Портрет: Деревянная мебель от мастерской Stameska
Московская мастерская с говорящим названием и любовью к советскому конструктивизму
Евгений Назаров и Евгений Богородицкий, основатели мебельной мастерской Stameska, предпочитают предметы в стиле модернизма середины прошлого века или сдержанный советский конструктивизм. Впрочем, в мастерской готовы реализовать любой проект — от дубовой консоли с живым краем до геометричного современного стеллажа. Красное или эбеновое дерево, самшит или мореный дуб — за пять лет существования мастерской здесь научились обрабатывать самые капризные и сложные породы. Не говоря уже о традиционных для России буке или ясене.
«Я работал в сфере рекламы, сидел в офисе и однажды подумал: а что, если во всем мире отключат электричество? Что я буду делать, если экран погаснет? Нужно иметь навык, который ты не можешь потерять из-за внешних факторов, — рассказывает Евгений Бородицкий. — Я вспомнил, что в крови у меня любовь к дереву и мастерству: мой прадед имел большую мастерскую, которая была известна на всю округу. Никаких “семейных” навыков мне не передали — но я об этой истории помню и отдаю дань”.
«Я работал в глянце, а это не самая здоровая в эмоциональном и психологическом плане среда. Тянуло к труду, который дает возможность создавать что-то осязаемое, интересное и приятное — так я и оказался в столярной мастерской», — объясняет свой выбор Евгений Назаров
«Я работал в глянце, а это не самая здоровая в эмоциональном и психологическом плане среда. Тянуло к труду, который дает возможность создавать что-то осязаемое, интересное и приятное — так я и оказался в столярной мастерской», — объясняет свой выбор Евгений Назаров
Сегодня ручное производство, скорее, роскошь: медленная и тщательная работа отнимает больше времени, как следствие — стоимость предмета взлетает в несколько раз. «Мы много работаем под заказ, у нас есть определенные сроки — так что в ход идут современные станки, которые справляются быстрее человека. Ручной формат труда допустим, если ты именитый художник: тогда заказчик готов и платить, и ждать по полгода».
Гений места
Производство Stameska занимает площадь на территории бывшего НИИ дальней радиосвязи на Преображенской площади. Когда-то на этом оборонном предприятии разрабатывали и тестировали оборудование для передачи сверхдлинных радиоволн. «В нашем корпусе во время войны был цех по ремонту танков, а до этого собирали американские грузовики по контракту. У места очень яркая история, но лет пять назад производство вывезли, а площади начали сдавать. Нам повезло: очень сложно найти промзону в такой близости к метро», — отмечают создатели мастерской.
Производство Stameska занимает площадь на территории бывшего НИИ дальней радиосвязи на Преображенской площади. Когда-то на этом оборонном предприятии разрабатывали и тестировали оборудование для передачи сверхдлинных радиоволн. «В нашем корпусе во время войны был цех по ремонту танков, а до этого собирали американские грузовики по контракту. У места очень яркая история, но лет пять назад производство вывезли, а площади начали сдавать. Нам повезло: очень сложно найти промзону в такой близости к метро», — отмечают создатели мастерской.
История мастерской Stameska началась благодаря двум энтузиастам, работавшим в арендованном подвале дореволюционного дома; сегодня это большой цех, светлый шоу-рум и целая команда мастеров.
«Когда о нас пишут в СМИ, на первый план часто выходит лирический образ: мол, два Жени своими силами делают мебель в одном цеху. Звучит красиво, но давно не имеет отношения к действительности. Наша главная ценность — большая профессиональная команда, специалисты с двадцатилетним стажем, и каждого из них мы искали очень долго», — рассказывают Евгений Назаров и Евгений Богородицкий.
«Когда о нас пишут в СМИ, на первый план часто выходит лирический образ: мол, два Жени своими силами делают мебель в одном цеху. Звучит красиво, но давно не имеет отношения к действительности. Наша главная ценность — большая профессиональная команда, специалисты с двадцатилетним стажем, и каждого из них мы искали очень долго», — рассказывают Евгений Назаров и Евгений Богородицкий.
От слова к делу
«Обычно к нам приходят дизайнеры или архитекторы со своими чертежами, и мы делаем мебель по их техническому заданию. Иногда приносят рисунок или фотографию предмета; сложнее всего, когда заказчик объясняет, что хочет, на словах — тогда мы проводим дотошную работу, чтобы понять габариты и функцию предмета, а также предпочтения человека», — поясняют основатели мастерской. Затем чертеж отправляется к начальнику производства, заказ на материал — к поставщику, а задачи — к мастерам.
«Обычно к нам приходят дизайнеры или архитекторы со своими чертежами, и мы делаем мебель по их техническому заданию. Иногда приносят рисунок или фотографию предмета; сложнее всего, когда заказчик объясняет, что хочет, на словах — тогда мы проводим дотошную работу, чтобы понять габариты и функцию предмета, а также предпочтения человека», — поясняют основатели мастерской. Затем чертеж отправляется к начальнику производства, заказ на материал — к поставщику, а задачи — к мастерам.
Стол из красного дерева и ясеня
Сроки изготовления — гуманные: скажем, готовый стол заказчик получит примерно через три недели. Две из них в Stameska закладывают на производство, еще одну — на форс-мажоры. Многое зависит от древесины, некоторые породы тяжело поддаются обработке: «Например самшит — плотный, как кость; тяжело работать и с мореным дубом. Африканские экзотические породы токсичны в производстве: мелкая пыль вредит дыхательным путям. Но в готовом виде такая мебель совершенно безопасна для заказчика», — объясняют в мастерской.
Из любви к искусству
Хотя главные заказчики — дизайнеры и архитекторы, основатели мастерской берутся и за арт-проекты. В рамках Венецианской биеннале современного искусства российский художник Кирилл Глущенко показал проект «Венец». Инсталляция, приуроченная к столетию Октябрьской революции, воссоздает оригинальный советский интерьер номера люкс в ульяновской гостинице «Венец»: это часть большого выставочного проекта «пространство сила конструкция» (space force construction).
Хотя главные заказчики — дизайнеры и архитекторы, основатели мастерской берутся и за арт-проекты. В рамках Венецианской биеннале современного искусства российский художник Кирилл Глущенко показал проект «Венец». Инсталляция, приуроченная к столетию Октябрьской революции, воссоздает оригинальный советский интерьер номера люкс в ульяновской гостинице «Венец»: это часть большого выставочного проекта «пространство сила конструкция» (space force construction).
Сейчас инсталляцию показывают в Венеции; в следующем году проект Кирилла Глущенко представят в Чикаго, а в 2019-м — в строящемся Музее современного искусства ГЭС-2 в Москве. В свое время этот интерьер считался эталоном — не в последнюю очередь из-за прогрессивной мебели. Копии исторических моделей изготовили как раз в мастерской Stameska — по проекту московской студии Mel.
Своя линейка
Иногда создатели марки конструируют предметы в свое удовольствие. Например, фактурный бар-буфет из красного дерева. «Мы переделывали его несколько раз, детально проработав функционал. Все размеры и поверхности рассчитаны на то, чтобы «налить, раздать, смешать и повторить», — рассказывают Евгений Назаров и Евгений Богородицкий.
Иногда создатели марки конструируют предметы в свое удовольствие. Например, фактурный бар-буфет из красного дерева. «Мы переделывали его несколько раз, детально проработав функционал. Все размеры и поверхности рассчитаны на то, чтобы «налить, раздать, смешать и повторить», — рассказывают Евгений Назаров и Евгений Богородицкий.
Стол STAMESKA REISSFEDER
Сейчас в мастерской много работают на заказ, но ее создатели уверены, что обязательно придут к «своему» продукту. «Нас вдохновляют несколько стилей — главным образом, модернизм середины XX века и советский конструктивизм. И сейчас мы стараемся нащупать в этом направлении что-то свое», — говорят ребята.
«Первенец» в собственной линейке мебели — cтол из красного дерева REISSFEDER, образец авангардного подхода к дизайну. Особенность предмета — в линиях двойных ножек.
«Первенец» в собственной линейке мебели — cтол из красного дерева REISSFEDER, образец авангардного подхода к дизайну. Особенность предмета — в линиях двойных ножек.
Где найти?
Посмотреть работы мастерской Stameska можно в шоу-руме около м. Преображенская площадь (ул. 1-ая Бухвостова 12/11, корпус 3). Или на сайте: http://stameska.shop.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Посмотреть работы мастерской Stameska можно в шоу-руме около м. Преображенская площадь (ул. 1-ая Бухвостова 12/11, корпус 3). Или на сайте: http://stameska.shop.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
«Мы вместе учились в издательском колледже, потом разбежались и много лет спустя обнаружили друг друга в школе краснодеревщиков Всеволода Полтавцева. Всеволод Борисович — уникальный человек: коллекционер, столяр и реставратор, который собирает вокруг единомышленников», — рассказывают создатели Stameska.
При современном подходе к дизайну и производству, у Евгения Назарова и Евгения Богородицкого старая школа: «В школе Всеволода Полтавцева трепетно относятся к ручному инструменту и традициям, которые достались нам еще от прапрадедов. Это, в первую очередь, ручной столярный труд и основательная база: нас учили делать любой предмет мебели без электричества».