Все в укрытия: Чем интересен фестиваль «Архстояние»
Удивительные объекты арт-парка «Никола-Ленивец» ждут гостей
Отличный повод сбежать от повседневной рутины и получить быструю «перезагрузку»: 22-24 июля в Никола-Ленивце пройдет 11-й фестиваль лэнд-арта «Архстояние». Любой желающий сможет пережить незабываемый опыт встречи с современным искусством в окружении заповедной природы, а заодно — «укрыться» в оригинальных убежищах, созданных архитекторами и художниками.
«Сарай», «Проект Меганом», 2006
Первым, кто начал их реализовывать непосредственно на этой земле и с ней «в соавторстве», стал Николай Полисский. Из живописца он переродился в мастера лэнд-арта, причем крупных форм. К изготовлению своих произведений из подручных, главным образом, древесных материалов Полисский привлек мастеровитых жителей окрестных деревень — так появилась и ныне действующая артель «Никола-Ленивецкие промыслы».
Первым, кто начал их реализовывать непосредственно на этой земле и с ней «в соавторстве», стал Николай Полисский. Из живописца он переродился в мастера лэнд-арта, причем крупных форм. К изготовлению своих произведений из подручных, главным образом, древесных материалов Полисский привлек мастеровитых жителей окрестных деревень — так появилась и ныне действующая артель «Никола-Ленивецкие промыслы».
«Ротонда», Александр Бродский, 2009
Сначала резиденты поселения звали в гости только ближний круг, а в 2006 году решили рассекретить свое пристанище и устроить небольшой творческий слет, который назвали «Архстоянием». Нескольким известным архитекторам, в том числе Юрию Григоряну, Александру Бродскому, Алексею Козырю, Владимиру Кузьмину и Владиславу Савинкину, было предложено создать объекты, осмысляющие богатую ландшафтную фактуру. Послушать тишину в деревянной раковине («Николином ухе»), «искупаться» в лучах света, пронзающих испещренный отверстиями сарай от «Проекта Меганом», и получить массу других приятных впечатлений в национальном заповеднике «Угра» тогда приехали человек 500. А потом понеслось.
Сначала резиденты поселения звали в гости только ближний круг, а в 2006 году решили рассекретить свое пристанище и устроить небольшой творческий слет, который назвали «Архстоянием». Нескольким известным архитекторам, в том числе Юрию Григоряну, Александру Бродскому, Алексею Козырю, Владимиру Кузьмину и Владиславу Савинкину, было предложено создать объекты, осмысляющие богатую ландшафтную фактуру. Послушать тишину в деревянной раковине («Николином ухе»), «искупаться» в лучах света, пронзающих испещренный отверстиями сарай от «Проекта Меганом», и получить массу других приятных впечатлений в национальном заповеднике «Угра» тогда приехали человек 500. А потом понеслось.
«АРКА», BERNASKONI, 2012
Сегодня «Архстояние» — фестиваль современного искусства, который проводят ежегодно, обычно в конце июля, и иногда зимой, на масленицу. Размах, который он приобрел за 11 лет, можно назвать грандиозным. На территории свыше 55 га, охватывающей леса, холмы, поля, луга и соседнюю деревню Звизжи, возник беспрецедентный арт-парк. За все это время российские и зарубежные авторы, как уже знаменитые, так и талантливо стартующие, создали здесь более 100 объектов лэнд-арта, искусства, буквально, «произрастающего» на земле. Многие из этих вещей концептуально носили временный характер или разрушались естественным образом под воздействием сил природы. Сегодня в коллекции около 30 экспонатов и на подходе еще 11 — рождаются прямо сейчас к предстоящему фестивалю.
Сегодня «Архстояние» — фестиваль современного искусства, который проводят ежегодно, обычно в конце июля, и иногда зимой, на масленицу. Размах, который он приобрел за 11 лет, можно назвать грандиозным. На территории свыше 55 га, охватывающей леса, холмы, поля, луга и соседнюю деревню Звизжи, возник беспрецедентный арт-парк. За все это время российские и зарубежные авторы, как уже знаменитые, так и талантливо стартующие, создали здесь более 100 объектов лэнд-арта, искусства, буквально, «произрастающего» на земле. Многие из этих вещей концептуально носили временный характер или разрушались естественным образом под воздействием сил природы. Сегодня в коллекции около 30 экспонатов и на подходе еще 11 — рождаются прямо сейчас к предстоящему фестивалю.
«Ленивый Зиккурат», «Поле-Дизайн», 2014
Важно, что экспансия фестиваля никогда не была стихийной. Земли осваиваются искусством планомерно. В этот процесс вовлечены не только архитекторы и художники, но и профессиональные ландшафтные дизайнеры. Так, на бывшем сельскохозяйственном поле и в прилегающем к нему лесу по проекту французского бюро Wagon Landscaping развивается парк «Версаль». В полной мере его красотой можно будет насладиться через 10 лет, но уже сейчас это очень насыщенное интересное пространство — центр жизни «Архстояния».
Важно, что экспансия фестиваля никогда не была стихийной. Земли осваиваются искусством планомерно. В этот процесс вовлечены не только архитекторы и художники, но и профессиональные ландшафтные дизайнеры. Так, на бывшем сельскохозяйственном поле и в прилегающем к нему лесу по проекту французского бюро Wagon Landscaping развивается парк «Версаль». В полной мере его красотой можно будет насладиться через 10 лет, но уже сейчас это очень насыщенное интересное пространство — центр жизни «Архстояния».
«СЕЛЬПО в Звизжах», Николай Полисский, 2015
Организаторы фестиваля — молодое поколение поселенцев Никола-Ленивца: куратор Антон Кочуркин, продюсеры Юлия Бычкова и Иван Полисский — каждый год придумывают особые темы и определяют места дислокации объектов. Многие из экспонатов парка имеют внушительные размеры и служат ориентирами, опорными точками-магнитами в разных его зонах. Например, в «Версале» три доминанты-бельведера: «Арка» Бориса Бернаскони из тонированного дерева, бревенчатый «Ленивый Зиккурат» проектного объединения «Поле-Дизайн» и «Ротонда» Александра Бродского, сколоченная из досок и старых дверей. В них нужно обязательно подняться наверх, на смотровые площадки — виды открываются невероятные.
Организаторы фестиваля — молодое поколение поселенцев Никола-Ленивца: куратор Антон Кочуркин, продюсеры Юлия Бычкова и Иван Полисский — каждый год придумывают особые темы и определяют места дислокации объектов. Многие из экспонатов парка имеют внушительные размеры и служат ориентирами, опорными точками-магнитами в разных его зонах. Например, в «Версале» три доминанты-бельведера: «Арка» Бориса Бернаскони из тонированного дерева, бревенчатый «Ленивый Зиккурат» проектного объединения «Поле-Дизайн» и «Ротонда» Александра Бродского, сколоченная из досок и старых дверей. В них нужно обязательно подняться наверх, на смотровые площадки — виды открываются невероятные.
Ко всем сооружениям, что появляются в парке, предъявляется общее требование: они должны чутко взаимодействовать с природным окружением, подчеркивая и раскрывая его красоту и силу. Это же касается и других мультимедийных художественных практик — театральных, вокально-инструментальных, пластических, — укоренившихся в программе фестиваля.
«Бельведер Звижзский» (автобусная остановка), Алексей Козырь, 2015
Аудитория «Архстояния» в последние годы выросла до 10 тысяч посетителей. И хотя на таких просторах люди быстро рассредотачиваются, не создавая ощущения толпы, «укромным уголком» парк «Никола-Ленивец» назвать уже сложно. В этом году организаторы решили напомнить об исконном духе места и попросили приглашенных участников соорудить объекты, по-разному интерпретирующие тему «убежища». Одновременно решились на эксперимент, ломающий стереотип, что в Никола-Ленивце обязательно нужно работать с природными материалами. В этот раз позволено использовать любые.
Аудитория «Архстояния» в последние годы выросла до 10 тысяч посетителей. И хотя на таких просторах люди быстро рассредотачиваются, не создавая ощущения толпы, «укромным уголком» парк «Никола-Ленивец» назвать уже сложно. В этом году организаторы решили напомнить об исконном духе места и попросили приглашенных участников соорудить объекты, по-разному интерпретирующие тему «убежища». Одновременно решились на эксперимент, ломающий стереотип, что в Никола-Ленивце обязательно нужно работать с природными материалами. В этот раз позволено использовать любые.
«Убежище G-500», Аrchpoint, эскиз, 2016
Некоторые из приглашенных авторов подошли к делу c изрядной долей юмора. Архитекторы бюро Archpoint вспомнили, что русский человек, особенно деловой и рисковый, часто чувствует себя, как в танке, в своей большой машине, особенно определенной марки, и довели это ощущение до абсурда — закопали в землю самый настоящий «Гелендваген». Забраться в него можно будет только через верхний люк.
Некоторые из приглашенных авторов подошли к делу c изрядной долей юмора. Архитекторы бюро Archpoint вспомнили, что русский человек, особенно деловой и рисковый, часто чувствует себя, как в танке, в своей большой машине, особенно определенной марки, и довели это ощущение до абсурда — закопали в землю самый настоящий «Гелендваген». Забраться в него можно будет только через верхний люк.
«Шишка», эскиз, Ирина Корина и Илья Вознесенский, 2016
Серьезный, суровый даже объект строит художница Ирина Корина — гигантскую шишку из полицейских щитов. Внутри шишки возникает чувство защищенности, но, на самом деле, это очень непростое высказывание о государстве и личности, о трагических событиях, происходящих в близком нам мире.
Серьезный, суровый даже объект строит художница Ирина Корина — гигантскую шишку из полицейских щитов. Внутри шишки возникает чувство защищенности, но, на самом деле, это очень непростое высказывание о государстве и личности, о трагических событиях, происходящих в близком нам мире.
«Клетка», 3D-эскиз, Наиль Гареев, 2016
Психолог Наиль Гареев считает, что самый большой вред человеку наносит избыток информации, искажающей реальность, и метафорически укрывает посетителей от ее пагубных потоков, заключая в клетку экраны, на которых будут транслироваться противоречивые новости со всего света.
Психолог Наиль Гареев считает, что самый большой вред человеку наносит избыток информации, искажающей реальность, и метафорически укрывает посетителей от ее пагубных потоков, заключая в клетку экраны, на которых будут транслироваться противоречивые новости со всего света.
«Голова Дом бомжа», эскиз, Павел Суслов, 2016
Уже два месяца живет в Никола-Ленивце, рисует картины и строит себе из них дом в виде гигантской головы художник Павел Суслов, провозглашая своим укрытием искусство. Эти и другие «обитаемые скульптуры» участников «Архстояния-2016», по словам организаторов, непременно вызовут у посетителей сильные эмоции и станут приключениями на новом маршруте, который соединит «Версаль» и деревню Звизжи. Раньше путь между ними был не близкий — по пыльной дороге.
Уже два месяца живет в Никола-Ленивце, рисует картины и строит себе из них дом в виде гигантской головы художник Павел Суслов, провозглашая своим укрытием искусство. Эти и другие «обитаемые скульптуры» участников «Архстояния-2016», по словам организаторов, непременно вызовут у посетителей сильные эмоции и станут приключениями на новом маршруте, который соединит «Версаль» и деревню Звизжи. Раньше путь между ними был не близкий — по пыльной дороге.
«Мост», 3D-эскиз, Wowhaus, 2016
Сейчас прокладывается новая тропа, важным отрезком которой станет мост через болото. Его новаторскую конструкцию (деревянные доски опираются на несколько бетонных колец-колодцев) изобрело бюро Wowhaus. Только с этого моста можно будет увидеть еще один уникальный, нерукотворный арт-объект — хатку, построенную бобрами.
Сейчас прокладывается новая тропа, важным отрезком которой станет мост через болото. Его новаторскую конструкцию (деревянные доски опираются на несколько бетонных колец-колодцев) изобрело бюро Wowhaus. Только с этого моста можно будет увидеть еще один уникальный, нерукотворный арт-объект — хатку, построенную бобрами.
«Политехнические ворота», Николай Полисский, ВДНХ, 2015
Посреди поля, на перекрестке старых и новых маршрутов, вырастет новая монументальная вещь Николая Полисского — арка «Белые ворота», модернизированная версия его «Политехнических ворот», стоявших в прошлом году на ВДНХ. Принципиально важно, что здесь они, как Триумфальная арка в Париже на Площади Звезды, будут возвышаться на открытом месте, символизируя вход в никола-ленивецкий «Эдем» — «последнее убежище свободного художника в этом мире».
Посреди поля, на перекрестке старых и новых маршрутов, вырастет новая монументальная вещь Николая Полисского — арка «Белые ворота», модернизированная версия его «Политехнических ворот», стоявших в прошлом году на ВДНХ. Принципиально важно, что здесь они, как Триумфальная арка в Париже на Площади Звезды, будут возвышаться на открытом месте, символизируя вход в никола-ленивецкий «Эдем» — «последнее убежище свободного художника в этом мире».
Помимо эмпирических опытов погружения в различные укрытия, организаторы фестиваля вместе с ГЦСИ готовят плотную образовательную программу (шатер парка «Версаль»), раскрывающую главную тему с других сторон. Пожалуй, самой актуальной для всех будет лекция психолога Марии Рогальской «Убежище в себе. Тревожность как симптом современного общества». Здесь же у гостей фестиваля будет возможность познакомиться с авторами объектов. Во время круглого стола куратор Антонио Джеуза постарается выяснить у них, спасает ли их искусство мир? Тем, кто сможет задержаться на фестивале до вечера, рекомендуем присоединиться к перформанс-экскурсии «Курс Муравицкого». Ее проведут артисты из «Школы вокальной импровизации». Они представят парк «Никола-Ленивец» с его объектами другой планетой, а себя — инопланетными существами с иными способами общения и восприятия. Выходить из зоны комфорта всегда страшно, но иногда — необходимо. Прочувствовать, каково это, позволит и перформанс Ольги Козманидзе (иллюстрация вверху).
Любителям экспериментального интеллектуального «техно» непременно нужно дождаться вечерней программы, собранной Андреем Морозовым, который делал большие музыкальные фестивали в «Музеоне» .
Зачем еще ехать в это необыкновенное место в двухстах километрах от Москвы? Для кого-то аргументом станет прохладная река Угра, в которой можно искупаться. Для кого-то — настоящая деревенская еда: жители деревни Звизжи пекут замечательные пироги. И, несмотря на солидное число гостей, здесь всегда можно найти места для уединения и самопознания в созерцании потрясающей природы и фантастических арт-объектов.
Зачем еще ехать в это необыкновенное место в двухстах километрах от Москвы? Для кого-то аргументом станет прохладная река Угра, в которой можно искупаться. Для кого-то — настоящая деревенская еда: жители деревни Звизжи пекут замечательные пироги. И, несмотря на солидное число гостей, здесь всегда можно найти места для уединения и самопознания в созерцании потрясающей природы и фантастических арт-объектов.
«Бобур», Николай Полисский, 2013. Впечатляющий объект, сплетенный из лозы, появился вне фестиваля «Архстояние» и немного на отшибе, но маршрут, проложенный объектами этого года, облегчает путь к нему.
Необходимо добавить, что побывать в Никола-Ленивце и даже пожить там можно в любое время — для этого предусмотрены различные форматы размещения. Но посещение парка в дни фестиваля — особое многоплановое переживание, которое хоть раз стоит испытать.
ПО ТЕМЕ…
Место проведения фестиваля:
арт-парк «Никола-Ленивец», Калужская область
Полная программа, условия проживания в деревне «Никола-Ленивец», адрес парка и варианты «как добраться» на сайте фестиваля arch.stoyanie.ru
Цена билета:
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Если вы уже посещали «Никола-Ленивец» — парк ландшафтных объектов современного искусства — поделитесь с нами своими впечатлениями. Размещайте рассказы и фото в разделе комментариев под статьей!
Необходимо добавить, что побывать в Никола-Ленивце и даже пожить там можно в любое время — для этого предусмотрены различные форматы размещения. Но посещение парка в дни фестиваля — особое многоплановое переживание, которое хоть раз стоит испытать.
ПО ТЕМЕ…
Место проведения фестиваля:
арт-парк «Никола-Ленивец», Калужская область
Полная программа, условия проживания в деревне «Никола-Ленивец», адрес парка и варианты «как добраться» на сайте фестиваля arch.stoyanie.ru
Цена билета:
- при бронировании онлайн на 1 человека — 3500 руб.;
- в день фестиваля — 4000 руб.;
- владельцам билетов на Outline 2016 — за пол цены при условии обмена билета на билет, подробнее здесь;
- детям до 5 лет вход бесплатный.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Если вы уже посещали «Никола-Ленивец» — парк ландшафтных объектов современного искусства — поделитесь с нами своими впечатлениями. Размещайте рассказы и фото в разделе комментариев под статьей!
Двадцать с лишним лет назад Никола-Ленивец, заброшенная деревушка в Калужской области, стараниями архитектора Василия Щетинина, художника Николая Полисского и их друзей превратилась в художественное поселение — «тайное убежище» для маленькой компании творческих людей. Здесь, вдали от городской суеты, на живописных склонах реки Угры, той самой, на берегах которой в 1480 году состоялось «Великое стояние», окончательно измотавшее татаро-монгольских завоевателей, они наслаждались свободой, заряжались природной энергией и вынашивали новые проекты.