Портрет: Открытая столярная мастерская «Делай вещь»
Как выпилить комод за шесть занятий, связать эстетику с мастерством и вырастить новое поколение ремесленников
Огромное здание Московской газетной типографии столько десятилетий высится на Красной Пресне, что москвичи со стажем однажды просто перестают его замечать. Газеты сменяются интернет-СМИ, а типография теснится вглубь здания, отдавая площади новым компаниям и производствам. Пожалуй, единственное яркое пятно во всем производственном комплексе — дверь с ярко-желтым треугольником, который легко заметить из любой точки внутреннего двора. Всего три этажа вверх — и мы оказываемся в открытой столярной мастерской «Делай вещь», создатели которой поставили перед собой сложную задачу: вырастить новое поколение мастеров, для которых ручной труд и эстетика предмета — одинаково важные стороны одной медали.
Вас угнетает однообразие форм и фактур, а мысль о поездке в сетевой мебельный магазин кажется преступлением против индивидуальности? Или вдруг потянуло работать руками, хотя полжизни прошло в офисе, где ослабить гастук — уже маленький бунт в коллективе? Эти симптомы знакомы многим, и общественный запрос, который буквально висел в воздухе, наконец обрел воплощение в лице команды «Делай вещь».
На фото: главный мастер Вячеслав Швайков, координатор образовательных программ Анна Пак и креативный директор Сергей Царев
Мастера обещают: после шести занятий базового столярного курса вы увезете домой небольшой комод или шкафчик, даже если до этого ни разу не держали в руках инструменты. Современные технологии обработки дерева стирают границу между создателем и потребителем. Вы становитесь дизайнером, мастером и заказчиком в одном лице, а простые техники превращают столярное производство в игру.
Мастера обещают: после шести занятий базового столярного курса вы увезете домой небольшой комод или шкафчик, даже если до этого ни разу не держали в руках инструменты. Современные технологии обработки дерева стирают границу между создателем и потребителем. Вы становитесь дизайнером, мастером и заказчиком в одном лице, а простые техники превращают столярное производство в игру.
«Открытая мастерская “Делай вещь” выросла из другого проекта — “DIY-Академии”, которую мы создавали по заказу Bosch, — рассказывает креативный директор Сергей Царев. — В то время я занимался развитием общественных пространств, знал законы, по которым существуют площадки, и их аудиторию». Вскоре к проекту присоединился Вячеслав Швайков — по словам Сергея, один из немногих мастеров с профильным образованием реставратора и большим опытом работы в команде.
Вскоре «Академия» стала востребованной мастерской и выставочной площадкой, однако ее участники выросли и из площади помещения, и из формата. Инвесторами нового проекта «Делай вещь» стали друзья основателей. Они же дали мастерской имя, и в прошлом сентябре площадка открылась в здании Московской газетной типографии.
Вскоре «Академия» стала востребованной мастерской и выставочной площадкой, однако ее участники выросли и из площади помещения, и из формата. Инвесторами нового проекта «Делай вещь» стали друзья основателей. Они же дали мастерской имя, и в прошлом сентябре площадка открылась в здании Московской газетной типографии.
«Делай вещь» — это и коворкинг, и образовательные программы, и короткие мастер-классы, и общественное пространство, открытое для профессионалов. Уровень вовлеченности гостя зависит только от его задач: для тех, кто готов плотно заняться столяркой, предусмотрен полумесячный курс «Основы мастерства», для мастеров — коворкинг с инструментами и единомышленниками, а по выходным для заинтересованных москвичей устраивают короткие мастер-классы. Тренд последних лет, знакомый по аббревиатуре DIY (Do it yourself), перерождается в открытой мастерской в DIT (Do it together).
«Нам близок комплексный подход, характерный для школ Баухауза и ВХУТЕМАСа, при котором каждый участник производственного процесса разделяет видение объекта и старается транслировать общие ценности», — отмечает Сергей Царев.
«Нам близок комплексный подход, характерный для школ Баухауза и ВХУТЕМАСа, при котором каждый участник производственного процесса разделяет видение объекта и старается транслировать общие ценности», — отмечает Сергей Царев.
Неслучайно и базовый курс «Основы мастерства» проводят в группах, хотя каждый из 8-10 участников занят индивидуальным проектом. Человек, который никогда не работал с деревом, получает теоретическую базу, помощь мастера, навыки работы с инструментом и учится как на собственных, так и на чужих ошибках. Результат обучения — лаконичный законченный объект, сделанный руками без заготовок. После «Основ мастерства» желающие остаются на стажировку — как правило, это один-два участника из каждой группы.
Для работы над проектами используют только ручные инструменты, ведь они удобны, интересны, относительно просты в управлении и избавляют от необходимости много лет получать цеховые навыки, прежде чем сделать готовую вещь.
По словам Сергея Царева, большую часть учеников обычно составляют девушки: современные технологии устраняют еще и гендерные стереотипы. Согласно статистике, в «Делай вещь» чаще всего приходят сотрудники финансового сектора, второе место занимают программисты, а почетное третье делят рекламщики и дизайнеры.
По словам Сергея Царева, большую часть учеников обычно составляют девушки: современные технологии устраняют еще и гендерные стереотипы. Согласно статистике, в «Делай вещь» чаще всего приходят сотрудники финансового сектора, второе место занимают программисты, а почетное третье делят рекламщики и дизайнеры.
Обычно в качестве первого объекта ученики выбирают системы хранения — они же лидируют по степени востребованности и в дальнейшем. Правда, встречаются и неожиданные идеи: в «Делай вещь» уже родились и огромная кормушка для бульдога, и изголовье из палисандра.
Кстати, в мастерской используют только фанеру и массив. ДСП, ОСП и прочие плиты отсекаются, так как проигрывают в экологичности и эстетике.
Кстати, в мастерской используют только фанеру и массив. ДСП, ОСП и прочие плиты отсекаются, так как проигрывают в экологичности и эстетике.
Стажировка после обучения — одно из важнейших направлений развития мастерской, ведь ее основатели хотят не просто учить желающих выпиливать столики, но и вырастить новое поколение мастеров.
Актуальность запроса сложно подвергать сомнению: мастера старой школы хорошо владеют технологиями, но далеки от культурного контекста. Кроме того, ручной труд еще в советские времена оброс негативными коннотациями: столярное мастерство вряд ли могло заинтересовать человека с высшим образованием. Этот стереотип, по мнению создателей мастерской, нужно стереть — тем более что мастер-классы посещает сплошь интеллигентная публика.
Актуальность запроса сложно подвергать сомнению: мастера старой школы хорошо владеют технологиями, но далеки от культурного контекста. Кроме того, ручной труд еще в советские времена оброс негативными коннотациями: столярное мастерство вряд ли могло заинтересовать человека с высшим образованием. Этот стереотип, по мнению создателей мастерской, нужно стереть — тем более что мастер-классы посещает сплошь интеллигентная публика.
Для мастер-классов одного дня каждый раз выбирают новую идею, и тематику могут ограничивать только возможности материала. За прошедшие месяцы участники мастер-классов расписывали деревянные чаши в японской технике, создавали декоративные панно, состаривали древесину, мастерили наборные абажуры и даже ювелирные украшения из дерева.
Главный «капитал» мастерской — ее сотрудники; многие из них сменили профессию, чтобы посвятить себя столярному производству, или научились совмещать разносторонние интересы. Например, оператор лазерного станка Сергей Латыпов входит в пятерку лучших пилотов тепловых аэростатов в мире и сохраняет первенство в России. Сотрудница мастерской Мария Псурцева с радостью переквалифицировалась в подмастерье из проектного менеджера, а сам Сергей Царев начинал как фотопродюсер в журнале The Rolling Stone.
«У нас мастерская, которая делает мастерские», — резюмирует Сергей Царев, а среди ближайших тактических планов называет создание сети подобных площадок — в идеале они могли бы стать мастерскими шаговой доступности, такими же необходимыми, как магазин или аптека.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Декор: Стили | Цвета | Мебель| Освещение | Аксессуары |Искусство |Тенденции | Идеи декора | DIY | Просто повторить | Портреты
- Портрет: Сергей Семенов и его «прекрасные объекты» Fineоbjects
- Портрет: Фарфоровая ностальгия от мастерской Klimenkoff
- Портрет: WOOD WORKS – 8 мастерских, которые работают с деревом
Декор: Стили | Цвета | Мебель| Освещение | Аксессуары |Искусство |Тенденции | Идеи декора | DIY | Просто повторить | Портреты