Портрет PRO: Интерьерный фотограф Ольга Шангина-Лестерлен
Немного о внутренней кухне интерьерных съёмок
Евгения Назарова
23 февраля, 2022
Постоянный автор Houzz, интерьерный журналист
На Houzz мы много рассказываем о дизайнерах и специалистах по ремонту: берём комментарии, публикуем экспертные советы, делаем репортажи о реализованных проектах. Но во всём этом медийно-дизайнерском процессе всегда есть участник, который остаётся за кадром — это интерьерный фотограф. Именно благодаря ему яркие и удачные проекты попадают в журналы.
Мы хотели бы вернуть фотографам заслуженную славу и рассказать о профи, которые сотрудничают с редакцией Houzz. В первом выпуске — Ольга Шангина-Лестерлен, фотограф с десятилетним опытом и огромным портфолио. Сегодня Ольга не только снимает интерьеры, но и проводит лекции для дизайнеров. А ещё — остаётся человеком невероятного обаяния, с которым всегда приятно работать.
На фото: съёмка проекта для Mardi Interior
Как всё начиналось
Я занимаюсь фотографией уже десять лет. Училась в Британской высшей школе дизайна на рекламного фотографа, причём выбрала это направление интуитивно: мне очень нравился подход нашего преподавателя Ольги Павловой. Она давала абстрактные задания вроде «снимите мне белое», и мы снимали. Такие задачи не только вдохновляли, но и помогали побороть страх перед камерой. Включался какой-то творческий драйв, когда ты ещё не знаешь, что снимешь и к какому результату придёшь, но чувствуешь, что узнаешь о себе что-то новое.
Ещё у Британки большая материально-техническая база, фотостудия, отличная библиотека — я проводила там больше времени, чем предполагал мой учебный план. Была и тёмная комната, в которой мы проявляли плёнки. Недавно нашла дома целую коробку со старыми плёночными фотокамерами и вспомнила, какая же это магия — снимать ради неизвестного результата, чистого искусства, эксперимента. Бывает, что сейчас мне не хватает этой непредсказуемости. Ещё в Британке мне нравилось невероятное окружение — это тоже важный фактор для развития.
Как всё начиналось
Я занимаюсь фотографией уже десять лет. Училась в Британской высшей школе дизайна на рекламного фотографа, причём выбрала это направление интуитивно: мне очень нравился подход нашего преподавателя Ольги Павловой. Она давала абстрактные задания вроде «снимите мне белое», и мы снимали. Такие задачи не только вдохновляли, но и помогали побороть страх перед камерой. Включался какой-то творческий драйв, когда ты ещё не знаешь, что снимешь и к какому результату придёшь, но чувствуешь, что узнаешь о себе что-то новое.
Ещё у Британки большая материально-техническая база, фотостудия, отличная библиотека — я проводила там больше времени, чем предполагал мой учебный план. Была и тёмная комната, в которой мы проявляли плёнки. Недавно нашла дома целую коробку со старыми плёночными фотокамерами и вспомнила, какая же это магия — снимать ради неизвестного результата, чистого искусства, эксперимента. Бывает, что сейчас мне не хватает этой непредсказуемости. Ещё в Британке мне нравилось невероятное окружение — это тоже важный фактор для развития.
Если честно, мне всегда удавались мужские портреты. Но на втором курсе учёбы в моей жизни появилась архитектурная фотография. Несколько предпосылок к этому, конечно, было. Во-первых, я с детства любила интерьеры: всё время старалась заглянуть в окна первых этажей — рассмотреть люстру, картины и цвет стен, представить, какие люди там живут. Во-вторых, я успела прочитать весь архитектурный раздел «Википедии», пока скучала на своей первой офисной работе. В качестве выпускной работы я сделала серию фотографий про Жуковский — мой родной город.
На фото: съёмка проекта для Korneevdesignworkshop
К окончанию Британки у меня было небольшое, но разнообразное портфолио, которое я отправила в несколько журналов. Так мы начали сотрудничать с редакцией «Большого города», а затем «Афиши» и The Village. И в этот момент появилось чувство, что интерьерная фотография выбрала меня сама: в редакциях мне давали исключительно съёмки интерьеров, в основном общественных пространств. Думаю, фоторедакторы чувствовали, что у меня это действительно хорошо получается. Тогда начали выходить мои первые печатные публикации в журнале «Большой город». Это незабываемое чувство, когда держишь в руках напечатанный журнал, в котором два разворота твоих фотографий!
Тогда же стали появляться заказы от дизайнеров. Хорошо помню один из первых проектов — интерьер архитектора Татьяны Бродач. Татьяна потом советовала меня знакомым и друзьям, тоже выпускникам МАРХИ. Так я постепенно переключилась на жилые интерьеры — отлично сделанные и визуально интересные. Как раз в это время в Россию пришёл Houzz, и редактор The Village посоветовала меня в числе первых фотографов для этого портала. Вообще, и Алина (бывший редактор The Village), и сам Houzz стали моими проводниками на старте карьеры интерьерного фотографа — спасибо им большое за это.
К окончанию Британки у меня было небольшое, но разнообразное портфолио, которое я отправила в несколько журналов. Так мы начали сотрудничать с редакцией «Большого города», а затем «Афиши» и The Village. И в этот момент появилось чувство, что интерьерная фотография выбрала меня сама: в редакциях мне давали исключительно съёмки интерьеров, в основном общественных пространств. Думаю, фоторедакторы чувствовали, что у меня это действительно хорошо получается. Тогда начали выходить мои первые печатные публикации в журнале «Большой город». Это незабываемое чувство, когда держишь в руках напечатанный журнал, в котором два разворота твоих фотографий!
Тогда же стали появляться заказы от дизайнеров. Хорошо помню один из первых проектов — интерьер архитектора Татьяны Бродач. Татьяна потом советовала меня знакомым и друзьям, тоже выпускникам МАРХИ. Так я постепенно переключилась на жилые интерьеры — отлично сделанные и визуально интересные. Как раз в это время в Россию пришёл Houzz, и редактор The Village посоветовала меня в числе первых фотографов для этого портала. Вообще, и Алина (бывший редактор The Village), и сам Houzz стали моими проводниками на старте карьеры интерьерного фотографа — спасибо им большое за это.
На фото: съёмка проекта для архитектора Полины Евдокимовой
Как сделать удачные кадры
Базовые навыки, с которыми я начала снимать интерьеры, кажутся очень простыми. Следить, чтобы вертикали были вертикальными, а горизонтали — горизонтальными; снимать не с высоты своего роста, а чуть ниже; работать только со штатива — без этих простых приёмов просто невозможно качественно снять пространство.
С годами к этим навыкам добавились опыт и насмотренность — считаю, что её можно и нужно тренировать, как мышцу. Сейчас я даже не задумываюсь, используя при съёмке объективные законы композиции, а ведь именно они создают равновесие в кадре.
Как сделать удачные кадры
Базовые навыки, с которыми я начала снимать интерьеры, кажутся очень простыми. Следить, чтобы вертикали были вертикальными, а горизонтали — горизонтальными; снимать не с высоты своего роста, а чуть ниже; работать только со штатива — без этих простых приёмов просто невозможно качественно снять пространство.
С годами к этим навыкам добавились опыт и насмотренность — считаю, что её можно и нужно тренировать, как мышцу. Сейчас я даже не задумываюсь, используя при съёмке объективные законы композиции, а ведь именно они создают равновесие в кадре.
На фото: съёмка проекта для Татьяны Красиковой
Что выдаёт плохую съёмку?
В первую очередь, плохие ракурсы и «разваливающаяся» композиция. Интерьер сам диктует ракурс, и понимание этого приходит с опытом. Зачастую вертикальный кадр оказывается более выигрышным, чем горизонтальный. Неудачные кадры портят впечатление об интерьере: моя задача как фотографа — настоять на лучшем варианте кадра. На выходе дизайнер получает 30–40 обработанных фотографий в зависимости от площади объекта и количества деталей. Удачные кадры строятся ещё на этапе съёмки, и все они уходят в обработку: это выгодно и мне, и дизайнеру — так мы не делаем лишнюю работу. Я никогда не снимаю по 200–300 кадров и не подвергаю дизайнера стрессу смотреть фотографии без обработки: для меня важно, чтобы заказчик получил результат «под ключ» и сразу увидел эстетичные отретушированные кадры.
Конечно, интерьер должен снимать только интерьерный фотограф. Когда я была начинающим специалистом, мне пару раз говорили, что снимать пространства — это самое простое, но так может сказать только человек, который никогда не пробовал сфотографировать интерьер.
Что выдаёт плохую съёмку?
В первую очередь, плохие ракурсы и «разваливающаяся» композиция. Интерьер сам диктует ракурс, и понимание этого приходит с опытом. Зачастую вертикальный кадр оказывается более выигрышным, чем горизонтальный. Неудачные кадры портят впечатление об интерьере: моя задача как фотографа — настоять на лучшем варианте кадра. На выходе дизайнер получает 30–40 обработанных фотографий в зависимости от площади объекта и количества деталей. Удачные кадры строятся ещё на этапе съёмки, и все они уходят в обработку: это выгодно и мне, и дизайнеру — так мы не делаем лишнюю работу. Я никогда не снимаю по 200–300 кадров и не подвергаю дизайнера стрессу смотреть фотографии без обработки: для меня важно, чтобы заказчик получил результат «под ключ» и сразу увидел эстетичные отретушированные кадры.
Конечно, интерьер должен снимать только интерьерный фотограф. Когда я была начинающим специалистом, мне пару раз говорили, что снимать пространства — это самое простое, но так может сказать только человек, который никогда не пробовал сфотографировать интерьер.
На фото: съёмка проекта для Елены Соренсен
Важен выбор
Моя работа фотографа начинается задолго до того, как я приезжаю на съёмку. Первый этап — выбор объекта. Я беру в работу не все интерьеры, а только те, что совпадают с моими вкусами. Поэтому всегда прошу заранее прислать изображения интерьера, чтобы понять, с чем предстоит работать. Отбор приходится делать ещё и потому, что я решила брать не больше 10–12 съёмочных дней в месяц. Ведь моя задача — максимально вложиться в каждую съёмку, а проблема выгорания в сфере фотосъёмки и создания интерьеров достаточно распространена. Именно поэтому я стараюсь держать такой баланс между работой и отдыхом. Впрочем, если я по какой-то причине не могу взять интерьер, то всегда посоветую своих коллег или учеников.
Что со сроками?
Срок готовности фотографий обозначаю в четыре недели, хотя обычно мы с ретушёрами успеваем закончить быстрее. Мой график всегда расписан как минимум на месяц вперёд.
Важен выбор
Моя работа фотографа начинается задолго до того, как я приезжаю на съёмку. Первый этап — выбор объекта. Я беру в работу не все интерьеры, а только те, что совпадают с моими вкусами. Поэтому всегда прошу заранее прислать изображения интерьера, чтобы понять, с чем предстоит работать. Отбор приходится делать ещё и потому, что я решила брать не больше 10–12 съёмочных дней в месяц. Ведь моя задача — максимально вложиться в каждую съёмку, а проблема выгорания в сфере фотосъёмки и создания интерьеров достаточно распространена. Именно поэтому я стараюсь держать такой баланс между работой и отдыхом. Впрочем, если я по какой-то причине не могу взять интерьер, то всегда посоветую своих коллег или учеников.
Что со сроками?
Срок готовности фотографий обозначаю в четыре недели, хотя обычно мы с ретушёрами успеваем закончить быстрее. Мой график всегда расписан как минимум на месяц вперёд.
Как подготовить объект к съёмке
80% успеха — это, конечно, объект. При необходимости советую стилиста: декорировать интерьер — важнейший этап подготовки к съёмке. Кстати, интерьер далеко не всегда снимают до того, как в него заехали реальные люди, иногда фотосессию проводят уже при хозяевах. Был случай, когда хозяйка на съёмке спросила: «Боже, а что, из детской всегда убирают хаос игрушек? Я думала, это только у нас такой беспорядок!»
80% успеха — это, конечно, объект. При необходимости советую стилиста: декорировать интерьер — важнейший этап подготовки к съёмке. Кстати, интерьер далеко не всегда снимают до того, как в него заехали реальные люди, иногда фотосессию проводят уже при хозяевах. Был случай, когда хозяйка на съёмке спросила: «Боже, а что, из детской всегда убирают хаос игрушек? Я думала, это только у нас такой беспорядок!»
На фото: съёмка проекта для Анны Римс
Сложности и форс-мажоры
► Мало места
Сложнее всего снимать маленькие объекты, особенно когда в помещении много людей: бывало, что в 30-метровой квартире собиралось по пять человек — дизайнер, фотограф, стилист с помощником и хозяин. Их нужно куда-то деть из кадра — как правило, приходится прятать в ванной.
Сложности и форс-мажоры
► Мало места
Сложнее всего снимать маленькие объекты, особенно когда в помещении много людей: бывало, что в 30-метровой квартире собиралось по пять человек — дизайнер, фотограф, стилист с помощником и хозяин. Их нужно куда-то деть из кадра — как правило, приходится прятать в ванной.
На фото: съёмка проекта для Виктории Волковой
► Мало света
Свет — ещё один важный аспект, ведь интерьеры снимают при естественном освещении. Зимой мы делаем это на длинных выдержках, до 30 секунд, а световой день очень короткий. Максимум для зимы — 50–60 кадров, и то если очень торопиться. В большом доме, например, можно снять только основные помещения, а если нужно больше кадров, съёмку придётся продолжить на следующий день. Классика — когда заходит хозяин и включает лампу: «А что это вы тут в темноте сидите?» Вроде и смешно, но это испорченный кадр и потраченное зря драгоценное время.
► Мало света
Свет — ещё один важный аспект, ведь интерьеры снимают при естественном освещении. Зимой мы делаем это на длинных выдержках, до 30 секунд, а световой день очень короткий. Максимум для зимы — 50–60 кадров, и то если очень торопиться. В большом доме, например, можно снять только основные помещения, а если нужно больше кадров, съёмку придётся продолжить на следующий день. Классика — когда заходит хозяин и включает лампу: «А что это вы тут в темноте сидите?» Вроде и смешно, но это испорченный кадр и потраченное зря драгоценное время.
► Много техники
Я работаю со среднеформатной камерой: она даёт большие возможности именно для интерьерной съёмки. Обязательно — с хорошего устойчивого штатива, потому что камера очень тяжёлая. Ещё для каждой съёмки нужен айпад, чтобы мы сразу смотрели кадры в режиме реального времени. Мой чемодан с техникой весит 10 кг — это стандартный набор, с которым я сажусь в такси, когда еду на съёмку. Для работы требуется компьютер и огромное количество жёстких дисков, которые я постоянно обновляю.
Я работаю со среднеформатной камерой: она даёт большие возможности именно для интерьерной съёмки. Обязательно — с хорошего устойчивого штатива, потому что камера очень тяжёлая. Ещё для каждой съёмки нужен айпад, чтобы мы сразу смотрели кадры в режиме реального времени. Мой чемодан с техникой весит 10 кг — это стандартный набор, с которым я сажусь в такси, когда еду на съёмку. Для работы требуется компьютер и огромное количество жёстких дисков, которые я постоянно обновляю.
На фото: съёмка проекта для Анны Акшевской
Форс-мажоры на съёмках бывают редко: всё-таки дизайнеры обычно серьёзно к ним готовятся. Зато был случай, когда я уехала на съёмку, а меня затопили соседи. Мы живём в историческом доме начала XIX века. Соседи, делая ремонт, видимо, сэкономили на бригаде: рабочие начали укладывать мокрую стяжку без гидроизоляции. По швам потекла вода. Моя беговая дорожка «утонула» мгновенно, но больше всего я переживала из-за кабинета, где хранится техника. Позвонила всем, кому смогла: в итоге собаку забрали соседи, друг-дизайнер приехал выяснять отношения со строителями, а техника, к счастью, не пострадала. Я спокойно закончила съёмку и вернулась домой вечером, когда всё уже решили без моего участия.
Форс-мажоры на съёмках бывают редко: всё-таки дизайнеры обычно серьёзно к ним готовятся. Зато был случай, когда я уехала на съёмку, а меня затопили соседи. Мы живём в историческом доме начала XIX века. Соседи, делая ремонт, видимо, сэкономили на бригаде: рабочие начали укладывать мокрую стяжку без гидроизоляции. По швам потекла вода. Моя беговая дорожка «утонула» мгновенно, но больше всего я переживала из-за кабинета, где хранится техника. Позвонила всем, кому смогла: в итоге собаку забрали соседи, друг-дизайнер приехал выяснять отношения со строителями, а техника, к счастью, не пострадала. Я спокойно закончила съёмку и вернулась домой вечером, когда всё уже решили без моего участия.
На фото: съёмка проекта для Елены Сидориной
Ещё я всегда беру с собой две камеры, был случай, когда эта привычка спасла мне съёмку. Прямо в середине съёмочного дня сломалась моя основная камера — совсем новая, ещё на гарантии: просто перестала снимать. Вторая камера — более старая и не среднего формата. Я немного отвыкла от такой, к тому же с неё невозможно сразу выводить кадры на планшет. Это добавило мне стресса. Но, когда ты профессионал, без разницы, что за камера у тебя в руках: результат не пострадал, дизайнер не заметил разницы между кадрами, сделанными на две разные камеры, а фотографии в итоге опубликовал интерьерный журнал.
Ещё я всегда беру с собой две камеры, был случай, когда эта привычка спасла мне съёмку. Прямо в середине съёмочного дня сломалась моя основная камера — совсем новая, ещё на гарантии: просто перестала снимать. Вторая камера — более старая и не среднего формата. Я немного отвыкла от такой, к тому же с неё невозможно сразу выводить кадры на планшет. Это добавило мне стресса. Но, когда ты профессионал, без разницы, что за камера у тебя в руках: результат не пострадал, дизайнер не заметил разницы между кадрами, сделанными на две разные камеры, а фотографии в итоге опубликовал интерьерный журнал.
На фото: съёмка проекта для Екатерины Часовских
А вот с заказчиками мне везёт, и на наших съёмках всегда царит дружественная атмосфера. Съёмки длятся большую часть дня и занимают большую часть моей жизни: если ты не ладишь с людьми, это будет печальное время. Наверное, я просто хочу взять от жизни всё: чтобы мы хорошо провели время и получили крутой результат в виде фотографий и публикаций. У меня прекрасные заказчики и коллеги, с которыми мы встречаемся с таким настроением, будто пришли на дружескую встречу. Для меня это и есть идеальная работа.
———————————————
ХОТИТЕ ЗАКАЗАТЬ ФОТОГРАФУ СЪЕМКУ СВОЕГО ПРОЕКТА…
► Напишите Ольге сообщение в один клик
———————————————
А вот с заказчиками мне везёт, и на наших съёмках всегда царит дружественная атмосфера. Съёмки длятся большую часть дня и занимают большую часть моей жизни: если ты не ладишь с людьми, это будет печальное время. Наверное, я просто хочу взять от жизни всё: чтобы мы хорошо провели время и получили крутой результат в виде фотографий и публикаций. У меня прекрасные заказчики и коллеги, с которыми мы встречаемся с таким настроением, будто пришли на дружескую встречу. Для меня это и есть идеальная работа.
———————————————
ХОТИТЕ ЗАКАЗАТЬ ФОТОГРАФУ СЪЕМКУ СВОЕГО ПРОЕКТА…
► Напишите Ольге сообщение в один клик
———————————————
Похожие статьи
Портреты
Портрет PRO: Интерьерный фотограф Дина Александрова
Автор: Евгения Назарова
Кто тот человек, чьи съемки вы часто видите на Хаузз
Читать
Новый год
Есть такая профессия: Выращивать новогодние ёлки
Автор: Victoria Harrison
Задавались когда-нибудь вопросом, как вырастает новогодняя ёлка, когда её лучше покупать и как сохранить подольше?
Читать
Микротренды
Maison&Objet 2018: Шесть восходящих звезд итальянского дизайна
Автор: Leonora Sartori
По версии главной французской выставки декора
Читать
Статьи об аксессуарах
Портрет: Ева Цайзель и ее сервиз для ИФЗ
Автор: Екатерина Кулиничева
Удивительная судьба известного дизайнера, продолжавшего работать в возрасте за сто лет
Читать
Новый год
Портрет: Как деревянные ангелы Wendt & Kühn обретают крылья
Автор: Nicola Enderle
Репортаж с фабрики, где делают знаменитые деревянные фигурки для новогоднего декора
Читать
Новый год
Портрет: Paper Design — «бумажная» архитектура для интерьеров
Автор: Евгения Назарова
Мебель, потолочные конструкции и даже ёлки. Все из материала, который не отличить от бумаги
Читать
Самое популярное
Портрет: Платформа Artclever, где учат визуальным искусствам
Автор: Евгения Назарова
Можно ли изучать дизайн или архитектуру по видео?
Читать
Статьи об аксессуарах
Портрет: Императорский фарфоровый завод
Автор: Екатерина Кулиничева
Нестареющая классика и технологические эксперименты на старейшем фарфоровом производстве России
Читать
@Alya конечно без таланта Жени Назаровой текст бы не получился)
@Юлиус возможно я не совсем поняла вопрос. Но по моему опыту и на средний формат, и на полную матрицу можно снимать ровную герметрию уже со время съемки
Ольга, я имею в виду, что интерьер в-основном снимаются на ширики, но у них часто присутствует дисторсия, которую потом приходится выравнивать при обработке. Поэтому интересуюсь, какой объектив снимает с меньшими искажениями?