Портрет: Плитка ручной работы от Tile Atelier
Нюансы создания и выбора отделочных материалов от профи — главы студии Tile Atelier Екатерины Карабаджак
Евгения Назарова
6 апреля, 2017
Постоянный автор Houzz, интерьерный журналист
Если вы держали в руках плитку ручной работы, то наверняка запомнили и тактильные ощущения, и нестандартный облик материала — переходы цвета, рельефную поверхность, слегка неровные края. Даже используя единые формы и самые простые фактуры (скажем, однотонные квадраты или ромбы), из такой плитки можно собрать разные комбинации, которые станут главной точкой притяжения в интерьере.
Героиня нашей статьи — основатель студии Tile Atelier Екатерина Карабаджак — отказалась от корпоративной карьеры ради собственного производства плитки. Мы побывали в мастерской, чтобы рассмотреть процесс в деталях и получить ответы на все вопросы. Например, почему плитка ручной работы обычно дороже фабричной, какие сюрпризы могут ждать при заказе и за что ни в коем случае не стоит платить?
Фото: Ольга Шангина © 2017 Houzz, Tile Atelier. Съемка проходила в Школе керамики «Воронцово»
Героиня нашей статьи — основатель студии Tile Atelier Екатерина Карабаджак — отказалась от корпоративной карьеры ради собственного производства плитки. Мы побывали в мастерской, чтобы рассмотреть процесс в деталях и получить ответы на все вопросы. Например, почему плитка ручной работы обычно дороже фабричной, какие сюрпризы могут ждать при заказе и за что ни в коем случае не стоит платить?
Фото: Ольга Шангина © 2017 Houzz, Tile Atelier. Съемка проходила в Школе керамики «Воронцово»
Шаг к тактильному интерьеру
Плитка ручной работы — не просто красивый интерьерный продукт, который хочется показать миру, но и ответ сразу двум лайфстайл-тенденциям. Во-первых, на смену типовым решениям все чаще приходит кастомизация: покупатель волен выбрать как кресло определенного цвета для нового автомобиля, так и любую деталь интерьера. Во-вторых, в мире дизайна все чаще используется термин «тактильные интерьеры» — такие пространства наполнены предметами, которые могут долго удерживать внимание и приятны на ощупь.
Плитка ручной работы — не просто красивый интерьерный продукт, который хочется показать миру, но и ответ сразу двум лайфстайл-тенденциям. Во-первых, на смену типовым решениям все чаще приходит кастомизация: покупатель волен выбрать как кресло определенного цвета для нового автомобиля, так и любую деталь интерьера. Во-вторых, в мире дизайна все чаще используется термин «тактильные интерьеры» — такие пространства наполнены предметами, которые могут долго удерживать внимание и приятны на ощупь.
На создание «тактильного интерьера» работают и арт-объекты, и дерево с четко проявленной текстурой, и текстиль — но картина была бы неполной без керамики ручной работы. «Каждая плитка уникальна, — говорит Екатерина. — Ведь сначала вы раскатываете пласт, наносите рельеф, размечаете каждую плитку; элементы просто не могут быть идентичными, раз их создал человек».
Плитка играет фактурами и переходами цвета, цепляет взгляд и помогает привнести в интерьер элемент творчества, будь то декор кухонного фартука или стены в душе.
Плитка играет фактурами и переходами цвета, цепляет взгляд и помогает привнести в интерьер элемент творчества, будь то декор кухонного фартука или стены в душе.
Хэнд-мэйд или фабрика: в чем разница?
Фабричная и авторская плитка сильно различаются и внешне, и по свойствами. Но на первый план всегда выходит функциональность отделочного материала. «Фабричную плитку в большинстве случаев приходится резать. Часто из-за этого появляются сколы глазури и неровные края, а при ручной работе мы можем сделать панно под размер фартука или ниши. Если плитка треснула (так бывает, скажем, когда на столешницу падает что-то тяжелое), в мастерской легко изготовят элемент на замену. С фабричной плиткой это не всегда возможно — например, если коллекцию уже сняли с производства», — рассказывает Екатерина.
Фабричная и авторская плитка сильно различаются и внешне, и по свойствами. Но на первый план всегда выходит функциональность отделочного материала. «Фабричную плитку в большинстве случаев приходится резать. Часто из-за этого появляются сколы глазури и неровные края, а при ручной работе мы можем сделать панно под размер фартука или ниши. Если плитка треснула (так бывает, скажем, когда на столешницу падает что-то тяжелое), в мастерской легко изготовят элемент на замену. С фабричной плиткой это не всегда возможно — например, если коллекцию уже сняли с производства», — рассказывает Екатерина.
Сложности в работе с авторской плиткой тоже есть: так, для укладки придется пригласить более квалифицированного мастера и, как следствие, потратиться не только на покупку материала, но и на отделочные работы. Кроме того, размеры плитки — также из-за ручного производства — могут немного «гулять»: каждый второй мастер на стройке скажет, что этот брак нужно вернуть поставщику.
«Вопрос в том, как вы к этому относитесь, — отмечает Екатерина. — Надо понимать, что, если вы ввязываетесь в керамическую историю, нужно быть готовым пройти этот путь до конца».
«Вопрос в том, как вы к этому относитесь, — отмечает Екатерина. — Надо понимать, что, если вы ввязываетесь в керамическую историю, нужно быть готовым пройти этот путь до конца».
Авторская керамика: от эстетики к логике
По словам Екатерины, работа с глиной когда-то стала для нее способом снять стресс. Но, когда увлечение переросло в бизнес, осваивать рынок оказалось удобнее с помощью логики. «В России есть игроки, но толком нет рынка, — поясняет создательница Tile Atelier. — В прошлом году объем потребления плитки составил 174,9 млн кв.м, из них на облицовочную пришлось чуть менее половины объема, а на плитку ручной работы (по моим оценка) — около 2,4 тыс кв.м, что существенно меньше 1%. В то же время в США рынок плитки ручной работы, по некоторым данным, превышает российский в десятки раз, при том что общий объем потребления керамики больше лишь в полтора».
По словам Екатерины, работа с глиной когда-то стала для нее способом снять стресс. Но, когда увлечение переросло в бизнес, осваивать рынок оказалось удобнее с помощью логики. «В России есть игроки, но толком нет рынка, — поясняет создательница Tile Atelier. — В прошлом году объем потребления плитки составил 174,9 млн кв.м, из них на облицовочную пришлось чуть менее половины объема, а на плитку ручной работы (по моим оценка) — около 2,4 тыс кв.м, что существенно меньше 1%. В то же время в США рынок плитки ручной работы, по некоторым данным, превышает российский в десятки раз, при том что общий объем потребления керамики больше лишь в полтора».
Причины такой разницы — утраченные традиции ручного производства, иной уровень доходов, но главное — недостаток информации. Владелец квартиры, как правило, не понимает, зачем ему такой продукт, а в большинстве случаев даже не знает о нем. «Часто, закончив ремонт, люди с удивлением узнают о существовании плитки ручной работы и жалеют об упущенной возможности. Мало знают о продукте и дизайнеры, поэтому для отрасли очень важна просветительская работа — и мы готовы стать «евангелистами», рассказывать профессионалам о возможностях и ограничениях работы с плиткой».
«Я отношусь к российским производителям с большим уважением и считаю, что мы не конкуренты, а, скорее, коллеги по цеху, — продолжает Екатерина. — Плиткой ручной работы занимаются около десяти компаний и довольно много маленьких студий; у них есть замечательные находки — и все же мало необычных вещей для современного интерьера.
Если называть вещи своими именами — то продукт, который производят в России сегодня, отстает от мировых тенденций. Ручная работа действительно создает шарм и приятный налет несовершенства, но я считаю важным жить в ногу со временем и делать ставку на дизайн — следить за тенденциями в области дизайна интерьеров, моды, ювелирных украшений».
Если называть вещи своими именами — то продукт, который производят в России сегодня, отстает от мировых тенденций. Ручная работа действительно создает шарм и приятный налет несовершенства, но я считаю важным жить в ногу со временем и делать ставку на дизайн — следить за тенденциями в области дизайна интерьеров, моды, ювелирных украшений».
Эксперименты и результаты
Свои идеи Екатерина воплощает разными способами: часть плитки создательница студии разрабатывает и делает сама, а изделия с надглазурной росписью и сложными живописными орнаментами — при помощи профессиональных художников.
«Недавно мы разработали несколько панно, которые по стилю связаны между собой, как конструктор. Все орнаменты — птицы, растения, узоры — можно объединить в произвольные комбинации по вкусу заказчика, — рассказывает Екатерина. — Каждый раз при постановке задачи я надеюсь на профессионализм исполнителя и жду, что он привнесет в концепцию новое видение. На самом деле я придерживаюсь этой традиции еще со времен работы в сфере стратегического консалтинга».
Свои идеи Екатерина воплощает разными способами: часть плитки создательница студии разрабатывает и делает сама, а изделия с надглазурной росписью и сложными живописными орнаментами — при помощи профессиональных художников.
«Недавно мы разработали несколько панно, которые по стилю связаны между собой, как конструктор. Все орнаменты — птицы, растения, узоры — можно объединить в произвольные комбинации по вкусу заказчика, — рассказывает Екатерина. — Каждый раз при постановке задачи я надеюсь на профессионализм исполнителя и жду, что он привнесет в концепцию новое видение. На самом деле я придерживаюсь этой традиции еще со времен работы в сфере стратегического консалтинга».
Кроме фактуры исходного материала, у плитки, по словам Екатерины, должна быть изюминка. «Мало кого сегодня удивит традиционная плитка размером 10 на 10 см или «рыбья чешуя». Даже если мы берем стандартную форму, пусть у нее будут неровные резкие края или покрытие с оксидами — они имитируют вкрапления металла», — полагает создательница Tile Atelier. Тем более что глина приветствует любые эксперименты, а для создания рельефа можно использовать абсолютно все, что оказалось под рукой, — например, мятый лист фольги.
Глина — непредсказуемый материал, что может работать и в минус, и в плюс. Скажем, одна и та же глазурь дает разные эффекты и оттенки — каждый обжиг, даже при проверенной годами технологии, может дать неожиданный результат.
«У меня есть глазурь зеленого цвета, которую я редко использую, но однажды покрыла ей несколько элементов и положила в печь рядом с другими изделиями. Оказалось, зеленая глазурь дает диффузию: цвет перешел на соседние детали! На мой взгляд, это удачная находка: на одной плитке появляется множество цветов в самых интересных сочетаниях», — комментирует Екатерина.
«У меня есть глазурь зеленого цвета, которую я редко использую, но однажды покрыла ей несколько элементов и положила в печь рядом с другими изделиями. Оказалось, зеленая глазурь дает диффузию: цвет перешел на соседние детали! На мой взгляд, это удачная находка: на одной плитке появляется множество цветов в самых интересных сочетаниях», — комментирует Екатерина.
Еще один эффектный интерьерный прием — использовать в качестве акцента круглую плитку. «Дизайнеры обычно смотрят на затирку, как на неизбежное зло, и стараются укладывать плитку с минимальными зазорами, — отмечает Екатерина. — А ведь на самом деле затирку можно сделать частью образа. Подобрав цвета, мы можем выложить любой узор, если интерьер подходит для таких экспериментов. Например, в Америке допускают толщину затирки до 4-5 мм».
Сколько стоит плитка ручной работы?
Как правило, первое впечатление от плитки ручной работы легко описать двумя словами — красиво и дорого. «Действительно, обычно она дороже фабричной, но это вопрос приоритетов, — объясняет Екатерина. — Если вы очень любите дизайнерские обои или считаете необходимым фильтровать всю входящую воду, вы выделите на это средства. Если же вы визуал и любите персонализацию во всем, можно предположить, что вы наш клиент — а мы, в свою очередь, готовы предложить нестандартные решения».
Как правило, первое впечатление от плитки ручной работы легко описать двумя словами — красиво и дорого. «Действительно, обычно она дороже фабричной, но это вопрос приоритетов, — объясняет Екатерина. — Если вы очень любите дизайнерские обои или считаете необходимым фильтровать всю входящую воду, вы выделите на это средства. Если же вы визуал и любите персонализацию во всем, можно предположить, что вы наш клиент — а мы, в свою очередь, готовы предложить нестандартные решения».
Стоимость плитки объясняется сложной технологией изготовления: каждую деталь нужно не только нарезать и расцветить вручную, но и несколько раз обжечь в печи при высокой температуре. «Чтобы сделать одну круглую плитку диаметром 4 см, потребуется три минуты. Соответственно, 800 штук для облицовки большой поверхности мы будем создавать в течение 40 часов, то есть пяти-шести напряженных рабочих дней. Кроме того, мы используем только импортные глазури: канадские и американские материалы дают хороший выбор цветов и стабильное качество на большом масштабе».
В среднем в Москве и Петербурге квадратный метр плитки размером 10 на 10 см будет стоить от 18 тыс. руб. Верхняя граница цены может быть любой — все зависит от сложности рельефа и орнамента. Мозаика обойдется от 30 до 70 тыс. руб. При заказе плитки не из линейки производителя, а по индивидуальным эскизам, квадратный метр рельефной плитки будет стоить от 50 до 100 тыс. руб.
В среднем в Москве и Петербурге квадратный метр плитки размером 10 на 10 см будет стоить от 18 тыс. руб. Верхняя граница цены может быть любой — все зависит от сложности рельефа и орнамента. Мозаика обойдется от 30 до 70 тыс. руб. При заказе плитки не из линейки производителя, а по индивидуальным эскизам, квадратный метр рельефной плитки будет стоить от 50 до 100 тыс. руб.
Впрочем, акцентировать можно не только большие поверхности, но и скромные ниши — то есть дополнить интерьер фактурной плиткой при небольшом бюджете. «Мы создаем разноцветные ромбы, которые «бьются» с размерами квадратной плитки: такие материалы удобны для создания небольших акцентных вставок», — говорит Екатерина.
Как рассмотреть брак?
Выбрать достойный декор из хэнд-мэйд сегмента всегда непросто — главным образом потому, что авторский замысел сложно отличить от брака. Однако разница между ними, по словам Екатерины Карабаджак, все же существует. «Производитель всегда показывает вам эталон — лучшее, на что он способен. И некоторые дефекты просто нельзя выдавать за особенности материала. Если вы видите на поверхности плитки точки, не закрытые глазурью, значит, в этом месте из глины выходил воздух; это нормально, такие вещи мастер не может предусмотреть, но и продавать не должен. Через эти точки плитка будет набирать влагу, расширяться и в конце концов треснет.
Особенно важно обращать внимание на этот дефект, если вы собираетесь использовать плитку в ванной или в бассейне. Иногда предлагают глянцевую плитку с эффектом кракле, хотя трещины в глазури не имеют никакого отношения к декору, это откровенный брак — через щели глина тоже будет накапливать влагу».
Выбрать достойный декор из хэнд-мэйд сегмента всегда непросто — главным образом потому, что авторский замысел сложно отличить от брака. Однако разница между ними, по словам Екатерины Карабаджак, все же существует. «Производитель всегда показывает вам эталон — лучшее, на что он способен. И некоторые дефекты просто нельзя выдавать за особенности материала. Если вы видите на поверхности плитки точки, не закрытые глазурью, значит, в этом месте из глины выходил воздух; это нормально, такие вещи мастер не может предусмотреть, но и продавать не должен. Через эти точки плитка будет набирать влагу, расширяться и в конце концов треснет.
Особенно важно обращать внимание на этот дефект, если вы собираетесь использовать плитку в ванной или в бассейне. Иногда предлагают глянцевую плитку с эффектом кракле, хотя трещины в глазури не имеют никакого отношения к декору, это откровенный брак — через щели глина тоже будет накапливать влагу».
Если вы облицовываете плиткой камин или фасад дома, важно обратить внимание на коэффициент теплового расширения материалов (КТР) — об этом должен рассказать производитель. Так, КТР плитки и кирпича должен быть схож — иначе на керамике в скором времени появятся сколы.
Но, пожалуй, самый тонкий вопрос в производстве панно из плитки — авторское право. «Мы не используем эскизы, права на которые принадлежат третьим лицам. Например, не будем воспроизводить роспись тюльпанов знаменитого бренда Ceramica Bardelli, но видим обратные ситуации сплошь и рядом. Если вы дизайнер и создаете эскиз самостоятельно, стоит заключить с мастерской договор, — советует Екатерина. — Если мастерская производит плитку по вашему эскизу, вы не согласны, но не имеете документального подтверждения своих прав — вряд ли вы сможете как-то повлиять на ситуацию».
Где купить плитку?
Несмотря на сравнительно юный возраст Tile Atelier, у Екатерины большие планы. «Я вижу на этом рынке большой потенциал. Причем не только в России, но и за рубежом, — отмечает глава мастерской. — Впрочем, в приоритете у меня — качественный современный продукт: если его нет, не поможет никакой маркетинг».
Уже сейчас плитку от Tile Atelier можно увидеть в салонах Good Look Room (ул. Хамовнический Вал, 36) и Materialix на Artplay (ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр.2), на странице студии в Facebook и, конечно же, на Houzz!
Несмотря на сравнительно юный возраст Tile Atelier, у Екатерины большие планы. «Я вижу на этом рынке большой потенциал. Причем не только в России, но и за рубежом, — отмечает глава мастерской. — Впрочем, в приоритете у меня — качественный современный продукт: если его нет, не поможет никакой маркетинг».
Уже сейчас плитку от Tile Atelier можно увидеть в салонах Good Look Room (ул. Хамовнический Вал, 36) и Materialix на Artplay (ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр.2), на странице студии в Facebook и, конечно же, на Houzz!
Похожие статьи
Портреты
Портрет PRO: Интерьерный фотограф Дина Александрова
Автор: Евгения Назарова
Кто тот человек, чьи съемки вы часто видите на Хаузз
Читать
Портреты
Портрет PRO: Интерьерный фотограф Ольга Шангина-Лестерлен
Автор: Евгения Назарова
Немного о внутренней кухне интерьерных съёмок
Читать
Новый год
Есть такая профессия: Выращивать новогодние ёлки
Автор: Victoria Harrison
Задавались когда-нибудь вопросом, как вырастает новогодняя ёлка, когда её лучше покупать и как сохранить подольше?
Читать
Микротренды
Maison&Objet 2018: Шесть восходящих звезд итальянского дизайна
Автор: Leonora Sartori
По версии главной французской выставки декора
Читать
Статьи об аксессуарах
Портрет: Ева Цайзель и ее сервиз для ИФЗ
Автор: Екатерина Кулиничева
Удивительная судьба известного дизайнера, продолжавшего работать в возрасте за сто лет
Читать
Новый год
Портрет: Как деревянные ангелы Wendt & Kühn обретают крылья
Автор: Nicola Enderle
Репортаж с фабрики, где делают знаменитые деревянные фигурки для новогоднего декора
Читать
Новый год
Портрет: Paper Design — «бумажная» архитектура для интерьеров
Автор: Евгения Назарова
Мебель, потолочные конструкции и даже ёлки. Все из материала, который не отличить от бумаги
Читать
Самое популярное
Портрет: Платформа Artclever, где учат визуальным искусствам
Автор: Евгения Назарова
Можно ли изучать дизайн или архитектуру по видео?
Читать
Статьи об аксессуарах
Портрет: Императорский фарфоровый завод
Автор: Екатерина Кулиничева
Нестареющая классика и технологические эксперименты на старейшем фарфоровом производстве России
Читать
Супер идея со штучной мозаикой. Есть проект где можно применить и не хотелось бы идти от фабричного. Сколько в среднем стоит кв.м. плитка как на последней фотографии? Спасибо!
Бюро9, спасибо за интерес. Информация в личном сообщении.
Друзья и коллеги, мы рады поделиться черновыми фото одного из наших реализованных проектов: https://www.houzz.ru/projects/2765175/kuhonnyy-fartuk-dlya-kvartiry-v-moskve-kitchen-backsplash.
Вскоре опубликуем как профессиональную съемку, так и результаты других работ.