — мебель, которую Виталий делал уже сам, но тоже с применением старых материалов. «Пройти весь процесс создания мебели в одиночку и с нуля — бесценный опыт. И для меня был особенно важен вопрос этики: люди часто выбрасывают хорошие вещи, я же дарил им вторую жизнь», — говорит Виталий.
Комод в честь бразильского модернизма
Новая коллекция Por Favor — уже другая история: это полноценный сет, пять предметов мебели, очертания которых отсылают к бразильскому модернизму. Отсюда и романское название, и характерные для середины прошлого века штрихи — например, изящные ножки при «основательном» корпусе.
Направление мысли подсказал сам рынок: хорошо зная бренды и отслеживая новые коллекции, Виталий понял, что заказчики начинают уставать от «лофтовой» грубо обработанной древесины и слэбов с живым краем. Вырисовывался курс на ретростиль — модерн середины прошлого века. И Виталий сделал ставку на его экзотическую — бразильскую — интерпретацию.
Новая коллекция Por Favor — уже другая история: это полноценный сет, пять предметов мебели, очертания которых отсылают к бразильскому модернизму. Отсюда и романское название, и характерные для середины прошлого века штрихи — например, изящные ножки при «основательном» корпусе.
Направление мысли подсказал сам рынок: хорошо зная бренды и отслеживая новые коллекции, Виталий понял, что заказчики начинают уставать от «лофтовой» грубо обработанной древесины и слэбов с живым краем. Вырисовывался курс на ретростиль — модерн середины прошлого века. И Виталий сделал ставку на его экзотическую — бразильскую — интерпретацию.
На самом деле, бразильский мебельный дизайн известен далеко за пределами страны — вспомнить хотя бы работы Оскара Нимейера. Это вневременная классика: в небольших пропорциях такие объекты до сих пор вписываются в любой интерьер. Создавая мебель, бразильские дизайнеры использовали родное южноамериканское дерево — темное и текстурное, с заглаженными линиями. Виталий же решил экспериментировать с давно знакомой и любимой старой древесиной.
«У моего знакомого нашёлся дуб в досках: он лежал без дела 16 лет! Для обычного мебельного производства эта пожившая древесина с сучками — брак, а для меня — ещё один реверанс в сторону этичного потребления. К дубовым доскам мы добавили древесину ореха: из неё делали детали и ножки, хватило как раз на пять предметов. Готовую коллекцию представили на прошлогодней выставке Wood Works» — рассказывает Владислав Рожнёв
«У моего знакомого нашёлся дуб в досках: он лежал без дела 16 лет! Для обычного мебельного производства эта пожившая древесина с сучками — брак, а для меня — ещё один реверанс в сторону этичного потребления. К дубовым доскам мы добавили древесину ореха: из неё делали детали и ножки, хватило как раз на пять предметов. Готовую коллекцию представили на прошлогодней выставке Wood Works» — рассказывает Владислав Рожнёв
Чтобы тиражировать мебель, состаренной древесины не хватило, поэтому следующие предметы выпускали уже из других досок. Сейчас предметы воспроизводят в соответствии с опытными образцами, но уже из ильма. А Виталий уверяет, что команда готова повторить их в любом массиве на выбор заказчика.
На фото: Виталий Жуйков, Владислав Рожнёв и Тимофей Ломаев
Москва — Ижевск
Своим появлением коллекция Por Favor обязана ижевской мастерской PIPUU и конкретно Владиславу Рожнёву и Тимофею Ломаеву. Креативную составляющую от Виталия Жуйкова сразу «проверяли боем» на производстве: такой алгоритм позволял быстро корректировать замысел, если отдельные идеи оказывались слишком сложными в воплощении. Получился правильный тандем: когда дизайнер и производственник работают «в одной упряжке», первый сразу соотносит замысел с реальностью, а второй «питается» авторским чувством вкуса.
Москва — Ижевск
Своим появлением коллекция Por Favor обязана ижевской мастерской PIPUU и конкретно Владиславу Рожнёву и Тимофею Ломаеву. Креативную составляющую от Виталия Жуйкова сразу «проверяли боем» на производстве: такой алгоритм позволял быстро корректировать замысел, если отдельные идеи оказывались слишком сложными в воплощении. Получился правильный тандем: когда дизайнер и производственник работают «в одной упряжке», первый сразу соотносит замысел с реальностью, а второй «питается» авторским чувством вкуса.
PIPUU — столярная мастерская из Ижевска с пятнадцатилетней историей. Все эти годы команда создавала эксклюзивную мебель из массива. Но чем дальше, тем сложнее становилось находить заказы в провинции. Коллаборация с Виталием Жуйковым стала для PIPUU выходом из тупика: совместная коллекция открыла для ижевской команды не только московский, но и международный рынок.
«Нас свёл общий знакомый, и мы даже сделали совместный проект, — вспоминает Владислав. — Заказчик в последний момент передумал, но у нас уже завязалось сотрудничество».
«Когда Влад впервые привёз меня на производство, у меня загорелись глаза, — добавляет Виталий Жуйков. — Все идеи рождались или как минимум оформлялись здесь: когда работаешь на производстве, видишь все недостатки своего замысла сразу. Сразу же можно и решать проблемы. Тем более что Влад — настоящий монстр в этом деле, он справляется даже с тем, что почти невозможно воплотить в жизнь».
«Когда Влад впервые привёз меня на производство, у меня загорелись глаза, — добавляет Виталий Жуйков. — Все идеи рождались или как минимум оформлялись здесь: когда работаешь на производстве, видишь все недостатки своего замысла сразу. Сразу же можно и решать проблемы. Тем более что Влад — настоящий монстр в этом деле, он справляется даже с тем, что почти невозможно воплотить в жизнь».
Смотреть и трогать
Новая коллекция Виталия Жуйкова и PIPUU очень тактильная, выпуклая, причём в конструкции предметов прямых углов. Дьявол, как обычно, кроется в деталях: безупречно обработанных выемках, которые заменяют ящикам ручки, элементах с разнонаправленными волокнами древесины, изящных ножках, будто выставленных вперёд в реверансе. За каждой деталью стоит кропотливый, многомесячный ручной труд: «Я знаю, что многие плюнули бы и сделали по-другому, но для нас были очень важны технологические находки. Доходило до того, что рабочие, встречая меня в мастерской, тяжело вздыхали: опять Жуйков идеи принёс!» — вспоминает Виталий.
Новая коллекция Виталия Жуйкова и PIPUU очень тактильная, выпуклая, причём в конструкции предметов прямых углов. Дьявол, как обычно, кроется в деталях: безупречно обработанных выемках, которые заменяют ящикам ручки, элементах с разнонаправленными волокнами древесины, изящных ножках, будто выставленных вперёд в реверансе. За каждой деталью стоит кропотливый, многомесячный ручной труд: «Я знаю, что многие плюнули бы и сделали по-другому, но для нас были очень важны технологические находки. Доходило до того, что рабочие, встречая меня в мастерской, тяжело вздыхали: опять Жуйков идеи принёс!» — вспоминает Виталий.
Основу коллекции составляют выдвижные ящики с круглыми отверстиями посередине: они универсальны и могут встраиваться как в комод, так и в консоль. «Мне всегда нравилась история с коллекционированием, а эти ящики напоминают библиотечный архив и позволяют сколько угодно играть с количеством модулей. Использовать их можно для чего угодно: хранить хоть бутылки вина, хоть носки», — поясняет Виталий.
Кстати, именно на эти ящики больше всего обращают внимание посетители выставок: создатели давно заметили, что людям нравится прикасаться к мебели Por Favor. Чтобы усилить тактильные ощущения, отверстия «доводят» вручную: добиться таких характеристик фрезой невозможно.
Кстати, именно на эти ящики больше всего обращают внимание посетители выставок: создатели давно заметили, что людям нравится прикасаться к мебели Por Favor. Чтобы усилить тактильные ощущения, отверстия «доводят» вручную: добиться таких характеристик фрезой невозможно.
Вставки на углах выполнены из ореха, причём волокна не только отличаются по тону, но и расположены в другом направлении относительно корпуса. Это сложно реализовать технически, так как дерево разных пород ведёт себя по-разному. Вдоль, как правило, усыхает меньше, чем поперек. Зная о том, что вставки могут со временем выдвигаться, авторы проделали большую предварительную работу: специальным образом просушили древесину.
Особая история — дизайн ножек: место соединения оформлено не под прямым углом. Чтобы сделать эстетичный стык, пришлось создать прибор, который фрезерует именно так. «Эти ножки фирменные, — поясняет Виталий, — они присутствуют на всех наших объектах».
Особая история — дизайн ножек: место соединения оформлено не под прямым углом. Чтобы сделать эстетичный стык, пришлось создать прибор, который фрезерует именно так. «Эти ножки фирменные, — поясняет Виталий, — они присутствуют на всех наших объектах».
На фестивале «АРХ Москва» столик из коллекции Por Favor вошёл в десятку лучших предметов по версии жюри. «Наверное, дело в том, что мы делаем качественный реверанс к 50-м, но не в виде реплик, а через оригинальный дизайн. Некоторые даже советуют ехать выставляться в Милан: уровень качества, который мы держим, вполне европейский», — резюмирует Виталий Жуйков.
Похожие статьи
Портреты
Портрет PRO: Интерьерный фотограф Дина Александрова
Автор: Евгения Назарова
Кто тот человек, чьи съемки вы часто видите на Хаузз
Читать
Портреты
Портрет PRO: Интерьерный фотограф Ольга Шангина-Лестерлен
Автор: Евгения Назарова
Немного о внутренней кухне интерьерных съёмок
Читать
Новый год
Есть такая профессия: Выращивать новогодние ёлки
Автор: Victoria Harrison
Задавались когда-нибудь вопросом, как вырастает новогодняя ёлка, когда её лучше покупать и как сохранить подольше?
Читать
Микротренды
Maison&Objet 2018: Шесть восходящих звезд итальянского дизайна
Автор: Leonora Sartori
По версии главной французской выставки декора
Читать
Статьи об аксессуарах
Портрет: Ева Цайзель и ее сервиз для ИФЗ
Автор: Екатерина Кулиничева
Удивительная судьба известного дизайнера, продолжавшего работать в возрасте за сто лет
Читать
Новый год
Портрет: Как деревянные ангелы Wendt & Kühn обретают крылья
Автор: Nicola Enderle
Репортаж с фабрики, где делают знаменитые деревянные фигурки для новогоднего декора
Читать
Новый год
Портрет: Paper Design — «бумажная» архитектура для интерьеров
Автор: Евгения Назарова
Мебель, потолочные конструкции и даже ёлки. Все из материала, который не отличить от бумаги
Читать
Самое популярное
Портрет: Платформа Artclever, где учат визуальным искусствам
Автор: Евгения Назарова
Можно ли изучать дизайн или архитектуру по видео?
Читать
Статьи об аксессуарах
Портрет: Императорский фарфоровый завод
Автор: Екатерина Кулиничева
Нестареющая классика и технологические эксперименты на старейшем фарфоровом производстве России
Читать
Ifeelgood Население более чем платёжеспособно. Просто оно ещё и прагматично в отношении мебели, а потому не готово переплачивать за творческие метания.
Когда уже достойная мебель станет доступной населению нашей любимой Родины? Так хочется видеть удовлетворенные лица людей на фоне сильных интерьеров.