Психология: Почему творческим людям важно работать в полутьме
Особенно когда нужно придумать что-нибудь интересное
![](https://st.hzcdn.com/simgs/c1b32fa004c00f4c_0-4214/_.jpg)
Наталья Михайлова
24 февраля, 2017
Постоянный автор HouzzRu, практикующий психолог. Моя специализация — когнитивно-поведенческая психотерапия. С большим удовольствием консультирую не только лично, но по электронной почте и Skype. Делюсь своими знаниями в советах для читателей Houzz.ru
Постоянный автор HouzzRu, практикующий психолог. Моя специализация — когнитивно-поведенческая... Еще
Ученые-психологи доказали связь между полумраком и эффективностью творческого труда. Сколько люмен достаточно, чтобы стать в разы креативнее?
Исследования о влиянии света на повышение продуктивности обычно инициируют работодатели. Понятно, что креативность — это во многом особенность характера, помноженная на психологический климат в компании и ситуацию, в которой находится конкретный человек (если у него полно личных забот и тревог — тут не до творчества).
Но помимо этого на продуктивность и рост творческого потенциала влияют особенности окружающего пространства. Мы уже писали про высоту потолков и умопомрачительный вид из окна — как они помогают работать. Всего [по версии Dul&Ceylan, 2011] таких элементов 12, и освещение — одна из важных составляющих «продуктивности».
Но помимо этого на продуктивность и рост творческого потенциала влияют особенности окружающего пространства. Мы уже писали про высоту потолков и умопомрачительный вид из окна — как они помогают работать. Всего [по версии Dul&Ceylan, 2011] таких элементов 12, и освещение — одна из важных составляющих «продуктивности».
Решите задачу: У вас есть 6 абсолютно одинаковых карандашей. Как расположить их таким образом, чтобы они образовали 4 идентичных треугольника, у которых все стороны равны? При этом карандаши нельзя ломать или видоизменять.
Эта задача, кстати, нацелена на творческий подход в пространственном мышлении. И именно она использовалась среди других ей подобных для оценки результатов в креативности в исследовании Anna Steidle&Lioba Werth (2013) в двух университетах Германии. Испытуемым создавали различные условия по освещенности и давали задачи типа такой, про карандаши. После чего оценивали результаты в баллах по количеству решенных задач.
Эта задача, кстати, нацелена на творческий подход в пространственном мышлении. И именно она использовалась среди других ей подобных для оценки результатов в креативности в исследовании Anna Steidle&Lioba Werth (2013) в двух университетах Германии. Испытуемым создавали различные условия по освещенности и давали задачи типа такой, про карандаши. После чего оценивали результаты в баллах по количеству решенных задач.
Исследователи исходили из того, что творческий результат требует выхода за рамки известного: закономерностей, правил, первого приходящего на ум способа и т.п. Темнота, как оказалось, способствует появлению более рискованного и нового поведения. Именно темнота сигналит нам: «можно выйти за рамки». Следовательно, возникла гипотеза — чем темнее будет в помещении, где требуется творческий подход, тем чаще будут возникать нужные (оригинальные) примеры мышления.
И эта гипотеза действительно подтвердилась. Испытуемые, которым приходилось ломать голову над карандашами или неизвестным количеством детей у мистера Смита (см. ниже), решали больше задач, если им приглушали свет.
И эта гипотеза действительно подтвердилась. Испытуемые, которым приходилось ломать голову над карандашами или неизвестным количеством детей у мистера Смита (см. ниже), решали больше задач, если им приглушали свет.
Как это работает?
Никто не знает. Можно, конечно, порассуждать про полутемные пещеры и про то, что «когда люди жили в пещерах и сражались с саблезубыми тиграми, это было очень полезно для выживания». Но факт налицо: мы неосознанно воспринимаем сигнал «можно быть посвободнее», когда находимся в условиях недостаточной освещенности. В голове запускается немного новый способ мышления: исследовательский, глобальный и не скованный условностями. Аналитическое мышление отправляется на отдых.
Темноту нужно «включать»… в голове
Помимо регулировки лампочек, важным оказался момент предварительной подготовки, так называемого прайминга. Людей специальным образом настраивали на темноту: их просили вспомнить ситуации, когда они находились в темных условиях. Таким образом в мозге заранее активировались значения и смыслы темноты. И как раз те испытуемые, которые прошли процедуру такой «преднастройки», показывали лучшие результаты в плане решения задачек.
Никто не знает. Можно, конечно, порассуждать про полутемные пещеры и про то, что «когда люди жили в пещерах и сражались с саблезубыми тиграми, это было очень полезно для выживания». Но факт налицо: мы неосознанно воспринимаем сигнал «можно быть посвободнее», когда находимся в условиях недостаточной освещенности. В голове запускается немного новый способ мышления: исследовательский, глобальный и не скованный условностями. Аналитическое мышление отправляется на отдых.
Темноту нужно «включать»… в голове
Помимо регулировки лампочек, важным оказался момент предварительной подготовки, так называемого прайминга. Людей специальным образом настраивали на темноту: их просили вспомнить ситуации, когда они находились в темных условиях. Таким образом в мозге заранее активировались значения и смыслы темноты. И как раз те испытуемые, которые прошли процедуру такой «преднастройки», показывали лучшие результаты в плане решения задачек.
Где заниматься аналитикой — все равно
Если перейти на язык цифр, то чтобы улучшить креативность в несколько раз достаточно понизить уровень освещенности с 500 лк до 150 лк. И наоборот: творческие способности значительно падают, если вместо 500 лк сделать 1500 лк. При этом на эффективность аналитических работ никакого критически значимого влияния освещенность не оказывала!
Вывод: если вы или ваши сотрудники занимаются творчеством — лучшее, что вы можете для них сделать, это дать возможность регулировать свет минимум до 150 лк. Тем самым вы поспособствуете включению заложенных в человеке механизмов «выхода за рамки».
Если перейти на язык цифр, то чтобы улучшить креативность в несколько раз достаточно понизить уровень освещенности с 500 лк до 150 лк. И наоборот: творческие способности значительно падают, если вместо 500 лк сделать 1500 лк. При этом на эффективность аналитических работ никакого критически значимого влияния освещенность не оказывала!
Вывод: если вы или ваши сотрудники занимаются творчеством — лучшее, что вы можете для них сделать, это дать возможность регулировать свет минимум до 150 лк. Тем самым вы поспособствуете включению заложенных в человеке механизмов «выхода за рамки».
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
На десерт задачка про детей мистера Смита: в семье мистера Смита 7 дочерей, и у каждой сестры есть один брат. Сколько всего лиц мужского пола в семье мистера Смита, если и его самого тоже учесть? Выключите свет, зажгите свечу — задачка решится мгновенно!
На десерт задачка про детей мистера Смита: в семье мистера Смита 7 дочерей, и у каждой сестры есть один брат. Сколько всего лиц мужского пола в семье мистера Смита, если и его самого тоже учесть? Выключите свет, зажгите свечу — задачка решится мгновенно!
Похожие статьи
Новый год
Обещания себе на Новый год: Как сделать так, чтобы они сработали
Автор: Наталья Михайлова
Можно выпить залпом «Советское полусладкое» и загадать желание. Но хорошо бы перед этим разобраться, что именно желать
Читать
Статьи про жизнь в интерьерах
6 способов, как соседи могут помогать друг другу
Автор: Houzz
Дружить не только приятно, но и полезно
Читать
Исследования Houzz
Опрос Houzz: Как ремонт повлиял на вашу семейную жизнь
Автор: Евгения Назарова
19% пар на фоне ремонта думали о разводе. Причём каждая пятая пара ссорилась из-за... дивана
Читать
Клиентский сервис (работа с заказчиком)
Разговор PRO: Идеальный клиент — это какой
Автор: Саша Зайцева
Узнали в ходе опроса
Читать
для Pro
Разговор PRO: Почему дизайнер может отказаться работать с вами
Автор: Саша Зайцева
Некоторые шаблоны общения — не в пользу клиента
Читать
Статьи про жизнь в интерьерах
Дом заставляет нас опаздывать: как с этим бороться
Автор: Юлия Володина
Советы для тех, кому портфель с вечера в детстве собирала мама...
Читать
Клиентский сервис (работа с заказчиком)
Ситуация: Сотрудник уходит из бюро — что делать
Автор: Evgeny Koblov
Как использовать чужой карьерный шаг для роста своего бизнеса
Читать
Новый год
Как подзарядиться на каникулах — 9 идей
Автор: Laura Gaskill
Простые идеи для каникул, чтобы избавиться от стресса и получить больше удовольствия от праздников
Читать
Новый год
7 способов НЕ потерять время (и силы) в праздники
Автор: Laura Gaskill
Как избежать усталости и «выгорания» на каникулах?
Читать
Статьи про жизнь в интерьерах
Пусть утро будет добрым, или как гарантировано встать с той ноги
Автор: Юлия Володина
Наши простые советы сделают пробуждение приятным, а утро — радостным
Читать
Как работает "темнота" можно показать на примере знаменитого английского художника Тернера. Перед тем как показать свои картины посетителям, он просил их немного постоять в темном фойе. Помимо драматического эффекта расчет был прост-мозг основную информацию получает через глаза. Яркий свет "бьет" по периферическому зрению и уровень внимания со временем падает, так как мозг просто устает.
Может, оно и так) Я вот тоже не люблю яркий свет, и по ночам продуктивность у меня выше. Только вот задачка про детей мистера Смита ни разу не творческая, а чисто аналитическая)))