В гостях (обжитые интерьеры)
В гостях: Квартира в Петербурге – со слоном и антиквариатом
Владельцы купили не просто квартиру, а стиль жизни: сохранили паркет, окна и двери и добавили антикварную мебель
Александр и Антонина Марковы выбирали квартиру не столько по объективным параметрам, сколько по духу. Идеальный вариант искали в домах дореволюционной постройки, обязательно с историческими артефактами. Квартира в «Доме с совами» на Петроградке покорила анфиладной планировкой, старинным камином и паркетом 1906 года, который дожил до 2022-го почти в полной сохранности.
Чтобы превратить бывшую коммуналку в квартиру с атмосферой дореволюционного Петербурга, в интерьер вернули «родные» межкомнатные двери и наполнили пространство мебелью XIX–– начала XX в.
Чтобы превратить бывшую коммуналку в квартиру с атмосферой дореволюционного Петербурга, в интерьер вернули «родные» межкомнатные двери и наполнили пространство мебелью XIX–– начала XX в.
Саша и Тоня выросли в центре Петербурга и общую квартиру решили искать в исторических районах. Обязательно –– с сохранными старинными артефактами, например, печами, лепниной и паркетом. Интерес к старому фонду объясняется семейной историей: прадедушка Саши –– архитектор Георгий Хржонстовский, а бабушка всю жизнь прожила в построенном им доме на Петроградке. В какой-то момент квартира стала коммунальной, но семья сохранила за собой несколько комнат. В детстве Саша проводил там много времени, и для своей семьи хотел воссоздать атмосферу той квартиры.
Прежде чем принять решение, супруги посмотрели более 30 объектов и остановились на квартире, которая соответствовала ожиданиям по большинству параметров. «Квартира была коммунальной, мы поняли, что это очень похоже на то, что мы ищем. Понравилось планировка с окнами на две стороны и, конечно, дореволюционная печь в гостиной. Единственный минус –– ванная и туалет здесь с выходом на кухню, но с этим ничего нельзя сделать. Мы к тому моменту уже посмотрели такое количество квартир, что были готовы к компромиссам», –– добавляют владельцы.
Прежде чем принять решение, супруги посмотрели более 30 объектов и остановились на квартире, которая соответствовала ожиданиям по большинству параметров. «Квартира была коммунальной, мы поняли, что это очень похоже на то, что мы ищем. Понравилось планировка с окнами на две стороны и, конечно, дореволюционная печь в гостиной. Единственный минус –– ванная и туалет здесь с выходом на кухню, но с этим ничего нельзя сделать. Мы к тому моменту уже посмотрели такое количество квартир, что были готовы к компромиссам», –– добавляют владельцы.
Планировка квартиры
Квартира продавалась уже не в исторических габаритах. Её несколько раз перепланировали на протяжении XX века, и новым владельцам досталось примерно 2/3 от оригинального метража. Снимая старое покрытие, строители нашли замурованные дверные проёмы, причём по газетам на стенах легко было понять, к какому времени относилась перепланировка. Саша и Тоня решили ничего кардинально не менять: бюджет ремонта не предполагал серьёзную перепланировку.
Ремонт квартиры, по сути, косметический: основательно переделали только ванную и санузел. В квартире создали возможность кругового обхода: теперь в любой комнате можно закрыться, не перекрывая доступ в соседние помещения.
Квартира продавалась уже не в исторических габаритах. Её несколько раз перепланировали на протяжении XX века, и новым владельцам досталось примерно 2/3 от оригинального метража. Снимая старое покрытие, строители нашли замурованные дверные проёмы, причём по газетам на стенах легко было понять, к какому времени относилась перепланировка. Саша и Тоня решили ничего кардинально не менять: бюджет ремонта не предполагал серьёзную перепланировку.
Ремонт квартиры, по сути, косметический: основательно переделали только ванную и санузел. В квартире создали возможность кругового обхода: теперь в любой комнате можно закрыться, не перекрывая доступ в соседние помещения.
Главным вызовом ремонта стал поиск бригады: «Мы планировали по-максимуму сохранить обстановку, особенно тот контур, который обычно уничтожается в первую очередь –– входные двери и окна. Но почти все строители, которые сюда приходили, были уверены, что всё нужно сносить и строить заново. Это объяснимо: они работают на собственную выгоду, а в новостройке можно за день успеть сделать больше, чем здесь за неделю. В итоге мы всё-таки нашли правильных строителей, но даже при этом нам всем потребовался бездонный колодец терпения. Но ремонт, который планировался как косметический, продлился полтора года. И стоил намного дороже, чем мы планировали», –– рассказывает Тоня, которая руководила всеми строительными процессами.
Отдельным приключением стал поиск оригинальных межкомнатных дверей: их собирали по всем соседям, а одно замурованное полотно «вытащили» из стены во время ремонта. Сложностей добавляло то, что архитектор задумывал несколько видов проёмов, соответственно, несколько видов дверей разной высоты и конфигурации. Со старых полотен полностью снимали краску, шпаклевали и красили заново. Одно из самых красивых полотен –– между входной зоной и гостиной. Дверь была задумана с остеклённой верхней частью, чтобы в коридор попадал естественный свет.
Ограничения накладывали и объекты культурного наследия, которые сохранились внутри самой квартиры. «Покупая квартиру, мы как бы приняли участки лепнины и печь в гостиной на сохранение. Пока не занимались дымоходом, но теоретически её можно топить –– некоторые из наших соседей пользуются каминами. Кстати, старый фонд –– это, в том числе, и определенная динамика отношений с соседями. Они очень ответственно относятся к дому, и немного переживали из-за нашего ремонта –– все слышали страшные истории, как новые жильцы сносили капитальные конструкции и разбирали перекрытия без проекта. Чтобы минимизировать риски, мы заменили все возможные коммуникации, всё застраховали и установили огромное количество датчиков от протечек», — рассказывают владельцы.
В советские годы пол выложили плиткой ПВХ –– прямо поверх паркета 1906 года, что его и спасло. Покрытие отлично сохранилось: испортился только небольшой участок на кухне, который заменили плиткой. «Правда, оказалось, что в этом паркете много гвоздей: в отсутствии клея таким образом крепили отваливающиеся плашки. Поэтому с паркетом пришлось работать вручную. Наш мастер чистил его сантиметр за сантиметром», –– вспоминают Саша и Тоня. Окна с оригинальной раскладкой тоже решили сохранить и реставрировать по одному –– для начала заказали стёкла на замену битых.
Большая часть обстановки антикварная: это заслуга хозяина, который коллекционирует дореволюционную мебель. Белый финский гарнитур в гостиной достался Саше по наследству: «Мой прадедушка приобрёл комплект мебели для своей будущей дачи, которую собирался купить в его любимой Куоккале (сейчас это Репино –– известное стародачное место в Ленобласти). Карельский перешеек и северная природа его очень вдохновляли –– у нас много акварелей, которые прадедушка нарисовал там с натуры. Но тут случилась революция 1917 года, и о покупке дачи пришлось забыть. Гарнитур остался в нашей семейной квартире и прожил там ещё век, постепенно ветшая. Когда у меня появилась финансовая возможность, я решил, что нашу семейную мебель надо спасать», –– вспоминает хозяин.
Под обивкой у стульев конский волос вперемешку с морской травой: до революции мягкую мебель наполняли именно этим материалом. Из поколения в поколение в семье передавали не только мебель, но и матрас, набитый конским волосом –– его хранили как раз на тот случай, если придётся переобивать стулья или кресла.
Под обивкой у стульев конский волос вперемешку с морской травой: до революции мягкую мебель наполняли именно этим материалом. Из поколения в поколение в семье передавали не только мебель, но и матрас, набитый конским волосом –– его хранили как раз на тот случай, если придётся переобивать стулья или кресла.
«Я не столько коллекционирую мебель, сколько просто хочу окружить себя добротными предметами из массива, которые радуют глаз. В основном это русская мебель XIX –– начала XX века. Пять-семь лет назад, когда я начал этим заниматься, цена на русскую мебель резко упала, и мебель стала вполне доступной –– если не говорить о каких-то эксклюзивных музейных вещах. Например, буфет на кухню я купил за 30 тысяч рублей, не считая стоимости реставрации –– это 20-е годы XIX века. Кроме красивого шпона, он неповторим с точки зрения удобства: внутри помещается столько запасов еды, что можно жить два месяца», –– добавляет Саша.
Через проём между кухней и гостиной виден… слон. В те времена, когда квартира была коммунальной, его нарисовала подруга прежней хозяйки комнаты, а новые владельцы решили сохранить –– хотя и перекрашивали стены в новый цвет.
Через проём между кухней и гостиной виден… слон. В те времена, когда квартира была коммунальной, его нарисовала подруга прежней хозяйки комнаты, а новые владельцы решили сохранить –– хотя и перекрашивали стены в новый цвет.
Стулья у обеденного стола –– начала XX века. Они сделаны на фабрике Лютера в городе Ревеле –– она же Таллинский фанерно-мебельный комбинат. Эта же фабрика, «Лютерма», делала знаменитые до революции шляпные коробки и коробки для платьев: в коллекции Тони и Саши такие тоже есть –– используются в роли журнальных столиков в гостиной.
Драпировка из тёмно-зелёного бархата появилась перед новым годом. Владельцы устраивают музыкальные рождественские вечера для родственников: ткань в мягких складках добавляет эффект сцены, прикрывает двери в санузлы и создаёт в интерьере дополнительную вертикаль.
Ещё одна деталь, которая подчёркивает впечатляющую высоту потолков –– люстра над обеденным столом: она досталась новым владельцам вместе с квартирой, но была без нижнего плафона. Это светильник сталинских времён, который, как и многие другие предметы в интерьере, отдавали на реставрацию: люстре вернули недостающие детали и отрегулировали механизм –– теперь высоту плафона можно менять.
Ещё одна деталь, которая подчёркивает впечатляющую высоту потолков –– люстра над обеденным столом: она досталась новым владельцам вместе с квартирой, но была без нижнего плафона. Это светильник сталинских времён, который, как и многие другие предметы в интерьере, отдавали на реставрацию: люстре вернули недостающие детали и отрегулировали механизм –– теперь высоту плафона можно менять.
На фото: вид на столовую зону на кухне. Центральную часть помещения занимает остров из ИКЕА –– вокруг него удобно собираться с гостями на вечеринках фуршетного формата, которые не предполагают серьёзного застолья. В правом углу кухни –– старинный самоварный столик, который пока ждёт своей очереди на реставрацию.
Цветовая гамма интерьера составлена на основе оттенков шалфея –– но, если присмотреться, то в каждом помещении у стен свой цвет. «Из-за большого окна и меньшей площади в гостиной светлее, чем на кухне: ей достался чуть более тёмный цвет стен, чтобы компенсировать разницу между смежными помещениями. В гостиной и кабинетах стены поярче, так как эта сторона в целом более солнечная. При этом шалфейные оттенки сочетаются с белыми дверями и оконными рамами, красноватым оттенком дореволюционной мебели и живыми растениями», –– рассказывает Тоня.
С двух сторон от кровати –– шкафы XIX века, свой у каждого из хозяев. Правый получил в народе название «шкаф-монашка» –– из-за того, что у священнослужительниц были шкафы похожего строения: в такую ячейку должны помещаться все личные вещи. Особенность шкафа в том, что одежду нельзя повесить –– только сложить. Для рубашек и костюмов рядом добавили открытый рейл.
«Шкаф-монашка –– одно из моих ранних приобретений и один из первых опытов работы с хорошим реставратором. Можно сделать быстро и дешево с применением современных материалов, но это не мой путь –– я предпочитаю аутентичные способы. Не с первого раза, но я всё-таки нашёл мастера-реставратора, который придерживается близкого мне подхода», – рассказывает Саша.
«Шкаф-монашка –– одно из моих ранних приобретений и один из первых опытов работы с хорошим реставратором. Можно сделать быстро и дешево с применением современных материалов, но это не мой путь –– я предпочитаю аутентичные способы. Не с первого раза, но я всё-таки нашёл мастера-реставратора, который придерживается близкого мне подхода», – рассказывает Саша.
Диван и кресло в стиле неорококо (70-е годы XIX века) достались хозяевам в плачевном состоянии, хотя и не без бонусов: на передних ножках сохранились оригинальные колёсики. «Интересно, что передние ножки у них красивые и резные, а задние совершенно обычные, да и задняя сторона спинки черновая. Это связано с дореволюционной интерьерной модой: мебель расставляли вдоль стен, и задние ножки были не очень заметны», –– отмечают владельцы.
Шкаф Тони немного «моложе» (вторая половина XIX века) и покорил хозяйку красивым старинным зеркалом с фацетом.
Венский стул возле трюмо нашли на улице на следующий день после венчания – символично, что у него на сиденье есть лёгкое тиснение в виде колец. В начале XX века его сделали на фабрике братьев Кон.
Венский стул возле трюмо нашли на улице на следующий день после венчания – символично, что у него на сиденье есть лёгкое тиснение в виде колец. В начале XX века его сделали на фабрике братьев Кон.
Судя по историческим документам, основную перепланировку в квартире сделали в 20-х годах прошлого века, и связана она была с уплотнением. Так появилась перегородка между коридором и одной из комнат (сейчас здесь находится кабинет Тони). В стену буквально вмуровали советскую печку-цилиндр, чтобы она отапливала и жилую часть, и общественную. Новые владельцы покрасили печь белой краской, чтобы она напоминала классическую колонну.
Кабинет Саши –– комната, у которой в исходной планировке был отдельный вход с лестницы. Скорее всего, на момент постройки дома здесь планировался рабочий кабинет хозяина, где он мог бы принимать посетителей. А ещё это единственное помещение, где в годы коммунального прошлого сделали капитальный ремонт, поэтому оригинальный паркет не сохранился. Пострадало и окно: вместо родного деревянного бывшие владельцы установили пластиковый стеклопакет.
Оригинальное окно новые хозяева в итоге выкупили у соседей, которые делали ремонт и планировали его выбросить –– сейчас рама находится на реставрации. Пол затянули ковролином, чтобы максимально быстро и бюджетно решить вопрос с напольным покрытием.
Оригинальное окно новые хозяева в итоге выкупили у соседей, которые делали ремонт и планировали его выбросить –– сейчас рама находится на реставрации. Пол затянули ковролином, чтобы максимально быстро и бюджетно решить вопрос с напольным покрытием.
Самая ценная вещь в интерьере –– бюро конца XVIII века. Предмет принадлежал аптекарю Гаммерману –– Саша выкупил его у наследников. В музее Достоевского есть рецепт, который писателю выписал Гаммерман –– вполне возможно, что именно за этим бюро. Здесь огромное количество ящиков для лекарств, бумаг, этикеток, рецептов –– и некоторые из них до сих пор едва-едва пахнут микстурами. За свою долгую жизнь бюро съездило за границу и обратно, пострадало при пожаре, растеряло три из четырёх оригинальных ножек. На его реставрацию ушло шесть месяцев.
Рядом с бюро стоит остеклённая витрина конца XIX века –– в оригинале она использовалась как книжный шкаф. Дубовый письменный стол Саша купил у своего реставратора: исторически его поверхность была затянута зелёным сукном, но владелец планирует заменить его тонкой кожей.
Рядом с бюро стоит остеклённая витрина конца XIX века –– в оригинале она использовалась как книжный шкаф. Дубовый письменный стол Саша купил у своего реставратора: исторически его поверхность была затянута зелёным сукном, но владелец планирует заменить его тонкой кожей.
«Наша главная цель в санузлах –– сделать капитальный ремонт, который не выглядел бы слишком новым», –– смеётся Тоня. Для этого все переходы между плоскостями решили сделать радиусными –– теперь они перекликаются со скруглёнными окнами. Строитель равнял переходы блюдцем, чтобы добиться одинаковой геометрии на всех стыках. В итоге ещё никто из гостей не догадался, что это современное решение, которого не было в оригинальном интерьере.
В квартире сохранилось не так уж много «родных» ручек и шпингалетов, но помог случай –– у соседей из коммуналки сверху случилась протечка. «Я предложил владельцам варианты решения на выбор: либо оплатить ремонт нашего потолка, либо поделиться фурнитурой (я прохожусь по их квартире — собираю ручки и шпингалеты, которые мне понравятся). Соседи подумали, что я сумасшедший, и с радостью выбрали второй вариант», — вспоминает Саша. Так латунная фурнитура стала завершающим штрихом проекта и придала ему особый дореволюционный колорит.
———————————————————
В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
► Через Houzz можно нанять дизайнера или архитектора в любом городе. Начать поиск специалиста для вашей задачи
———————————————————
———————————————————
В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
► Через Houzz можно нанять дизайнера или архитектора в любом городе. Начать поиск специалиста для вашей задачи
———————————————————
Место: Санкт-Петербург, Большой проспект Петроградской стороны
Размер: 112 кв. м
Кто здесь живёт: Александр и Антонина Марковы. Тоня занимается дизайном интерьеров и хоумстейджингом, Саша работает в сфере маркетинга
История: Квартира находится в известном «Доме с совами», выполненном в стиле северного модерна. Здание было построено в 1906—1907 годах, сегодня имеет статус выявленного объекта культурного наследия.
Автор проекта: хозяйка квартиры Антонина Маркова
Фото: Екатерина Титенко, Чернышова Анна
Стилист: Анна Королева