Статья практикующего дизайнера
Советы про сад и растения
Управляй вниманием: Как показать сад во всей его красе
Объясняет практикующий ландшафтный дизайнер
Почему одни посадки притягивают взгляд, а другие мы не замечаем, пока хозяин буквально не покажет на них пальцем? Почему простейшие по составу растений ландшафтные проекты выглядят как «картинка в журнале», а любительские сады, полные эффектных насаждений, смотрятся лоскутным одеялом?
На самом деле, в наших силах руководить взглядом зрителя, демонстрируя ровно те растения, что нам нужны. И как следствие — сильно экономить на посадочном материале в оставшейся части сада.
На самом деле, в наших силах руководить взглядом зрителя, демонстрируя ровно те растения, что нам нужны. И как следствие — сильно экономить на посадочном материале в оставшейся части сада.
На фото: главным акцентом здесь выступает дом. А это значит, миксбордер должен подчеркнуть его красоту, не борясь за внимание зрителя
Секреты царских садовников
Обратимся к истории садово-паркового искусства. Изначально прекрасные сады доступны были только богатым людям и царственным особам. И гуляли по этим садам отнюдь не простые гости, а в том числе и главы иностранных государств. Эффект «чтобы все ахнули» — это была своего рода государственная необходимость, престиж державы. Поэтому вся планировка сада была подчинена созданию видовых точек. Таких, что будут интересны пешим гуляющим, всадникам и пассажирам карет.
Обратимся к истории садово-паркового искусства. Изначально прекрасные сады доступны были только богатым людям и царственным особам. И гуляли по этим садам отнюдь не простые гости, а в том числе и главы иностранных государств. Эффект «чтобы все ахнули» — это была своего рода государственная необходимость, престиж державы. Поэтому вся планировка сада была подчинена созданию видовых точек. Таких, что будут интересны пешим гуляющим, всадникам и пассажирам карет.
- В центральной части парка всегда располагались прямолинейные аллеи с обязательным акцентом в конце — это мог быть фонтан, скульптура или павильон.
- В прогулочной части делали более свободную планировку дорожек и специальным образом формировали лес, кажущийся диким. Деревья в нем картинно приоткрывали кулисы, периодически акцентируя внимание то на группе сосен, то на многовековом дубе, то на живописной рукотворной руине.
- Обязательны в царских парках были широта и простор: открытые пространства газонов, партерных цветников и прудов, в которых отражались постройки, как бы удваивая свою роскошь.
- Ритм открытых и закрытых пространств, каскады полян, горельефы и барельефы в опушках, акцентные деревья-солитеры и «самое красивое место» Пьетро Гонзаго — все это специалисты садово-паркового искусства изучают целый учебный год в университете.
На фото: поднимаясь по лестнице, мы не обратим внимание на стену — взгляд скорее притянет яркий цветник
На фото: для передвижения верхом, в карете или в автомобиле такой вид приемлем, когда как для пешего человека он будет казаться слишком монотонным. Ландшафтный архитектор должен учитывать и такие моменты
На фото: « — А чьи это поля? — Маркиза, маркиза Карабаса!» Приоткрывающиеся окошки в живой изгороди притягивают внимание
На фото: стриженый кустарник стал акцентом, отвлекающим внимание от входа в дом
Как использовать визуальные приемы в маленьком саду
Чтобы добиться «вау-реакции» если не у королей, то хотя бы у приезжающих погостить родственников, вам не нужны гектары угодий. Визуальные эффекты отлично работают и в маленьких садах.
Акцентные точки въездной зоны
Первое, что встречает посетителей сада — подъездная дорога, ворота и дом. Какие же тут делать акценты, если кругом мощение и постройки? В этом месте участка главную роль будут играть вазоны и кадочные культуры: украсьте пространство возле ограждения группой вазонов в одном стиле, но разной формы, навесьте на окна и перила кашпо с ампельными растениями — и вот уже первое впечатление создано.
Как использовать визуальные приемы в маленьком саду
Чтобы добиться «вау-реакции» если не у королей, то хотя бы у приезжающих погостить родственников, вам не нужны гектары угодий. Визуальные эффекты отлично работают и в маленьких садах.
Акцентные точки въездной зоны
Первое, что встречает посетителей сада — подъездная дорога, ворота и дом. Какие же тут делать акценты, если кругом мощение и постройки? В этом месте участка главную роль будут играть вазоны и кадочные культуры: украсьте пространство возле ограждения группой вазонов в одном стиле, но разной формы, навесьте на окна и перила кашпо с ампельными растениями — и вот уже первое впечатление создано.
На фото: акценты могут быть и такими — небольшими и мобильными
На фото: а вот здесь акцента в конце аллеи нет, но так хочется, чтобы он был
Прямолинейная дорожка + сбивка
Тут действуем как царские садовники: на конце обязательно ставим нечто привлекательное. Если не фонтан, то небольшую скульптуру.
Прямолинейная дорожка + сбивка
Тут действуем как царские садовники: на конце обязательно ставим нечто привлекательное. Если не фонтан, то небольшую скульптуру.
На фото: вариант с аркой над скамейкой…
На фото:… или просто со скамейкой
Если тропинка ведет к хозпостройке, расположите в конце дорожки площадку-сбивку. Это может быть круглая или прямоугольная замощенная площадка со скульптурой или вазонами в центре. Или же кольцевая дорожка, внутри которой будет располагаться интересная группа растений, красивое дерево или даже фонтан.
Если постройка небольшая, то площадку можно расположить ближе к ней, если это нечто высокое — то ближе к дому. Чтобы взгляд «не блуждал», по бокам от площадки можно создать кулисы из стриженых кустарников.
Цель: Сместить акцент с неприглядного здания на красивый объект. Например, такую перголу невозможно не заметить. А стена дома «в конце тоннеля» задекорирована гортензией.
Если постройка небольшая, то площадку можно расположить ближе к ней, если это нечто высокое — то ближе к дому. Чтобы взгляд «не блуждал», по бокам от площадки можно создать кулисы из стриженых кустарников.
Цель: Сместить акцент с неприглядного здания на красивый объект. Например, такую перголу невозможно не заметить. А стена дома «в конце тоннеля» задекорирована гортензией.
На фото: дорожка явно идет к домику, но деревце в центре сбивает с него акцент, делая вид более интересным
Криволинейные дорожки
Есть такое понятие «визуальный комфорт зрения» — это тот угол, который позволяет без труда различить все предметы в общем и в деталях. Для человека этот угол составляет примерно 30 градусов. И хотя общее поле зрения намного шире, но именно эти 30 градусов являются главными для восприятия.
Представьте, что вы идете по плавно изгибающейся дорожке, идете бесцельно прогуливаясь, без желания что-то разглядеть или встретить знакомого человека. Смотрите прямо и расслабленно. Вашему взгляду постепенно будут открываться разные виды. Если представить поворот дорожки на плане, то в высшей его точке с внешней стороны будет располагаться место, в которое «упрется» взгляд при прогулке в любом направлении. Вот это и будет акцентная точка.
Что именно там располагать? Обычно — крупное красивое дерево, группу кустарников, рокарий, цветник или небольшую полянку, вид на которую откроется «внезапно». Все эти решения обычно принимает ландшафтный дизайнер, когда проектирует сад для клиента.
Есть такое понятие «визуальный комфорт зрения» — это тот угол, который позволяет без труда различить все предметы в общем и в деталях. Для человека этот угол составляет примерно 30 градусов. И хотя общее поле зрения намного шире, но именно эти 30 градусов являются главными для восприятия.
Представьте, что вы идете по плавно изгибающейся дорожке, идете бесцельно прогуливаясь, без желания что-то разглядеть или встретить знакомого человека. Смотрите прямо и расслабленно. Вашему взгляду постепенно будут открываться разные виды. Если представить поворот дорожки на плане, то в высшей его точке с внешней стороны будет располагаться место, в которое «упрется» взгляд при прогулке в любом направлении. Вот это и будет акцентная точка.
Что именно там располагать? Обычно — крупное красивое дерево, группу кустарников, рокарий, цветник или небольшую полянку, вид на которую откроется «внезапно». Все эти решения обычно принимает ландшафтный дизайнер, когда проектирует сад для клиента.
На фото: в этом саду четко видно, как «закреплен» акцентом каждый поворот дорожки
На фото: изгиб дорожки приводит к площадке для отдыха. Но с самой площадки вид будет открываться совсем другой, с этой точки его не видно
На фото: акцентная древесно-кустарниковая группа довольно большая, но изгиб дорожки настолько плавный, что позволяет долго любоваться этим ландшафтным решением. А сколько неприглядных сарайчиков можно спрятать таким образом?
Важно: Акцент будет виден только пока попадает в те заветные 30 градусов комфортного зрения. Чем плавнее дорожка, тем раньше заметят и дольше будут наслаждаться видом. Чем круче поворот, тем внезапнее и ярче, но и скоротечнее будет эффект. Чем больше поворотов на дорожке, тем больше на ней будет акцентных точек. Но тут важно не перестараться: во-первых, извилистые дорожки сильно удлиняют маршрут, что не всегда уместно и удобно. Во-вторых, пресыщение красотой тоже не на пользу.
Важно: Акцент будет виден только пока попадает в те заветные 30 градусов комфортного зрения. Чем плавнее дорожка, тем раньше заметят и дольше будут наслаждаться видом. Чем круче поворот, тем внезапнее и ярче, но и скоротечнее будет эффект. Чем больше поворотов на дорожке, тем больше на ней будет акцентных точек. Но тут важно не перестараться: во-первых, извилистые дорожки сильно удлиняют маршрут, что не всегда уместно и удобно. Во-вторых, пресыщение красотой тоже не на пользу.
На фото: посмотрите на расположение скульптуры — она видна и от входа в дом, и с площадки отдыха, и будет привлекать внимание идущего по дорожке человека, сбивая ощущение «взгляда в стену»
На фото: акцентные растения расположены строго напротив площадки отдыха, так что любоваться ими можно намного дольше
Водоемы. Водоем сам по себе является довольно серьезным акцентом в саду. На большой территории можно «понакрутить» поворотов дорожек, чтобы гладь воды то открывалась зрителю, то пряталась за кулисной посадкой. Для человека, отдыхающего на берегу, также важно создать несколько красивых видов.
Если участок небольшой — заставьте пруд казаться больше своих истиных размеров. Например, его можно сделать продолговатой формы, а площадку отдыха расположить в точке, с которой будет видна вся его длина. Чем длиннее перспектива, тем больше кажется объект. Круглый пруд того же объема будет казаться намного меньше, потому что его берега располагаются ближе к зрителю. Если на конце перспективного вида расположить нечто красивое, то вид его удвоится отражением, что может создать поистине грандиозный эффект.
На фото: вазон, стенка и подсветка создают эффект «продолжения» декоративного пруда
На фото: с площадки, расположенной на длинной оси, водоем будет казаться больше
На фото: арка — проверенный способ привлечь внимание к тому, что она обрамляет
Вид из окон дома
При создании сада иной раз забывают, что «зрители» оценивают его не только с улицы, но и изнутри помещений. Здесь можно действовать двумя способами. Можно расставить мебель так, чтобы заветные 30 градусов взгляда были направлены в самые интересные уголки сада. Поворот кресла, расположение обеденного стола, установка мольберта…
При создании сада иной раз забывают, что «зрители» оценивают его не только с улицы, но и изнутри помещений. Здесь можно действовать двумя способами. Можно расставить мебель так, чтобы заветные 30 градусов взгляда были направлены в самые интересные уголки сада. Поворот кресла, расположение обеденного стола, установка мольберта…
Высший пилотаж — когда планировку дома и создание ландшафта разрабатывают одновременно и параллельно (архитектор и ландшафтный дизайнер).Тогда не будет ситуаций, что окно гостиной распахивается на ту часть сада, где не посадить запланированные растения — слишком тенисто, болотисто и прочее.
Если дом уже построен, можно пойти обратным путем — планировать сад от сложившегося интерьера. Посидите на диване, за столом, если кухонная мойка у окна — постойте возле нее. Если ванная комната с окном — полежите в ванне. Так вы узнаете, куда направлен ваш взгляд и где лучше расположить интересные элементы сада. Это могут быть как растения, так и скульптуры. Если в поле зрения попадают постройки — важно придумать, как их задекорировать или, напротив, сделать самостоятельными акцентами.
Если дом уже построен, можно пойти обратным путем — планировать сад от сложившегося интерьера. Посидите на диване, за столом, если кухонная мойка у окна — постойте возле нее. Если ванная комната с окном — полежите в ванне. Так вы узнаете, куда направлен ваш взгляд и где лучше расположить интересные элементы сада. Это могут быть как растения, так и скульптуры. Если в поле зрения попадают постройки — важно придумать, как их задекорировать или, напротив, сделать самостоятельными акцентами.
На фото: прекрасный вид — это не случайность, а грамотная работа специалиста
Правильно расставленные акценты делают сад запоминающимся и интересным в любое время года. А еще экономят много средств. Ведь так обидно купить дорогое растение, но никогда его не замечать. Разумного вам сада!
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Какие видовые точки управляют вниманием в вашем саду? Делитесь фотографиями в комментариях под статьей
Правильно расставленные акценты делают сад запоминающимся и интересным в любое время года. А еще экономят много средств. Ведь так обидно купить дорогое растение, но никогда его не замечать. Разумного вам сада!
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Какие видовые точки управляют вниманием в вашем саду? Делитесь фотографиями в комментариях под статьей
Принцип акцентирования проще всего объяснить на интерьерном примере. Войдя в комнату, человек невольно смотрит на окно (как самое светлое пятно) или же обращает внимание на самый яркий предмет в обстановке. Зная это, дизайнеры наполняют интерьеры фокусами или «фокусными точками». То есть самым эффектным делают место, куда гарантированно будет направлен взгляд. Даже если весь остальной интерьер будет скромным, «вау-эффект» все равно сохранится.
В саду работают ровно те же визуальные правила, просто фокусные точки менее очевидны.
На фото: проверьте себя — что вы увидели сначала: дерево или морскую гладь?