Как архитектура здания влияет (или должна бы влиять) на стиль интерьера
Нередко внутреннее убранство дома в корне отличается от исходных архитектурных данных объекта
![](https://st.hzcdn.com/simgs/4e93dce005006e67_0-5155/_.jpg)
Дарья Харитонова
12 декабря, 2022
Постоянный автор HouzzRu, доцент кафедры "Художественное проектирование интерьеров" МГХПА им С. Г. Строганова, дизайнер интерьеров, руководитель мастерской Дарьи Харитоновой. Дважды лауреат международного конкурса "ArchCeramica. Керамика и Архитектура. Лауреат Международного фестиваля архитектуры и дизайна интерьера "Под крышей дома..."
Постоянный автор HouzzRu, доцент кафедры "Художественное проектирование интерьеров"... Еще
Долгие века мир развивался степенно: эпоха сменяла эпоху, а один большой стиль — другой. И, подходя к зданию, можно было предположить, что именно ты увидишь внутри. Бывали, конечно, перекосы, и раньше, — к примеру, в период эклектики XIX века. Но в наше время, в «нулевые» и «десятые», они достигли поистине потрясающего размаха. Теперь никогда не знаешь, какой именно интерьер ждет внутри того или иного особняка. А зря.
Почему стиль интерьера должен следовать за архитектурой
Я имею счастье жить в Москве, в старом районе, который охраняется государством как наследие конструктивизма. Но вокруг моего дома как грибы растут архитектурные шедевры, выполненные в самых разнообразных концепциях. Выбирай на любой вкус: «Английский квартал», «Донской Олимп», «дом Стерна» (американский архитектор, стилистика дома — нью-йоркская архитектура первой половины XX века), «Скай хаус» и многое другое. И все это — на небольшом клочке земли. Казалось бы, выбирай жилье на свой вкус (о градостроительной концепции я сейчас речи не веду). Но нет.
Я имею счастье жить в Москве, в старом районе, который охраняется государством как наследие конструктивизма. Но вокруг моего дома как грибы растут архитектурные шедевры, выполненные в самых разнообразных концепциях. Выбирай на любой вкус: «Английский квартал», «Донской Олимп», «дом Стерна» (американский архитектор, стилистика дома — нью-йоркская архитектура первой половины XX века), «Скай хаус» и многое другое. И все это — на небольшом клочке земли. Казалось бы, выбирай жилье на свой вкус (о градостроительной концепции я сейчас речи не веду). Но нет.
Вдруг выясняется, что иные москвичи — обладатели квартир в высокотехнологичных домах со сплошным остеклением в пол — всегда мечтали об уютном интерьере в стиле Прованс. Жилье в модном доме купили по случаю, а отказываться от своих стилистических предпочтений намерений не пожелали. На мой взгляд, выглядит это более чем странно.
Почему история в интерьерах необратима
Существует масса примеров, когда старина прекрасно ладит с новым дизайном, скажете вы. Конечно. Но результат получается достойным только в одном случае — когда это естественный ход истории. К примеру, люди купили или унаследовали старенький домик в вышеупомянутом стиле Прованс, привели его в порядок, укрепили кровлю, отполировали полы, освежили стены и наполнили духом сегодняшнего дня, современной мебелью и светодиодным светом. И это сочетание более чем естественно — жизнь идет, дом меняется.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Houzz Франция: Перезагрузка особняка XIX века в НормандииHouzz Франция: Винтаж и эклектика в парижском особняке
Существует масса примеров, когда старина прекрасно ладит с новым дизайном, скажете вы. Конечно. Но результат получается достойным только в одном случае — когда это естественный ход истории. К примеру, люди купили или унаследовали старенький домик в вышеупомянутом стиле Прованс, привели его в порядок, укрепили кровлю, отполировали полы, освежили стены и наполнили духом сегодняшнего дня, современной мебелью и светодиодным светом. И это сочетание более чем естественно — жизнь идет, дом меняется.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Houzz Франция: Перезагрузка особняка XIX века в НормандииHouzz Франция: Винтаж и эклектика в парижском особняке
Обратный же процесс неестественен. И если старая архитектура может принять новую жизнь, то новейшая часто терпит фиаско в изображении старинного «родового гнезда». Множество промышленных зданий перестроено под жилье — таким образом появилось отдельное направление в дизайне, стиль лофт. Бесчиленное количество водонапорных башен, мельниц, коровников и даже церквей обрели вторую жизнь. Но все эти строения вместе с новой жизнью получают и новую стилистику.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Houzz Австралия: Буйство красок в здании бывшей церкви
Houzz США: Чудесные превращения церкви в Чикаго
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Houzz Австралия: Буйство красок в здании бывшей церкви
Houzz США: Чудесные превращения церкви в Чикаго
Каждой эпохе свои пропорции
Дело не только в совершенном антагонизме фасадов и интерьеров. Во многом это связано с самим пространством. Каждая эпоха имеет свои пропорции: если готика стремилась вверх, то конструктивизм тяготеет к горизонтали.
Дело не только в совершенном антагонизме фасадов и интерьеров. Во многом это связано с самим пространством. Каждая эпоха имеет свои пропорции: если готика стремилась вверх, то конструктивизм тяготеет к горизонтали.
Речь сейчас не только про фасад дома — именно пропорции дома диктуют свои правила. Если взять всеми любимое сталинское жилье, то его пропорции свойственны неоклассике: неглубокие комнаты с прекрасной инсоляцией, высокие потолки, узкие простенки, вытянутые двери и окна. Все это диктует определенный ритм, и в этот ритм совершенно не вписываются протяженные композиции, свойственные минимализму.
И напротив — современный дом с квадратными или горизонтально ориентированными окнами сложно задрапировать классическими портьерами. А главное, совершенно не нужно. Ведь основное предназначение такого окна — разрушить преграду между внешним и внутренним, пустить природу или даже город в интерьер, сделать его полноправным участником сцены. Зато глубина комнаты, протяженность стен даст возможность для создания сложнейших и интереснейших интерьерных композиций.
Будьте созвучны дому и его эпохе
А может и не нужно этой борьбы и мнимых побед — лучше «прислушаться» к жилью, увидеть его сильные стороны. Подчеркнуть исторические корни, сохранив или воссоздав потрясающие двери тех времен, восстановив гипсовую лепнину в сталинском доме. Достаточно смешать историю этой квартиры с современными ритмами жизни и достижениями дизайна.
Не стоит также сооружать бутафорию в панельном доме — приклеивать пластиковые балки к невысоким потолкам, имитировать несуществующую историю при помощи псевдо-кирпича. Ведь нет некрасивых помещений, нет нерешаемых задач, нужно просто почувствовать пространство, посмотреть на него влюбленными глазами и услышать его шепот. И все получится.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Декор: Стили | Цвета | Мебель | Освещение | Аксессуары | Искусство | Тенденции | Идеи декора | DIY | Просто повторить | Портреты
А может и не нужно этой борьбы и мнимых побед — лучше «прислушаться» к жилью, увидеть его сильные стороны. Подчеркнуть исторические корни, сохранив или воссоздав потрясающие двери тех времен, восстановив гипсовую лепнину в сталинском доме. Достаточно смешать историю этой квартиры с современными ритмами жизни и достижениями дизайна.
Не стоит также сооружать бутафорию в панельном доме — приклеивать пластиковые балки к невысоким потолкам, имитировать несуществующую историю при помощи псевдо-кирпича. Ведь нет некрасивых помещений, нет нерешаемых задач, нужно просто почувствовать пространство, посмотреть на него влюбленными глазами и услышать его шепот. И все получится.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Декор: Стили | Цвета | Мебель | Освещение | Аксессуары | Искусство | Тенденции | Идеи декора | DIY | Просто повторить | Портреты
Похожие статьи
Статьи о стилях
Английский стиль в интерьере: прошлое и настоящее
Автор: Евгений Иванов
Ключевые штрихи британского дизайна — можем повторить?
Читать
Дизайн-дебаты
Вопрос: Почему некоторые интерьеры невозможно запомнить
Автор: Евгений Иванов
Нейтральные интерьеры — примета времени или оправдание халтуры?
Читать
Советы о планировках и перепланировках
Вопрос: Почему «никакой» — лучшая характеристика интерьеру
Автор: Дарья Харитонова
Если вы (на самом деле) собираетесь в нем жить
Читать
Советы по декору
Все меняется: Гостиная в стиле хай-тек — 10 лет назад и сейчас
Автор: Евгений Иванов
До чего на самом деле дошел прогресс в «технологичных интерьерах»
Читать
Статья практикующего дизайнера
11 способов освежить интерьер комнаты в классическом стиле
Автор: Judith Taylor
Сломайте предсказуемость классического интерьера — сделайте ему небольшую инъекцию современного дизайна
Читать
Семья, дети
Битва вкусов: Как смешивать стили и учитывать интересы каждого
Автор: Judith Taylor
Вы без ума от всего современного, а он предпочитает классику? Есть способ примирить вас и создать интерьер, который придется по вкусу обоим
Читать
Советы по декору
Итак, ваш стиль.... голландский
Автор: Елена Савченко
Что подсмотреть в голландских интерьерах, а главное — зачем
Читать
Дизайн-дебаты
Вот и всё: 20 недавних трендов, которым «пора»
Автор: Евгений Иванов
Сейчас они везде, а завтра по ним безошибочно определят год вашего ремонта
Читать
Дизайн-дебаты
Вопрос: Только сделал «лофт», а он из моды вышел — как быть
Автор: Евгения Назарова
Не продавать же теперь квартиру?
Читать
Статья правильная, для того и пишется, чтобы заставлять задуматься и постепенно воспитывать вкус . Да, согласна, интерьер должен в идеале соответствовать экстерьеру . Но на собственном примере могу , сказать , что все тщательно искомые для интерьерной неокласики дома не не подошли либо по цене , либо по располождению и другим критериям . В итоге современное безликое нечто снаружи, но внутри приятная для меня неоклассика. Я знаю, что не соответствует, но менять стилевые предлочтения из-за того, что нет возможность купить квартиру в бутиковом доме не хочу. Делаю дизайнерскими приемами горизонтальные окна вертикальными , вытягиваю потолки и двери, меняю пропорции и добавляю света. Конечно, прихожу в ужас от всех квартир соседей в стиле французкого барокко из пластика или ампира, но им так нравится и так комфортно, ну, хотят они себя почувствовать наследниками аристократических фамилий, земель и дворцов, может, и ладно? Другой вопрос, что есть еще стили чуждые, так сказать, нашему географическому пространству, типа Прованса или марокканского. И правильно написано, лучше в этих случаях вводить настроение в нюансах и деталях , а не в лоб шторами в цветочек и сине-оранжевой плиткой в санузле.
Здесь против Прованса в российском климате. Не думаю, что это очень существенно в своём саду. И в двухэтажном доме со скосами под 30 градусов, хотя в Провансе меньший существено угол (30 градусов - минимально для схода нашего снега по 40 см). Да, потолки и проёмы не очень высоки и окна не вверх, а вширь. Для этих ограничений использую более строгий дизайн, бОльшие однородные поверхности стен и потолка, светлые тона, вторые шторы по бокам окон. Лиственница, осветлённая очень сильно белым на потолке (горе строители сделали кое-где кривые потолки). Плитка керамогранита в холле, коридорах и столовой-кухне под цвета и рисунок натурального камня, фартук из травертина 10смх10см. Классическая деревянная лестница без подступёнков. Балки и вагонка, осветлённая белым на 2,5 этажном потолке в холле. Крупное выделение на стенах фигурными рейками из дерева в тон стенам. Двери под дуб и наличники с одной стороны и тонкие рейки 3,5см х 12,5 мм с другой, дуб.
Картины в рамах под дуб с сельскими видами. Освещение под стиль.Вторые шторы в тон стенам.