Статья практикующего дизайнера
Вопрос: Как сделать интерьер «хоть на обложку»
Если при этом вы собираетесь в нём жить. А не только хвастаться публикацией
Моя прошлая статья «Почему «никакой» — лучшая характеристика интерьеру» вызвала бурю в комментариях. Но в целом читатели приняли идею базового интерьера, как основы для спокойного ремонта «на века».
Пришло время поговорить об интерьерах с авторским дизайном. Их очень часто упрекают в неискренности: мол, всё это постановка и «для публикации сделано». Так люди не живут. А как живут?
Пришло время поговорить об интерьерах с авторским дизайном. Их очень часто упрекают в неискренности: мол, всё это постановка и «для публикации сделано». Так люди не живут. А как живут?
Красота изъянов
Кинцуги (яп. 金継ぎ — золотая заплатка), или кинцукурой (яп. 金繕い — золотой ремонт) — это техника реставрации керамических изделий (на фото). Разбитую посуду склеивают снова, но трещины не маскируют. Наоборот, каждую из них подчёркивают, скрепляя осколки лаком с добавлением драгоценного металла — золота. Это особое искусство ценить изъяны.
ОБ ЭТОМ…
Кинцуги: Как сделать разбитые вещи красивыми
Кинцуги (яп. 金継ぎ — золотая заплатка), или кинцукурой (яп. 金繕い — золотой ремонт) — это техника реставрации керамических изделий (на фото). Разбитую посуду склеивают снова, но трещины не маскируют. Наоборот, каждую из них подчёркивают, скрепляя осколки лаком с добавлением драгоценного металла — золота. Это особое искусство ценить изъяны.
ОБ ЭТОМ…
Кинцуги: Как сделать разбитые вещи красивыми
Людям важна «атмосфера»
Наша семейная мастерская в своё время принадлежала ещё моему дедушке, архитектору Николаю Павловичу Гришину. Затем в ней работала моя мама — архитектор Анна Николаевна Харитонова, теперь работаем я и моя команда. И каждое поколение привносило в мастерскую что-то своё: картины, книги, найденный на свалке антикварный буфет, привезённые из путешествий декоративные зонтики и прочее, прочее, прочее. Я люблю эту атмосферу. Место, что называется, намоленное: со своей непередаваемой аурой (допускаю, что кто-то назовёт её бардаком).
Наша семейная мастерская в своё время принадлежала ещё моему дедушке, архитектору Николаю Павловичу Гришину. Затем в ней работала моя мама — архитектор Анна Николаевна Харитонова, теперь работаем я и моя команда. И каждое поколение привносило в мастерскую что-то своё: картины, книги, найденный на свалке антикварный буфет, привезённые из путешествий декоративные зонтики и прочее, прочее, прочее. Я люблю эту атмосферу. Место, что называется, намоленное: со своей непередаваемой аурой (допускаю, что кто-то назовёт её бардаком).
Так вот, однажды пришли заказчики и говорят: хотим!
— Что хотите?
— Хотим квартиру: вот такую, как ваша мастерская.
И этим, признаться, поставили меня в тупик: я была уверена, что бы я здесь ни сделала, получится театральная декорация, а не интерьер.
Неидеальность — это этап
Так вот почему мне на память пришло искусство Кинцуги. На мой взгляд, научившись делать идеальные, выверенные и созданные с нуля интерьеры, пришло время постичь интерьер неидеальный. Научиться искусству сращивать современную жизнь, её требования, ритм и тренды с семейной историей и личностью заказчика.
— Что хотите?
— Хотим квартиру: вот такую, как ваша мастерская.
И этим, признаться, поставили меня в тупик: я была уверена, что бы я здесь ни сделала, получится театральная декорация, а не интерьер.
Неидеальность — это этап
Так вот почему мне на память пришло искусство Кинцуги. На мой взгляд, научившись делать идеальные, выверенные и созданные с нуля интерьеры, пришло время постичь интерьер неидеальный. Научиться искусству сращивать современную жизнь, её требования, ритм и тренды с семейной историей и личностью заказчика.
Многие «журнальные интерьеры» режут глаз. Именно тем, что они слишком хороши. Созданные с нуля и отринувшие всё, что не вписывалось и не подходило, пахнущие новьём и идеалом, они лишены очарования, которое, например, хорошо прочитывается в домах ярких людей. Выхолощенные, одинаковые и из-за этого сливающиеся в единое пятно интерьеры. В них не хватает жизни и случайности, той мелкой несовершенности, что прикоснётся к душе и заставит запомнить этот интерьер.
Интерьер — это не про амбиции
Ищите дизайнера, который не будет мыслить категориями стилей. Который вначале познакомится с вами и вашим будущим жильём. Зачастую стены сами подсказывают, как с ними лучше поступить.
Помните: у каждого дизайнера есть авторский почерк. Вот он-то и должен быть вам близок, а не те конкретные интерьеры, что он выложил на сайт в портфолио. Вообще, работа с дизайнером — это очень сложный и обоюдоострый процесс. Убедитесь, что ваши цели совпадают. Если за амбициями дизайнера нет места вашей семейной истории, то, может, стоит задуматься? Сейчас, к сожалению, мода на профессию привела в неё много случайных людей, которые смотрят на интерьер, как на бизнес, не замечая за всем этим человека.
Ищите дизайнера, который не будет мыслить категориями стилей. Который вначале познакомится с вами и вашим будущим жильём. Зачастую стены сами подсказывают, как с ними лучше поступить.
Помните: у каждого дизайнера есть авторский почерк. Вот он-то и должен быть вам близок, а не те конкретные интерьеры, что он выложил на сайт в портфолио. Вообще, работа с дизайнером — это очень сложный и обоюдоострый процесс. Убедитесь, что ваши цели совпадают. Если за амбициями дизайнера нет места вашей семейной истории, то, может, стоит задуматься? Сейчас, к сожалению, мода на профессию привела в неё много случайных людей, которые смотрят на интерьер, как на бизнес, не замечая за всем этим человека.
Нет неинтересных людей
У вас может и не быть в роду известных учёных или спортсменов. У вас может даже не быть семьи. Но вы-то у себя есть! Со своими пристрастиями и предпочтениями. Не бойтесь раскрыться: тогда, возможно, у вас получится что-то большее, чем просто спокойный интерьер, в котором можно хорошо выспаться.
Берегите свою историю, ищите ей место в своём доме. В умелых руках дизайнера она станет корнем, из которого растёт семейная история вашего интерьера.
У вас может и не быть в роду известных учёных или спортсменов. У вас может даже не быть семьи. Но вы-то у себя есть! Со своими пристрастиями и предпочтениями. Не бойтесь раскрыться: тогда, возможно, у вас получится что-то большее, чем просто спокойный интерьер, в котором можно хорошо выспаться.
Берегите свою историю, ищите ей место в своём доме. В умелых руках дизайнера она станет корнем, из которого растёт семейная история вашего интерьера.
Хватит придумывать рамки [чтобы потом в них втискиваться]
Наличие кресла бабушки не подразумевает обязательный интерьер Midcentury. Сейчас, к счастью, если спросить, «какой интерьер нынче в моде» — возникнет пауза.
Миксуйте, что нравится. Доверяйте своей интуиции или профессионалам. Интерьер вышел из надуманных рамок. Возможно, вы станете родоначальником нового течения.
Наличие кресла бабушки не подразумевает обязательный интерьер Midcentury. Сейчас, к счастью, если спросить, «какой интерьер нынче в моде» — возникнет пауза.
Миксуйте, что нравится. Доверяйте своей интуиции или профессионалам. Интерьер вышел из надуманных рамок. Возможно, вы станете родоначальником нового течения.
Хватит добиваться «точного попадания»
Очень часто интерьеры губят идеально подобранные цвета и фактуры. Сколько раз я сама раньше ходила, вооружившись миллионом образцов: прикладывала, прикладывала, прикладывала — искала идеальное попадание в цвет, тон, фактуру. А потом поняла, что неидеальный интерьер смотрится гораздо живописнее. Что, создавая, например, фон серого цвета, художник использует мазки многих оттенков.
Очень часто интерьеры губят идеально подобранные цвета и фактуры. Сколько раз я сама раньше ходила, вооружившись миллионом образцов: прикладывала, прикладывала, прикладывала — искала идеальное попадание в цвет, тон, фактуру. А потом поняла, что неидеальный интерьер смотрится гораздо живописнее. Что, создавая, например, фон серого цвета, художник использует мазки многих оттенков.
Да что там говорить, при обучении студентов проектной графике, первое для них правило: цвет из одной банки не берём, так как синий диван и синяя стена никогда не будут в точности одного оттенка. Так и отлично!
Поэтому не бойтесь: пусть ступени не попадают по цвету в паркет, а барная стойка — в ступени, это не страшно. Здесь важно достичь не идеала, а гармонии. Что, пожалуй, будет сложнее. Не ищите шторы, попадающие в цвет цветка на диване, а стулья — обязательно как кухня, в стиле прованс. Гораздо важнее научиться намечать цель и придерживаться курса, соблюдая гармонию. Доверяйте себе, учитесь у дизайнера (я не знаю дизайнера с опытом, который бы отказался его передать), действуйте смелее, творите.
Поэтому не бойтесь: пусть ступени не попадают по цвету в паркет, а барная стойка — в ступени, это не страшно. Здесь важно достичь не идеала, а гармонии. Что, пожалуй, будет сложнее. Не ищите шторы, попадающие в цвет цветка на диване, а стулья — обязательно как кухня, в стиле прованс. Гораздо важнее научиться намечать цель и придерживаться курса, соблюдая гармонию. Доверяйте себе, учитесь у дизайнера (я не знаю дизайнера с опытом, который бы отказался его передать), действуйте смелее, творите.
Не стремитесь купить всё одного оттенка, фирмы, фабрики, избегайте гарнитуров. Не спешите избавляться от старого: возможно, стоит взглянуть на него новыми глазами — избитый совет, но не теряющий своей актуальности. Перекрасить, перетянуть, изменить функцию… выбросить вы всегда успеете.
Но учтите, если вы что-то оставляете в интерьере, отнеситесь к этому с уважением.
Но учтите, если вы что-то оставляете в интерьере, отнеситесь к этому с уважением.
Из практики
Недавно у меня была история: моя хорошая знакомая призналась мне, что, зная о моей занятости на тот момент, постеснялась ко мне обратиться и сама наняла дизайнеров. В итоге они с мужем не спят ночами, видят, что плохо и не то, что хотелось бы. Но как спасти ситуацию — не знают.
Проблема была в том, что от родителей мужа остался великолепный дубовый гарнитур. Не антиквариат и даже не винтаж, не модный. Но очень и очень хорошего качества. И ощутимо дорогой. Добротный. Из тех вещей, про которые говорят: «теперь так не делают».
Но дизайнеры видели гостиную в модном микроцементе с гламурной люстрой. И роскошный дубовый буфет в таком окружении смотрелся скорее нищим, нежели принцем. А чтобы буфету было все равно какое там окружение, не хватало солидного возраста и собственной судьбы.
Недавно у меня была история: моя хорошая знакомая призналась мне, что, зная о моей занятости на тот момент, постеснялась ко мне обратиться и сама наняла дизайнеров. В итоге они с мужем не спят ночами, видят, что плохо и не то, что хотелось бы. Но как спасти ситуацию — не знают.
Проблема была в том, что от родителей мужа остался великолепный дубовый гарнитур. Не антиквариат и даже не винтаж, не модный. Но очень и очень хорошего качества. И ощутимо дорогой. Добротный. Из тех вещей, про которые говорят: «теперь так не делают».
Но дизайнеры видели гостиную в модном микроцементе с гламурной люстрой. И роскошный дубовый буфет в таком окружении смотрелся скорее нищим, нежели принцем. А чтобы буфету было все равно какое там окружение, не хватало солидного возраста и собственной судьбы.
В итоге мы поменяли микроцемент на современную (!) коллекцию «Уильям Моррис». И гарнитур зажил новой жизнью, соединяя в себе историю семьи и современные тенденции интерьера, помноженные на неустаревающий гений художника. Давая ощущение долгой и счастливой жизни семьи. И это лишь один из примеров.
Мне нравится, что мир идёт в направлении внутренней свободы. И что исчезает понятие стиля (скорее, стилизации). Что уже не просят сделать интерьеры в «стиле прованс» — скорее, оперируют ощущениями и чувствами, которые хотелось бы заполучить. Что интерьер освобождается от тесного воротничка обязаловки и становится по-настоящему удобным.
ПО ТЕМЕ…
ПО ТЕМЕ…
Берём камень и отсекаем всё лишнее
Когда я пишу статьи, редакторы всегда меня просят поделиться рецептами, как достичь того эффекта, о котором я пишу. В данном случае, наверное, главным инструментом будет внутренняя свобода — ваша и вашего дизайнера.
Когда я пишу статьи, редакторы всегда меня просят поделиться рецептами, как достичь того эффекта, о котором я пишу. В данном случае, наверное, главным инструментом будет внутренняя свобода — ваша и вашего дизайнера.
Настройтесь на совместную работу, увлеките дизайнера тем, что увлекает вас, прислушайтесь к его советам. Но помните, дизайнер не экстрасенс, и чем понятнее будет сигнал, тем ближе к ожидаемому будет и результат.
Оглядитесь вокруг и оставьте то, к чему лежит ваше сердце. Необязательно это доминирующие предметы, возможно, это мелочи, которые тоже очень важны. Быть может, в этом поможет ещё один японский метод — уборки от Мари Кондо. Наверняка вы слышали о её теории «попрощаться и отпустить» ненужные вещи.
ПО ТЕМЕ…
Может ли уборка в доме чудесным образом изменить жизнь
Оглядитесь вокруг и оставьте то, к чему лежит ваше сердце. Необязательно это доминирующие предметы, возможно, это мелочи, которые тоже очень важны. Быть может, в этом поможет ещё один японский метод — уборки от Мари Кондо. Наверняка вы слышали о её теории «попрощаться и отпустить» ненужные вещи.
ПО ТЕМЕ…
Может ли уборка в доме чудесным образом изменить жизнь
Наполните дом историями
Ценными именно вам вещами. Как вариант — пройдитесь по антикварным и винтажным лавочкам: вдруг вы узнаете свою вещь. Ведь винтаж стоит дешевле новой итальянской мебели. И позволяет создать действительно уникальный интерьер и остаться в стороне от выбора: очень дорогой оригинал — неэтичная и опасная подделка.
Ценными именно вам вещами. Как вариант — пройдитесь по антикварным и винтажным лавочкам: вдруг вы узнаете свою вещь. Ведь винтаж стоит дешевле новой итальянской мебели. И позволяет создать действительно уникальный интерьер и остаться в стороне от выбора: очень дорогой оригинал — неэтичная и опасная подделка.
Где смотреть винтаж? — Вот лишь несколько адресов:
- Ребята в Лондоне и не только ищут на барахолках уникальные вещи. Могут искать под заказ @Аntikitiz.
- Винтажные и антикварные ковры с примеркой: @gurdgiev_oriental_rugs.
- Кресла — самое чудесное, что было в Midcentury. Лёгкие, элегантные и очень удобные. Ребята реставрируют кресла и отправляют по всему СНГ: @pro.kresla.
- Мебель с европейских складов и блошиных рынков. Москва: @mobeledom.
- Антикварный инстаграм: @antikoff.
- В Москве: на Даниловском рынке недавно открылся винтажный центр с выбором мебели, посуды одежды и украшений. Можно провести приятно время, прогулявшись по центру и пообедав на Даниловском.
- В Москве: проект на Artplay — тщательно сформированная коллекция европейских винтажных предметов — Repeat Story.
- В Санкт-Петербурге: чудесный ресурс по продаже и реставрации винтажной и антикварной мебели — ATABLE.
Вместо выводов. Почти все интерьеры, которые я взяла для иллюстрации к этой статье были опубликованы ведущими интерьерными журналами. Многие попали на обложку. Но, согласитесь — в голову не придет сказать о них «не для жизни», «это театральщина», «не понятно, как они будут здесь растить детей». Потому что дизайнеры очень постарались: вытащили в интерьер ту индивидуальность, которую имеет каждая история каждого предмета. Мы же все любим слушать истории — пришло время научиться их рассказывать. Через интерьеры.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А что вы считаете гармоничными интерьерами? Через какие категории определяете для себя удачные (и неудачные) ремонты? Делитесь в комментариях
Идеальность получаемого интерьера — в этом мне видится проблема ремонтов с участием дизайнеров. Ведь «идеальный» далеко не всегда означает «гармоничный».
Российский дизайн частного интерьера родился не так давно, чуть более четверти века назад. И, идя путём проб и ошибок, достиг замечательных высот. За это время сформировалась плеяда российских дизайнеров, востребованных не только дома, но и на Западе.
Идеальные интерьеры, созданные этими талантливыми дизайнерами и декораторами, отснятые именитыми фотографами при помощи великолепных стилистов… казалось бы, в них не к чему придраться. Но мне в связи с этим вспоминается философия Кинцуги — японское искусство несовершенного.