Статья практикующего дизайнера
Советы по декору
Постоянные рубрики
Дизайн-дебаты: Возможно ли импортозамещение в интерьере?
Быть или не быть? — вот в чем вопрос. Отвечают профессионалы!
Нынешняя экономическая ситуация запустила новый виток дискуссий с употреблением модного слова «импортозамещение». С одной стороны, это вынужденная мера и актуальный вопрос, если вспомнить о курсах валют. А про них попробуй не вспоминать! С другой — когда, если не сейчас? Мы попросили практикующих профессионалов, архитекторов, дизайнеров, декораторов и художников рассказать, верят ли они в такую перспективу?
«Уже сейчас к нам не завозят многого из материалов, которые нечем заменить. Как нечем заменить и комплектующие, — отмечает Оксана Пигина. — Я была на производстве когда-то очень известного фарфорового завода, мы пытались запустить проект совместно с кондитерской фабрикой. Так там до сих пор “Советский Союз” и советские дизайны. В России недооценивают дизайн, поэтому не готовы нанимать специалистов в этой области, платить за дизайн. Я живу в городе-миллионннике, в Челябинске, но мне кажется. ситуация по всей стране на крупных предприятиях именно такая. А мелкие производства влияют локально».
«Увы… На мой взгляд, главная задача отечественных производителей — это зарабатывание денег. А то, какой товар они производят, их не тревожит. Нет желания вкладывать средства в новые разработки и технологии. Поэтому мы и имеем корпусную мебель стандартного светло-коричневого цвета. А если шкаф глянцево-белый, то это уже заоблачная цена», — констатирует Анна Маркина.
«На данном этапе развития рынка импортозамещение — это не реально. Конечно, есть “самородки”, но по большому счету по качеству, дизайну, организации производства конкурентов у европейских фабрик среди наших мастеров очень мало. Предметного дизайна, как индустрии, в стране не существует. Если и есть талантливые дизайнеры, то они стремятся работать на европейские фабрики», — уверена Елена Миронова.
«Увы… На мой взгляд, главная задача отечественных производителей — это зарабатывание денег. А то, какой товар они производят, их не тревожит. Нет желания вкладывать средства в новые разработки и технологии. Поэтому мы и имеем корпусную мебель стандартного светло-коричневого цвета. А если шкаф глянцево-белый, то это уже заоблачная цена», — констатирует Анна Маркина.
«На данном этапе развития рынка импортозамещение — это не реально. Конечно, есть “самородки”, но по большому счету по качеству, дизайну, организации производства конкурентов у европейских фабрик среди наших мастеров очень мало. Предметного дизайна, как индустрии, в стране не существует. Если и есть талантливые дизайнеры, то они стремятся работать на европейские фабрики», — уверена Елена Миронова.
Вопросы стиля
Еще одна заявленная практикующими профессионалами проблемами: недостаточное стилевое разнообразие. Ориентируясь на, как им кажется, наиболее популярные направления, многие отечественные производители в результате упускают клиентов.
«По столярным изделиям мы успешно сотрудничаем с российскими производителями. Хотя достаточно сложно было найти тех, кто делает качественно и без лепнины и балясин. Боюсь, что в целом по свету и мебели нам далеко до зарубежных производителей. У нас либо классика, либо что-то молодежное. Много всего для интерьеров в стиле «лофт», но мы не работаем в этом направлении. Европейцы делают прекрасную мебель и дают невероятное количество возможностей. В то время как российские кухонные производители не могут ничего. И никто не хочет делать что-то новое. Хотя мы готовы всегда объяснить и показать», — сетует Шамсудин Керимов.
Еще одна заявленная практикующими профессионалами проблемами: недостаточное стилевое разнообразие. Ориентируясь на, как им кажется, наиболее популярные направления, многие отечественные производители в результате упускают клиентов.
«По столярным изделиям мы успешно сотрудничаем с российскими производителями. Хотя достаточно сложно было найти тех, кто делает качественно и без лепнины и балясин. Боюсь, что в целом по свету и мебели нам далеко до зарубежных производителей. У нас либо классика, либо что-то молодежное. Много всего для интерьеров в стиле «лофт», но мы не работаем в этом направлении. Европейцы делают прекрасную мебель и дают невероятное количество возможностей. В то время как российские кухонные производители не могут ничего. И никто не хочет делать что-то новое. Хотя мы готовы всегда объяснить и показать», — сетует Шамсудин Керимов.
Не то, чем кажется
Уже приуныли? Погодите! Есть и другая точка зрения на вопрос: «возможно, если бы не…». Одна из проблем объективного характера: номинальное импортозамещение по сути далеко не всегда является таковым.
«Большая часть наших производителей на деле размещает заказы в Китае, а потом привозит продукцию в Россию. При этом ценообразование получается вполне на уровне западных аналогов, а иногда и выше. Часто сталкиваемся с таким в светодиодных технологиях», — отмечает архитектор Сергей Старцев.
Но даже если финальный продукт производится в России, составные части, материалы или ингредиенты (такие как ткани или красители) зачастую приходится импортировать. Закупают их, естественно, не за рубли, что сказывается на ценах. А ведь именно более привлекательное с финансовой точки зрения предложение многие специалисты называют одним из главных потенциальных преимуществ отечественных товаров в период кризиса.
«После скачка доллара и евро конкуренты резко потеряли свою привлекательность. Даже китайские аналоги продукции в 1,5-2 раза выросли в цене. Тогда как производство в России подорожало всего на 10-20%», — отмечает Мария Мироненко.
Уже приуныли? Погодите! Есть и другая точка зрения на вопрос: «возможно, если бы не…». Одна из проблем объективного характера: номинальное импортозамещение по сути далеко не всегда является таковым.
«Большая часть наших производителей на деле размещает заказы в Китае, а потом привозит продукцию в Россию. При этом ценообразование получается вполне на уровне западных аналогов, а иногда и выше. Часто сталкиваемся с таким в светодиодных технологиях», — отмечает архитектор Сергей Старцев.
Но даже если финальный продукт производится в России, составные части, материалы или ингредиенты (такие как ткани или красители) зачастую приходится импортировать. Закупают их, естественно, не за рубли, что сказывается на ценах. А ведь именно более привлекательное с финансовой точки зрения предложение многие специалисты называют одним из главных потенциальных преимуществ отечественных товаров в период кризиса.
«После скачка доллара и евро конкуренты резко потеряли свою привлекательность. Даже китайские аналоги продукции в 1,5-2 раза выросли в цене. Тогда как производство в России подорожало всего на 10-20%», — отмечает Мария Мироненко.
«Я живу и работаю в не очень большом городе, и вопрос с ценами у нас не такой, как в Петербурге и Москве. От многих импортных материалов, техники и вещей при нынешней ситуации пришлось отказаться. Приведу пример. Мы как-то провели эксперимент: предложили заказчику две плитки керамогранита из Италии и России (Estima), похожие по фактуре, и попросили выбрать. Заказчик выбрал Россию. Но еще не зная этого, предположил, что выбранный вариант, который ему больше понравился — скорее всего, Италия. И был приятно удивлен, когда ему озвучили цену и производителя. Говорит, патриотизм поднялся. Похожие ситуации были и с другими материалами», — вспоминает Марина Козина.
«У нас могут производить мебель, но пока не хватает возможностей, чтобы наладить собственное производство, а не покупать все комплектующие в той же Европе. Опять же, нужно развивать профессию краснодеревщика. Это умельцы с золотыми руками, их не так много, а жаль», — убеждена Юлия Гришина.
«У нас могут производить мебель, но пока не хватает возможностей, чтобы наладить собственное производство, а не покупать все комплектующие в той же Европе. Опять же, нужно развивать профессию краснодеревщика. Это умельцы с золотыми руками, их не так много, а жаль», — убеждена Юлия Гришина.
Любить по-русски… иностранное
Есть проблемы, которые, хотя бы теоретически, не выглядят непреодолимыми. Закон современного потребления гласит: чтобы покупатель при равных (или даже превосходящих ценах) выбирал отечественное, а не импортное, у него должна быть к этому устойчивая привычка. Которая существует, например, в Финляндии и зачастую отсутствует в России. Это черта нашей ментальности сформировалась не сегодня и даже не вчера. Еще мастера знаменитой фирмы «Фаберже», имевшей не самые плохие позиции на рынке, сетовали на то, что в России склонны отдавать предпочтение зарубежным товарам, даже если те уступают в качестве.
Есть проблемы, которые, хотя бы теоретически, не выглядят непреодолимыми. Закон современного потребления гласит: чтобы покупатель при равных (или даже превосходящих ценах) выбирал отечественное, а не импортное, у него должна быть к этому устойчивая привычка. Которая существует, например, в Финляндии и зачастую отсутствует в России. Это черта нашей ментальности сформировалась не сегодня и даже не вчера. Еще мастера знаменитой фирмы «Фаберже», имевшей не самые плохие позиции на рынке, сетовали на то, что в России склонны отдавать предпочтение зарубежным товарам, даже если те уступают в качестве.
АрхМосква
«Россия богата талантами. Но в отличие от западных производителей мебели и аксессуаров, которые большое внимание уделяют маркетингу и продвижению бренда, отечественные мастера зачастую остаются в тени. К сожалению, в России все еще жив миф о том, что хорошо все то, что приходит с запада. Не случайно многие российские студии имеют английские названия», — обращает внимание художник Анна Смилянская.
«Российский дизайн шагает быстрыми и качественными шагами. Наши специалисты участвуют в международных выставках, наши проекты печатают в международных издательствах и журналах. Только наши заказчики, по привычке, все еще смотрят в сторону Европы», — соглашается Ирина Татарникова.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
«Российский дизайн шагает быстрыми и качественными шагами. Наши специалисты участвуют в международных выставках, наши проекты печатают в международных издательствах и журналах. Только наши заказчики, по привычке, все еще смотрят в сторону Европы», — соглашается Ирина Татарникова.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
«Как это ни парадоксально звучит, в России импортозамещением занимались сами импортеры, — вспоминает Инга Борисова. — А началось все в далекие 70-е, когда стали открываться мебельные фабрики и зарубежные линии производства в российских городах. Первопроходцем стала корпорация ИКЕА, которая начала свою работу еще с Советским Союзом. Этому примеру последовали очень многие фабрики: Kerama Marazzi, Italon и другие».
В современной России существует специальная премия для предприятий — «за успехи на ниве импортозамещения».
В современной России существует специальная премия для предприятий — «за успехи на ниве импортозамещения».
Кому говорят однозначное «да!»?
А теперь — точка зрения оптимистов.
«Последний год очень многое изменил в этой области. Производители в общем и целом поняли, что им нужны хорошие дизайнеры, которые смогут создавать красивый качественный продукт, способный составить конкуренцию западному. Это отрадно. С аксессуарами пока сложнее, но думаю, все подтянутся. Плитку красивую и качественную научились производить, а там и аксессуарные линии не за горами», — отмечает Виктория Корсак.
А теперь — точка зрения оптимистов.
«Последний год очень многое изменил в этой области. Производители в общем и целом поняли, что им нужны хорошие дизайнеры, которые смогут создавать красивый качественный продукт, способный составить конкуренцию западному. Это отрадно. С аксессуарами пока сложнее, но думаю, все подтянутся. Плитку красивую и качественную научились производить, а там и аксессуарные линии не за горами», — отмечает Виктория Корсак.
Масштабное мебельное производство или кухни российского образца по-прежнему не всегда вызывают доверие у практикующих профессионалов (хотя здесь тенденция, кажется, меняется к лучшему). А вот небольшие мастерские и штучное производство очень часто получают заслуженные комплименты. Как и бренды с именем и историей (например, ИФЗ), сумевшие приспособиться к требованиям современного рынка. Главное — вовремя о них узнать. О трудностях многих отечественных брендов и производств с самопродвижением уже упоминалось.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
«Мне нравится, что у российских производителей появляется желание делать не хуже, чем у “импортных”. Особенно это касается не серийного, а штучного производства. Именно здесь, при помощи дизайнера, создаются достойные вещи. А вот «серийники» пока не догадываются нанять высокопрофессионального дизайнера, и даже при копировании импортных товаров получается, мягко говоря, не очень. Дело в нюансах, пропорциях и тактильных ощущениях», — подчеркивает архитектор и дизайнер Татьяна Лейтан.
Большинство отечественных брендов и мастерских, которые заслужили уважение «практиков», работает с мебелью, светом, интерьерными аксессуарами, керамикой и керамической плиткой, дверями, паркетом и некоторыми другими видами отделочных материалов.
«У нас начали появляться приятные отечественные производители всякой интерьерной красоты. Пока это носит точечный характер, что является частью эволюционного процесса. Но хочется надеяться, что в будущем можно будет приобретать более широкий ассортимент товаров», — верит Мария Каткова.
«На мой взгляд, в рамках массового производства нам, конечно, не угнаться за той же Италией. Где большинство фабрик — это семейные, родовые предприятия с вековой историей, с налаженными традициями, качеством, культурой труда. Но я делаю большую ставку на наши российские малые предприятия, особенно на рост частных мастеров, занимающихся резьбой по дереву, изготовлением на заказ мебели и индивидуальных интерьерных позиций», — отмечает Елена Михеева.
Среди безусловных плюсов работы с отечественными производителями — сроки выполнения заказа, которые не зависят от поставок из-за рубежа и таможни. Разумеется, если подрядчик выполняет свои обязательства. Но это — уже совсем другая история.
«У нас начали появляться приятные отечественные производители всякой интерьерной красоты. Пока это носит точечный характер, что является частью эволюционного процесса. Но хочется надеяться, что в будущем можно будет приобретать более широкий ассортимент товаров», — верит Мария Каткова.
«На мой взгляд, в рамках массового производства нам, конечно, не угнаться за той же Италией. Где большинство фабрик — это семейные, родовые предприятия с вековой историей, с налаженными традициями, качеством, культурой труда. Но я делаю большую ставку на наши российские малые предприятия, особенно на рост частных мастеров, занимающихся резьбой по дереву, изготовлением на заказ мебели и индивидуальных интерьерных позиций», — отмечает Елена Михеева.
Среди безусловных плюсов работы с отечественными производителями — сроки выполнения заказа, которые не зависят от поставок из-за рубежа и таможни. Разумеется, если подрядчик выполняет свои обязательства. Но это — уже совсем другая история.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Портрет: Декоратор Анна Муравина представляет собственные коллекции
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Если вы покупаете отечественное и размещаете заказы на российских производствах — делитесь именами, торговыми марками и ссылками на производителей в разделе комментариев под статьей!
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Декор: Стили | Цвета | Мебель | Освещение | Аксессуары | Искусство | Тенденции | Идеи декора | DIY | Просто повторить | Портреты
Портрет: Декоратор Анна Муравина представляет собственные коллекции
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Если вы покупаете отечественное и размещаете заказы на российских производствах — делитесь именами, торговыми марками и ссылками на производителей в разделе комментариев под статьей!
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Декор: Стили | Цвета | Мебель | Освещение | Аксессуары | Искусство | Тенденции | Идеи декора | DIY | Просто повторить | Портреты
Конечно, среди ответов на заявленный в заголовке вопрос мы получили немало реплик из разряда просто «нет» и «никогда не будет». К сожалению, не все их авторы дают развернутый аргументированный комментарий, пусть даже философского содержания (из серии «футбол — не наша игра, а современный дизайн — не наша стихия»). Но встречается и обоснованная критика.