Что делать: Заказчик просит невыполнимое
«Вон сколько фото в интернете, — ведь как-то они это делают. А вы почему не можете?!»
Саша Зайцева
28 сентября, 2021
Отношение к дизайнеру как к исполнителю «всех мечтаний» приводит заказчика к следующей мысли: сделать на объекте можно все что угодно — стоит лишь хорошо попросить (или заплатить). Как бороться с таким отношением?
► Почитайте, если вы дизайнер и аргументы заканчиваются.
► Почитайте, если вы заказчик и уверены, что «деньги все решают».
► Почитайте, если вы дизайнер и аргументы заканчиваются.
► Почитайте, если вы заказчик и уверены, что «деньги все решают».
НЕВОЗМОЖНО ПО ЗАКОНУ / ТЕХНИЧЕСКИ
Екатерина Адамова: «На эту тему можно книгу написать. Но особенно запомнила я заказчицу, которая никак не могла понять, почему крупноформатный керамогранит не является самонесущей конструкцией и удивлялась, что я хочу сначала поставить перегородку, а потом ее облицевать. Она хотела увеличить душевую, отгородив ее склеенным между собой тыльной стороной керамогранитом, а жесткость конструкции должно было обеспечить смещение материала».
- Перенос кухни и мокрых зон на место жилой комнаты (допустимо — в коридор).
- Водяной теплый пол в квартире (можно — электрический).
- Душевая со сливом в пол (снова разрешили с оговорками — до недавних пор душевой трап был запрещен).
- Центральное отопление на балконе (можно электрическое — конвектор от розетки).
- Полностью присоединенная лоджия или балкон, без подоконного блока и французского окна).
Екатерина Адамова: «На эту тему можно книгу написать. Но особенно запомнила я заказчицу, которая никак не могла понять, почему крупноформатный керамогранит не является самонесущей конструкцией и удивлялась, что я хочу сначала поставить перегородку, а потом ее облицевать. Она хотела увеличить душевую, отгородив ее склеенным между собой тыльной стороной керамогранитом, а жесткость конструкции должно было обеспечить смещение материала».
Игорь Чувашов: «На одном из наших объектов клиент просил сделать одномаршевую парадную лестницу на второй этаж. И при этом без перил. Технически это невозможно: получался слишком крутой угол подъема (без перил по такому спускаться было бы опасно), а вход на лестницу (первая ступень) упирался бы в стену».
Елена Куртина: «У меня буквально начинают закатываться глаза, когда я слышу очередное “хочу душ в пол”. Беру заказчика за ручку, веду на объект и показываю все на месте: где фановый стояк, на какой высоте стоит тройник, почему нельзя его опустить, ну и вообще, это пока незаконно. Но не всегда это помогает. “Ну как же, смотрите сколько фото в интернете — ведь как-то они это делают — почему вы не можете?!” И слова, что половина — это рекламные картинки из заграничных каталогов, а у второй половины мы не знаем технических вводных — не помогают. Одна заказчица со словами “Вы не дизайнер, вы прораб!” рассталась со мной. Но это, конечно же, единичный случай. В большинстве люди понимают, что мы не просто так ерепенимся и не хотим снести стенку, присоединить лоджию, сделать трап в полу или устроить бассейн вместо ванной. Хорошо помогают истории из серии “один человек сделал так и случилось такое…”».
НЕВОЗМОЖНО ФИНАНСОВО
- Аналог премиум-интерьера за скромные деньги.
- Авторская / европейская мебель и позиции по цене массмаркета.
Пример на фото — кухня-гостиная за 11 млн рублей. Чтобы объяснить, на что их потратили, мы публиковали подробную статью «Цена проекта с фото: Кухня-гостиная за 11 780 187 ₽»
Екатерина Маремьянина: «Чаще всего происходит так: заказчик смотрит на наш проект с большим бюджетом, ему очень нравится, он хочет так же, но тратиться не готов. Мы объясняем, почему этот проект выглядит так презентабельно и почему не получится сделать также, но в два-три раза дешевле.
1) Детали. Ещё на этапе проекта дорогой интерьер отличают проработанные детали (стыки между материалами, нестандартные сечения, подобранные к проекту крепления, качественная технологичная фурнитура).
2) Материалы. Натуральные или экологические износостойкие композитные материалы стоят дорого из-за сложной добычи / обработки / изготовления.
1) Детали. Ещё на этапе проекта дорогой интерьер отличают проработанные детали (стыки между материалами, нестандартные сечения, подобранные к проекту крепления, качественная технологичная фурнитура).
2) Материалы. Натуральные или экологические износостойкие композитные материалы стоят дорого из-за сложной добычи / обработки / изготовления.
3) Строительные работы. Бригады, честно соблюдающие технологии и умеющие работать с чертежами, стоят дорого. Если прораб называет цену ниже рыночной, значит, какие-то этапы технологии будут упущены, материалы будут использованы низкого качества, рабочие будут неопытные. Результат — трещины, уродливые стыки, неровные поверхности, деформированный деревянный пол, кривой потолок и т.д.
4) Оригинальные предметы интерьера. Если проект готовился как “премиум”, значит, там заложены оригинальные европейские бренды мебели и света. Превращая проект в “эконом” и пытаясь сохранить идею, придётся подбирать китайские подделки, которые “выглядят так же”. Загвоздка в том, что это не так. Выглядят они всегда плохо, эксплуатационные качества низкого уровня, срок службы непредсказуем. Но это уже большая тема для другого разговора.
Чтобы не было большого разрыва между ожиданиями и реальностью, мы рекомендуем быть честными с собой и дизайнером: определить бюджет, и если он скромный — полюбить дизайн без излишеств. Есть прекрасные образцы достойного “скромного” дизайна — скандинавские, испанские, мексиканские современные интерьеры, например».
Чтобы не было большого разрыва между ожиданиями и реальностью, мы рекомендуем быть честными с собой и дизайнером: определить бюджет, и если он скромный — полюбить дизайн без излишеств. Есть прекрасные образцы достойного “скромного” дизайна — скандинавские, испанские, мексиканские современные интерьеры, например».
Как работать с нереальными запросами заказчика?
СТРАТЕГИЯ #1. Показать наглядно, объяснять
Ольга Ткачева: «Была задача сделать самонесущую перегородку из слэба оникса толщиной 2 см, габаритами 120х250 см. Оникс хрупкий сам по себе и при такой толщине слэба не может без рамы выступать в качестве перегородки. Предложила альтернативу из гранита либо из стеклоблоков. Но гранит не пропускает свет, поэтому клиент выбрал стеклоблоки. И только после того, как побывал со мной на складе каменных слэбов — увидел своими глазами слэб оникса толщиной 2 см».
СТРАТЕГИЯ #1. Показать наглядно, объяснять
Ольга Ткачева: «Была задача сделать самонесущую перегородку из слэба оникса толщиной 2 см, габаритами 120х250 см. Оникс хрупкий сам по себе и при такой толщине слэба не может без рамы выступать в качестве перегородки. Предложила альтернативу из гранита либо из стеклоблоков. Но гранит не пропускает свет, поэтому клиент выбрал стеклоблоки. И только после того, как побывал со мной на складе каменных слэбов — увидел своими глазами слэб оникса толщиной 2 см».
СТРАТЕГИЯ #2. Сделать смету, посчитать альтернативные варианты
Константин Тихон: «Часто заказчики хотят любыми способами повесить телевизор там, где это невозможно, порой идеи доходят до абсурда. Был прекрасный проект спальни с двумя террасными окнами в пол. Для телевизора не было места. Заказчик хотел пожертвовать удобством — сделать кровать поуже (140 см), лишь бы поставить большой телевизор. Тот не помещался все равно. Но “ведь вы же дизайнер — предложите варианты”.
Мы показали, что можно сделать механизм выдвигающегося с потолка ТВ. И посчитали разные по цене варианты. Итоговый был такой: телевизор на рельсах выдвигался из межпотолочного пространства и спускался перед кроватью. Увидев ценник, заказчик отказался от телевизора в спальне».
Константин Тихон: «Часто заказчики хотят любыми способами повесить телевизор там, где это невозможно, порой идеи доходят до абсурда. Был прекрасный проект спальни с двумя террасными окнами в пол. Для телевизора не было места. Заказчик хотел пожертвовать удобством — сделать кровать поуже (140 см), лишь бы поставить большой телевизор. Тот не помещался все равно. Но “ведь вы же дизайнер — предложите варианты”.
Мы показали, что можно сделать механизм выдвигающегося с потолка ТВ. И посчитали разные по цене варианты. Итоговый был такой: телевизор на рельсах выдвигался из межпотолочного пространства и спускался перед кроватью. Увидев ценник, заказчик отказался от телевизора в спальне».
Светлана Тихонова и Дмитрий Дембовский: «У нас был забавный момент в процессе реализации витражей в технике Тиффани. Заказали витражи с хозяйкой, утвердили эскизы, внесли аванс. Витражная мастерская подготовила для клиентов образец витража, и на его согласование приехали оба супруга.
И вот, смотрит мой заказчик на этот витраж и говорит: “Это какая-то гаражная пайка!” Я вижу, что витражница моя пошла пятнами и не знает, что отвечать. Заказчица тоже растерялась. Понимаю, что клиент, видимо, витражи вблизи никогда не видел и представлял себе что-то на основе ювелирки. И лихорадочно думаю, как спасти ситуацию.
И вот, смотрит мой заказчик на этот витраж и говорит: “Это какая-то гаражная пайка!” Я вижу, что витражница моя пошла пятнами и не знает, что отвечать. Заказчица тоже растерялась. Понимаю, что клиент, видимо, витражи вблизи никогда не видел и представлял себе что-то на основе ювелирки. И лихорадочно думаю, как спасти ситуацию.
В итоге отвечаю ему спокойно: “Наверное, вы ожидали увидеть более чистые и незаметные стыки, более ровный цвет?” Клиент соглашается. “Это можно сделать, но получится дольше и существенно дороже — раза в два”. Витражница меня поддерживает, что да, можно сделать и с ювелирным качеством, но это очень трудоемкая работа. Клиент шепотом у супруги уточнил стоимость витражей и решил, что и так очень даже неплохо выглядит, вот только бы цвет поровнее сделать.
Мы этот случай с мастерами-витражниками до сих пор со смехом вспоминаем. С каждым клиентом нужно говорить на его языке, и начни мы тогда доказывать, что витражи так и должны выглядеть, он бы с нами никогда не согласился. А так конфликт быстро погас и все остались довольны».
Мы этот случай с мастерами-витражниками до сих пор со смехом вспоминаем. С каждым клиентом нужно говорить на его языке, и начни мы тогда доказывать, что витражи так и должны выглядеть, он бы с нами никогда не согласился. А так конфликт быстро погас и все остались довольны».
СТРАТЕГИЯ #3. Устрашение
Юлия Акопова, руководитель отдела дизайна Legko.academу: «Очень часто заказчики хотят перенести мокрые зоны, кухню на место комнаты, санузел на место кухни, что-то расширить или сломать — сделать свои квадратные метры более удобными. Многие из них не знакомы с нормами и законами перепланировки, и их сильно удивляет фраза “так делать нельзя”. Мы начинаем знакомить с тем, что можно, что можно условно, а что совсем нельзя. Пытаемся найти компромисс, чтобы планировка была функциональной без нарушений. Но иногда наталкиваемся на “а я так хочу” или “так все делают”, “а у Маши в соседнем доме так сделано, и ничего”. В чувства приводят только рассказы о проданных с аукциона квартирах и штрафах».
Юлия Акопова, руководитель отдела дизайна Legko.academу: «Очень часто заказчики хотят перенести мокрые зоны, кухню на место комнаты, санузел на место кухни, что-то расширить или сломать — сделать свои квадратные метры более удобными. Многие из них не знакомы с нормами и законами перепланировки, и их сильно удивляет фраза “так делать нельзя”. Мы начинаем знакомить с тем, что можно, что можно условно, а что совсем нельзя. Пытаемся найти компромисс, чтобы планировка была функциональной без нарушений. Но иногда наталкиваемся на “а я так хочу” или “так все делают”, “а у Маши в соседнем доме так сделано, и ничего”. В чувства приводят только рассказы о проданных с аукциона квартирах и штрафах».
СТРАТЕГИЯ #4. Слушать заказчика и предлагать альтернативы
Дарина Киреева, руководитель отдела дизайна Legko.interiors: «В первую очередь я предоставляю заказчикам возможность объяснить свою точку зрения. Я действительно слушаю и вовлекаюсь в аргументы, которые приводит заказчик, уточняю, как именно он получил эту информацию или на чем основано решение по какому-либо моменту реализации. Благодаря этому, уже можно начать диалог. Нет смысла спорить или что-то авторитарно доказывать.
Например, заказчица очень хотела в спа-зоне купель, и обязательно такую, которая будет устанавливаться отдельно, как готовый элемент. Чтобы выполнить это в рамках ее планировки, нужно было делать дополнительное окно или расширять проемы — габариты купели их значительно превышали.
В итоге мне удалось донести, что такая глобальная реконструкция технически сложнее по реализации, чем возведение небольшого бассейна и обустройства дополнительных душевых для гостей. Сейчас у нас утверждено отличное современное решение еще и с дополнительными функциональными зонами. Заказчица в восторге».
Дарина Киреева, руководитель отдела дизайна Legko.interiors: «В первую очередь я предоставляю заказчикам возможность объяснить свою точку зрения. Я действительно слушаю и вовлекаюсь в аргументы, которые приводит заказчик, уточняю, как именно он получил эту информацию или на чем основано решение по какому-либо моменту реализации. Благодаря этому, уже можно начать диалог. Нет смысла спорить или что-то авторитарно доказывать.
Например, заказчица очень хотела в спа-зоне купель, и обязательно такую, которая будет устанавливаться отдельно, как готовый элемент. Чтобы выполнить это в рамках ее планировки, нужно было делать дополнительное окно или расширять проемы — габариты купели их значительно превышали.
В итоге мне удалось донести, что такая глобальная реконструкция технически сложнее по реализации, чем возведение небольшого бассейна и обустройства дополнительных душевых для гостей. Сейчас у нас утверждено отличное современное решение еще и с дополнительными функциональными зонами. Заказчица в восторге».
СТРАТЕГИЯ #5. Брать с заказчика подпись о том, что это его ответственность
Ирина Паскаль: «Заказчик просил поместить в ряд душевую кабину, биде и инсталляцию. Это было технически невозможно — посреди туалетной комнаты проходит столб 40х40 см. Как альтернативу мы предлагали перенос двери, но клиент настоял на неграмотной расстановке. На всех документах подписался, что это его требование».
Ирина Паскаль: «Заказчик просил поместить в ряд душевую кабину, биде и инсталляцию. Это было технически невозможно — посреди туалетной комнаты проходит столб 40х40 см. Как альтернативу мы предлагали перенос двери, но клиент настоял на неграмотной расстановке. На всех документах подписался, что это его требование».
СТРАТЕГИЯ #6. Прокачивать свою экспертность и отказываться от проектов с невыполнимыми запросами
Ольга Старикова: «Уже сложно вспомнить, когда у нас возникали подобные трудности. Студия растет профессионально, растет и уровень заказчиков. В премиум-сегменте зачастую таких вопросов не возникает: наша задача как специалистов высокого уровня оградить заказчика от решения любых вопросов, предоставив ему консолидированное решение. При таком подходе заказчик нам полностью доверяет и не вникает в процессы проектирования или стройки, его интересует только готовый результат».
Надежда Требухина: «У меня все клиенты — мечтатели, мое общение в принципе построено на том, что я объясняю, почему это, то и вон то отвалится, не влезет, будет неудобно. Они понимают, что я разбираюсь в конструктиве, что им со мной ужасно повезло, и через пару встреч уже не спорят, а внимательно слушают».
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Среди наших читателей много практикующих дизайнеров, специалистов по ремонту — делитесь в комментариях своими «невыполнимыми запросами» клиентов. Как объясняли, почему это сделать нельзя?
Ольга Старикова: «Уже сложно вспомнить, когда у нас возникали подобные трудности. Студия растет профессионально, растет и уровень заказчиков. В премиум-сегменте зачастую таких вопросов не возникает: наша задача как специалистов высокого уровня оградить заказчика от решения любых вопросов, предоставив ему консолидированное решение. При таком подходе заказчик нам полностью доверяет и не вникает в процессы проектирования или стройки, его интересует только готовый результат».
Надежда Требухина: «У меня все клиенты — мечтатели, мое общение в принципе построено на том, что я объясняю, почему это, то и вон то отвалится, не влезет, будет неудобно. Они понимают, что я разбираюсь в конструктиве, что им со мной ужасно повезло, и через пару встреч уже не спорят, а внимательно слушают».
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Среди наших читателей много практикующих дизайнеров, специалистов по ремонту — делитесь в комментариях своими «невыполнимыми запросами» клиентов. Как объясняли, почему это сделать нельзя?
Похожие статьи
Личный опыт
Личный опыт: Как мы заработали 360 000 ₽ на реалити-шоу о ремонте
Автор: Валентина Няппи
Многие дизайнеры снимают ход стройки. Но мало кто на этом зарабатывает
Читать
Выставки
Выставка 3 Days of Design: Что нового в скандинавском дизайне
Автор: Catherine Hug
Из механизма смыва унитазов можно сделать неплохую мебель — читайте наш репортаж из Коппенгагена
Читать
Бюджет
Бюджет: Как рост цен в 2022 году отражается на корпусной мебели
Автор: lavka
Материалы, корпуса, фурнитура — что подорожало сильнее всего (а что нет)? И как теперь разумно снижать цену проекта
Читать
Микротренды
Тренд: Обои для внешних стен (фасада) дома
Автор: Antonia Solari
Неожиданная альтернатива штукатурке и привычным обшивкам
Читать
Клиентский сервис (работа с заказчиком)
С точностью до дня: Как составить реалистичный график ремонта
Автор: TB Design
Вот, что помогает нам — в T.B Design — выдерживать сроки и выполнять обязательства перед клиентами
Читать
Выставки
Maison & Objet: 4 трендовые цветовые палитры для 2022 года
Автор: Claire Tardy
Какие оттенки и сочетания определяют в этом году модный интерьер?
Читать
Архитектура, советы по строительству
Архитектура: Лауреат Притцкеровской премии 2022 — Франсис Кере
Автор: Mitchell Parker
Архитектор известен тем, что проектирует экологичные общественные здания для беднейших районов
Читать
Выставки
6 великолепных садов фестиваля Palm Springs Modernism Week 2022
Автор: Annie Thornton
Каково это — создавать ландшафты в пустыне?
Читать
Выставки
Выставка KBIS 2022 (США): 7 трендов для кухни и ванных комнат
Автор: Mitchell Parker
Душевые лейки с теплым туманом, умные сушильные машины, гаджеты, записывающие видеорецепты над плитой — изучаем новинки
Читать
Статья практикующего дизайнера
Личный опыт: Зачем я снимаю со стилистом себя, а не только интерьеры
Автор: Наталья Преображенская
И как это помогает мне развивать бизнес
Читать
Послушав истории про гениальных строителей хочется переехать в дом, не выше трёх этажей.
Страшновато жить в многоквартирном доме, представляя, что там соседи могли понаделать 🙈
Я никак не могу норм сантехника выбрать, так как все как один предлагают утопить трубы в несущие стены. Типа всем так делаем.