Портрет: Столешница-пустыня и кресла-хамелеоны Екатерины Любимовой
Детальная фрезеровка, сенсоры цвета и эмоциональный дизайн в предметах мебели от молодого московского дизайнера
Творческий проект Екатерины Любимовой — стол с рельефом пустыни — родился в стенах Британской академии дизайна как учебная работа, но вскоре перерос альма-матер и побывал вместе с создательницей на Миланской выставке iSaloni. Мы поговорили с Екатериной о том, как рождается предметный дизайн, какие возможности дает миланская выставка и как научиться по-новому смотреть на привычные предметы.
Фото: Екатерина Либерман
Фото: Екатерина Либерман
GOBI table
На создание концепции и реализацию проекта в школе дизайна дается всего три месяца. «Первая идея — сделать что-то, связанное с цветами — показалась мне наивной, поэтому я обратила внимание на кактусы. Говорят, что они поглощают электромагнитные волны — с точки зрения науки идея спорная, но если ей верить, то логично расположить кактусы рядом с компьютером.
К этому моменту я уже знала, что результатом проекта станет именно мебель, а не цветочная подставка, и мне совершенно точно хотелось сделать что-то новое. Так родилась идея создания рабочего пространства. Я начала исследовать кактус, его ареал обитания. И именно образ пустыни транспортировала на столешницу с помощью рельефа», — рассказывает Екатерина.
К этому моменту я уже знала, что результатом проекта станет именно мебель, а не цветочная подставка, и мне совершенно точно хотелось сделать что-то новое. Так родилась идея создания рабочего пространства. Я начала исследовать кактус, его ареал обитания. И именно образ пустыни транспортировала на столешницу с помощью рельефа», — рассказывает Екатерина.
Стол с рельефом действительно меняет стереотип восприятия плоской поверхности, и изгибы на поверхности не случайны — заказчик может кастомизировать рельеф под свои потребности. «Я сделала карту предметов, которые необходимы при работе за компьютером — рассчитала, куда удобнее поставить лампу, положить канцтовары и телефон, провести провода. Предусмотрела даже выемку под очки», — делится дизайнер.
За этим этапом последовало 3D-моделирование и сборка нижней части, затем — фрезеровка столешницы, самая трудоемкая часть работы. После сборки модель окрасили маслами: «Тактильно иметь дело с маслами приятнее, чем с лаком. К тому же лак “забивает” поры, дерево не дышит, а мне хотелось избежать глянцевого эффекта».
За этим этапом последовало 3D-моделирование и сборка нижней части, затем — фрезеровка столешницы, самая трудоемкая часть работы. После сборки модель окрасили маслами: «Тактильно иметь дело с маслами приятнее, чем с лаком. К тому же лак “забивает” поры, дерево не дышит, а мне хотелось избежать глянцевого эффекта».
Стол Gobi, названный в честь пустыни и покоривший сердца европейских дизайнеров, — уже вторая работа Екатерины в выбранном направлении. Первый опыт, стол Conti, сейчас стоит у дизайнера в спальне. Несмотря на внешнее сходство двух предметов, Екатерина внесла в конструкцию Gobi заметные изменения.
«Первый стол выглядит более воздушным, а каждая выемка предназначена для конкретного предмета — правда, показывая столешницу, мне каждый раз приходилось объяснять, где место для канцелярских принадлежностей, а где — для провода от ноутбука», — замечает дизайнер.
«Первый стол выглядит более воздушным, а каждая выемка предназначена для конкретного предмета — правда, показывая столешницу, мне каждый раз приходилось объяснять, где место для канцелярских принадлежностей, а где — для провода от ноутбука», — замечает дизайнер.
CONTI
К тому же для компьютера на столешнице оставалось не так много места. Во второй модели эта площадь увеличена, добавлены выдвижные ящики, чтобы не захламлять стол лишними предметами, и вывернут «наизнанку» рельеф.
Одно из принципиальных внешних различий между двумя моделями — текстура волн: если первый стол украшен барельефом, то для второй столешницы Екатерина использовала контр-рельеф. В любом случае столешницу фрезеруют по частям, а глубина выемки составляет около трех сантиметров.
Одно из принципиальных внешних различий между двумя моделями — текстура волн: если первый стол украшен барельефом, то для второй столешницы Екатерина использовала контр-рельеф. В любом случае столешницу фрезеруют по частям, а глубина выемки составляет около трех сантиметров.
Для сравнения: на фото вверху — поверхность стола Conti, внизу — модель Gobi.
На самом деле второй стол появился в линейке благодаря выставке-конкурсу iSaloni Satellite. «Финалистам, занявшим первые три места на московской выставке, подарили возможность выставить свои работы в Милане. Столу Conti досталось второе место — это было безумное счастье, но по условиям организаторов я не могла предоставить на конкурс в Милане те же предметы, что и в Москве. Модель нужно было переосмыслить или переделать, причем за одну зиму. Тогда мне очень помогли ребята из мастерской Wood Deed: все получилось качественно и в сроки, поэтому мы решили продолжить сотрудничество».
GOBI table
Отвезти стол на миланскую выставку оказалось неожиданно сложно: модель Gobi, сделанная из массива ясеня, весит более 50 кг, поэтому один из выдвижных ящиков пришлось взять в ручную кладь. Из соображений удобства можно открутить и внешние ножки. Кстати, глубина ящика меньше, чем ширина стола: эта разница позволяет встроить в столешницу углубление для горшка с кактусом.
«Заднюю стенку я оставила открытой — так образовалась секретная полочка. Многие говорят, что ее нужно закрыть, но я считаю, что секрет должен быть всегда», — улыбается Екатерина.
«Заднюю стенку я оставила открытой — так образовалась секретная полочка. Многие говорят, что ее нужно закрыть, но я считаю, что секрет должен быть всегда», — улыбается Екатерина.
Randall Boggs
Одна из последних работ дизайнера — настоящий предметный аттракцион, лаунж-кресло Randall Boggs, которое меняет цвет в зависимости от одежды.
Randall Boggs
«На создание кресла меня вдохновил хамелеон, к тому же, мне хотелось продолжить создавать эмоциональные предметы. Центром продакт-дизайна является человек, и это кресло подстраивается под него», — рассказывает Екатерина.
Randall Boggs
Каркас из ясеня и белые подушки дополнены датчиком присутствия и сенсорами цвета. Они расположены и в верхней, и в нижней частях кресла и распознают 265 оттенков.
У дизайнера есть еще много интересных задумок, но все они связаны с работой с деревом. «Мне интересно продолжить работу именно с фактурой древесины, не заливать ее эпоксидными смолами. Например, сделать подставку под часы: то, что я вижу в магазинах, выглядит примитивно, а хочется создать красивый предмет, который цепляет взгляд», — делится Екатерина.
Одна из разработок Екатерины — концепция столешницы с ярко выраженным рельефом, яркий пример новаторского подхода к материалу и фаворит выставки iSaloni — появилась в «Британке» в рамках учебного курса.