Портрет: Как деревянные ангелы Wendt & Kühn обретают крылья
Репортаж с фабрики, где делают знаменитые деревянные фигурки для новогоднего декора
Nicola Enderle
14 декабря, 2017
Фото: Ули Кауфманн
Грюнхайнихен — идиллическая деревня с фахверковыми домами и улицами, выложенными булыжником. Она находится на востоке Германии, в Саксонии, в районе под названием Рудные горы. Здесь находится знаменитая фабрика Wendt & Kühn, более ста лет выпускающая статуэтки из дерева и музыкальные шкатулки. Сегодня мы побываем на экскурсии и посмотрим, как делают златокудрых ангелов, музыкантов и Санта-Клаусов.
Грюнхайнихен — идиллическая деревня с фахверковыми домами и улицами, выложенными булыжником. Она находится на востоке Германии, в Саксонии, в районе под названием Рудные горы. Здесь находится знаменитая фабрика Wendt & Kühn, более ста лет выпускающая статуэтки из дерева и музыкальные шкатулки. Сегодня мы побываем на экскурсии и посмотрим, как делают златокудрых ангелов, музыкантов и Санта-Клаусов.
Прямо перед фабрикой Wendt & Kühn стоит знак с улыбающимся и болтающим ножками ангелом, который играет на скрипке. «Каждый год 350 000 музицирующих ангелов покидают стены фабрики, каждый из которых прошел через наши руки», — рассказывает Катлин Тиле, работающая в отделе маркетинга.
История деревянных статуэток началась в 1915 году, когда Грете Вендт и Маргарете Кюн, две выпускницы саксонской Королевской школы искусств и ремесел, основали мастерскую. В 1920 году Кюн ушла из мастерской, и её сменила Олли Соммер. Две девушки показывали свои статуэтки на разных выставках, а в 1937 году завоевали золотую медаль на международной выставке в Париже.
Фабрика до сих пор расположена в традиционном фахверковом доме, принадлежавшем Грете Кюн, и управляет производством третье поколение Вендтов, потомков Клаудии Баер и Флориана Вендта.
Образцы дерева
Процесс работы над фигурками начинается на дровяном складе. «Здесь мы обрабатываем бревна, распиливая их на бруски. Мы берем бревна у постоянных поставщиков, и после этого ждем около двух лет, чтобы бревна просохли и из них можно было выпилить круглые или квадратные в сечении болванки», — рассказывает Катлин.
Сушка дерева — целое искусство, и заниматься им нужно заранее, задолго до того, как бревна превратятся в статуэтки. Для этой деликатной работы используются лишь четыре вида древесины: бук, липа, клен и канадская ель.
Липа и клен по своим качествам относятся к породам средней мягкости, их используют для деталей, требующих ручной обработки. Например, для рук ангелов или шляп и штанишек цветочных мальчиков. А вот головки делают из бука, который относится к твердым породам. Благодаря этому получается идеально гладкая поверхность, на которой можно нарисовать лицо.
«Ель хорошо звучит. Звук можно услышать, если постучать по сухой деревяшке из ели. Поэтому мы делаем корпуса для музыкальных шкатулок из хвойных пород», — рассказывает Катлин.
«Ель хорошо звучит. Звук можно услышать, если постучать по сухой деревяшке из ели. Поэтому мы делаем корпуса для музыкальных шкатулок из хвойных пород», — рассказывает Катлин.
На фото: рабочий за токарным станком
Высушенное дерево сначала поступает в токарный цех. Там с него снимают стружку на станке с помощью разных насадок. «Благодаря точным движениям токаря появляются не только контуры будущей фигурки, но и мельчайшие элементы — орнамент или локоны ангела, каждый из которых всего миллиметр длиной. Это требует практики, знаний и отличного глазомера», — продолжает свой рассказ наш экскурсовод.
Высушенное дерево сначала поступает в токарный цех. Там с него снимают стружку на станке с помощью разных насадок. «Благодаря точным движениям токаря появляются не только контуры будущей фигурки, но и мельчайшие элементы — орнамент или локоны ангела, каждый из которых всего миллиметр длиной. Это требует практики, знаний и отличного глазомера», — продолжает свой рассказ наш экскурсовод.
На фото: токарь за работой
В 1917 году все началось с ручного токарного станка. В 1930-е на фабрике появились первые полуавтоматические машины. Сегодня на фабрике есть и полностью автоматическое оборудование. «Несмотря на современные технологии, хорошие токари все равно ценятся. На нашей фабрике человека заменить невозможно», — говорит Катлин.
В 1917 году все началось с ручного токарного станка. В 1930-е на фабрике появились первые полуавтоматические машины. Сегодня на фабрике есть и полностью автоматическое оборудование. «Несмотря на современные технологии, хорошие токари все равно ценятся. На нашей фабрике человека заменить невозможно», — говорит Катлин.
Затем детали перебирают вручную, откладывают поврежденные и самые мелкие. Все заготовки приносят в клеевой цех в больших корзинах. Прежде чем детали превратятся в фигурки, потребуются часы ручного труда.
Мелкие, еще не окрашенные детали, склеивают. Именно так у ангелов появляются крылья, а у Санта-Клаусов — мешки с подарками.
На фото: склеивание деталей в клеевом цехе
Склейка деталей требует точного глаза и ловких рук. «Все ручки и ножки ангелов состоят из нескольких частей, так решила еще основательница предприятия Грете Вендт. Вот так мы вдыхаем жизнь в наши статуэтки», — рассказывает Катлин Тиле.
Склейка деталей требует точного глаза и ловких рук. «Все ручки и ножки ангелов состоят из нескольких частей, так решила еще основательница предприятия Грете Вендт. Вот так мы вдыхаем жизнь в наши статуэтки», — рассказывает Катлин Тиле.
Затем склеенные фигурки сохнут несколько дней. После этого их переносят в пропиточный цех, где фигурки окунают в краску — наносят базовый цвет. Так получают равномерно прокрашенный слой, на котором последующие краски смотрятся ярче.
Чтобы слой краски не оказался слишком толстым, фигурки ставят на тонкие стержни и закручивают. Во время прокрутки убираются излишки краски, а уже после этого покрытие высыхает и затвердевает.
Прежде чем перенести статуэтки в покрасочный цех, их сушат десять дней. А уже в покрасочном цехе прорисовывают лица и мелкие детали.
На фото: художник раскрашивает мелкие детали фигурки Санта-Клауса
Почти все сотрудники покрасочного цеха — женщины. Они сидят за длинными рабочими столами. Уверенной рукой и деликатными мазками они наносят румянец на щеки музицирующих ангелов или узоры в горошек на их крылья — визитную карточку Wendt & Kühn.
Почти все сотрудники покрасочного цеха — женщины. Они сидят за длинными рабочими столами. Уверенной рукой и деликатными мазками они наносят румянец на щеки музицирующих ангелов или узоры в горошек на их крылья — визитную карточку Wendt & Kühn.
Наш сопровождающий подчеркивает, что все цвета и узоры сохраняют такими, какие выбрали основательницы фабрики. Эти примеры до сих пор служат руководством для художников.
В работе над фигурками используется около 400 различных оттенков. «Раскрашивая фигурки, Грете и Олли Вендт вдохновлялись природой. Голубой как незабудки, голубой как лед, небесно-голубой — ни один из оттенков голубого нельзя заменить другим тоном, то же относится и к остальным цветам», — говорит Катлин.
В работе над фигурками используется около 400 различных оттенков. «Раскрашивая фигурки, Грете и Олли Вендт вдохновлялись природой. Голубой как незабудки, голубой как лед, небесно-голубой — ни один из оттенков голубого нельзя заменить другим тоном, то же относится и к остальным цветам», — говорит Катлин.
На фото: художник за работой
Прежде чем использовать краски, размешанные вручную, их проверяет Керстин Лоренц.
Прежде чем использовать краски, размешанные вручную, их проверяет Керстин Лоренц.
«Смешивание красок можно только почувствовать, это идет изнутри», — говорит Керстин. На вопрос, можно ли этому научиться, она отвечает: «Да, я училась смешиванию цветов с самых основ. Я много экспериментировала: старалась добиться определенного тона или смешивала разные цвета и оттенки. Так что на первом месте всегда стоит практика, практика и только практика».
Самые знаменитые фигурки фабрики — маленькие ангелы с узором из 11 точек на крылышках. Оттенок зеленого, которым окрашены крылышки ангелов, — главный секрет компании, его никому не открывают. Иначе, как шутит Крестин Лоренц, все небесные ангелы потребуют такие же крылья.
Лица фигуркам рисуют в последнюю очередь, и только нескольких художников допускают до этой стадии. Только они могут нарисовать смеющиеся глаза, улыбающиеся рты и маленькие носики.
На готовых фигурках снизу ставится печать W.u.K. в отделе упаковки.
К этому моменту статуэтки уже прошли через многие руки. «Полный цикл изготовления деревянной статуэтки от склеивания до нанесения завершающих штрихов занимает около шести недель», — говорит Катлин Тиле.
К этому моменту статуэтки уже прошли через многие руки. «Полный цикл изготовления деревянной статуэтки от склеивания до нанесения завершающих штрихов занимает около шести недель», — говорит Катлин Тиле.
Спрос на традиционные деревянные фигурки из Саксонии очень велик. Их очень любят коллекционеры, у многих эти статуэтки ассоциируются с детскими воспоминаниями или рождественскими рассказами. А для остальных ангелы с детскими лицами, радостные музыканты и Санта-Клаусы с мешками, полными подарков, символизируют идиллический мир, полный тишины, гармонии и волшебства.
И спрос на эти фигурки есть во всем мире, они известны далеко за пределами Германии. Фабрика поставляет фигурки в 25 крупных японских супермаркетов, и статуэтки можно увидеть в резиденции японского императора. Королева Швеции Сильвия дарит внукам сладости, упакованные в деревянные сундучки, сделанные на фабрике.
И спрос на эти фигурки есть во всем мире, они известны далеко за пределами Германии. Фабрика поставляет фигурки в 25 крупных японских супермаркетов, и статуэтки можно увидеть в резиденции японского императора. Королева Швеции Сильвия дарит внукам сладости, упакованные в деревянные сундучки, сделанные на фабрике.
«В октябре 2012 года фабрика получила запрос от студии Уолта Диснея, которая в тот момент снимала фильм о своем основателе, Уолте Диснее. Есть свидетельства, что он был поклонником фабрики Wendt & Kühn. И некоторые из фигурок, украшавших его студию, нужно было восстановить как можно точнее», — рассказывает Катлин. Вот так, среди звездных имен Тома Хэнкса и Эммы Томпсон в титрах «Спасти Мистера Бэнкса» (2013) и появились фигурки фабрики Wendt & Kühn.
ПО ТЕМЕ…
ПО ТЕМЕ…
Похожие статьи
Статьи про хранение вещей
Хороший вопрос: Как хранить елочные игрушки и гирлянды
Автор: Екатерина Кулиничева
Праздники закончились, пора разобрать елку. Как сделать так, чтобы ваши новогодние игрушки стали антиквариатом и радовали ваших правнуков
Читать
Психология
Обещания себе на Новый год: Как сделать так, чтобы они сработали
Автор: Наталья Михайлова
Можно выпить залпом «Советское полусладкое» и загадать желание. Но хорошо бы перед этим разобраться, что именно желать
Читать
Рецепты
Не только оливье: Новогодние блюда разных стран
Автор: Екатерина Кулиничева
Кулинария с привкусом географии для тех, кто уже задумался о праздничных рецептах
Читать
Новый год
Рождество по-итальянски: 4 факта, о которых вы не догадывались
Автор: Анна Черткова
Это один из немногих праздников, которые празднуют в Италии с таким декоративным размахом
Читать
Статьи про жизнь в интерьерах
Новогодний переполох: Дизайнерский квест для хорошего настроения
Автор: Студия Новый дизайн
Как перестановка шкафа и новая звезда помогут изменить отношение к празднику
Читать
Совет недели
Так можно: Замените лампочку на новогоднюю
Автор: houzzrussia
Вообразите—гирлянда вместо нити накаливания. Внутри!
Читать
Фотоохота
Фотоохота: 38 новогодних ёлок со всего света
Автор: Claire Tardy
Вокруг света — с новогодними ёлками
Читать
Психология
Как подзарядиться на каникулах — 9 идей
Автор: Laura Gaskill
Простые идеи для каникул, чтобы избавиться от стресса и получить больше удовольствия от праздников
Читать
Фотоохота
Фотоохота: Что украсить, кроме елки
Автор: houzzrussia
Невозможно поставить елку в каждую комнату. Но каждую комнату можно нарядить
Читать
для Pro
Опыт PRO: Отправлять ли открытки и подарки коллегам, клиентам
Автор: Erin Carlyle
Четыре профессионала рассказывают, как они делятся праздничным настроением
Читать
как купить эту красоту в России?
А где наши сувениры и детские игрушки из дерева?В советское время все это было.У меня в далеком детстве было несколько похожих куколок с вращающимися ручками.Очень жаль,что все это ушло,что ничего своего не сохраняем,а живем с оглядкой на "них".
Какие же они крутецкие, высший класс! хочу-хочу!!