Портрет: Ева Цайзель и ее сервиз для ИФЗ
Удивительная судьба известного дизайнера, продолжавшего работать в возрасте за сто лет
Екатерина Кулиничева
15 января, 2018
Постоянный автор HouzzRu, историк искусства, журналист, блогер. Закончила Российский университет дружбы народов, Московскую государственную художественно-промышленную академию им.С.Г.Строганова (Строгановку), РГГУ. Основные профессиональные интересы: декоративно-прикладное искусство. дизайн, мода, кино, спорт.
Постоянный автор HouzzRu, историк искусства, журналист, блогер. Закончила Российский... Еще
Биография знаменитого предметного дизайнера Евы Цайзель полна удивительных поворотов. Она родилась в 1906 году в Будапеште, успешно работала в Венгрии и Германии, в 1930-е успела поработать в СССР, затем построила карьеру в Америке. А в начале 2000-х опять приехала в Россию и сделала новый проект с Императорским фарфоровым заводом в Санкт-Петербурге.
Ева Цайзель со своими работами. Фото предоставлено пресс-службой ИФЗ
На счету Евы Цайзель огромное количество проектов в самых разных областях дизайна — от посуды до мебели и текстиля. Некоторые из них были сделаны для российских предприятий. Сервиз, о котором пойдет речь в нашем рассказе, называется «Талисман». Его Цайзель создала вместе с командой специалистов Императорского фарфорового завода в начале 2000-х, вернувшись в Россию через 60 с лишнем лет после своего отъезда из нашей страны.
«Начали мы в 2000 году с эскиза чашки, который привезли из Америки, — рассказывает о создании сервиза «Талисман» модельщик ИФЗ Георгий Богдевич. — Эскиз был выполнен на кальке. Когда ее складывали по осевой линии, было видно, что рисунок несимметричен. И сначала было непонятно, с каким контуром работать. Но итоговый результат Еву удовлетворил. В 2000-м она сюда приезжала, и мы за несколько дней сделали чашку».
На счету Евы Цайзель огромное количество проектов в самых разных областях дизайна — от посуды до мебели и текстиля. Некоторые из них были сделаны для российских предприятий. Сервиз, о котором пойдет речь в нашем рассказе, называется «Талисман». Его Цайзель создала вместе с командой специалистов Императорского фарфорового завода в начале 2000-х, вернувшись в Россию через 60 с лишнем лет после своего отъезда из нашей страны.
«Начали мы в 2000 году с эскиза чашки, который привезли из Америки, — рассказывает о создании сервиза «Талисман» модельщик ИФЗ Георгий Богдевич. — Эскиз был выполнен на кальке. Когда ее складывали по осевой линии, было видно, что рисунок несимметричен. И сначала было непонятно, с каким контуром работать. Но итоговый результат Еву удовлетворил. В 2000-м она сюда приезжала, и мы за несколько дней сделали чашку».
На Императорском фарфоровом заводе Георгий работает с 1998 года, но о работах Евы Цайзель имел представление еще до того, как начал заниматься керамикой. Вот и не верь после этого в удивительные совпадения. «В начале 1990-х в Русском музее проходила посвященная Еве выставка, — вспоминает модельщик. — Мама принесла оттуда буклетик. В нем была фотография Евы: такая старушка на улице Нью-Йорка. В то время я был кораблестроителем, рисовал авианосцы, но через какое-то время занялся керамикой, и этот буклет снова попался мне на глаза. В 1999—2000 годах я оказался на заводе, на ИФЗ. Там, в каталоге выставки, был написан год рождения Евы — 1906. Я думал, что, наверное, она уже умерла. Но однажды на заводе распахнулись двери — и вошла абсолютно живая Ева Цайзель. Вот так бывает».
После первого удачного опыта с чашкой решено было начать работу над сервизом. «На тот момент Еве было лет 96, и она практически ничего не видела, кроме толстых черных линий, нарисованных маркером. Поэтому метод был такой: из бумаги вырезали профиль, и она смотрела его на свету. А также руками на ощупь осматривала гипсовую модель», — объясняет Георгий. Работа над моделями для «Талисмана», по воспоминаниям мастера, заняла около двух с половиной-трех месяцев. Для этого уже Богдевич поехал к Цайзель в Америку.
Георгий Богдевич: «Когда работу над моделями закончили, все запаковали в коробку размером с телевизор, и с ней я отправился в Петербург. В Штатах пропустили без проблем, а в Пулкове на таможне, просветив коробку, решили, что я везу дорогой сервиз. Пришлось объяснять, что это еще не сервиз, а только модели».
Георгий Богдевич: «Когда работу над моделями закончили, все запаковали в коробку размером с телевизор, и с ней я отправился в Петербург. В Штатах пропустили без проблем, а в Пулкове на таможне, просветив коробку, решили, что я везу дорогой сервиз. Пришлось объяснять, что это еще не сервиз, а только модели».
Георгий Богдевич и Ева Цайзель работают над формами для сервиза «Талисман». На этих кадрах хорошо видно то, о чем рассказывает Георгий: как дизайнер работала уже не столько глазами, сколько руками, интуицией и воображением. Фото предоставлено пресс-службой ИФЗ
Ева Цайзель с предметами из сервиза «Талисман». Фото предоставлено пресс-службой ИФЗ
Ева Цайзель никогда не считала себя промышленным дизайнером, предпочитая термин “maker of things”, «делатель вещей». Разница в том, объясняла она в одном из своих выступлений, что промышленные дизайнеры работают ради новизны. Но ее Цайзель считала коммерческим, а не эстетическим концептом. А «делатели вещей» превращают предметы в более красивые, более элегантные и более удобные, чем если бы их делали простые ремесленники. «Ева говорила, что когда мы создаем сервиз, предметы не должны быть похожи друг на друга. Но они должны быть как из одной семьи», — вспоминает Георгий.
Ева Цайзель никогда не считала себя промышленным дизайнером, предпочитая термин “maker of things”, «делатель вещей». Разница в том, объясняла она в одном из своих выступлений, что промышленные дизайнеры работают ради новизны. Но ее Цайзель считала коммерческим, а не эстетическим концептом. А «делатели вещей» превращают предметы в более красивые, более элегантные и более удобные, чем если бы их делали простые ремесленники. «Ева говорила, что когда мы создаем сервиз, предметы не должны быть похожи друг на друга. Но они должны быть как из одной семьи», — вспоминает Георгий.
Фото предоставлено пресс-службой ИФЗ
«Талисман» делается из костяного фарфора. Такое название эта разновидность материала получила за состав массы, в который входит кость животных. Костяной фарфор — тонкий, легкий, почти полупрозрачный и требует более низкой температуры обжига, чем обычный твердый фарфор. Делать такие формы, как у «Талисмана», непросто — особенно пластичные, фирменные цайзелевские ручки. По первоначальному замыслу в состав сервиза также входило разработанное дизайнером большое блюдо, но от него в итоге отказались: фарфор, как костяной, так и твердый, не любит больших ровных плоскостей, и технологически изготовить подобные вещи без дефектов крайне сложно.
«Талисман» делается из костяного фарфора. Такое название эта разновидность материала получила за состав массы, в который входит кость животных. Костяной фарфор — тонкий, легкий, почти полупрозрачный и требует более низкой температуры обжига, чем обычный твердый фарфор. Делать такие формы, как у «Талисмана», непросто — особенно пластичные, фирменные цайзелевские ручки. По первоначальному замыслу в состав сервиза также входило разработанное дизайнером большое блюдо, но от него в итоге отказались: фарфор, как костяной, так и твердый, не любит больших ровных плоскостей, и технологически изготовить подобные вещи без дефектов крайне сложно.
Почему «Талисман»
«Я спросил: “А называть-то как будем сервиз?” — вспоминает Богдевич. — Ева подумала буквально секунды три и говорит: “Талисман”. Талисман Бролин — это ее внучка, она фотограф в Нью-Йорке».
«Талисман» — не первый российский проект Цайзель, но, судя по всему, единственный, который выпускается сегодня. Ева приехала в СССР в 1930-е, начала работать с отечественными керамическими и стекольными заводами и дошла до должности, которую сегодня назвали бы художественный директор всей советской индустрии фарфора и стекла. В отечественных музеях и старых альбомах можно увидеть разработанные ею формы — например, сервиз «Интурист». Но через несколько лет Ева попала в тюрьму по политическому делу: ее обвинили в организации покушения на Сталина. Спустя почти полтора года она чудом выбралась оттуда и была выслана из страны в Европу.
«Я спросил: “А называть-то как будем сервиз?” — вспоминает Богдевич. — Ева подумала буквально секунды три и говорит: “Талисман”. Талисман Бролин — это ее внучка, она фотограф в Нью-Йорке».
«Талисман» — не первый российский проект Цайзель, но, судя по всему, единственный, который выпускается сегодня. Ева приехала в СССР в 1930-е, начала работать с отечественными керамическими и стекольными заводами и дошла до должности, которую сегодня назвали бы художественный директор всей советской индустрии фарфора и стекла. В отечественных музеях и старых альбомах можно увидеть разработанные ею формы — например, сервиз «Интурист». Но через несколько лет Ева попала в тюрьму по политическому делу: ее обвинили в организации покушения на Сталина. Спустя почти полтора года она чудом выбралась оттуда и была выслана из страны в Европу.
Сервиз «Интурист», форму предметов которого разработала Ева Цайзель в 1930-е. Фото предоставлено пресс-службой ИФЗ
Георгий Богдевич: «Был такой случай. Когда мы начали упаковывать модели, чтобы везти их в Россию, сначала взяли газеты, которые были у Евы дома. Но потом она заметила это и говорит: “Нет-нет, газеты Джорджу лучше не брать”. У нее остался какой-то страх после 30-х, когда ее посадили. И она решила, что с иностранными газетами мне лучше не лететь. В итоге мы поехали на почту и купили там обычный упаковочный материал».
Георгий Богдевич: «Был такой случай. Когда мы начали упаковывать модели, чтобы везти их в Россию, сначала взяли газеты, которые были у Евы дома. Но потом она заметила это и говорит: “Нет-нет, газеты Джорджу лучше не брать”. У нее остался какой-то страх после 30-х, когда ее посадили. И она решила, что с иностранными газетами мне лучше не лететь. В итоге мы поехали на почту и купили там обычный упаковочный материал».
Ева Цайзель. Фото предоставлено пресс-службой ИФЗ
В 1938 году Еве и ее мужу пришлось перебраться за океан — подальше от пришедших к власти фашистов. «Она была очень мобильна, — вспоминает Георгий. — В любой момент могла встать и уехать, даже в другую страну. Я ее спрашивал: что вас заставило приехать сюда в 1930-х? Она рассказала, что в Берлин приезжало очень много артистов из СССР: жизнь кипела, были концерты. И ей стало интересно, а что там, в России? И она поехала».
В своей лекции на TED, записанной в 2001 году, Цайзель подчеркнула, что, несмотря на возраст, не хочет применять к себе слово still (все еще), как и словосочетание «все еще работает». Потому что не воспринимает свои года как помеху для занятия любимым делом.
В 1938 году Еве и ее мужу пришлось перебраться за океан — подальше от пришедших к власти фашистов. «Она была очень мобильна, — вспоминает Георгий. — В любой момент могла встать и уехать, даже в другую страну. Я ее спрашивал: что вас заставило приехать сюда в 1930-х? Она рассказала, что в Берлин приезжало очень много артистов из СССР: жизнь кипела, были концерты. И ей стало интересно, а что там, в России? И она поехала».
В своей лекции на TED, записанной в 2001 году, Цайзель подчеркнула, что, несмотря на возраст, не хочет применять к себе слово still (все еще), как и словосочетание «все еще работает». Потому что не воспринимает свои года как помеху для занятия любимым делом.
Ева Цайзель в 2001 году во время лекции для TED. Посмотреть запись можно по ссылке
В 2006 году Ева Цайзель сделала для английской фабрики Royal Stafford сервиз «1-0-1». Название, как нетрудно догадаться, — это намек на возраст дизайнера, которая в сто с лишним лет работала над новыми проектами. Это именно тот случай, когда хочется сказать: «Чтоб я так жил!».
В 2006 году Ева Цайзель сделала для английской фабрики Royal Stafford сервиз «1-0-1». Название, как нетрудно догадаться, — это намек на возраст дизайнера, которая в сто с лишним лет работала над новыми проектами. Это именно тот случай, когда хочется сказать: «Чтоб я так жил!».
Похожие статьи
Портреты
Портрет PRO: Интерьерный фотограф Дина Александрова
Автор: Евгения Назарова
Кто тот человек, чьи съемки вы часто видите на Хаузз
Читать
Портреты
Портрет PRO: Интерьерный фотограф Ольга Шангина-Лестерлен
Автор: Евгения Назарова
Немного о внутренней кухне интерьерных съёмок
Читать
Новый год
Есть такая профессия: Выращивать новогодние ёлки
Автор: Victoria Harrison
Задавались когда-нибудь вопросом, как вырастает новогодняя ёлка, когда её лучше покупать и как сохранить подольше?
Читать
Микротренды
Maison&Objet 2018: Шесть восходящих звезд итальянского дизайна
Автор: Leonora Sartori
По версии главной французской выставки декора
Читать
Новый год
Портрет: Как деревянные ангелы Wendt & Kühn обретают крылья
Автор: Nicola Enderle
Репортаж с фабрики, где делают знаменитые деревянные фигурки для новогоднего декора
Читать
Новый год
Портрет: Paper Design — «бумажная» архитектура для интерьеров
Автор: Евгения Назарова
Мебель, потолочные конструкции и даже ёлки. Все из материала, который не отличить от бумаги
Читать
Самое популярное
Портрет: Платформа Artclever, где учат визуальным искусствам
Автор: Евгения Назарова
Можно ли изучать дизайн или архитектуру по видео?
Читать
Статьи об аксессуарах
Портрет: Императорский фарфоровый завод
Автор: Екатерина Кулиничева
Нестареющая классика и технологические эксперименты на старейшем фарфоровом производстве России
Читать
Natalia Matveeva спасибо, что поделились этой историей! Очень интересно, как вещи воспринимаются со стороны разными людьми
Виолетта Калинина вот мы как раз и берём! )))
Почему фарфор называют «костяной», неужели в его составе действительно есть кости? Это на самом деле не так. Изначально, название костяной было ассоциативным, т.е. характерные признаки, которыми обладает фарфор (прочность, высокая плотность, прозрачность и молочный цвет) сравнивали с аналогичными характеристиками кости. Отсюда и пошло название «костяной фарфор».
По технологии костной фарфор изготавливают из каолиновой глины и фарфорового камня. Каолиновую глину добывают во многих странах, а фарфоровый камень есть только в Китае. Именно он дает возможность изготовить настоящий твердый фарфор. Именно это позволяет чашке или тарелке выдерживать высокие температуры, несмотря на кажущуюся хрупкость. Надо сказать, что посуда из костяного фарфора долгое время была уделом одной только знати, и тоне всей. Весь мир долгое время пытался разгадать секрет столь прочного и изящного фарфора. Но по сей день рецепт этих изделий остается неизвестным никому, кроме китайских мастеров.
Фарфоровое изделие с такой богатой и загадочной историей станет отличным приобретение как для себя, так и в подарок дорогому вам человеку. Костяной фарфор обжигают при такой высокой температуре, что только при полном соблюдении технологии, верного соотношения всех компонентов возможно отсутствие трещин и других дефектов. Обычный фарфор не так тонок, поэтому технология его изготовления проще, а стоимость ниже.
Также костяное изделие покрывается глазурью определенным образом. Недопустимо большое количество глазури на поверхности, так как это портит всю идею тонкой посуды.Поэтому её также наносят очень тонким слоем, вручную.Практически незаметная толщина росписи — не единственный признак, по которому можно отличить оригинал от подделки. Настоящая костяная чашка или тарелка будет издавать звонкий металлический звук, с вибрацией, если по ней слегка постучать.