Вопрос: Раз визуализации так усложняют работу, то зачем их делать
Выяснили у дизайнеров, которые до сих пор предлагают визуализации клиенту
Дизайн интерьера и 3D-визуализация дизайна интерьера — это две разных специальности. Одной учат в архитектурном вузе 5 лет, другую реально освоить на курсах за пару месяцев. И это порождает клубок проблем.
Проблема 2
Для клиента нефотореалистичная визуализация — признак низкого профессионализма дизайнера («ну что их там, рисовать на компьютере не научили»). А для дизайнеров, наоборот, — максимальная реалистичность признак того, что ты делал ее не сам (за такое друг друга слегка осуждают).
Парадокс: ты рискуешь потерять часть клиентов просто потому, что принципиально не ищешь подрядчика для рисования красивых картинок. И делаешь их сам, желая предложить клиенту максимальное качество.
ОБ ЭТОМ…
Почему фотореалистичные 3D-визуализации — зло
Для клиента нефотореалистичная визуализация — признак низкого профессионализма дизайнера («ну что их там, рисовать на компьютере не научили»). А для дизайнеров, наоборот, — максимальная реалистичность признак того, что ты делал ее не сам (за такое друг друга слегка осуждают).
Парадокс: ты рискуешь потерять часть клиентов просто потому, что принципиально не ищешь подрядчика для рисования красивых картинок. И делаешь их сам, желая предложить клиенту максимальное качество.
ОБ ЭТОМ…
Почему фотореалистичные 3D-визуализации — зло
Проблема 3
Клиенты убеждены, что визуализация включена в смету на проектирование. Но ведь если рендеринг отдают подрядчику, то за каждый ракурс (и каждую его переделку после ваших правок), архитектор будет платить подрядчику «из своих». Другими словами, будет работать в минус.
Стоит ли удивляться, что в профессиональной среде немало противников визуализаций. Особенно фотореалистичных.
А что говорят сторонники? Если услуга такая уж неудобная, почему ее продолжают оказывать?
Клиенты убеждены, что визуализация включена в смету на проектирование. Но ведь если рендеринг отдают подрядчику, то за каждый ракурс (и каждую его переделку после ваших правок), архитектор будет платить подрядчику «из своих». Другими словами, будет работать в минус.
Стоит ли удивляться, что в профессиональной среде немало противников визуализаций. Особенно фотореалистичных.
А что говорят сторонники? Если услуга такая уж неудобная, почему ее продолжают оказывать?
Визуализация — это процесс, а не результат
Зачем дизайнеру: проработать и утвердить сложные детали проекта.
В чем польза для клиента: видит наглядно решения, которые не мог представить «в голове». Может согласовать или отказаться от них еще до начала ремонта.
При таком подходе визуализация — это НЕ итоговая картинка, которую утверждает клиент, но рабочий инструмент. Этакий «симулятор» предстоящей стройки. Пока дизайнер составляет ТЗ и отрисовывает проект, он лучше его понимает, пробует разные варианты, находит потенциально проблемные места. Например, многие опрошенные нами дизайнеры признались, что визуализация интерьера нужна им для поиска удачных сочетаний цветов. Именно на 3D-изображениях их проще всего отрабатывать.
Зачем дизайнеру: проработать и утвердить сложные детали проекта.
В чем польза для клиента: видит наглядно решения, которые не мог представить «в голове». Может согласовать или отказаться от них еще до начала ремонта.
При таком подходе визуализация — это НЕ итоговая картинка, которую утверждает клиент, но рабочий инструмент. Этакий «симулятор» предстоящей стройки. Пока дизайнер составляет ТЗ и отрисовывает проект, он лучше его понимает, пробует разные варианты, находит потенциально проблемные места. Например, многие опрошенные нами дизайнеры признались, что визуализация интерьера нужна им для поиска удачных сочетаний цветов. Именно на 3D-изображениях их проще всего отрабатывать.
Светлана Мамонова: «Визуализация — это дополнительный инструмент, позволяющий поработать с объёмом и проверить свои же ощущения — действительно ли ты угадал с пропорциями? Посмотреть на сочетаемость цветов и материалов, что-то добавить или убрать уже на этом этапе. Это позволяет оптимизировать процесс, избавиться от лишних переработок, упростить себе работу во время реализации. Одно дело, когда ты уже всё давно придумал и просто следуешь визуализации, другое — продолжать что-то генерировать во время авторского надзора».
Ирина Локтионова: «Мне визуализации помогают решить вопросы стыковки различных материалов, увидеть какие-то нюансы по высоте шкафов, мебели, дверей, как в целом складывается композиция и какие элементы необходимо добавить, чтобы пазл сложился. Компоновка помещения в плане — это одно, а в 3D — другое. Кто-то может представить в своем воображении всё-всё до мельчайших деталей, как доктор Мерфи в сериале “Хороший доктор”. Я же визуализирую в голове только основную идею. И для проработки деталей мне нужно видеть это в объеме, 3D-визуализация — хороший помощник в этом».
Ирина Локтионова: «Мне визуализации помогают решить вопросы стыковки различных материалов, увидеть какие-то нюансы по высоте шкафов, мебели, дверей, как в целом складывается композиция и какие элементы необходимо добавить, чтобы пазл сложился. Компоновка помещения в плане — это одно, а в 3D — другое. Кто-то может представить в своем воображении всё-всё до мельчайших деталей, как доктор Мерфи в сериале “Хороший доктор”. Я же визуализирую в голове только основную идею. И для проработки деталей мне нужно видеть это в объеме, 3D-визуализация — хороший помощник в этом».
Елена Кондратьева: «3D-изображения помогают выявить конструктивные нестыковки, которые можно пропустить в 2D. Если что-то подобное выявляется уже на этапе реализации, это может повлечь серьезные дополнительные финансовые расходы. Вопрос: за чей счет банкет? Ответ, мне кажется, очевиден. К сожалению, дизайнер или архитектор будет вполне обоснованно нести ответственность. Лучше подстраховаться заранее».
Алина Февралёва: «Когда выстраиваешь всё помещение в объёме, сразу становится очевидным, какую стену выделить, куда хочется обратить внимание и где добавить света. За 13 лет в дизайне я до сих пор не задумывалась о том, чтобы отдать мою самую творческую часть работы кому-то ещё».
Алина Февралёва: «Когда выстраиваешь всё помещение в объёме, сразу становится очевидным, какую стену выделить, куда хочется обратить внимание и где добавить света. За 13 лет в дизайне я до сих пор не задумывалась о том, чтобы отдать мою самую творческую часть работы кому-то ещё».
Визуализация — когда нужно принять [убедить отказаться] от смелого решения
Зачем дизайнеру: наглядно показать клиенту решение, которую тот не может вообразить по чертежам.
Польза для клиента: убедиться, что он готов на смелые решения. Меньше риск переплачивать за переделки, потому что не понравилось.
Зачем дизайнеру: наглядно показать клиенту решение, которую тот не может вообразить по чертежам.
Польза для клиента: убедиться, что он готов на смелые решения. Меньше риск переплачивать за переделки, потому что не понравилось.
3D-визуализация нужна тогда, когда требуется обосновать неожиданные креативные решения. Без визуализации идея кажется слишком рискованной или совсем непонятной. Или наоборот: на словах нравилось, но увидев визуализацию, человек понял, что ему это не подходит. Ведь на визуальный образ мы реагируем не только рационально, но и эмоционально, и безотчетно инстинктивно.
Часто коррективы на этой стадии вносят и по инициативе дизайнеров, когда те видят, что придуманное ими по той или иной причине «не работает».
Евгения Макарова: «Новые материалы, новые стилистические миксы — это рискованное дело. 3D-визуализация страхует тебя, показывает, где ты прав, а где нет. Ошибиться в 3D — это стоит копейки. Надо просто перерисовать. Если ошибся в реальности, поплатиться можно очень сильно».
Евгения Владимирова: «Именно в 3D я ищу цвет и форму предметов и деталей интерьера. Часто то, что кажется удачным на этапе дизайнерской задумки, в процессе прорисовки приходится менять».
Часто коррективы на этой стадии вносят и по инициативе дизайнеров, когда те видят, что придуманное ими по той или иной причине «не работает».
Евгения Макарова: «Новые материалы, новые стилистические миксы — это рискованное дело. 3D-визуализация страхует тебя, показывает, где ты прав, а где нет. Ошибиться в 3D — это стоит копейки. Надо просто перерисовать. Если ошибся в реальности, поплатиться можно очень сильно».
Евгения Владимирова: «Именно в 3D я ищу цвет и форму предметов и деталей интерьера. Часто то, что кажется удачным на этапе дизайнерской задумки, в процессе прорисовки приходится менять».
Ирина Локтионова: «Коллаж и скетчи, безусловно, хороши, но не во всех случаях. Не всегда с их помощью возможно донести весь свой замысел. Допустим, идею, которой еще нигде не было — найти изображение будет сложно. Рисунок от руки не даст представления, как это будет смотреться в объеме конкретного помещения, то есть при существующих стенах, окнах, высоте потолка и т.д.». Для этого и нужна визуализация интерьера.
Александр Шаталов: «Далеко не всё можно объяснить с использованием коллажей; ручная подача или скетчи страдают от невысокой достоверности и сложностей, связанных с внесением корректировок. А визуализации — это практически “фото из будущего”, которые позволяют заказчику увидеть авторский замысел в деталях, дают предмет для обсуждения и внесения корректировок. А чем лучше заказчик понимает, что именно ему предлагает дизайнер, тем больше шансов на успех проекта и удовлетворение от его реализации».
Александр Шаталов: «Далеко не всё можно объяснить с использованием коллажей; ручная подача или скетчи страдают от невысокой достоверности и сложностей, связанных с внесением корректировок. А визуализации — это практически “фото из будущего”, которые позволяют заказчику увидеть авторский замысел в деталях, дают предмет для обсуждения и внесения корректировок. А чем лучше заказчик понимает, что именно ему предлагает дизайнер, тем больше шансов на успех проекта и удовлетворение от его реализации».
Анастасия Солдаткина: «Как выразилась одна моя заказчица, “диван красивый и цвет стен — огонь, а как выглядеть-то это будет у меня дома?” Я отношусь к 3D-визуализации, как к дополнительной подушке под спину: на хорошем кресле удобно и без нее, но комфорта много не бывает».
Мария Зимняя: «Иногда благодаря визуализации клиент отказывается от какого-то решения, которое ему нравилось раньше. Например, одна девушка отказалась от яркой стены в спальне. Она поставила визуализацию этой комнаты заставкой себе на монитор и ежедневно на нее смотрела. Через неделю поняла, что этот цвет на самом деле ее раздражает, и она не сможет в нем жить. А попросила его лишь потому, что он был в трендах и везде массово публиковался».
Елена Томашевская: «В одном из недавних проектов клиенты отказались от визуализации, уверяя, что они прекрасно видят в пространстве. Мы согласовали коллажи, сделали чертежи, заказали отделочные материалы и занялись реализацией. Реакция заказчицы на готовый детский санузел повергла нас в шок. Оказывается, она вообще не представляла, как все получится. В процессе общения мы выяснили, что проект с 3D ей показался слишком дорогим, и она не понимала, зачем переплачивать. В результате с технической и колористической точек зрения все было исполнено профессионально и четко по проекту. Только “не так, как она хотела”».
Наиля Вахитова: «Если сложное пространство, много видов декора, то визуализация нужна. Она помогает понять, будет ли хорошо, если сомневаешься в сочетаниях. Для несложных объектов визуализация не нужна, достаточно коллажей и прочего».
Наиля Вахитова: «Если сложное пространство, много видов декора, то визуализация нужна. Она помогает понять, будет ли хорошо, если сомневаешься в сочетаниях. Для несложных объектов визуализация не нужна, достаточно коллажей и прочего».
Дополнительный плюс №1: На визуализации можно оценить эффекты сложного светодизайна еще до монтажа навороченных систем освещения. Сегодня технологии позволяют делать не просто картинки, а целые видеоклипы, в которых можно проверить все спецэффекты и все зоны освещения.
Ленар Султанов: «Всё, что связано со светом, особенно трудно представить в голове. У нас был случай, когда после 3D-визуализации клиенту не понравилось, как падает свет от светильников и бра в гостиной. И хорошо, что это было замечено на стадии проекта, а не по итогу реализации. Сэкономили кучу времени и нервов, не возникло проблем, связанных с возвратом и покупкой других позиций».
Ленар Султанов: «Всё, что связано со светом, особенно трудно представить в голове. У нас был случай, когда после 3D-визуализации клиенту не понравилось, как падает свет от светильников и бра в гостиной. И хорошо, что это было замечено на стадии проекта, а не по итогу реализации. Сэкономили кучу времени и нервов, не возникло проблем, связанных с возвратом и покупкой других позиций».
Дополнительный плюс №2: это помогает объяснить идею близким заказчика. Или тем, кому дарят ремонт.
Екатерина Саламандра: «Даже если сам заказчик понимает будущий интерьер по коллажам, маловероятно, что такой способностью обладают все его близкие. А по факту они тоже участвуют в процессе согласования этапов проекта. Пару лет назад у нас был случай: коллеги заказчицы в процессе создания дизайн-проекта подкидывали ей сомнения по поводу красоты будущего интерьера. Результат этапов работ ей нравился, но дружеские советы все же не давали окончательной уверенности. Неуверенность прошла после демонстрации визуализаций, где была показана вся подобранная для проекта мебель, материалы. Заказчице и ее близким все очень понравилось, и мы с уверенностью перешли к реализации проекта».
Василиса Павлова: «В моей практике был случай, когда дети делали ремонт для пожилой семейной пары. Основным условием начала работ было наличие фотореалистичной визуализации. Дети заранее выбрали материалы, которые, как им казалось, идеально подойдут. Но в процессе выяснилось, что интерьер абсолютно не тот, каким его хотели бы видеть хозяева. Если бы не 3D, это была бы ошибка уже в реальности и трата денег на корректировку интерьера. Или жизнь в пространстве, которое не полностью устраивает хозяев».
Екатерина Саламандра: «Даже если сам заказчик понимает будущий интерьер по коллажам, маловероятно, что такой способностью обладают все его близкие. А по факту они тоже участвуют в процессе согласования этапов проекта. Пару лет назад у нас был случай: коллеги заказчицы в процессе создания дизайн-проекта подкидывали ей сомнения по поводу красоты будущего интерьера. Результат этапов работ ей нравился, но дружеские советы все же не давали окончательной уверенности. Неуверенность прошла после демонстрации визуализаций, где была показана вся подобранная для проекта мебель, материалы. Заказчице и ее близким все очень понравилось, и мы с уверенностью перешли к реализации проекта».
Василиса Павлова: «В моей практике был случай, когда дети делали ремонт для пожилой семейной пары. Основным условием начала работ было наличие фотореалистичной визуализации. Дети заранее выбрали материалы, которые, как им казалось, идеально подойдут. Но в процессе выяснилось, что интерьер абсолютно не тот, каким его хотели бы видеть хозяева. Если бы не 3D, это была бы ошибка уже в реальности и трата денег на корректировку интерьера. Или жизнь в пространстве, которое не полностью устраивает хозяев».
Перестраховка на случай конфликтов со строителями и подрядчиками
Зачем дизайнеру: это аргумент в потенциальных спорах со строителями и подрядчиками.
Польза для клиента: та же + помощь при самостоятельной комплектации.
Визуализация интерьера нужна для более качественного взаимодействия дизайнера и строительной бригады. Визуализации помогают строителям понять, что за решение заложено в проекте. А подрядчикам-смежникам — понять ваш заказ и важные нюансы. Также они помогают дизайнеру или заказчику отстоять утвержденные решения и не пойти на поводу у «мы привыкли делать не так» и «да тут все упрощают».
Важный момент: «визуализациями» могут называть разные вещи. В том числе те первые картинки, на которых заказчику предлагают общую идею будущего интерьера. Но сейчас мы говорим не об эскизных проектах, а о тех просчитанных визуализациях, которые делаются на основе точных замеров после многих недель работы с планировочным решением, схемами электрики и т.д., после утверждения бюджета и подбора наполнения интерьера и материалов с учетом имеющихся ресурсов.
Зачем дизайнеру: это аргумент в потенциальных спорах со строителями и подрядчиками.
Польза для клиента: та же + помощь при самостоятельной комплектации.
Визуализация интерьера нужна для более качественного взаимодействия дизайнера и строительной бригады. Визуализации помогают строителям понять, что за решение заложено в проекте. А подрядчикам-смежникам — понять ваш заказ и важные нюансы. Также они помогают дизайнеру или заказчику отстоять утвержденные решения и не пойти на поводу у «мы привыкли делать не так» и «да тут все упрощают».
Важный момент: «визуализациями» могут называть разные вещи. В том числе те первые картинки, на которых заказчику предлагают общую идею будущего интерьера. Но сейчас мы говорим не об эскизных проектах, а о тех просчитанных визуализациях, которые делаются на основе точных замеров после многих недель работы с планировочным решением, схемами электрики и т.д., после утверждения бюджета и подбора наполнения интерьера и материалов с учетом имеющихся ресурсов.
Елена Томашевская: «Мы делаем визуализации самостоятельно, для нас это проверка правильности всех решений. Собирая сцену, мы уделяем большое значение точности размещения и размеров всех предметов, которые в ней расположены. Поэтому когда строители говорят нам в процессе реализации, что у них что-то не получается из-за ошибки в проекте, в 99% случаев мы можем ответить: “Э, нет, дружок, ты это просто не так сделал”».
Галина Березкина: «Визуализации помогают дизайнеру донести свою мысль до всех подрядчиков и участников процесса реализации, затратив на это минимум времени и сил. Ведь подрядчики, как правило, достаточно узко смотрят на проект, только в рамках своей конкретной задачи. При этом некоторые из них не сильны в чтении профессиональных чертежей. В чертежах непрофессиональному человеку легко упустить важные коммуникации и привязки. “Я не заметил” не удастся сказать ни одному подрядчику после того, как на первоначальном обсуждении в руках дизайнера были подробные объемные 3D-визуализации. Это настоящая защита от большого числа ошибок и недопонимания в процессе реализации. У нас был опыт ведения проекта без визуализаций. Были очень сжатые сроки, и мы работали по чертежам и цветным разверткам. Потребовалось тратить огромное количество времени и, перелистывая все чертежи в альбоме, объяснять каждому новому подрядчику все детали проекта».
Галина Березкина: «Визуализации помогают дизайнеру донести свою мысль до всех подрядчиков и участников процесса реализации, затратив на это минимум времени и сил. Ведь подрядчики, как правило, достаточно узко смотрят на проект, только в рамках своей конкретной задачи. При этом некоторые из них не сильны в чтении профессиональных чертежей. В чертежах непрофессиональному человеку легко упустить важные коммуникации и привязки. “Я не заметил” не удастся сказать ни одному подрядчику после того, как на первоначальном обсуждении в руках дизайнера были подробные объемные 3D-визуализации. Это настоящая защита от большого числа ошибок и недопонимания в процессе реализации. У нас был опыт ведения проекта без визуализаций. Были очень сжатые сроки, и мы работали по чертежам и цветным разверткам. Потребовалось тратить огромное количество времени и, перелистывая все чертежи в альбоме, объяснять каждому новому подрядчику все детали проекта».
Александр Шаталов: «В проектах, выполняемых без услуги по подбору мебели и без авторского сопровождения, у заказчика появляется некий референс, на который можно ориентироваться во время похода по магазинам и контролируя работу строителей. Ориентироваться в чертежах ненамётанным глазом бывает сложно, можно пропустить разного рода короба, ниши и тому подобные конструкции, которые хорошо заметны на визуализациях».
Виталия Романовская: «С помощью 3D очень удобно общаться с организациями по подбору мебели и материалов. Нет необходимости объяснять непонятные на плане узлы, поэтому гораздо проще быстро получить предварительную стоимость».
Мария Белоусова: «На практике, по проектам с визуализацией наименьшее количество вопросов в процессе стройки, ведь уже все утверждено. Тогда как со скетчами или коллажами многое приходится решать на бегу, прямо в строительном режиме».
Виктория Прежесецкая: «3D нужны, когда планируется очень дорогая комплектация. Визуализация помогает избежать ошибок в сочетании пропорций предметов, четких цветовых и стилистических решений».
Мария Белоусова: «На практике, по проектам с визуализацией наименьшее количество вопросов в процессе стройки, ведь уже все утверждено. Тогда как со скетчами или коллажами многое приходится решать на бегу, прямо в строительном режиме».
Виктория Прежесецкая: «3D нужны, когда планируется очень дорогая комплектация. Визуализация помогает избежать ошибок в сочетании пропорций предметов, четких цветовых и стилистических решений».
Заказчик хочет фотореалистично — что делать?
1. Выставить реалистичный свет
Слишком старательный визуализатор иногда делает картинку чрезмерно глянцевой, как в фотошопе. Например, ради вау-эффекта рисует такой свет, которого не бывает в этой части света (итальянское солнце в интерьере для Санкт-Петербурга). Клиент попадает в эту ловушку и расстраивается, что в жизни его интерьер выглядит не таким эффектным.
1. Выставить реалистичный свет
Слишком старательный визуализатор иногда делает картинку чрезмерно глянцевой, как в фотошопе. Например, ради вау-эффекта рисует такой свет, которого не бывает в этой части света (итальянское солнце в интерьере для Санкт-Петербурга). Клиент попадает в эту ловушку и расстраивается, что в жизни его интерьер выглядит не таким эффектным.
2. Убрать лишние детали
Вроде яблок или лимонов, которые горой лежат на столе в кухне. Или декора, который «продает» картинку, но клиент не планировал такой покупать (и на ваших планировках никаких эффектных ваз точно не было).
Анастасия Савкина: «Для сочной картинки визуализаторы иногда добавляют в интерьер некоторые детали. В моем случае на рабочем столе стоял букет пионов. После просмотра визуализаций заказчик долго выговаривал мне: “Анастасия, вы тоже в своём кабинете держите такие огромные букеты? Для чего они там? Даже если я подарю жене букет, он будет стоять не в кабинете. Учитывайте это, пожалуйста, и давайте делать более реальные картинки”».
Вроде яблок или лимонов, которые горой лежат на столе в кухне. Или декора, который «продает» картинку, но клиент не планировал такой покупать (и на ваших планировках никаких эффектных ваз точно не было).
Анастасия Савкина: «Для сочной картинки визуализаторы иногда добавляют в интерьер некоторые детали. В моем случае на рабочем столе стоял букет пионов. После просмотра визуализаций заказчик долго выговаривал мне: “Анастасия, вы тоже в своём кабинете держите такие огромные букеты? Для чего они там? Даже если я подарю жене букет, он будет стоять не в кабинете. Учитывайте это, пожалуйста, и давайте делать более реальные картинки”».
Вместо выводов
А как вы думаете, для чего нужна фотореалистичная визуализация интерьера и нужна ли она вообще? Делитесь своим мнением в комментариях
- Не выбирайте дизайн-бюро по качеству визуализаций в его портфолио.
- Не настаивайте на максимальной фотореалистичности визуализаций при разработке дизайн-проекта.
- Заказывайте визуализации, если важна «примерка» дорогостоящей мебели или планируется сложный световой сценарий (опять же, нужна «примерка»).
- Делайте выборочные визуализации — не интерьера в целом, а сомнительного решения в конкретном помещении (так дешевле).
- Примите как факт, что согласовать цвета по картинке раз и навсегда не получится. Нужна не 3D-визуализация, а реальная примерка.
- Даже гиперреалистичное 3D — это еще не сам интерьер, а всего лишь этап проекта. И в процессе ремонта что-то гарантированно поменяется. Нет цели сделать визуализацию готового решения. Есть задача через визуализацию прийти к удачной планировке и доработать ее на чертежах.
А как вы думаете, для чего нужна фотореалистичная визуализация интерьера и нужна ли она вообще? Делитесь своим мнением в комментариях
Клиент требует максимального реализма визуализаций, но не подозревает, что именно такие 3D делать долго, дорого и сложно. Дизайнеры отлично умеют делать схематичные (это важно) 3D, в дорогих проектах запросто нарисуют клиенту архитектурную графику, акварели и прочее. А вот фотореалистичные визуализации в спецпрограммах большинство делать не умеет. В 99,9% случаев такие визуализации отдают на аутсорсинг. Как следствие, рисовать визуализацию проекта, скорее всего, будет человек без архитектурного образования. Непропорциональные предметы, несуществующая в природе мебель — закономерные последствия при таком подходе.