Портрет: Испанский мастер по дереву в российской глубинке
Год назад Константин вернулся из Испании в Россию, чтобы доказать: старинная мебель может наполнить жизнь красками
Родившись в российской глубинке, Константин и не предполагал, как сложится его жизнь. Тринадцать лет назад он взял билет в один конец, чтобы посмотреть мир, и жизнь забросила его на юг Испании. Там привычное для российского слуха имя сменилось на Константино, а его учителем и наставником стал знаменитый Россалино Тассо. Именно он привил молодому мастеру любовь к архитектуре, а также к истории и памяти, что хранит старинная мебель. «Изначально я был учеником, затем мне было предложено стать подмастерьем, — вспоминает Константин. — Учитель в деталях объяснял мне технологию создания того или иного изделия. Я уже освоил резку по дереву, когда понял, что хочу чего-то большего — и тогда учитель стал приобщать меня к реставрации. И вот это мне по-настоящему понравилось! Именно в этом сошлись вместе архитектура и история!».
Фото: Иван Григорьев специально для @Houzz
Фото: Иван Григорьев специально для @Houzz
Константин рассказывает, что может расслабиться и наслаждаться жизнью именно в процессе реставрации. В Испании, вернувшись домой после работы, он брался за старинный предмет, чтобы отдохнуть от бурного течения времени и суеты жизни.
Практически все пространство мастерской Константина заставлено старинной мебелью. От пола до потолка высятся сундуки, чуть дальше — шкафы, буфеты, стулья, стеллажи и многое-многое другое. Все это составляло интерьер дома XIX века в Кировской области. Сейчас новые хозяева решили его восстановить и вернуть блеск дореволюционной усадьбе. Строители ведут работы по внутренней отделке помещения, а реставраторы восстанавливают мебель.
«У нас сейчас вообще хорошие времена. Только ленивый этого не видит и не замечает, — рассказывает мастер. — Пусть понемногу, но начинают восстанавливать старину. Правда, результатом в полной мере будут наслаждаться все-таки наши внуки».
«У нас сейчас вообще хорошие времена. Только ленивый этого не видит и не замечает, — рассказывает мастер. — Пусть понемногу, но начинают восстанавливать старину. Правда, результатом в полной мере будут наслаждаться все-таки наши внуки».
На фото: отреставрированный сундук «Боцман»
Этот сундук сделали больше ста лет назад. Мастера просто вырубили его топором из массива сосны. «Чувствуется, что вещь действительно сделана с душой. Он сам по себе простенький, но этим и хорош!» — отмечает Константин.
Этот сундук сделали больше ста лет назад. Мастера просто вырубили его топором из массива сосны. «Чувствуется, что вещь действительно сделана с душой. Он сам по себе простенький, но этим и хорош!» — отмечает Константин.
На фото: голова льва, вырезанная из дуба
Впрочем, бывают случаи, когда историю нужно не восстанавливать, а воссоздавать заново. Именно так случилось с троном, подлокотник которого вы видите на фото выше.
Некоторое время назад к Константину обратился мужчина с просьбой отреставрировать трон —семейную реликвию. Он принадлежал семьей этого человека еще до революции. Однако потом на долгие годы оказался потерян. Истинному хозяину удалось найти его только недавно.
Впрочем, бывают случаи, когда историю нужно не восстанавливать, а воссоздавать заново. Именно так случилось с троном, подлокотник которого вы видите на фото выше.
Некоторое время назад к Константину обратился мужчина с просьбой отреставрировать трон —семейную реликвию. Он принадлежал семьей этого человека еще до революции. Однако потом на долгие годы оказался потерян. Истинному хозяину удалось найти его только недавно.
«Тот трон мы отреставрировали и отдали заказчику. Но через месяц он пришел снова и сказал: “Константин, у меня два сына. Как они будут его делить? Нужно делать копию!”. И вот сейчас мы уже заканчиваем эту работу. Единственное отличие — орнамент на спинке».
Мужчина рассудил, что оба трона будут стоять в его доме, пока не придет время делить наследство. Именно на них будут сидеть сыновья, когда приходят к родителям на воскресный обед. Для полноты картины чуть позже мужчина заказал еще стулья для внуков и обеденный стол.
Мужчина рассудил, что оба трона будут стоять в его доме, пока не придет время делить наследство. Именно на них будут сидеть сыновья, когда приходят к родителям на воскресный обед. Для полноты картины чуть позже мужчина заказал еще стулья для внуков и обеденный стол.
Мастер отмечает, что в этом случае владельцы мебели относятся к предметам ровно так, как принято в Испании. Люди создают вещи на века с мыслью, что пользоваться ими станут и дети, и внуки.
Однако, по большому счету, такой подход для России — редкость. «Советский Союз наложил свой отпечаток: кустарные мастерские и сама культура оказались потеряны. Заказчик забыл, что ручная работа — это колоссальный труд, поэтому при выборе отталкивается только от средней рыночной цены. Я сначала этого не понимал, но теперь становится ясно, в чем проблема», — рассказывает Константин. По его словам, испанским заказчикам всего этого объяснять не нужно. Они сразу знают, какой порядок цен увидят, если идут к мастеру со статусом.
Однако, по большому счету, такой подход для России — редкость. «Советский Союз наложил свой отпечаток: кустарные мастерские и сама культура оказались потеряны. Заказчик забыл, что ручная работа — это колоссальный труд, поэтому при выборе отталкивается только от средней рыночной цены. Я сначала этого не понимал, но теперь становится ясно, в чем проблема», — рассказывает Константин. По его словам, испанским заказчикам всего этого объяснять не нужно. Они сразу знают, какой порядок цен увидят, если идут к мастеру со статусом.
Впрочем, по мнению Константина, ситуация не безнадежна. Мало-помалу понимание приходит. «Сейчас мы строим будущее для наших внуков. Как правило, работой своих дедов наслаждаются только внуки, а дети еще работают над воплощением», — рассуждает он.
На фото: спинка трона
По собственному определению, мастер реставрирует мебель «с погрешностью на заказчика». Процесс реставрации строится на четком выполнении технологий и требований. Тех, кто их не соблюдает, называют халтурщиками или «чепуссеро» — на испанский манер.
По собственному определению, мастер реставрирует мебель «с погрешностью на заказчика». Процесс реставрации строится на четком выполнении технологий и требований. Тех, кто их не соблюдает, называют халтурщиками или «чепуссеро» — на испанский манер.
«Есть рамки, которых я не нарушу ни при каких условиях. Но, как ни крути, мебель принадлежит заказчику, и он сам решает, как она должна выглядеть. Поэтому иногда приходится идти на некоторые компромиссы, — говорит Константин. — Например, однажды нам привезли буфет с прекрасным шпоном и сложной инкрустацией, который заказчица попросила выкрасить в белый цвет. Мне это показалось неправильным, и я придумал следующее: закрыл шпон хорошим грунтом и уже на него нанес белый лак. Когда пройдет мода на этот цвет, можно смыть верхний слой и вернуть дереву прежнюю красоту».
На вопрос, почему же мастер решил вернуться в Кировскую область, Константин отвечает прямо: «Во-первых, я давно не был на родине и соскучился. А во-вторых, здесь есть друзья, которые помогли открыть свое дело».
На фото: детали для создания обеденного стола
Константин стремится развить в России тему арабских деревянных потолков. Когда-то такие создавали исключительно для императорских дворцов.
Константин стремится развить в России тему арабских деревянных потолков. Когда-то такие создавали исключительно для императорских дворцов.
«В России делают кровлю из трех слоев. В середине зачастую бросают горбыль, потому что знают, что снизу его закроет потолок, а сверху — металл, — рассказывает мастер. — Арабская технология предполагает, что есть только один слой — чистовой. Вся древесина обработана ровно. Особым способом стропила сплетаются в единый кровлю-потолок и соединяются без единого гвоздя».