Как архитектура здания влияет (или должна бы влиять) на стиль интерьера
Нередко внутреннее убранство дома в корне отличается от исходных архитектурных данных объекта
Дарья Харитонова
12 декабря, 2022
Постоянный автор HouzzRu, доцент кафедры "Художественное проектирование интерьеров" МГХПА им С. Г. Строганова, дизайнер интерьеров, руководитель мастерской Дарьи Харитоновой. Дважды лауреат международного конкурса "ArchCeramica. Керамика и Архитектура. Лауреат Международного фестиваля архитектуры и дизайна интерьера "Под крышей дома..."
Постоянный автор HouzzRu, доцент кафедры "Художественное проектирование интерьеров"... Еще
Долгие века мир развивался степенно: эпоха сменяла эпоху, а один большой стиль — другой. И, подходя к зданию, можно было предположить, что именно ты увидишь внутри. Бывали, конечно, перекосы, и раньше, — к примеру, в период эклектики XIX века. Но в наше время, в «нулевые» и «десятые», они достигли поистине потрясающего размаха. Теперь никогда не знаешь, какой именно интерьер ждет внутри того или иного особняка. А зря.
Почему стиль интерьера должен следовать за архитектурой
Я имею счастье жить в Москве, в старом районе, который охраняется государством как наследие конструктивизма. Но вокруг моего дома как грибы растут архитектурные шедевры, выполненные в самых разнообразных концепциях. Выбирай на любой вкус: «Английский квартал», «Донской Олимп», «дом Стерна» (американский архитектор, стилистика дома — нью-йоркская архитектура первой половины XX века), «Скай хаус» и многое другое. И все это — на небольшом клочке земли. Казалось бы, выбирай жилье на свой вкус (о градостроительной концепции я сейчас речи не веду). Но нет.
Я имею счастье жить в Москве, в старом районе, который охраняется государством как наследие конструктивизма. Но вокруг моего дома как грибы растут архитектурные шедевры, выполненные в самых разнообразных концепциях. Выбирай на любой вкус: «Английский квартал», «Донской Олимп», «дом Стерна» (американский архитектор, стилистика дома — нью-йоркская архитектура первой половины XX века), «Скай хаус» и многое другое. И все это — на небольшом клочке земли. Казалось бы, выбирай жилье на свой вкус (о градостроительной концепции я сейчас речи не веду). Но нет.
Вдруг выясняется, что иные москвичи — обладатели квартир в высокотехнологичных домах со сплошным остеклением в пол — всегда мечтали об уютном интерьере в стиле Прованс. Жилье в модном доме купили по случаю, а отказываться от своих стилистических предпочтений намерений не пожелали. На мой взгляд, выглядит это более чем странно.
Почему история в интерьерах необратима
Существует масса примеров, когда старина прекрасно ладит с новым дизайном, скажете вы. Конечно. Но результат получается достойным только в одном случае — когда это естественный ход истории. К примеру, люди купили или унаследовали старенький домик в вышеупомянутом стиле Прованс, привели его в порядок, укрепили кровлю, отполировали полы, освежили стены и наполнили духом сегодняшнего дня, современной мебелью и светодиодным светом. И это сочетание более чем естественно — жизнь идет, дом меняется.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Houzz Франция: Перезагрузка особняка XIX века в НормандииHouzz Франция: Винтаж и эклектика в парижском особняке
Существует масса примеров, когда старина прекрасно ладит с новым дизайном, скажете вы. Конечно. Но результат получается достойным только в одном случае — когда это естественный ход истории. К примеру, люди купили или унаследовали старенький домик в вышеупомянутом стиле Прованс, привели его в порядок, укрепили кровлю, отполировали полы, освежили стены и наполнили духом сегодняшнего дня, современной мебелью и светодиодным светом. И это сочетание более чем естественно — жизнь идет, дом меняется.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Houzz Франция: Перезагрузка особняка XIX века в НормандииHouzz Франция: Винтаж и эклектика в парижском особняке
Обратный же процесс неестественен. И если старая архитектура может принять новую жизнь, то новейшая часто терпит фиаско в изображении старинного «родового гнезда». Множество промышленных зданий перестроено под жилье — таким образом появилось отдельное направление в дизайне, стиль лофт. Бесчиленное количество водонапорных башен, мельниц, коровников и даже церквей обрели вторую жизнь. Но все эти строения вместе с новой жизнью получают и новую стилистику.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Houzz Австралия: Буйство красок в здании бывшей церкви
Houzz США: Чудесные превращения церкви в Чикаго
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Houzz Австралия: Буйство красок в здании бывшей церкви
Houzz США: Чудесные превращения церкви в Чикаго
Каждой эпохе свои пропорции
Дело не только в совершенном антагонизме фасадов и интерьеров. Во многом это связано с самим пространством. Каждая эпоха имеет свои пропорции: если готика стремилась вверх, то конструктивизм тяготеет к горизонтали.
Дело не только в совершенном антагонизме фасадов и интерьеров. Во многом это связано с самим пространством. Каждая эпоха имеет свои пропорции: если готика стремилась вверх, то конструктивизм тяготеет к горизонтали.
Речь сейчас не только про фасад дома — именно пропорции дома диктуют свои правила. Если взять всеми любимое сталинское жилье, то его пропорции свойственны неоклассике: неглубокие комнаты с прекрасной инсоляцией, высокие потолки, узкие простенки, вытянутые двери и окна. Все это диктует определенный ритм, и в этот ритм совершенно не вписываются протяженные композиции, свойственные минимализму.
И напротив — современный дом с квадратными или горизонтально ориентированными окнами сложно задрапировать классическими портьерами. А главное, совершенно не нужно. Ведь основное предназначение такого окна — разрушить преграду между внешним и внутренним, пустить природу или даже город в интерьер, сделать его полноправным участником сцены. Зато глубина комнаты, протяженность стен даст возможность для создания сложнейших и интереснейших интерьерных композиций.
Будьте созвучны дому и его эпохе
А может и не нужно этой борьбы и мнимых побед — лучше «прислушаться» к жилью, увидеть его сильные стороны. Подчеркнуть исторические корни, сохранив или воссоздав потрясающие двери тех времен, восстановив гипсовую лепнину в сталинском доме. Достаточно смешать историю этой квартиры с современными ритмами жизни и достижениями дизайна.
Не стоит также сооружать бутафорию в панельном доме — приклеивать пластиковые балки к невысоким потолкам, имитировать несуществующую историю при помощи псевдо-кирпича. Ведь нет некрасивых помещений, нет нерешаемых задач, нужно просто почувствовать пространство, посмотреть на него влюбленными глазами и услышать его шепот. И все получится.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Декор: Стили | Цвета | Мебель | Освещение | Аксессуары | Искусство | Тенденции | Идеи декора | DIY | Просто повторить | Портреты
А может и не нужно этой борьбы и мнимых побед — лучше «прислушаться» к жилью, увидеть его сильные стороны. Подчеркнуть исторические корни, сохранив или воссоздав потрясающие двери тех времен, восстановив гипсовую лепнину в сталинском доме. Достаточно смешать историю этой квартиры с современными ритмами жизни и достижениями дизайна.
Не стоит также сооружать бутафорию в панельном доме — приклеивать пластиковые балки к невысоким потолкам, имитировать несуществующую историю при помощи псевдо-кирпича. Ведь нет некрасивых помещений, нет нерешаемых задач, нужно просто почувствовать пространство, посмотреть на него влюбленными глазами и услышать его шепот. И все получится.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Декор: Стили | Цвета | Мебель | Освещение | Аксессуары | Искусство | Тенденции | Идеи декора | DIY | Просто повторить | Портреты
Похожие статьи
Статьи о стилях
Английский стиль в интерьере: прошлое и настоящее
Автор: Евгений Иванов
Ключевые штрихи британского дизайна — можем повторить?
Читать
Дизайн-дебаты
Вопрос: Почему некоторые интерьеры невозможно запомнить
Автор: Евгений Иванов
Нейтральные интерьеры — примета времени или оправдание халтуры?
Читать
Советы о планировках и перепланировках
Вопрос: Почему «никакой» — лучшая характеристика интерьеру
Автор: Дарья Харитонова
Если вы (на самом деле) собираетесь в нем жить
Читать
Советы по декору
Все меняется: Гостиная в стиле хай-тек — 10 лет назад и сейчас
Автор: Евгений Иванов
До чего на самом деле дошел прогресс в «технологичных интерьерах»
Читать
Статья практикующего дизайнера
11 способов освежить интерьер комнаты в классическом стиле
Автор: Judith Taylor
Сломайте предсказуемость классического интерьера — сделайте ему небольшую инъекцию современного дизайна
Читать
Семья, дети
Битва вкусов: Как смешивать стили и учитывать интересы каждого
Автор: Judith Taylor
Вы без ума от всего современного, а он предпочитает классику? Есть способ примирить вас и создать интерьер, который придется по вкусу обоим
Читать
Советы по декору
Итак, ваш стиль.... голландский
Автор: Елена Савченко
Что подсмотреть в голландских интерьерах, а главное — зачем
Читать
Дизайн-дебаты
Вот и всё: 20 недавних трендов, которым «пора»
Автор: Евгений Иванов
Сейчас они везде, а завтра по ним безошибочно определят год вашего ремонта
Читать
Дизайн-дебаты
Вопрос: Только сделал «лофт», а он из моды вышел — как быть
Автор: Евгения Назарова
Не продавать же теперь квартиру?
Читать
Здесь против Прованса в российском климате. Не думаю, что это очень существенно в своём саду. И в двухэтажном доме со скосами под 30 градусов, хотя в Провансе меньший существено угол (30 градусов - минимально для схода нашего снега по 40 см). Да, потолки и проёмы не очень высоки и окна не вверх, а вширь. Для этих ограничений использую более строгий дизайн, бОльшие однородные поверхности стен и потолка, светлые тона, вторые шторы по бокам окон. Лиственница, осветлённая очень сильно белым на потолке (горе строители сделали кое-где кривые потолки). Плитка керамогранита в холле, коридорах и столовой-кухне под цвета и рисунок натурального камня, фартук из травертина 10смх10см. Классическая деревянная лестница без подступёнков. Балки и вагонка, осветлённая белым на 2,5 этажном потолке в холле. Крупное выделение на стенах фигурными рейками из дерева в тон стенам. Двери под дуб и наличники с одной стороны и тонкие рейки 3,5см х 12,5 мм с другой, дуб.
Картины в рамах под дуб с сельскими видами. Освещение под стиль.Вторые шторы в тон стенам.
Очень люблю сочетание внешнего вида дома и интерьера. Особенно в старинных домах.
Истина в понимании сути. Комплимент автору.