Психология: Как не нужно общаться с жильцами, если вы сдаете жилье
Прежде чем вы набьете себе моральных шишек в общении с квартиросъемщиками, позвольте дать пару советов из области психологии отношений
Вы уже нашли подходящих арендаторов, и суматоха, связанная со сдачей квартиры, успешно завершена. Казалось бы — получай себе доход и расслабляйся. Но почему-то именно в этот момент начинаются «неприятности с жильцами». Давайте разбираться, что вы делаете неправильно и каких ошибок в коммуникации было довольно просто избежать.
Всем будет гораздо проще, если с самого начала установлены и соблюдаются границы каждой из сторон. Вы не рассчитываете на дружбу, но и не предлагаете ее сами. У вас как у хозяина квартиры есть свои права и обязанности. У квартирантов — тоже. В том числе и право на уважение их личных границ.
Нужен ли вам круглосуточный колл-центр?
Вы разрешили арендаторам звонить вам в любое время? Если у вас только одно жилье, которое вы сдаете на длительный срок — эта ошибка будет для вас не так критична. А вот если вы, например, принимаете у себя краткосрочных туристов или у вас несколько объектов для сдачи, то в этом случае вы рискуете превратить свою жизнь в бесконечное решение проблем.
Вы разрешили арендаторам звонить вам в любое время? Если у вас только одно жилье, которое вы сдаете на длительный срок — эта ошибка будет для вас не так критична. А вот если вы, например, принимаете у себя краткосрочных туристов или у вас несколько объектов для сдачи, то в этом случае вы рискуете превратить свою жизнь в бесконечное решение проблем.
Буквально на прошлой неделе я услышала жалобу от одного такого бедняги: лифт в его доме не тронется с места, если вы не нажмете определенную комбинацию кнопок. Хозяин был страшно рад, что я заранее записала этот код к себе в телефон. Он сказал, что арендаторы уже замучили его паническими звонками типа «Лифт никуда не едет!» ночью или по утрам. Конечно, их тоже можно понять. Но дело не в людях.
Если лично вы не планируете работать круглосуточным менеджером по управлению недвижимостью — установите часы вашей «работы», а на остальное время включайте автоответчик.
Если лично вы не планируете работать круглосуточным менеджером по управлению недвижимостью — установите часы вашей «работы», а на остальное время включайте автоответчик.
Нужны не только правила дома, но и правила решения проблем
Помните, когда мы все были маленькие, мы очень любили играть в ролевые игры? Это когда заранее обговаривается распределение ролей, а потом создаются четкие правила, кто из участников как поступает и что говорит. Например, это могла быть игра в магазин. Нарушение правил жестко карается изгнанием из магазина (и потом еще пол дня никуда не принимают)! По мере развития навыка игры, успехом начинает считаться даже не сама игра, а именно разделение ролей и назначение правил.
Помните, когда мы все были маленькие, мы очень любили играть в ролевые игры? Это когда заранее обговаривается распределение ролей, а потом создаются четкие правила, кто из участников как поступает и что говорит. Например, это могла быть игра в магазин. Нарушение правил жестко карается изгнанием из магазина (и потом еще пол дня никуда не принимают)! По мере развития навыка игры, успехом начинает считаться даже не сама игра, а именно разделение ролей и назначение правил.
Какой психологический смысл у такой игры? Дети учатся обустраивать окружающий хаос, договариваться, следовать правилам и соблюдать справедливость. Если кто-то не в состоянии или не хочет делать так наравне со всеми, то его в игру больше не принимают.
Для нас, взрослых, навык раздачи ролей и определения правил также остается очень важным. Все люди разные, и что кажется вам понятным без объяснений, для другого человека может быть полной новостью. Напишите, какой кнопкой включается стиральная машина (это сэкономило бы лично мне полчаса времени) и как открывается замок на входной двери. Добавьте, что делать в тех или иных неожиданных ситуациях. Попробуйте представить, какие сложности могут возникнуть у ваших арендаторов в пользовании домом и напишите основные пути решения этих проблем. Не забудьте добавить в список пароль от Wi-Fi!
Разумеется, особенно четкие и ясные для обеих сторон правила должны касаться всего, что связано с финансами, например, залог и условия его расходования.
Для нас, взрослых, навык раздачи ролей и определения правил также остается очень важным. Все люди разные, и что кажется вам понятным без объяснений, для другого человека может быть полной новостью. Напишите, какой кнопкой включается стиральная машина (это сэкономило бы лично мне полчаса времени) и как открывается замок на входной двери. Добавьте, что делать в тех или иных неожиданных ситуациях. Попробуйте представить, какие сложности могут возникнуть у ваших арендаторов в пользовании домом и напишите основные пути решения этих проблем. Не забудьте добавить в список пароль от Wi-Fi!
Разумеется, особенно четкие и ясные для обеих сторон правила должны касаться всего, что связано с финансами, например, залог и условия его расходования.
Хочешь испортить отношения — сдай квартиру другу
Иной раз проще (или безопаснее) сдать квартиру своим знакомым или родственникам. Возможно, у вас такой опыт был, и даже положительный. Однако это говорит лишь об одном: вам повезло — можете порадоваться, что у вас такие адекватные друзья и знакомые.
Большинству людей с трудом удается балансировать между отношениями «в одном флаконе» и не смешивать их, если что-то произошло. Ведь в этой ситуации вы по-прежнему остаетесь в отношениях «знакомый и знакомый», только к этому прибавляются отношения совсем другой конфигурации: «хозяин и арендатор».
Представьте, что ваш хороший друг начнет испытывать финансовые трудности и ему будет трудно платить вовремя. Какими отношениями вы будете готовы поступиться в такой ситуации? «Знакомый» или «арендатор»? Вы уверены, что если вы попросите его съехать, он не прекратит отношения с вами? В итоге вы можете потерять и друга, и арендатора. Выход только один: чтобы не потерять друга, не сдавайте ему квартиру.
Иной раз проще (или безопаснее) сдать квартиру своим знакомым или родственникам. Возможно, у вас такой опыт был, и даже положительный. Однако это говорит лишь об одном: вам повезло — можете порадоваться, что у вас такие адекватные друзья и знакомые.
Большинству людей с трудом удается балансировать между отношениями «в одном флаконе» и не смешивать их, если что-то произошло. Ведь в этой ситуации вы по-прежнему остаетесь в отношениях «знакомый и знакомый», только к этому прибавляются отношения совсем другой конфигурации: «хозяин и арендатор».
Представьте, что ваш хороший друг начнет испытывать финансовые трудности и ему будет трудно платить вовремя. Какими отношениями вы будете готовы поступиться в такой ситуации? «Знакомый» или «арендатор»? Вы уверены, что если вы попросите его съехать, он не прекратит отношения с вами? В итоге вы можете потерять и друга, и арендатора. Выход только один: чтобы не потерять друга, не сдавайте ему квартиру.
Уважение должно быть взаимным
Это глобальное правило, но часто не очень понятное на практике. Попробую обрисовать конкретные формы:
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
С какими проблемами при сдаче квартиры приходилось сталкиваться лично вам? Каким образом вы их решили? Расскажите о вашем опыте в разделе комментариев!
Это глобальное правило, но часто не очень понятное на практике. Попробую обрисовать конкретные формы:
- Не заявляйтесь в квартиру с внеплановыми и неожиданными проверками.
- Не повышайте стоимость без уведомления.
- Не предъявляйте претензии, если заранее не обговорили выполнение этого условия. Скажем, если вы разрешили делать ремонт — какой смысл возмущаться «не теми решениями»?
- Настройтесь на взаимодействие, а не на диктатуру. Старайтесь разрешить мелкие затруднения ко всеобщему, а не только вашему удовольствию.
- Если возникли проблемы, максимально долго оставайтесь человечным: постарайтесь понять вашего арендатора, будьте вежливы, не угрожайте, не терроризируйте звонками. В общем, держитесь в рамках.
- Но при этом — обязательно защищайте свои границы и интересы.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
С какими проблемами при сдаче квартиры приходилось сталкиваться лично вам? Каким образом вы их решили? Расскажите о вашем опыте в разделе комментариев!
Вопрос с подвохом. Так же, как и в случае с домработницами, их не нужно ни любить, ни не любить. Ваша задача — оставаться в рамках деловых отношений. Хороший арендатор — это не тот, к кому вы можете завалиться после ссоры с женой (в формально вашу квартиру), и он с радостью пустит вас переночевать. Хороший арендатор — это тот, кто не разрушает вашу квартиру и своевременно платит. И вообще вы про него очень редко слышите.
ЧИТАЙТЕ О СЪЕМНОЙ КВАРТИРЕ С ФОТО…
Houzz тур: Как сделать ремонт съемной квартиры за один месяц?