Статья практикующего дизайнера
Советы про сад и растения
Сад «новой волны»: 5 дизайнеров, которые его определили
Когда и как появился «сад интеллигентного лентяя» — рассказывает ландшафтный дизайнер
К началу XX века в Европе практически не осталось диких уголков леса. Все было вычищено, где возможно — выстрижено и дополнено культурными, выведенными селекционерами растениями. Природа обязана была подчиняться требованиям человека и к функционалу, и к эстетике. Однако темп жизни людей постоянно ускорялся, а у садовладельцев оставалось все меньше времени на трудоемкий уход за садом. Выходом стал сад новой волны.
► Об авторе: главный ландшафтный архитектор студии «Разумный сад» — Оксана Разумовская — занимается проектированием и профессиональным уходом за садами уже более 27 лет.
► Об авторе: главный ландшафтный архитектор студии «Разумный сад» — Оксана Разумовская — занимается проектированием и профессиональным уходом за садами уже более 27 лет.
Интересует ландшафтный дизайн?
Давайте подберем исполнителя по вашим критериям
Давайте подберем исполнителя по вашим критериям
На фото: Нужно быть немного художником, чтобы увидеть красоту природных цветников, ведь многие видят тут только “бурьян”
Нет видовых точек
Сады “новой волны” создаются таким образом, что в них нет столь выраженной структуры, привычных видовых картин и перспективных видов (“вист”). В классическом зеленом строительстве каждому повороту дорожки, каждому виду из окна дается яркий акцент в саду, который будет привлекать внимание — декоративноцветущее дерево, древесно-кустарниковая группа или пышный цветник.
В садах “новой волны” такая яркая декоративность отсутствует. Растения в композициях подбираются по большей части из местного и близкого к дикорастущему ассортименту, такие растения хорошо приживаются и создают пышную массу, у них другая красота — более тонкая и изысканная.
Нет видовых точек
Сады “новой волны” создаются таким образом, что в них нет столь выраженной структуры, привычных видовых картин и перспективных видов (“вист”). В классическом зеленом строительстве каждому повороту дорожки, каждому виду из окна дается яркий акцент в саду, который будет привлекать внимание — декоративноцветущее дерево, древесно-кустарниковая группа или пышный цветник.
В садах “новой волны” такая яркая декоративность отсутствует. Растения в композициях подбираются по большей части из местного и близкого к дикорастущему ассортименту, такие растения хорошо приживаются и создают пышную массу, у них другая красота — более тонкая и изысканная.
Есть куртины
Изменился не только ассортимент растений, но и способ посадки. Если раньше популярностью пользовались миксбордеры, в основе которых лежал внушительный ассортимент растений
то в садах «новой волны» декоративный эффект идет за счет крупных куртин из растений одного вида.
Факт: Важна именно общая масса посадок.
Изменился не только ассортимент растений, но и способ посадки. Если раньше популярностью пользовались миксбордеры, в основе которых лежал внушительный ассортимент растений
то в садах «новой волны» декоративный эффект идет за счет крупных куртин из растений одного вида.
Факт: Важна именно общая масса посадок.
Сад, красивый круглый год
В композициях большую роль имеют злаки — они декоративны весь сезон, от яркой зелени молодых ростков и колышущегося моря колосьев до графично выделяющихся на фоне снега стеблей.
Рукотворный сад
Сад «новой волны» — это НЕ — “само так выросло”. Это всегда результат профессиональной работы ландшафтных архитекторов, озеленителей и садовников. Вот, кому мы обязаны появлением такого стиля в ландшафтном дизайне.
В композициях большую роль имеют злаки — они декоративны весь сезон, от яркой зелени молодых ростков и колышущегося моря колосьев до графично выделяющихся на фоне снега стеблей.
Рукотворный сад
Сад «новой волны» — это НЕ — “само так выросло”. Это всегда результат профессиональной работы ландшафтных архитекторов, озеленителей и садовников. Вот, кому мы обязаны появлением такого стиля в ландшафтном дизайне.
На фото: цветники в стиле “кантри” и использование простых местных растений — вот родоначальники “новой волны”
#1 Живопись растениями Гертруды Джекилл
Одной из основоположниц нового стиля можно считать Гертруду Джекилл. Она создавала свои сады в Англии во второй половине XIX века, объединяя дикую силу природы и ухоженность домашнего сада. Благодаря живописности садов Джекилл ее метод стали называть «живописью растениями».
Сады в стиле Джекилл считаются визитной карточной ландшафтного дизайна в стиле кантри, где именно растительный компонент занимает ведущую позицию при построении композиции, а не функциональное наполнение.
#1 Живопись растениями Гертруды Джекилл
Одной из основоположниц нового стиля можно считать Гертруду Джекилл. Она создавала свои сады в Англии во второй половине XIX века, объединяя дикую силу природы и ухоженность домашнего сада. Благодаря живописности садов Джекилл ее метод стали называть «живописью растениями».
Сады в стиле Джекилл считаются визитной карточной ландшафтного дизайна в стиле кантри, где именно растительный компонент занимает ведущую позицию при построении композиции, а не функциональное наполнение.
На фото: “кантри” композиция — буйство цвета при жесткой геометрии.
Гертруда Джекилл скончалась в 1932 году, прожив почти до 90 лет. След, оставленный ею в садово-парковом искусстве, был настолько значителен, что созданные ею сады сегодня восстанавливаются и реставрируются, её книги переиздаются. Считается, что именно Гертруда Джекилл заложила основы современного садового дизайна, популяризируя неформальный, натуралистический взгляд на садоводство, который разительно отличался от формальных пейзажей викторианской эпохи.
Гертруда Джекилл скончалась в 1932 году, прожив почти до 90 лет. След, оставленный ею в садово-парковом искусстве, был настолько значителен, что созданные ею сады сегодня восстанавливаются и реставрируются, её книги переиздаются. Считается, что именно Гертруда Джекилл заложила основы современного садового дизайна, популяризируя неформальный, натуралистический взгляд на садоводство, который разительно отличался от формальных пейзажей викторианской эпохи.
На фото: когда-то попытка вписать местные и “дикие” растения в структуру ухоженного сада была практически революционной
#2 Мощение в саду Мин Руйс
Последовательницей идей Гертруды Джекилл стала Вильгельмина (Мин) Якоба Руйс. После второй мировой войны она вступила в группу архитекторов, проповедующих отрицание художественных излишеств и проводящих эксперименты с использованием различных материалов и растений, создающих индустриализацию ландшафта.
Последовательницей идей Гертруды Джекилл стала Вильгельмина (Мин) Якоба Руйс. После второй мировой войны она вступила в группу архитекторов, проповедующих отрицание художественных излишеств и проводящих эксперименты с использованием различных материалов и растений, создающих индустриализацию ландшафта.
Поначалу в творчестве Руйс было много монументальности, но позже в стиле возобладали простота и легкость. В поисках оптимального использования пространства Мин размещала дорожки, террасы и цветники под углом к зданиям, за что получила прозвище «Косая Мин». Мин Руйс придавала значение не только цветовым сочетаниям растений, но и фактуре и форме листьев, изменению окраски по сезонам, декоративности плодов, игре света и тени, возможности натурализации растений.
Ее эксперименты с покрытиями дорожек в условиях послевоенной экономии привели к появлению тротуарной плитки разных размеров с поверхностью из гравия разных фракций и оттенков.
Руйс призывала использовать не только культурные растения, но и дикорастущую флору. Очень аккуратно относилась к мебели в саду, но при этом первая поставила в сад кресла и шезлонги, которые теперь стали обычными. Мин Руйс называют матерью модернизма, она признана одной из десяти лучших ландшафтных дизайнеров XX столетия.
Ее эксперименты с покрытиями дорожек в условиях послевоенной экономии привели к появлению тротуарной плитки разных размеров с поверхностью из гравия разных фракций и оттенков.
Руйс призывала использовать не только культурные растения, но и дикорастущую флору. Очень аккуратно относилась к мебели в саду, но при этом первая поставила в сад кресла и шезлонги, которые теперь стали обычными. Мин Руйс называют матерью модернизма, она признана одной из десяти лучших ландшафтных дизайнеров XX столетия.
На фото: на контрасте с гладью газона композиция смотрится фантастически
#3 Злаки в саду Карла Форстера
Важным участником формирования стиля “новая волна” в первой половине XX в. был немецкий садовник и селекционер Карл Форстер. В своем экспериментальном саду он одним из первых стал применять декоративноцветущие злаки и папоротники, с помощью выведенных им сортов дельфиниума и флокса привнес в сад голубой цвет. Его сад был разбит на тематические фрагменты (рокарий, водоем с кувшинками, экспериментальные цветники) и располагался в террасированном понижении рельефа (“утопленный сад”), благодаря чему в саду для растений создавался благоприятный микроклимат.
#3 Злаки в саду Карла Форстера
Важным участником формирования стиля “новая волна” в первой половине XX в. был немецкий садовник и селекционер Карл Форстер. В своем экспериментальном саду он одним из первых стал применять декоративноцветущие злаки и папоротники, с помощью выведенных им сортов дельфиниума и флокса привнес в сад голубой цвет. Его сад был разбит на тематические фрагменты (рокарий, водоем с кувшинками, экспериментальные цветники) и располагался в террасированном понижении рельефа (“утопленный сад”), благодаря чему в саду для растений создавался благоприятный микроклимат.
На фото: «сад интеллигентного лентяя» — выражение Карла Форстера, который использовал только неприхотливые растения. Качественно собранная композиция будет устойчива довольно долгое время без серьезного ухода. Но чтобы этого качества добиться, нужно много знаний и опыта.
На заднем плане — вейник сорта “Карл Форстер”, одно из популярнейших растений для садов “новой волны”
На фото: желтые головки гелениума осеннего “горят” на фоне мрачного неба. А в средней полосе такая погода к сожалению совсем не редкость
На фото: “моно-композиции” могут быть очень внушительными
#4 Сады Пита Удольфа
Это голландский дизайнер, создающий сады с середины XX в. — один из главных создателей стиля “новая волна”. Английские сады считал скучными и искусственными. Ему не нравилось, что сад постоянно подкидывает садовнику «обязательные задачи».
Удольф хотел видеть сад живым, самостоятельно живущим своей жизнью. При создании садов в стиле “новой волны” он говорил: «Думайте не о том, как сделать сад пурпурным или голубым. Сначала объедините формы, а затем продумайте, какой цвет подойдет для этой картины». Его примерная формула: 30% растений декоративна весной, 40% в летний период, 25% в осенний, а 5% — это зимнее украшение сада. Основы его композиций — это устойчивые многолетники и злаки, распределенные по уровням, каждый на своем месте.
Это голландский дизайнер, создающий сады с середины XX в. — один из главных создателей стиля “новая волна”. Английские сады считал скучными и искусственными. Ему не нравилось, что сад постоянно подкидывает садовнику «обязательные задачи».
Удольф хотел видеть сад живым, самостоятельно живущим своей жизнью. При создании садов в стиле “новой волны” он говорил: «Думайте не о том, как сделать сад пурпурным или голубым. Сначала объедините формы, а затем продумайте, какой цвет подойдет для этой картины». Его примерная формула: 30% растений декоративна весной, 40% в летний период, 25% в осенний, а 5% — это зимнее украшение сада. Основы его композиций — это устойчивые многолетники и злаки, распределенные по уровням, каждый на своем месте.
Пример композиции Пита Удольфа
Удольф считал, что нет некрасивых растений и нужно увидеть меняющуюся декоративность каждого из них: если растение отцветает и теряет цвет, то остается его выразительная форма.
Идея Удольфа о том, что природа и мегаполис совместимы, и можно быть в комфорте города, но иметь рядом живые уголки понравилась и городским властям, и жителям. Можно не выезжая загород прийти, вдохнуть свежий воздух и насладиться видом дикорастущих трав — в этом основная задача городских садов Удольфа, в которых главная роль отводится растениям, а человек присутствует не как творец и хозяин, а лишь наблюдатель.
Идея Удольфа о том, что природа и мегаполис совместимы, и можно быть в комфорте города, но иметь рядом живые уголки понравилась и городским властям, и жителям. Можно не выезжая загород прийти, вдохнуть свежий воздух и насладиться видом дикорастущих трав — в этом основная задача городских садов Удольфа, в которых главная роль отводится растениям, а человек присутствует не как творец и хозяин, а лишь наблюдатель.
На фото: сплошная отсыпка гравием — спасение для мест, где не растет газон
#5 Гравийный сад Беатрис Шатто
Из всех садовников Англии XX в. самой известной считается Беатрис Шатто. В 60-х годах она создала свой сад на месте скучных сельскохозяйственных угодий. Именно она впервые применила гравийный сад, который принципиально отличается от рокария, альпинария и традиционного японского сухого сада.
#5 Гравийный сад Беатрис Шатто
Из всех садовников Англии XX в. самой известной считается Беатрис Шатто. В 60-х годах она создала свой сад на месте скучных сельскохозяйственных угодий. Именно она впервые применила гравийный сад, который принципиально отличается от рокария, альпинария и традиционного японского сухого сада.
Основная идея — максимально эффектно представить растения в своём природном облике на естественном фоне, который создаётся масштабными по площади засыпками из гравия. Мелкие, сыпучие фракции используются для отсыпки дорожек и площадок, необходимых для передвижения по саду, а также для мульчирования почвы под растениями и внесения в почвенный субстрат в качестве разрыхляющего элемента. В основу идеи флористического наполнения гравийного сада легли образы пышно растущих прерий, буйных степей и выразительных каменистых осыпей.
Экологическая направленность нового стиля определила интерес к нетрадиционным в садоводстве растениям — полудиким и невзрачным, которые благодаря садам Бет Шатто и Пита Удольфа снискали любовь и привязанность многих садоводов во всём мире.
Сады “новой волны” создаются романтиками для романтиков — людей, которые умеют видеть совершенство творений природы и готовы сдаться ей и просто наблюдать.
Это сад, организованный по природному образцу — с растениями, которым не требуется укрытие на зиму, которые не предполагают сложный уход вроде регулярной стрижки.
Сад новой волны пришел на смену регулярным садам. Появились природные сады (Naturgarden), сложилась мода на каменистые сады с использованием альпийской флоры (Rockgarden). Некоторые европейские мастера садового дизайна проводили эксперименты, вдохновляясь дикой природой. Это был новый взгляд на садовое искусство, поиски нового вдохновения. Таким образом началось формирование нового стиля в ландшафтной архитектуре — «новая волна».