Портрет: Архитектурно-производственная лаборатория Archpole
Одна из главных баз московского промышленного дизайна расположилась в неоготических заводских стенах
Анастасия Железнова
14 сентября, 2015
Постоянный автор HouzzRu, основатель Dynamo Studio.
Неоготическое здание московского электрозавода начали строить в 1915 году. Сначала в нем должно было находиться Товарищество русско-французских заводов «Проводник». Это была крупная фирма, производившая изделия из резины и каучука. Революция этим планам не дала осуществиться, и спустя десять лет, когда здание достроили, в нем расположились производственные предприятия по изготовлению электроламп. В войну здесь делали «Катюши», а с 1950-х — трансформаторы и реакторное оборудование для ЛЭП.
Сегодня часть помещений старинного здания отдана под творческие мастерские, архитектурные бюро и фотостудии. Широкие коридоры «Электрозавода» большую часть времени пустынны, все самое главное происходит за многочисленными дверьми. Производство и шоурум Archpole располагаются здесь с 2012 года и превратились из мастерской в настоящую лабораторию, где создаются и отрабатываются новые идеи (и не только в области промдизайна).
Сегодня часть помещений старинного здания отдана под творческие мастерские, архитектурные бюро и фотостудии. Широкие коридоры «Электрозавода» большую часть времени пустынны, все самое главное происходит за многочисленными дверьми. Производство и шоурум Archpole располагаются здесь с 2012 года и превратились из мастерской в настоящую лабораторию, где создаются и отрабатываются новые идеи (и не только в области промдизайна).
О проекте
Место: Москва, ул. Электрозаводская, 21
Размер: общая площадь студии 160 кв.м, высота потолков 5 м
Годы строительства: с 1915 по 1928
Кто здесь работает: Архитектурно-производственная лаборатория Archpole; основной профиль — архитектура и предметный дизайн
Основатели: Анна Сажинова, Константин Лагутин и кот Том
Место: Москва, ул. Электрозаводская, 21
Размер: общая площадь студии 160 кв.м, высота потолков 5 м
Годы строительства: с 1915 по 1928
Кто здесь работает: Архитектурно-производственная лаборатория Archpole; основной профиль — архитектура и предметный дизайн
Основатели: Анна Сажинова, Константин Лагутин и кот Том
Константин: «Мы — архитекторы, у нас архитектурное образование и идеология. Промдизайн мы пропускаем через эту призму. И наша мебель в первую очередь ориентирована на то, чтобы предметы создавали пространство, дополняли его, продолжали и развивали нашу архитектуру» .
Анна: «Когда мы начинали в 2008 году, то делали небольшие интерьеры — с этого все начинают, но в них на самом деле столько же архитектуры, как и в больших — зависит от того, как на это смотреть. Мы относились к дизайну не как к процессу, когда выбираешь мебель по каталогам и расставляешь, а старались архитектуру и мебель сделать одним целым. Нам хотелось найти просто стул, просто стол, какие-то очень не кричащие, а лаконичные вещи, безликие, но с чувствами. Таким образом стало важным создать конструктор, а не дизайн, когда мы сделали свои первые предметы, то поняли, что из такой мебели и можно формировать архитектуру» .
Анна: «Когда мы начинали в 2008 году, то делали небольшие интерьеры — с этого все начинают, но в них на самом деле столько же архитектуры, как и в больших — зависит от того, как на это смотреть. Мы относились к дизайну не как к процессу, когда выбираешь мебель по каталогам и расставляешь, а старались архитектуру и мебель сделать одним целым. Нам хотелось найти просто стул, просто стол, какие-то очень не кричащие, а лаконичные вещи, безликие, но с чувствами. Таким образом стало важным создать конструктор, а не дизайн, когда мы сделали свои первые предметы, то поняли, что из такой мебели и можно формировать архитектуру» .
Константин: «Изначально это была некая концепция и ощущение, сейчас архитектура для компании стала пространством для творчества — мы ушли от темы работы на заказ в архитектуре, работы с заказчиком. И стали строить концептуальные пространства, которые зачастую делаем для себя — наш шоурум, наше производство, наш дом. Это всегда некий собирательный образ сегодняшнего нашего мироощущения.
Наша коллекция из 400 предметов и элементов мебели сформировалась именно за счет того, что мы создавали вещи для определенного интерьера, чтобы сформировать архитектуру, после они преобразовались в коллекции, которые объединяют пространство нашего шоурума. Все они перекликаются и дают возможность человеку творить внутри собственного дома» .
Наша коллекция из 400 предметов и элементов мебели сформировалась именно за счет того, что мы создавали вещи для определенного интерьера, чтобы сформировать архитектуру, после они преобразовались в коллекции, которые объединяют пространство нашего шоурума. Все они перекликаются и дают возможность человеку творить внутри собственного дома» .
Константин: «В Москве и в России в целом много типовой архитектуры. Суть нашего подхода в том, чтобы сделать дизайн доступным, чтобы его могли купить бабушки, обычная семья, чтобы дизайн был в каждом доме. И проектируемые пространства тоже несут эту функцию конструктора, люди на наших примерах могут взять и сделать себе квартиру, не обращаясь к нам, а просто реализовать идею самостоятельно» .
Анна: «Самый любимый наш предмет — это стул из коллекции Full moon. С одной стороны, он самый простой, но мы довели его до определенного идеала и сделали его самым популярным нашим продуктом. На нем наша команда отработала технологии серийного производства, и это сегодня самый доступный дизайнерский стул на российском рынке».
Константин: «По дизайну и минималистичности он наш самый любимый, но и важно, что технология его производства дает возможность развивать ту глобальную идею, которая есть у Archpole».
Константин: «По дизайну и минималистичности он наш самый любимый, но и важно, что технология его производства дает возможность развивать ту глобальную идею, которая есть у Archpole».
Константин: «У нас еще есть кот, и он член нашей команды. Все кошки любят этот стул из-за формы углубления, на всех фотографиях покупателей этого предмета, у кого есть коты — они сидят именно на нем. Так или иначе коты везде с нами, у нашей мебели есть подпись — лого, дата издания и подпись мастера на фигурке кота. За каждой вещью есть конкретный человек, который ее сделал, пусть это и серийные продукты, но они всегда индивидуальны, за ним стоит не машина, а труд людей» .
Анна и Константин встретились на последнем курсе МАРхИ, Анна училась на градостроительстве, а Костя на жилищном строительстве. Его диплом уже шел, как самостоятельный проект их совместного архитектурного бюро, его делали всей командой.
Тогда и начал формироваться первый коллектив. От той команды, по признанию ребят, уже никого не осталось, часть ушла, потому что идеи основателей лаборатории казались им утопичными, часть была не согласна с курсом. По словам Константина, интересна закономерность, что очень многие из тех, кто работал в первом коллективе, сейчас создали свои компании и производят предметный дизайн из дерева, и их ориентиром является Archpole
Тогда и начал формироваться первый коллектив. От той команды, по признанию ребят, уже никого не осталось, часть ушла, потому что идеи основателей лаборатории казались им утопичными, часть была не согласна с курсом. По словам Константина, интересна закономерность, что очень многие из тех, кто работал в первом коллективе, сейчас создали свои компании и производят предметный дизайн из дерева, и их ориентиром является Archpole
Константин: «Мы изначально руководствовались принципом отсутствия инвестиций — с одной стороны, это не позволяет делать какие-то большие шаги, но с другой — дает возможность чистого и планомерного развития. Нам было тяжело первые пять лет — мы просто днями и ночами не выходили из цеха, иногда нам нечем было платить людям зарплату, это был тяжелый и долгий период. Это был собственный путь проб и ошибок, но мы всему научились. Для нас это не только коммерческая история, нельзя сказать, что мебель —это крутой бизнес, скорее больше идеология» .
Константин: «Сейчас мы смогли вздохнуть и мы работаем не 24 часа в сутки. Больше приходится думать, а не работать руками. Физически выкладываться — не так проблематично, как рождать новые идеи и давать коллективу вдохновение и свежесть мыслей. То есть мы переключились на другой уровень работы. Я сплю семь часов, все остальное время — я продолжаю работать. Суть в том, что тут нет работы как таковой, а есть жизнь, которая проживается» .
В коллекции Archpole на сегодняшний день — 400 предметов. Также в шоуруме часто появляются работы русских дизайнеров и частных мастерских из разных городов — Казани, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга. Archpole создали Клуб промышленных дизайнеров, чтобы объединить всех, кто сегодня в России работает в области предметного дизайна. КПД регулярно устраивает выезды в российские города, называемые дизайн-десантом, с целью знакомства с коллегами и обмена опытом,
Константин: «Проект деревни — самая основная наша лирическая история. Мечта любого архитектора — построить идеальный город. В какой-то момент в самом начале нам достался проект восстановления деревни в Вологодской области. Мы начали над ним работать и поняли, что это наше дело. В проекте был важный пункт восстановления мелкого производства в деревне, а не просто архитектурная реконструкция и реставрация.
Проект не был реализован из-за кризиса 2008 года, но работа над ним переключила наше сознание и стала нашей мечтой. Мы долго о нем размышляли и решили открыть там наше производство. Многим членам нашей команды это казалось утопией и довольно сумасшедшей идеей. Прошло семь лет, и через две недели мы едем в Вологду и начинаем первый этап — реконструкцию старого здания конторы, которая должна стать первой штаб квартирой Аrchpole в этой деревне. Будет несколько гостиничных номеров, куда будут приезжать специалисты, которым предстоит наладить там наше производство. Потом откроем офис и шоурум, где будут проходить события общественного значения, презентации» .
Проект не был реализован из-за кризиса 2008 года, но работа над ним переключила наше сознание и стала нашей мечтой. Мы долго о нем размышляли и решили открыть там наше производство. Многим членам нашей команды это казалось утопией и довольно сумасшедшей идеей. Прошло семь лет, и через две недели мы едем в Вологду и начинаем первый этап — реконструкцию старого здания конторы, которая должна стать первой штаб квартирой Аrchpole в этой деревне. Будет несколько гостиничных номеров, куда будут приезжать специалисты, которым предстоит наладить там наше производство. Потом откроем офис и шоурум, где будут проходить события общественного значения, презентации» .
Анна: «В следующем году планируем начать строить первое наше производство — оно будет небольшое, может, 500 квадратных метров, и сильно хотим, чтобы вся наша московская история — объемы и заказы — производились бы в этой деревне. В Москве мы хотим оставить только некую экспериментальную лабораторию. Две недели назад мы были в Австрии, в деревне — Андельсбух, там живет 1000 человек, 4000 коров и 100 дизайнеров. Все они придумывают безумные штуки, стараются сохранять народные промыслы и ремесла, выставляют свои предметы в здании, построенном Петром Цумтором. И по сути — это некий пеосыл для нас, что наша идея возможна и у нее уже есть существующие примеры. Мы приезжали в Австрию в формате воркшопа, сформировали программу на следующий год — неделю этот воркшоп будет проходить в Вологодской деревне, неделю в Австрии, соответственно, контора, которую мы сейчас реставрируем, станет центром этого фестиваля. Вот такая история» .
Константин: «В своих архитектурных проектах мы создаем концепцию жизни, концепцию мебели, коллекцию предметов. На всех объектах, которые заканчивали, мы стали устраивать дни открытых дверей — в течение 5 дней все могут прийти и услышать рассказ про этот архитектурный объект, задать вопросы. Ведь история частной архитектуры такова, что проект закончился, фотографии сделаны и потом никто не может на это посмотреть, кроме хозяев и их близких.
У нас появился слоган — архитектура и пространство для творчества, во время этих дней открытых дверей по вечерам мы стали делать мини-события, например, заказчики готовили ужин на своей новой кухне. Ужин был идеей того, что архитектура интересна в формате действия, в том, как она живет с человеком, в том как ты в ней ходишь в халате, и как ты с ней взаимодействуешь, а картинки в фейсбуке — это не архитектура» .
У нас появился слоган — архитектура и пространство для творчества, во время этих дней открытых дверей по вечерам мы стали делать мини-события, например, заказчики готовили ужин на своей новой кухне. Ужин был идеей того, что архитектура интересна в формате действия, в том, как она живет с человеком, в том как ты в ней ходишь в халате, и как ты с ней взаимодействуешь, а картинки в фейсбуке — это не архитектура» .
Константин: «В какой-то момент мы поняли, что нам не хватает музыки и должно быть что-то, что нашу архитектуру продолжает и насыщает. Оказалось, что кто-то из наших знакомых играет на чем-то, кто-то в школе музыкальной учился, и, разумеется, все слушают музыку в наушниках. Мы собрали коллектив и назвали его «Музыкальный коллектив Архполе». Начали репетировать, и сейчас на всех событиях есть музыкальный день, мы устраиваем концерты, я продюсер, Аня — худрук. Сейчас готовим свое четвертое выступление, три предыдущих были масштабные — по 300 человек.
Музыка — это возможность расслабиться. Репетиция для нас — это и обмен информацией, собираются друзья, мы приглашаем интересных собеседников, рассказываем друг другу новости, делимся информацией и тем, что прочитали. В такой атмосфере, когда никто не испытывает давления, наша музыка и вырастает, а финальная точка — концерт в нашем архитектурном проекте» .
Музыка — это возможность расслабиться. Репетиция для нас — это и обмен информацией, собираются друзья, мы приглашаем интересных собеседников, рассказываем друг другу новости, делимся информацией и тем, что прочитали. В такой атмосфере, когда никто не испытывает давления, наша музыка и вырастает, а финальная точка — концерт в нашем архитектурном проекте» .
Похожие статьи
Портреты
Портрет PRO: Интерьерный фотограф Дина Александрова
Автор: Евгения Назарова
Кто тот человек, чьи съемки вы часто видите на Хаузз
Читать
Портреты
Портрет PRO: Интерьерный фотограф Ольга Шангина-Лестерлен
Автор: Евгения Назарова
Немного о внутренней кухне интерьерных съёмок
Читать
Новый год
Есть такая профессия: Выращивать новогодние ёлки
Автор: Victoria Harrison
Задавались когда-нибудь вопросом, как вырастает новогодняя ёлка, когда её лучше покупать и как сохранить подольше?
Читать
Микротренды
Maison&Objet 2018: Шесть восходящих звезд итальянского дизайна
Автор: Leonora Sartori
По версии главной французской выставки декора
Читать
Статьи об аксессуарах
Портрет: Ева Цайзель и ее сервиз для ИФЗ
Автор: Екатерина Кулиничева
Удивительная судьба известного дизайнера, продолжавшего работать в возрасте за сто лет
Читать
Новый год
Портрет: Как деревянные ангелы Wendt & Kühn обретают крылья
Автор: Nicola Enderle
Репортаж с фабрики, где делают знаменитые деревянные фигурки для новогоднего декора
Читать
Новый год
Портрет: Paper Design — «бумажная» архитектура для интерьеров
Автор: Евгения Назарова
Мебель, потолочные конструкции и даже ёлки. Все из материала, который не отличить от бумаги
Читать
Самое популярное
Портрет: Платформа Artclever, где учат визуальным искусствам
Автор: Евгения Назарова
Можно ли изучать дизайн или архитектуру по видео?
Читать
Статьи об аксессуарах
Портрет: Императорский фарфоровый завод
Автор: Екатерина Кулиничева
Нестареющая классика и технологические эксперименты на старейшем фарфоровом производстве России
Читать
где статьи о настоящих мастерских, которые делают Мебель, а не "архитектурные формы" и "продолжение пространства"??
Молодцы! Нравится Ваш подход и философия! Удачи и удовлетворения!
Здорово, ребята! Успехов в творчестве!
А что за мода на рогатых лосей-оленей везде: Здесь смотрю и в других местах у дизайнеров с спальнях и гостиных. Налисманы или прямо так красиво кажется? может кто-нибудь объяснить? Прошу простить за вопрос, просто уж прямо какое-то засилье оленей с рогами в новых дизайнах. Проясните, пожалуйста, если можно.