Влияние Фрэнка Ллойда Райта на японскую архитектуру: Часть 1
Во время пребывания в Японии этот архитектор-первопроходец вдохновил профессионалов, отразивших его идеи в местной архитектуре
Десять лет назад я завершила работу над фильмом о Фрэнке Ллойде Райте, в котором осмелилась предложить (и даже попыталась доказать) идею о глубоком влиянии его творчества на современный японский дизайн; влияние почти такое же, какое на Райта оказали предшественники современных японских дизайнеров.
Конечно же, лишь немногие художники готовы признать, что у них есть предшественник. Фрэнк Ллойд Райт настаивал, что на его творчество повлияли японские искусство и эстетика, но никак не архитектура. Очарованный в конце 1880-х годов японскими гравюрами укие-э и их утонченной техникой исполнения, Райт провозгласил «органический характер» японского дизайна. «На мой взгляд, их искусство ближе к природе и является самобытным продуктом, источником которого являются местные условия жизни и труда, и потому оно более современно, чем любая европейская цивилизация», — говорил он.
В начале ХХ века Райт уехал работать в Японию и оказал существенное влияние на людей, которыми сам не переставал восхищаться. Местные помощники-архитекторы впитали идеи органической архитектуры Райта и произвели неизгладимое впечатление на своих последователей. Сегодня стиль Фрэнка Ллойда Райта прослеживается в японских домах — как построенных полвека назад, так и современных.
Конечно же, лишь немногие художники готовы признать, что у них есть предшественник. Фрэнк Ллойд Райт настаивал, что на его творчество повлияли японские искусство и эстетика, но никак не архитектура. Очарованный в конце 1880-х годов японскими гравюрами укие-э и их утонченной техникой исполнения, Райт провозгласил «органический характер» японского дизайна. «На мой взгляд, их искусство ближе к природе и является самобытным продуктом, источником которого являются местные условия жизни и труда, и потому оно более современно, чем любая европейская цивилизация», — говорил он.
В начале ХХ века Райт уехал работать в Японию и оказал существенное влияние на людей, которыми сам не переставал восхищаться. Местные помощники-архитекторы впитали идеи органической архитектуры Райта и произвели неизгладимое впечатление на своих последователей. Сегодня стиль Фрэнка Ллойда Райта прослеживается в японских домах — как построенных полвека назад, так и современных.
Литография с изображением дома Кунли Фрэнка Ллойда Райта из портфолио для Васмута («Реализованные постройки и эскизы Фрэнка Ллойда Райта»), 1910. Фото предоставлены фондом Фрэнка Ллойда Райта
Революция в жилищном строительстве
Низкие, вытянутые в длину дома Райта прижимались к земле, сливаясь с пейзажами прерий Среднего Запада. Их открытые крестообразные планировки высвобождали пространство и воспроизводили в архитектурных формах динамику американской жизни, делая эти пространства одновременно приватными и просторными. Место очага в сердце дома, как основного центрирующего элемента, вокруг которого должно развиваться пространство, было тоже американским по духу. Именно Райт изобрел стены из стекла, продублированные солнцезащитными экранами, и обожал использовать консольные конструкции как никто другой.
В настоящее время в Японии заметны мощные отголоски революции, произведенной Райтом в жилищном строительстве. Его идеи прослеживаются в творчестве таких архитекторов, как Кацуо Сэйма (Kazuyo Sejima), Кенго Кума (Kengo Kuma) и Такахару Тецука (Takaharu Tezuka). Их, как и Райта, выделяют за внимание к размещению объекта в пространстве с учетом влияния климата и окружающей среды, за использование инновационных строительных методов и технологий и за их особый взгляд и стиль.
На самом деле многие архитекторы в Японии продолжают испытывать влияние Фрэнка Райта. «Райт всегда рассматривал природу с практической, а не абстрактной точки зрения, — делится Кума.— Когда он использовал природные материалы, последние оживали. Он был провидцем. И сейчас изучение архитектуры Райта — это великолепная возможность прикоснуться к реальности, особенно после этапа увлечение Ле Корбюзье, который буквально раздавил нас своими “машинами для жизни”».
«Жильцы в его домах никогда не соприкасаются с холодной, рациональной атмосферой, — говорит Тецука. — Когда Фрэнк Ллойд создавал удобные пространства, они совершенно естественным образом становились экологически чистыми. Мы все еще должны многому у него поучиться».
Революция в жилищном строительстве
Низкие, вытянутые в длину дома Райта прижимались к земле, сливаясь с пейзажами прерий Среднего Запада. Их открытые крестообразные планировки высвобождали пространство и воспроизводили в архитектурных формах динамику американской жизни, делая эти пространства одновременно приватными и просторными. Место очага в сердце дома, как основного центрирующего элемента, вокруг которого должно развиваться пространство, было тоже американским по духу. Именно Райт изобрел стены из стекла, продублированные солнцезащитными экранами, и обожал использовать консольные конструкции как никто другой.
В настоящее время в Японии заметны мощные отголоски революции, произведенной Райтом в жилищном строительстве. Его идеи прослеживаются в творчестве таких архитекторов, как Кацуо Сэйма (Kazuyo Sejima), Кенго Кума (Kengo Kuma) и Такахару Тецука (Takaharu Tezuka). Их, как и Райта, выделяют за внимание к размещению объекта в пространстве с учетом влияния климата и окружающей среды, за использование инновационных строительных методов и технологий и за их особый взгляд и стиль.
На самом деле многие архитекторы в Японии продолжают испытывать влияние Фрэнка Райта. «Райт всегда рассматривал природу с практической, а не абстрактной точки зрения, — делится Кума.— Когда он использовал природные материалы, последние оживали. Он был провидцем. И сейчас изучение архитектуры Райта — это великолепная возможность прикоснуться к реальности, особенно после этапа увлечение Ле Корбюзье, который буквально раздавил нас своими “машинами для жизни”».
«Жильцы в его домах никогда не соприкасаются с холодной, рациональной атмосферой, — говорит Тецука. — Когда Фрэнк Ллойд создавал удобные пространства, они совершенно естественным образом становились экологически чистыми. Мы все еще должны многому у него поучиться».
Встреча Востока и Запада в квартале Токио Асакуса. Фото предоставлено музеем Эдо в Токио
Взгляды Райта на Японию
К 1905 году, когда Райт впервые посетил Японию, большинство западных представлений о японской экзотике исчезло, также как и огромные массивы феодальной застройки. После 300 лет изоляции, завершившейся в период реставрации монархии Мейдзи, страна встала на путь «просвещения» и адаптации к западному образу жизни.
И хотя впоследствии Райт критиковал здания, возводимые в европейском стиле (называл их «плохими копиями в плохом качестве с плохих оригиналов»), он все равно находил Японию «самой романтичной и самой красивой» страной на Земле. Когда в 1910-х годах скандалы в его личной жизни стали мешать карьере, он с жаром ухватился за заказ на постройку нового здания гостиницы Imperial Hotel в Токио.
Взгляды Райта на Японию
К 1905 году, когда Райт впервые посетил Японию, большинство западных представлений о японской экзотике исчезло, также как и огромные массивы феодальной застройки. После 300 лет изоляции, завершившейся в период реставрации монархии Мейдзи, страна встала на путь «просвещения» и адаптации к западному образу жизни.
И хотя впоследствии Райт критиковал здания, возводимые в европейском стиле (называл их «плохими копиями в плохом качестве с плохих оригиналов»), он все равно находил Японию «самой романтичной и самой красивой» страной на Земле. Когда в 1910-х годах скандалы в его личной жизни стали мешать карьере, он с жаром ухватился за заказ на постройку нового здания гостиницы Imperial Hotel в Токио.
Фрэнк Ллойд Райт (в нижнем ряду третий справа) и команда, работавшая над постройкой Imperial Hotel, 1921. Фото предоставлено фондом Фрэнка Ллойда Райта, музеем современного искусства в Авери и Библиотекой по искусству и архитектуре Колумбийского Университета
Ученики первого поколения
С 1917-го по 1922-й около дюжины молодых людей тесно сотрудничали с Райтом во время работы над постройкой гостиницы Imperial Hotel. Из этого первого поколения «подмастерьев» четыре архитектора испытали колоссальное влияние Райта в своем творчестве — это Антонин Раймонд (сидит крайний слева на фотографии 1921 года, представленной выше), Арата Эндо (сидит второй слева в белом), Камеки Цутиура (сидит в центре в легком костюме, между подрядчиком Полом Мюллером, сидящим третьим слева, и Райтом, сидящим третьим справа) и Йошия Тануэ. Эти архитекторы не только изменили ландшафт Японии своими постройками, но и воспитали новое поколение, которое в свою очередь передало свои навыки следующему.
Таким образом Райт и четыре «поколения» архитекторов, которые в своей работе шли по его стопам, в буквальном смысле представляли собой идеальное слияние современной и традиционной культуры, Японии и Запада. Если проследить за развитием их творчества, можно увидеть динамику прямого и косвенного влияния стиля Фрэнка Ллойда Райта, проясняющую эволюцию всей японской архитектуры.
Ученики первого поколения
С 1917-го по 1922-й около дюжины молодых людей тесно сотрудничали с Райтом во время работы над постройкой гостиницы Imperial Hotel. Из этого первого поколения «подмастерьев» четыре архитектора испытали колоссальное влияние Райта в своем творчестве — это Антонин Раймонд (сидит крайний слева на фотографии 1921 года, представленной выше), Арата Эндо (сидит второй слева в белом), Камеки Цутиура (сидит в центре в легком костюме, между подрядчиком Полом Мюллером, сидящим третьим слева, и Райтом, сидящим третьим справа) и Йошия Тануэ. Эти архитекторы не только изменили ландшафт Японии своими постройками, но и воспитали новое поколение, которое в свою очередь передало свои навыки следующему.
Таким образом Райт и четыре «поколения» архитекторов, которые в своей работе шли по его стопам, в буквальном смысле представляли собой идеальное слияние современной и традиционной культуры, Японии и Запада. Если проследить за развитием их творчества, можно увидеть динамику прямого и косвенного влияния стиля Фрэнка Ллойда Райта, проясняющую эволюцию всей японской архитектуры.
1. Фрэнк Ллойд Райт и Арата Эндо
В январе 1917 года Райт снова вернулся в Японию, в Токио, чтобы осуществлять авторский надзор за возведением гостиницы Imperial Hotel по своему проекту. В течение последующих 6 лет вместе со своей «правой рукой» Аратой Эндо архитектор спроектировал еще тринадцать зданий, шесть из которых были частными резиденциями. Эндо закончил университет, который сейчас называется Токийским, и лично отбирал чертежников для работы над проектом гостиницы. 1917-й и 1918 годы он провел в резиденции Фрэнка Ллойда Райта в Висконсине «Талиесин», работая над рисунками и другими проектами. А позднее, когда Райт в 1922 году вернулся в Штаты, осуществлял надзор за завершением строительством гостиницы и школы Ию Гакуен, в проектировании которой он также поучаствовал.
Из шести жилых проектов Райта в Японии построены были всего три: дом Айсаку Хаяши, дом Аринобу Фукухара и дом Тадзэмона Ямамура. (Дом Фукухара был разрушен во время землетрясения Канто в 1923 году).
Дом Хаяши Фрэнка Ллойда Райта
Первым проектом жилого дома Райта за пределами Северной Америки была резиденция, которую он создал в 1917 году для менеджера гостиницы Imperial Hotel Айсаку Хаяши и его огромной семьи. Хаяши учился в старшей школе, а потом много лет работал в Америке, поэтому западный образ жизни был ему привычен.
Эта одноэтажная деревянная постройка, уютно расположенная у подножия холма в пригороде Токио, выполнена в позднем стиле домов прерий Райта. Однако медная крыша здесь увенчана деревянными перекрещивающимися балками, напоминающими навершия кацуоги, характерные для архитектуры синтоистских храмов. Просторная гостиная, центральное место в которой занимает грубо сложенный очаг, выходит прямо на пруд. Вулканический туф, из которого построен камин, Райт активно использовал в отделке гостиницы Imperial Hotel.
В 1923 году Хаяши продал дом, который сменил нескольких владельцев, пока в 1950 году рекламная фирма не приобрела его для размещения своих гостей. В течение этого времени дом несколько раз переделывали, и лишь гостиная и бассейн оставались нетронутыми. В настоящее время здание закрыто для публики.
В январе 1917 года Райт снова вернулся в Японию, в Токио, чтобы осуществлять авторский надзор за возведением гостиницы Imperial Hotel по своему проекту. В течение последующих 6 лет вместе со своей «правой рукой» Аратой Эндо архитектор спроектировал еще тринадцать зданий, шесть из которых были частными резиденциями. Эндо закончил университет, который сейчас называется Токийским, и лично отбирал чертежников для работы над проектом гостиницы. 1917-й и 1918 годы он провел в резиденции Фрэнка Ллойда Райта в Висконсине «Талиесин», работая над рисунками и другими проектами. А позднее, когда Райт в 1922 году вернулся в Штаты, осуществлял надзор за завершением строительством гостиницы и школы Ию Гакуен, в проектировании которой он также поучаствовал.
Из шести жилых проектов Райта в Японии построены были всего три: дом Айсаку Хаяши, дом Аринобу Фукухара и дом Тадзэмона Ямамура. (Дом Фукухара был разрушен во время землетрясения Канто в 1923 году).
Дом Хаяши Фрэнка Ллойда Райта
Первым проектом жилого дома Райта за пределами Северной Америки была резиденция, которую он создал в 1917 году для менеджера гостиницы Imperial Hotel Айсаку Хаяши и его огромной семьи. Хаяши учился в старшей школе, а потом много лет работал в Америке, поэтому западный образ жизни был ему привычен.
Эта одноэтажная деревянная постройка, уютно расположенная у подножия холма в пригороде Токио, выполнена в позднем стиле домов прерий Райта. Однако медная крыша здесь увенчана деревянными перекрещивающимися балками, напоминающими навершия кацуоги, характерные для архитектуры синтоистских храмов. Просторная гостиная, центральное место в которой занимает грубо сложенный очаг, выходит прямо на пруд. Вулканический туф, из которого построен камин, Райт активно использовал в отделке гостиницы Imperial Hotel.
В 1923 году Хаяши продал дом, который сменил нескольких владельцев, пока в 1950 году рекламная фирма не приобрела его для размещения своих гостей. В течение этого времени дом несколько раз переделывали, и лишь гостиная и бассейн оставались нетронутыми. В настоящее время здание закрыто для публики.
Вид на резиденцию Тадаширо Иноуэ, 1918 год, модель выполнена Университетом Нихон. Фото предоставлено фондом Фрэнка Ллойда Райта
Дом Иноуэ Фрэнка Ллойда Райта
Виконт Тадаширо Иноуэ долгое время жил в Германии, Соединенных Штатах, и ему была знакома органическая райтовская архитектура. Иноуэ заказал архитектору проект дома на холме в Медзиро, Токио.
В 1918 году Райт завершил проект элегантного двухэтажного особняка в позднем стиле прерий из кирпича, лавового туфа и армированного бетона с одноэтажным северо-восточным крылом, комнатами, выложенными татами на западе, гаражом на три машины и комнатами для шофера. Но вилла не была построена, возможно, из-за огромной предполагаемой стоимости ее содержания.
Дом Иноуэ Фрэнка Ллойда Райта
Виконт Тадаширо Иноуэ долгое время жил в Германии, Соединенных Штатах, и ему была знакома органическая райтовская архитектура. Иноуэ заказал архитектору проект дома на холме в Медзиро, Токио.
В 1918 году Райт завершил проект элегантного двухэтажного особняка в позднем стиле прерий из кирпича, лавового туфа и армированного бетона с одноэтажным северо-восточным крылом, комнатами, выложенными татами на западе, гаражом на три машины и комнатами для шофера. Но вилла не была построена, возможно, из-за огромной предполагаемой стоимости ее содержания.
Проекция дома Шимпеи Гото, 1921, трехмерная модель Университета Нихон. Фото предоставлено фондом Фрэнка Ллойда Райта
Дом Гото Фрэнка Ллойда Райта
В 1921 году Райт также сделал предварительные наброски двухэтажного особняка для барона Шимпеи Гото, директора национальной железной дороги и губернатора Токио. Этот дом Райта также не был построен, но по эскизам и этой трехмерной модели мы можем судить о том, насколько гармонично стиль прерий смотрится в официальном здании при должной адаптации масштаба. Райт запланировал большой приемный зал, обрамленный лоджией, выходящей в сад, на нижнем этаже и приватные помещения на верхнем.
Дом Гото Фрэнка Ллойда Райта
В 1921 году Райт также сделал предварительные наброски двухэтажного особняка для барона Шимпеи Гото, директора национальной железной дороги и губернатора Токио. Этот дом Райта также не был построен, но по эскизам и этой трехмерной модели мы можем судить о том, насколько гармонично стиль прерий смотрится в официальном здании при должной адаптации масштаба. Райт запланировал большой приемный зал, обрамленный лоджией, выходящей в сад, на нижнем этаже и приватные помещения на верхнем.
Фото предоставлено сталелитейной компанией Йодоко
Дом Ямамура Фрэнка Ллойда Райта и Арата Эндо
Эта летняя вилла для богатого производителя сакэ Тадзэмона Ямамура была построена лишь спустя шесть лет после создания эскизов в 1918-м, из-за задержек при строительстве гостиницы Imperial Hotel. После отъезда Райта в 1922 году надзор за строительством взял на себя Арата Эндо, а после завершения работы вторично разделил славу архитектора. (Первый раз это произошло в 1921 году при постройке школы Ию Гакуен).
Дом Ямамура Фрэнка Ллойда Райта и Арата Эндо
Эта летняя вилла для богатого производителя сакэ Тадзэмона Ямамура была построена лишь спустя шесть лет после создания эскизов в 1918-м, из-за задержек при строительстве гостиницы Imperial Hotel. После отъезда Райта в 1922 году надзор за строительством взял на себя Арата Эндо, а после завершения работы вторично разделил славу архитектора. (Первый раз это произошло в 1921 году при постройке школы Ию Гакуен).
Фото предоставлено сталелитейной компанией Йодоко
Вилла, расположенная на холме Ашия и смотрящая прямо на залив Осака в западной Японии, демонстрирует гений Райта в композиции пространств: в доме четыре уровня, но ни один из них не возвышается над двумя этажами. «Дом напоминает работы Мориса Эшера (голландского художника-графика, создающего бесконечные миры)», — шутит ученый Алекс Керр. В 1970-х годах, когда здание было заброшено, он любил пробираться в него и рассматривать строение. «Вы поднимаетесь по ступенькам и оказываетесь ниже уровня, в который заходили», — рассказывает Керр.
Вилла, расположенная на холме Ашия и смотрящая прямо на залив Осака в западной Японии, демонстрирует гений Райта в композиции пространств: в доме четыре уровня, но ни один из них не возвышается над двумя этажами. «Дом напоминает работы Мориса Эшера (голландского художника-графика, создающего бесконечные миры)», — шутит ученый Алекс Керр. В 1970-х годах, когда здание было заброшено, он любил пробираться в него и рассматривать строение. «Вы поднимаетесь по ступенькам и оказываетесь ниже уровня, в который заходили», — рассказывает Керр.
Расположив здание на холме, Фрэнк Райт мастерски использовал не только окрестные виды, но и обдувающие дом ветра. Фасад здания напоминает дом Алин Барнсдолл в Лос Анджелесе, который Райт проектировал одновременно с домом Ямамура, только сложен он из декоративных блоков бетона, а не из туфа.
Как только проект Райта принял окончательную форму, Эндо наполнил дом декоративными деталями. Он добавил три комнаты с татами на полу и раздвижными перегородками фусума.
Вдоль коридора, расположенного на третьем уровне, идет длинный ряд остекленных дверей, на каждой из которых — мотив из перекрещивающихся элементов из дерева и патинированной меди. Отражая лучи солнца, перемещающегося вдоль западного фасада в течение дня, эти элементы создавали ежедневную игру света.
Фото предоставлено сталелитейной компанией Йодоко
Как только проект Райта принял окончательную форму, Эндо наполнил дом декоративными деталями. Он добавил три комнаты с татами на полу и раздвижными перегородками фусума.
Вдоль коридора, расположенного на третьем уровне, идет длинный ряд остекленных дверей, на каждой из которых — мотив из перекрещивающихся элементов из дерева и патинированной меди. Отражая лучи солнца, перемещающегося вдоль западного фасада в течение дня, эти элементы создавали ежедневную игру света.
Фото предоставлено сталелитейной компанией Йодоко
Фото предоставлено сталелитейной компанией Йодоко
Дом Ямамура представляет собой настоящий синтез японской и западной архитектуры. «Я думаю, что вклад Арата Эндо был даже больше в том, что касается влияния Райта на Японию», — рассказывает историк архитектуры и регистратор фонда Фрэнка Ллойда Райта Марго Стайл. «Он действительно верил в то, что делал Райт. Эндо идентифицировал его идеи с традиционной японской архитектурой — искал пути объединения архитектуры Райта и Японии для продолжения традиции “органической архитектуры”».
Сталелитейная компания Йодогава приобрела этот дом в 1947 году, и он был первым зданием эпохи Таишо, занесенным в список культурного наследия в 1974-м. Сегодня гостевой дом Йодоко открыт для публики.
Фото предоставлено сталелитейной компанией Йодоко
Сталелитейная компания Йодогава приобрела этот дом в 1947 году, и он был первым зданием эпохи Таишо, занесенным в список культурного наследия в 1974-м. Сегодня гостевой дом Йодоко открыт для публики.
Фото предоставлено сталелитейной компанией Йодоко
Фото предоставлено Васаку Куно
Дом Кондо Арата Эндо
В церковном приходе Эндо познакомился с Кенжи Кондо, главой компании Asahi Asbestos Co. (который одно время работал секретарем у барона Шимпеи Гото в Тайване), отцом 11 детей. У Кондо был огромный участок земли в Цудзидо, префектура Канагава, и он попросил Эндо спроектировать дом для отдыха. Взяв за отправную точку творчество Райта, Эндо спроектировал дом в форме буквы «Г» с большим прудом в северо-восточной части участка, связав воедино дом и землю. По примеру Райта, Арата Эндо также разработал для этого дома всю мебель и светильники.
Дом Кондо Арата Эндо
В церковном приходе Эндо познакомился с Кенжи Кондо, главой компании Asahi Asbestos Co. (который одно время работал секретарем у барона Шимпеи Гото в Тайване), отцом 11 детей. У Кондо был огромный участок земли в Цудзидо, префектура Канагава, и он попросил Эндо спроектировать дом для отдыха. Взяв за отправную точку творчество Райта, Эндо спроектировал дом в форме буквы «Г» с большим прудом в северо-восточной части участка, связав воедино дом и землю. По примеру Райта, Арата Эндо также разработал для этого дома всю мебель и светильники.
Фото предоставлено Васаку Кино
На втором этаже дома расположен кабинет с татами и экранами седзи, в то время как на первом Эндо разместил три спальни и столовую-гостиную в западном стиле, в центре которой находится большой камин из местного туфа, напоминающий те камины, которые Райт и Эндо создали для гостиницы Imperial Hotel, школы Ию Гакуен и дома Ямамура. Дом Кондо был построен в 1925 году из бревен 2x4 дюйма с высокой четырехскатной крышей, покрытой тростником. Кроме того, здесь была задняя терраса с перголой, увитой глицинией.
Вилла чудом уцелела во время разрушительного землетрясения 1983 года, а затем была перенесена и вновь построена на новом месте — рядом с Домом Собраний в городе Фудзисава. Сегодня дом Кондо открыт для публики.
На втором этаже дома расположен кабинет с татами и экранами седзи, в то время как на первом Эндо разместил три спальни и столовую-гостиную в западном стиле, в центре которой находится большой камин из местного туфа, напоминающий те камины, которые Райт и Эндо создали для гостиницы Imperial Hotel, школы Ию Гакуен и дома Ямамура. Дом Кондо был построен в 1925 году из бревен 2x4 дюйма с высокой четырехскатной крышей, покрытой тростником. Кроме того, здесь была задняя терраса с перголой, увитой глицинией.
Вилла чудом уцелела во время разрушительного землетрясения 1983 года, а затем была перенесена и вновь построена на новом месте — рядом с Домом Собраний в городе Фудзисава. Сегодня дом Кондо открыт для публики.
Вилла Качи Арата Эндо
Для Тошио Качи, занимающегося импортом-экспортом и только что вернувшегося из Лондона, где он провел много лет, Эндо одновременно построил великолепный дом в Токио и просторную виллу для отдыха на берегу моря в Хаяме, префектура Канагава. Вилла построена в 1928 году из дерева, гипса и местного туфа и покрыта медной двускатной крышей. Ее сильно выступающий балкон, нависающий над «смотровой гостиной» второго этажа, обращенной в сторону залива Сагами, напоминает балконы Райта в «Талиесине».
Для Тошио Качи, занимающегося импортом-экспортом и только что вернувшегося из Лондона, где он провел много лет, Эндо одновременно построил великолепный дом в Токио и просторную виллу для отдыха на берегу моря в Хаяме, префектура Канагава. Вилла построена в 1928 году из дерева, гипса и местного туфа и покрыта медной двускатной крышей. Ее сильно выступающий балкон, нависающий над «смотровой гостиной» второго этажа, обращенной в сторону залива Сагами, напоминает балконы Райта в «Талиесине».
Интерьер виллы Качи можно посмотреть на старых фотографиях. Фото предоставлены Кийоши Хигучи
У этой виллы, расположенной на склоне пологого холма, сложные и пересекающиеся объемы, напоминающие дом Ямамура. От главного входа можно сразу попасть в гостиную первого этажа с массивным камином из туфа или пройти в кухню и столовую. Если подняться по короткому лестничному пролету, то можно очутиться в бильярдной комнате, в центре которой находятся еще один камин и характерный элемент проектов Райта — уютное местечко у камина. На уровне мезонина расположены галереи с ромбовидными рамами, выходящие с обеих сторон в гостиную, наверху — еще один уровень со спальнями.
Несколько поколений Качи любовно заботилось о доме, а сейчас вилла находится под управлением фонда исторического наследия, который иногда открывает ее для публики.
У этой виллы, расположенной на склоне пологого холма, сложные и пересекающиеся объемы, напоминающие дом Ямамура. От главного входа можно сразу попасть в гостиную первого этажа с массивным камином из туфа или пройти в кухню и столовую. Если подняться по короткому лестничному пролету, то можно очутиться в бильярдной комнате, в центре которой находятся еще один камин и характерный элемент проектов Райта — уютное местечко у камина. На уровне мезонина расположены галереи с ромбовидными рамами, выходящие с обеих сторон в гостиную, наверху — еще один уровень со спальнями.
Несколько поколений Качи любовно заботилось о доме, а сейчас вилла находится под управлением фонда исторического наследия, который иногда открывает ее для публики.
2. Антонин Раймонд, западно-восточный модернист
Еще одним учеником Райта из первого поколения «подмастерьев» в Японии был Антонин Раймонд, натурализованный американец чешского происхождения. Раймонд и его жена-француженка Наоми Пернессин мечтали работать с Фрэнком Ллойдом в «Талиесине», где Раймонд создавал эскизы экономически выгодной американской модели модульных домов — предшественника «юсонианских» домов Райта (usonia — от аббревиатуры U.S.O.N.A./ United States of Northern America) и Imperial Hotel. У Райта супруги научились японскому искусству отбрасывать все лишнее и гармоничным отношениям между человеком и природой. И когда Райт пригласил их для работы над гостиницей, архитекторы сразу же согласились.
Супруги Раймонд всего лишь год участвовали в работе над отелем, но за 40 лет, проведенных в Японии, создали более 400 проектов. Как и Райт, они создавали предметы обстановки и светильники, а также имели собственный взгляд на принципы «органической архитектуры»: здание должно быть простым, честным, прямым, экономически недорогим и из натуральных материалов. Как только Раймонд вышел из тени Райта, он начал экспериментировать с армированным бетоном, придавая тому вид традиционных японских деревянных построек.
Вскоре Раймонд стал проводником новейших западных тенденций в архитектуре, наняв в помощники местных специалистов, которые только что вернулись из-за рубежа. Вместе с такими помощниками, как Йунцо Йошимура и Кунио Маэкава (который работал в течение двух лет с Ле Корбюзье в Париже), Антонин Раймонд продолжил райтовские тенденции архитектуры и открыл глаза японцам на возможности применения их собственных традиций в архитектуре. К 1930-м годам они разработали собственный уникальный западно-восточный стиль модернизма в Японии.
Вилла итальянского посольства Антонина Раймонда
Вилла итальянского посольства, построенная Раймондом в 1929 году, расположена в популярной курортной зоне на берегу озера в Никко; она стала всего лишь второй деревянной конструкцией архитектора. Именно в это время он начал экспериментировать с традиционной японской архитектурой и, как видно на примере этой виллы, с местными материалами. Для облицовки стен Раймонд выбрал кору кедра, которую использовал также во внутренней отделке стен и потолков, часто встречающегося в чайных домиках тясицу.
Этот прием архитектуры в духе Райта создал удивительную игру фактур и объединил постройку с окружающей ее природой. В гостиной соорудили камин, облицованный грубым камнем, а с портика, которым можно пользоваться в течение трех сезонов, открываются прекрасные виды на озеро и горы.
Еще одним учеником Райта из первого поколения «подмастерьев» в Японии был Антонин Раймонд, натурализованный американец чешского происхождения. Раймонд и его жена-француженка Наоми Пернессин мечтали работать с Фрэнком Ллойдом в «Талиесине», где Раймонд создавал эскизы экономически выгодной американской модели модульных домов — предшественника «юсонианских» домов Райта (usonia — от аббревиатуры U.S.O.N.A./ United States of Northern America) и Imperial Hotel. У Райта супруги научились японскому искусству отбрасывать все лишнее и гармоничным отношениям между человеком и природой. И когда Райт пригласил их для работы над гостиницей, архитекторы сразу же согласились.
Супруги Раймонд всего лишь год участвовали в работе над отелем, но за 40 лет, проведенных в Японии, создали более 400 проектов. Как и Райт, они создавали предметы обстановки и светильники, а также имели собственный взгляд на принципы «органической архитектуры»: здание должно быть простым, честным, прямым, экономически недорогим и из натуральных материалов. Как только Раймонд вышел из тени Райта, он начал экспериментировать с армированным бетоном, придавая тому вид традиционных японских деревянных построек.
Вскоре Раймонд стал проводником новейших западных тенденций в архитектуре, наняв в помощники местных специалистов, которые только что вернулись из-за рубежа. Вместе с такими помощниками, как Йунцо Йошимура и Кунио Маэкава (который работал в течение двух лет с Ле Корбюзье в Париже), Антонин Раймонд продолжил райтовские тенденции архитектуры и открыл глаза японцам на возможности применения их собственных традиций в архитектуре. К 1930-м годам они разработали собственный уникальный западно-восточный стиль модернизма в Японии.
Вилла итальянского посольства Антонина Раймонда
Вилла итальянского посольства, построенная Раймондом в 1929 году, расположена в популярной курортной зоне на берегу озера в Никко; она стала всего лишь второй деревянной конструкцией архитектора. Именно в это время он начал экспериментировать с традиционной японской архитектурой и, как видно на примере этой виллы, с местными материалами. Для облицовки стен Раймонд выбрал кору кедра, которую использовал также во внутренней отделке стен и потолков, часто встречающегося в чайных домиках тясицу.
Этот прием архитектуры в духе Райта создал удивительную игру фактур и объединил постройку с окружающей ее природой. В гостиной соорудили камин, облицованный грубым камнем, а с портика, которым можно пользоваться в течение трех сезонов, открываются прекрасные виды на озеро и горы.
Фото предоставлено Природным музеем Никко
Со временем озеро перестало быть модным среди дипломатов, и в 1997 году вилла перешла во владение префектуры Тотиги, которая в течение двух лет отреставрировала здание и открыла его для посещений.
Со временем озеро перестало быть модным среди дипломатов, и в 1997 году вилла перешла во владение префектуры Тотиги, которая в течение двух лет отреставрировала здание и открыла его для посещений.
Фото предоставлено Коичи Китазава
Летний дом Антонина Раймонда
В 1933 году Раймонд добился полной поэтической гармонии между Востоком и Западом, позаимствовав неосуществленный проект дома Эрразуриса Ле Корбюзье для создания летнего дома-студии в Каруизаве. Покоящийся на бетонном основании дом собран из дерева и увенчан крышей, покрытой лиственницей. Дом, имеющий планировку в виде буквы «Т», лишен внутренних перегородок, а его внутреннее и внешнее пространство объединяют раздвижные перегородки хикидо. К сожалению, Летний дом был перенесен на новое место и значительно изменен, но в настоящее время там открыт музей Пейне, который можно посетить.
Летний дом Антонина Раймонда
В 1933 году Раймонд добился полной поэтической гармонии между Востоком и Западом, позаимствовав неосуществленный проект дома Эрразуриса Ле Корбюзье для создания летнего дома-студии в Каруизаве. Покоящийся на бетонном основании дом собран из дерева и увенчан крышей, покрытой лиственницей. Дом, имеющий планировку в виде буквы «Т», лишен внутренних перегородок, а его внутреннее и внешнее пространство объединяют раздвижные перегородки хикидо. К сожалению, Летний дом был перенесен на новое место и значительно изменен, но в настоящее время там открыт музей Пейне, который можно посетить.
Фото предоставлено Ваську Куно
3. Камеки Цутиура, пионер стандартизации
Еще один ученик Фрэнка Ллойда Райта первой волны — Камеки Цутиура, который начал работать с американским архитектором в 1921 году над гостиницей Imperial Hotel, будучи еще студентом. Когда в 1922-м Райт покинул Японию, Цутиура и его невеста Нобу последовали за ним. Они оставались с Райтом в Лос-Анджелесе и в поместье «Талиесин» в течение двух лет, работая над проектами домов из текстильных блоков (Сторер, Фриман, Эннис) и другими. Они также подружились с учениками архитектора — Р. М. Шиндлером, Вернером Мозером и Ричардом Ньютра.
Вернувшись в Японию в 1926 году, Цутиура продолжил творить в стиле Фрэнка Ллойда Райта, но постепенно переключился на активно развивающийся международный стиль, оценив его функциональность, рациональность и экономическую выгоду. Взяв за основу райтовский проект домов из текстильных блоков, он преследовал задачи эффективности и стандартизации, замещая блоки панелями из гипсокартона, подвешенными к деревянным рамам.
Дом Цутиура от Камеки Цутиура
В 1935 году Цутиура создал свою самую знаменитую постройку — собственный дом в западном Токио. Идеи Фрэнка Ллойда Райта в этом проекте воплотились в пересечении вертикальных объемов внутри дома и головокружительной двухэтажной гостиной, связанной с окружающим ландшафтом. Снаружи дом смотрится необычно благодаря «белой коробке» — модернистскому фасаду (хоть и оживленному цветовыми акцентами). Архитектор предпочел плоскую крышу традиционной двускатной, более подходящей влажному климату Японии, чтобы порвать со старой традицией и ввести новую.
3. Камеки Цутиура, пионер стандартизации
Еще один ученик Фрэнка Ллойда Райта первой волны — Камеки Цутиура, который начал работать с американским архитектором в 1921 году над гостиницей Imperial Hotel, будучи еще студентом. Когда в 1922-м Райт покинул Японию, Цутиура и его невеста Нобу последовали за ним. Они оставались с Райтом в Лос-Анджелесе и в поместье «Талиесин» в течение двух лет, работая над проектами домов из текстильных блоков (Сторер, Фриман, Эннис) и другими. Они также подружились с учениками архитектора — Р. М. Шиндлером, Вернером Мозером и Ричардом Ньютра.
Вернувшись в Японию в 1926 году, Цутиура продолжил творить в стиле Фрэнка Ллойда Райта, но постепенно переключился на активно развивающийся международный стиль, оценив его функциональность, рациональность и экономическую выгоду. Взяв за основу райтовский проект домов из текстильных блоков, он преследовал задачи эффективности и стандартизации, замещая блоки панелями из гипсокартона, подвешенными к деревянным рамам.
Дом Цутиура от Камеки Цутиура
В 1935 году Цутиура создал свою самую знаменитую постройку — собственный дом в западном Токио. Идеи Фрэнка Ллойда Райта в этом проекте воплотились в пересечении вертикальных объемов внутри дома и головокружительной двухэтажной гостиной, связанной с окружающим ландшафтом. Снаружи дом смотрится необычно благодаря «белой коробке» — модернистскому фасаду (хоть и оживленному цветовыми акцентами). Архитектор предпочел плоскую крышу традиционной двускатной, более подходящей влажному климату Японии, чтобы порвать со старой традицией и ввести новую.
«Я впервые попал в дом Цутиура, когда мне было 7 лет, — рассказывает обладатель Притцекеровской премии, архитектор Фумихико Маки.— Никогда не забуду свои первые ощущения, когда я переступил порог дома. Я был очень впечатлен! Решение внутреннего пространства было вдохновлено творчеством Райтом. Но я думаю, что материалы, использованные здесь, и язык архитектуры воплощают, скорее, идеи модернизма».
Цутиура прославился постройками торговых центров, однако его проекты жилой архитектуры в стиле «компромиссного модернизма» постепенно стали превалировать в творчестве.
Цутиура прославился постройками торговых центров, однако его проекты жилой архитектуры в стиле «компромиссного модернизма» постепенно стали превалировать в творчестве.
4. Йошия Тануэ, отец модернизма в Хоккайдо
Йошия Тануэ, еще один ученик Райта первого поколения, продолжил работать над строительством отеля в Токио и после отъезда американского архитектора. Он был вместе с Арата Эндо, когда разрушительное землетрясение Канто помешало грандиозному открытию гостиницы в 1923 году. После Тануэ решил уехать на север, в Хоккайдо. Фрэнк Ллойд Райт подбадривал его: «Вашей стране нужны ее сыновья с пробудившимся осознанием архитектуры. Если у меня получилось пробудить интерес в некоторых из вас, то я благодарю судьбу за это. Ничье участие в этом грандиозном замысле не останется незамеченным».
Йошия Тануэ открыл архитектурное бюро в Саппоро в 1924 году. Его ранние работы демонстрируют влияние архитектуры Райта — в форме крыши, использовании геометрического орнамента и прекрасных «светофильтров» на окнах. Но в 1930-х годах Тануэ начал разрабатывать архитектуру «северной страны», создавая проекты с учетом климатических особенностей снежной области. И в настоящее время он считается отцом современной архитектуры Хоккайдо, возведя около 800 построек.
Дом Огума от Йошия Тануэ
Прекрасно оснащенный дом Огума, построенный Тануэ в 1927 году, расположен у подножия горы в Саппоро. Пройдя через главный вход, сразу попадаешь в большую гостиную с двухэтажными витражными окнами. Со стороны проходящей рядом железнодорожной линии, ведущей на север, архитектор расположил кухню и подсобные помещения.
Двухэтажная структура дома и крестообразная планировка — классические приемы в творчестве Райта. Но у Тануэ в использовании геометрической формы светильников, маленьких окошек и настенных орнаментов утверждается более индивидуальный стиль.
Йошия Тануэ, еще один ученик Райта первого поколения, продолжил работать над строительством отеля в Токио и после отъезда американского архитектора. Он был вместе с Арата Эндо, когда разрушительное землетрясение Канто помешало грандиозному открытию гостиницы в 1923 году. После Тануэ решил уехать на север, в Хоккайдо. Фрэнк Ллойд Райт подбадривал его: «Вашей стране нужны ее сыновья с пробудившимся осознанием архитектуры. Если у меня получилось пробудить интерес в некоторых из вас, то я благодарю судьбу за это. Ничье участие в этом грандиозном замысле не останется незамеченным».
Йошия Тануэ открыл архитектурное бюро в Саппоро в 1924 году. Его ранние работы демонстрируют влияние архитектуры Райта — в форме крыши, использовании геометрического орнамента и прекрасных «светофильтров» на окнах. Но в 1930-х годах Тануэ начал разрабатывать архитектуру «северной страны», создавая проекты с учетом климатических особенностей снежной области. И в настоящее время он считается отцом современной архитектуры Хоккайдо, возведя около 800 построек.
Дом Огума от Йошия Тануэ
Прекрасно оснащенный дом Огума, построенный Тануэ в 1927 году, расположен у подножия горы в Саппоро. Пройдя через главный вход, сразу попадаешь в большую гостиную с двухэтажными витражными окнами. Со стороны проходящей рядом железнодорожной линии, ведущей на север, архитектор расположил кухню и подсобные помещения.
Двухэтажная структура дома и крестообразная планировка — классические приемы в творчестве Райта. Но у Тануэ в использовании геометрической формы светильников, маленьких окошек и настенных орнаментов утверждается более индивидуальный стиль.
Жилые помещения выходят на юг, чтобы максимально использовать солнечное тепло во время долгих зим на Хоккайдо, а мастерская художника, расположенная на втором этаже, отличается не только высокими окнами, но и выступающими деревянными балками — это были первые шаги Тануэ на пути приспособления местных архитектурных традиций.
Судьба здания явилась исключением из правила: дом пережил народные волнения и был полностью восстановлен в своем первоначальном виде в 1998 году. Сейчас здесь расположена популярная кофейня Ллойда.
Фото предоставлено Юкихиро Кадо
Судьба здания явилась исключением из правила: дом пережил народные волнения и был полностью восстановлен в своем первоначальном виде в 1998 году. Сейчас здесь расположена популярная кофейня Ллойда.
Фото предоставлено Юкихиро Кадо
Фото предоставлено Юкихиро Кадо
Дом Сада Йошия Тануэ
Дом Сада расположен рядом с заливом Хакодате в южной стороне Хоккайдо. Он был построен в 1928 году для торговца морепродуктами. У этого двухэтажного здания из дерева и бетона — два входа. Один из них выходит на улицу, а из второго можно сразу попасть на лестницу, ведущую в гостевую спальню на втором этаже.
Планировка в виде буквы «Г» позволяет насладиться видами на залив и сад. А уникальная восьмигранная приемная всегда наполнена светом, льющимся сквозь декоративные витражные окна, окружающие комнату с трех сторон. В центре гостиной в западном стиле расположен огромный камин, кроме того, в доме есть еще три классически оборудованные комнаты с татами и перегородками седзи на первом этаже.
Дом Сада Йошия Тануэ
Дом Сада расположен рядом с заливом Хакодате в южной стороне Хоккайдо. Он был построен в 1928 году для торговца морепродуктами. У этого двухэтажного здания из дерева и бетона — два входа. Один из них выходит на улицу, а из второго можно сразу попасть на лестницу, ведущую в гостевую спальню на втором этаже.
Планировка в виде буквы «Г» позволяет насладиться видами на залив и сад. А уникальная восьмигранная приемная всегда наполнена светом, льющимся сквозь декоративные витражные окна, окружающие комнату с трех сторон. В центре гостиной в западном стиле расположен огромный камин, кроме того, в доме есть еще три классически оборудованные комнаты с татами и перегородками седзи на первом этаже.
Фото предоставлено Юкихиро Кадо
Бывшая жилая резиденция сейчас включена в список культурного наследия и открыта для публики с весны по осень в качестве кофейни Хийори.
Продолжение рассказа о влиянии Фрэнка Ллойда Райта на архитекторов второй волны и последующих поколений читайте во второй части
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Архитектура: Битва титанов — Эйлин Грей и Ле Корбюзье «без купюр»
Бывшая жилая резиденция сейчас включена в список культурного наследия и открыта для публики с весны по осень в качестве кофейни Хийори.
Продолжение рассказа о влиянии Фрэнка Ллойда Райта на архитекторов второй волны и последующих поколений читайте во второй части
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Архитектура: Битва титанов — Эйлин Грей и Ле Корбюзье «без купюр»
«Органическая архитектура» Райта
С самого начала собственной архитектурной практики в Чикаго Райт начал развивать философию «органической архитектуры», в основе которой лежал японский тезис об «избавлении от неважного». Его «Дома прерий» имели неоспоримое концептуальное сходство с традиционным японским жилищем — соразмерность человеку, относительная простота, теплые тона земли, использование природных материалов, слияние дома и сада, и многое другое.