В гостях: Бывшая коммуналка в Питере
Несколько дымоходов, старинный паркет и любовно собранный декор с философским подтекстом
Евгения Назарова
7 апреля, 2019
Постоянный автор Houzz, интерьерный журналист
Владас Баронас с женой Светланой купили квартиру в центре Санкт-Петербурга 17 лет назад. Расселили коммуналку, заменили инженерные коммуникации и сделали простой ремонт, к которому за долгие годы привыкли. В последние годы в семье произошли перемены: выросшие дети разъехались, а глава семьи занялся столярным ремеслом, превратив хобби в дело. Тогда же появилось желание сделать ремонт, с которым супругам помогла дизайнер Надежда Давыденко. «Вот такая она получилась — наша новая старая квартира: на стыке скандинавского прагматизма, чувственности модерна и любви к столярному делу», — рассказывает Владас.
О проекте
Место: Санкт-Петербург
Размер: 98 кв.м
Кто здесь живёт: Владас Баронас и Светлана. Владас — основатель столярной студии «ЮниКуб», Светлана преподаёт в университете и работает в консалтинговой компании
Автор проекта: дизайнер Надежда Давыденко, NDdesign, при активном участии владельцев
История: дом построен в 1820 году, а квартира долгие годы была коммунальной. После войны дом отремонтировали: заменили перекрытия на металлические, окна вставили новые, взамен выбитых при взрыве фугаса во дворе, а пол выложили контрибуционным паркетом из Германии
Фото: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
Место: Санкт-Петербург
Размер: 98 кв.м
Кто здесь живёт: Владас Баронас и Светлана. Владас — основатель столярной студии «ЮниКуб», Светлана преподаёт в университете и работает в консалтинговой компании
Автор проекта: дизайнер Надежда Давыденко, NDdesign, при активном участии владельцев
История: дом построен в 1820 году, а квартира долгие годы была коммунальной. После войны дом отремонтировали: заменили перекрытия на металлические, окна вставили новые, взамен выбитых при взрыве фугаса во дворе, а пол выложили контрибуционным паркетом из Германии
Фото: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
Купить квартиру супруги решили стихийно. Перед защитой кандидатской диссертации Светлана приходила в этот дом к своему оппоненту, и жена профессора обмолвилась, что по соседству продают коммуналку. В начале 2000-х Петербург выглядел неважно — городские службы плохо следили за состоянием фасадов и парадных, а этот дом выгодно отличался благодаря уютному дворику. Светлана и Владас расселили две семьи, которые занимали квартиру, сделали ремонт и переехали с детьми. А вскоре вовлекли новых соседей в работы по благоустройству двора.
Квартира оказалась типичной для центра города «гребёнкой» с длинным коридором и комнатами по одной стороне, выходящими в зелёный закрытый двор. В первом интерьере было много простоты и свободы: дети росли, к ним приходили друзья, вместе они даже рисовали на стенах.
Во время недавнего ремонта большую часть отделки поменяли, но отказаться от послевоенного паркета владельцы не смогли. «Когда мы купили коммуналку и решили зачистить рамы от масляной краски до дерева, то нашли надписи химическим карандашом на немецком. Каждая плашка паркета была снабжена этикеткой немецкого производителя с названием фабрики», — рассказывает Светлана.
Во время недавнего ремонта большую часть отделки поменяли, но отказаться от послевоенного паркета владельцы не смогли. «Когда мы купили коммуналку и решили зачистить рамы от масляной краски до дерева, то нашли надписи химическим карандашом на немецком. Каждая плашка паркета была снабжена этикеткой немецкого производителя с названием фабрики», — рассказывает Светлана.
Шкаф-купе с зеркальным фасадом (на фото справа) сохранили от первого ремонта, тем более что мебель эта с сюрпризом: одна из створок маскирует проход в приватную комнату. «Раньше её занимал наш сын и всегда шутил, что живёт в Нарнии. Он очень любил неожиданно выскакивать из шкафа, изумляя гостей», — рассказывает Светлана.
Главный акцент в прихожей — расчищенный фрагмент стены: его взяли в раму, как картину. Это портал в другие времена: кирпичу почти двести лет, он использовался при постройке дома; чёрный телефон — артефакт из коммунального прошлого квартиры. А Будда из сандалового дерева — антиквариат, фрагмент старинного индийского дворца: «Мы привезли Будду из путешествия и разместили в прихожей — видим его, уходя из дома и приходя в дом. Его улыбка успокаивает: мир нужно принимать таким, каков он есть».
Семейная фотография в рамке — кадр из скального путешествия в Иорданию. Она стоит в бывшем дымоходе-пещере: в квартире их несколько, но только один из них рабочий — в гостиной.
Семейная фотография в рамке — кадр из скального путешествия в Иорданию. Она стоит в бывшем дымоходе-пещере: в квартире их несколько, но только один из них рабочий — в гостиной.
Длинный коридор украшают карты, тоже символы большого мира: «Пока дети жили с нами, была традиция: каждые новогодние праздники мы вместе собирали пазлы со старинными картами разных времён и народов. Так продолжалось одиннадцать лет, и мы сохранили все карты. На каждой указан год, когда пазл был собран», — рассказывает Светлана.
Заодно коридор взял на себя функцию библиотеки: под самым потолком смонтировали полки, чтобы хранить многочисленные книги.
Заодно коридор взял на себя функцию библиотеки: под самым потолком смонтировали полки, чтобы хранить многочисленные книги.
Первый ремонт был построен на сочетании серого и оранжевого. Во время недавнего преобразования владельцы решили использовать пару тёплых и глубоких цветов. «Палитра — предложение дизайнера, сами бы мы не решились на такой эксперимент, — рассказывает Владас. — Дымчато-зелёный сочетается с коралловым и лавандовыми акцентами. Это цвета нашей питерской погоды».
В интерьере прослеживается стиль модерн — один из базовых для истории Петербурга. Это и палитра, и отдельные предметы мебели — люстра, диван, буфет, часы, бюро начала XX века, купленное в комиссионке. Владас отреставрировал его своими руками, на момент покупки бюро было в очень плохом состоянии. Дерева в интерьере много, что не удивляет, учитывая занятие хозяина. У каждой породы своя фактура и цвет: они придают интерьеру дополнительную теплоту.
Ещё один представитель стиля модерн — элегантный буфет в окружении библиотечных полок. С тёплой древесиной рифмуется спил настоящего сибирского кедра, напоминающий шаманский бубен. Владельцы же ассоциируют его с большим этапом личной истории: много лет семья прожила в Сибири. Слева от спила — плетёная колотушка из Латвии, тоже архаическая вещь: древние ливы отгоняли такими духов. На полке чуть выше — коллекция колокольчиков, которую собирает Светлана.
Мягкую группу дополняет ореховый журнальный столик авторского дизайна. Под стеклом — уникальная доска: это старинная столешница для арабского письма, которую Владас и Светлана нашли в Индии. Доску украшает филигранная резьба в виде цветущей ветви, а в центре расположен ровный деревянный овал. Именно на него клали лист бумаги, чтобы вывести арабскую вязь.
На полу ковёр в стиле пэчворк: эту рукотворную вещь привезли из Армении. Полотно сплетено из фрагментов старых аутентичных ковров. Их, в свою очередь, восстановили на фабрике в Ереване с использованием старинных технологий и натуральных красителей.
На полу ковёр в стиле пэчворк: эту рукотворную вещь привезли из Армении. Полотно сплетено из фрагментов старых аутентичных ковров. Их, в свою очередь, восстановили на фабрике в Ереване с использованием старинных технологий и натуральных красителей.
Все картины в интерьере связаны с важными для хозяев местами или событиями семейной истории. Полотно над диваном — пейзаж Томска, родного города владельцев, где они прожили больше тридцати лет.
«Томск чем-то похож на Петербург: например, там тоже много построек эпохи модерн, правда, деревянных. Город был местом ссылки нескольких декабристов, да и первая профессура приехала в местный университет из Петербурга. С собой привезли не только прислугу, но и столичную моду, архитектуру, дизайн», — рассказывает Светлана.
«Томск чем-то похож на Петербург: например, там тоже много построек эпохи модерн, правда, деревянных. Город был местом ссылки нескольких декабристов, да и первая профессура приехала в местный университет из Петербурга. С собой привезли не только прислугу, но и столичную моду, архитектуру, дизайн», — рассказывает Светлана.
Любимое место отдыха владельцев — на диване или в кресле у камина, который полноценно и безопасно функционирует. Внутрь старого дымоотвода вставлен современный дымоход из нержавеющей стали. В отличие от дымохода, старый портал не сохранился, и нынешний возводили заново. Со стороны гостиной его облицевали кирпичной кладкой, окрашенной в цвет стен. Каминная плита выполнена из дубового слэба, а стену над дымоходом украшают декоративные плитки, купленные на блошином рынке в Севилье.
Боковую грань каминного портала декорировали камнями из Выборга: как-то владельцы всей семьёй поехали за грибами, а заодно собрали натуральный материал для облицовки. Узор из камней закручен в форме спирали — символа вечного развития и движения, в центре — коряга в виде головы змеи с янтарным жёлтым глазом.
Со стороны кухни возле перегородки поставили буфет для посуды. Как и многие предметы в интерьере, Владас сделал его своими руками: «Места в кухне-гостиной, прямо скажем, не очень много. Поэтому глубину буфета высчитывали по сантиметрам, чтобы не мешал проходу, но вместил большие тарелки. А чтобы не выглядел громоздко, он максимально прозрачный со всех сторон».
В столовой со стен сняли штукатурку, оставив старый кирпич. Во время ремонта обнаружили приятный сюрприз — старый проход с арочной кладкой: он дал возможность использовать глубину капитальной стены. В прежнем проёме устроили ещё один буфет — витрину для семейных коллекций. Теперь там живут кофейные пары Светланы и ликёрные рюмки, фужеры и декантеры Владаса. Все деревянные предметы в столовой — от обеденного стола до подоконника — сделаны из натурального дуба.
Ещё один изысканный акцент в интерьере столовой — восстановленный диван в стиле модерн, с высокой спинкой и небольшой полкой. Над ним — картина художника Андрея Мошанова.
В интерьере спальни отталкивались от гобелена с ирисами: богатую по цвету композицию дополняют базовые цвета интерьера. Раму для гобелена с живым краем сделал хозяин, она перекликается с фактурным изголовьем кровати. Шторы выбрали в фиолетовой гамме, тоже в тон гобелену. Палисандровый туалетный столик восстановлен и переселён в спальню со старой дачи.
Ещё одна интересная пара аксессуаров — картина в простенке между окнами, над которой повесили гипсовую камею. «Картина “Венера” художника Алексея Балмасова плотная и открытая, а камея, напротив, символ кротости и целомудрия. Таким образом мы уравновесили земное и возвышенное», — рассказывает Светлана.
Ещё одна интересная пара аксессуаров — картина в простенке между окнами, над которой повесили гипсовую камею. «Картина “Венера” художника Алексея Балмасова плотная и открытая, а камея, напротив, символ кротости и целомудрия. Таким образом мы уравновесили земное и возвышенное», — рассказывает Светлана.
Вторая картина Алексея Балмасова поселилась в кабинете, бывшей комнате дочери: ироничная петербурженка заняла место рядом с письменным столом.
Теперь в этой комнате работает Светлана, а большую часть пространства занимают шкафы с книгами, они протянулись до самого потолка.
Обратите внимание на пол перед диваном: под стеклом находится сухой аквариум. «Комната дочери была оформлена в морском стиле. В своё время мы выбрали паркет до лаг, чтобы получилась эта ниша, и положили под стекло всё, что можно найти на морском дне — от ракушек до как бы случайно потерянного телефона, легендарного “банана” от Nokia», — вспоминает Светлана.
Обратите внимание на пол перед диваном: под стеклом находится сухой аквариум. «Комната дочери была оформлена в морском стиле. В своё время мы выбрали паркет до лаг, чтобы получилась эта ниша, и положили под стекло всё, что можно найти на морском дне — от ракушек до как бы случайно потерянного телефона, легендарного “банана” от Nokia», — вспоминает Светлана.
Санузел объединили, чтобы высвободить место для кладовой. В получившейся ванной концентрация живого дерева, наверное, самая высокая в квартире: это и дубовый слэб в качестве столешницы, и дубовое подстолье, дубовая рама для зеркала с внутренней подсветкой, ясеневый слэб в роли вешалки для полотенец.
У древесины сохранили и первоначальные контуры ствола, сучки и даже кору, чтобы наполнить интерьер магией живой природы. Фоновую отделку выбрали в светло-бежевых тонах, чтобы не отвлекать внимание от главных героев интерьера, деревянных элементов.
___________________________
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Больше фото работ Владаса — в профиле столярной студии «ЮниКуб»
МЫ ЛЮБИМ ХОДИТЬ В ГОСТИ…
Хотите стать героем следующей статьи? Напишите на RuEditors@houzz.com и приложите несколько фотографий своего интерьера (достаточно съёмки на смартфон). Мы обязательно свяжемся с вами, если примем решение о публикации!
___________________________
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Больше фото работ Владаса — в профиле столярной студии «ЮниКуб»
МЫ ЛЮБИМ ХОДИТЬ В ГОСТИ…
Хотите стать героем следующей статьи? Напишите на RuEditors@houzz.com и приложите несколько фотографий своего интерьера (достаточно съёмки на смартфон). Мы обязательно свяжемся с вами, если примем решение о публикации!
Похожие статьи
Без дизайнера
В гостях: маленькая квартира для четверых и усыновленной собаки
Автор: houzzrussia
Текст написан хозяйкой квартиры Юлией, публикуется в авторской редакции
Читать
До и после
До и после: Квартира дизайнера, где ремонт сделали за неделю
Автор: Евгения Назарова
Мы уже публиковали этот интерьер в рубрике «В гостях», но спустя четыре года хозяйка всё переделала
Читать
Проекты в Петербурге
В гостях: квартира в Мурино, где дизайнер жил во время ремонта
Автор: Варвара Еремеева
Да, бывает и такое
Читать
Частные дома
В гостях: дом в Лесном Городке, где интерьер собирали по крупицам
Автор: Варвара Еремеева
Винтаж, индийское этно и карельские наличники — деликатный фьюжн в Подмосковном доме
Читать
Статьи про сады
В гостях: Переделка природного сада у каскада прудов
Автор: Яна Иванченко
Теперь здесь фиолетово-малиновые цветники из котовника, шалфея и флоксов, а осенью пламенеет гортензия
Читать
Жилье дизайнера
В гостях: квартира дизайнера с причудливым ТВ
Автор: Елена Амбросимова
Уместить в евродвушке вещи из прежней трехкомнатной — та еще задача
Читать
Дом звезды
Houzz-тур: Переделка квартиры после «телеремонта» в спальне
Автор: Варвара Еремеева
Ремонт одного помещения часто приводит к желанию обновить всю квартиру. Так произошло и в этом случае
Читать
►Заказали на Houzz
В гостях: трехэтажная квартира в Светлогорске
Автор: Елена Амбросимова
Хозяева нашли дизайнера через Houzz. А после завершения работ — стали добрыми друзьями
Читать
Жилье дизайнера
В гостях: Квартира в Петербурге – со слоном и антиквариатом
Автор: Евгения Назарова
Владельцы купили не просто квартиру, а стиль жизни: сохранили паркет, окна и двери и добавили антикварную мебель
Читать
В гостях (обжитые интерьеры)
В гостях: Квартира интерьерного фотографа Сергея Ананьева
Автор: Светлана Лянгасова
Значительную часть мебели для проекта сделали однокурсники из Университета культуры (МГУКИ)
Читать
Это лучшая квартира из тут виденных)
я бы здесь жила, настолько это моё! сохраню эту прекрасную квартиру для примера...
Квартира отличная, но дизайна нет, есть ремонт))) если считать дизайном разный цвет стен, кусочки зачищенной до кирпича стены в раме, сухой аквариум в полу( мне лично было жаль что в таком полу сделали такую неинтересную и несовременную штуку, напоминает дизайн 90-х ). Молодцы что оставили паркет, сама очень люблю такие вещи и всегда сердце кровью обливается когда выбрасывают безжалостно. Камин не понравился, перебор в принципе с элементами, ну иногда надо что то все таки выкинуть, а на камни может полюбоваться в естественной среде, на берегу моря, речки , не обязательно все тащить в дом))) но это мое восприятие жизни, мне кажется невозможно все что нравится притащить в дом и жить среди этого. Не понравилась плитка на полу кухни, она как то убивает впечатление от паркета, он самодостаточен, зачем же ещё потертую плитку рядом с ним. Для меня такие квартиры это просто клад, но они обязывают быть более сдержанными иначе перебор и опять впечатление хаоса. Но заметила, что многим нравится такое вот изобилие всего вокруг себя, много вещей на виду, открытые полочки, ниши, это уют для кого то)) но видимо не для меня.