«Деревянный» промдизайн: Есть ли он вообще в России
Разбираемся с ценой и ценностью деревянной мебели made in Russia
В московском ЦДХ уже в третий раз пройдет выставка WOOD WORKS (12-14 мая). Выставляться, как и прежде, будут мастерские деревянной мебели небольших тиражей из разных уголков страны. Стоит ли идти? Достоин ли внимания самобытный деревянный промдизайн отечественного изготовления? Да и есть ли он вообще? Вопрос мы адресовали организаторам и участникам предстоящей выставки.
BLUE
«Ремесленное производство предметов из дерева в России только начинает развиваться, все тенденции идут с Запада, — говорит Арсений Воробьев, дизайнер, управляющий мастерской Александра Воробьева. — Например, там несколько лет назад начали “перерабатывать” традиции Джорджа Накашимы с его мебелью из слэбов дерева, такие предметы стали невероятно популярны, и вот эта тенденция уже полностью поглотила российский рынок.
Так происходит и с другими трендами. Естественно, все приходящее подвергается каким-то изменениям, это и можно назвать на данный момент “made in Russia”».
Так происходит и с другими трендами. Естественно, все приходящее подвергается каким-то изменениям, это и можно назвать на данный момент “made in Russia”».
«Российский рынок “деревянного” предметного дизайна еще только формируется, — это его основное отличие от основных иностранных рынков, — говорит дизайнер Владислав Рудницкий, совладелец компании Doors Brothers Manufactory. — Несомненно, он стремится соответствовать западным трендам».
Космополитизм русского предметного дизайна прослеживается и в стилистике мебели на Wood Works. Преобладают эко-стиль, midcentury, индустриальный стиль, скандинавский дизайн и минимализм. К третьей выставке увеличилось количество предметов в стилистике ар-деко.
Кроме того, популярны направления reclaimed и upcycle, когда используются старые доски и другие предметы, бывшие в употреблении. Так, впервые на WOOD WORKS будет представлена мебель с элементами из интерьеров старых самолетов.
ПО ТЕМЕ…
Портрет: Ростовская мастерская лофтовых дверей Doors Brothers
Космополитизм русского предметного дизайна прослеживается и в стилистике мебели на Wood Works. Преобладают эко-стиль, midcentury, индустриальный стиль, скандинавский дизайн и минимализм. К третьей выставке увеличилось количество предметов в стилистике ар-деко.
Кроме того, популярны направления reclaimed и upcycle, когда используются старые доски и другие предметы, бывшие в употреблении. Так, впервые на WOOD WORKS будет представлена мебель с элементами из интерьеров старых самолетов.
ПО ТЕМЕ…
Портрет: Ростовская мастерская лофтовых дверей Doors Brothers
Где же самобытность?
«К сожалению, спроса на русскую самобытность на внутреннем рынке я не наблюдаю. Возможно, в будущем появится русский кантри-тренд, деревенский русский стиль. Есть традиции — деревянное зодчество, крестьянская мебель, лавки. Это все можно адаптировать, — говорит дизайнер Владислав Рудницкий. — Сегодня, например в Америке, популярна мебель как у шейкеров, кухни в этом стиле.
В России пока мало кто работает со своей историей так же, как девушки из тбилисской студии ROOMS. У них предметный дизайн — осовремененные национальные традиции Грузии. Но и там это продукт для внешнего рынка. В России до последнего времени на западный рынок смотрели, пожалуй, только те, кто работает с галереями».
«К сожалению, спроса на русскую самобытность на внутреннем рынке я не наблюдаю. Возможно, в будущем появится русский кантри-тренд, деревенский русский стиль. Есть традиции — деревянное зодчество, крестьянская мебель, лавки. Это все можно адаптировать, — говорит дизайнер Владислав Рудницкий. — Сегодня, например в Америке, популярна мебель как у шейкеров, кухни в этом стиле.
В России пока мало кто работает со своей историей так же, как девушки из тбилисской студии ROOMS. У них предметный дизайн — осовремененные национальные традиции Грузии. Но и там это продукт для внешнего рынка. В России до последнего времени на западный рынок смотрели, пожалуй, только те, кто работает с галереями».
Работы участников WOOD WORKS I: Wood Deed
Сегодня попытки зародить тренд, связанный непосредственно с Россией, делают дизайнеры вполне функциональной мебели и предметов быта из дерева. Например, Wood deed используют на своей мебели старославянскую резьбу. Компания FUGA, делающая деревянную посуду, утварь и предметы декора, тоже строит дизайн на переосмыслении народных традиций.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Портрет: Конструкторское бюро WOOD DEED
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Портрет: Конструкторское бюро WOOD DEED
Круглая доска из коллекции «Север», фактура «Лед», светлый тон.
По мнению Арсения Воробьева, говорить о изначально российских концептах на этом рынке пока рано, но это не значит, что их нет. «Просто пока их слишком мало, чтобы заявить о себе. Будет фундамент — будут и собственные стилевые направления в России, и своя ниша в мировом дизайне мебели».
Не для всех это так уж важно. «Мы стараемся уходить от “самобытности”, “русского дизайна” и прочих терминов. Просто делаем мебель, которая нравится, что и рекомендуем всем остальным», — говорят учредители мастерской Ply Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер.
Не для всех это так уж важно. «Мы стараемся уходить от “самобытности”, “русского дизайна” и прочих терминов. Просто делаем мебель, которая нравится, что и рекомендуем всем остальным», — говорят учредители мастерской Ply Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер.
Крепеж для велосипеда из дуба
Россия и Запад: Сходства и отличия
По мнению Олега Дьяченко, западный и российский рынки деревянной мебели ручной работы не так уж сильно отличаются по качеству.
«Глядя на изделия, разницы особой я не вижу. Столы, сделанные в России, Италии или США, если они выполнены в определенном популярном стиле — например индастриал — не будут отличаться. И что касается материалов — у нас растет не только сосна и береза. Много интересной древесины начинает поступать с юга страны: дуб, вяз, карагач. Что, впрочем, не мешает некоторым мастерам использовать экзотические материалы, например, из Южной Америки. Цена, конечно, высока. А так в Москве можно хоть секвойю купить — в наличии со склада».
При этом на западном рынке богаче потребитель, отмечает Олег. Там больше тех, кто может себе позволить мебель ручной работы.
По мнению Олега Дьяченко, западный и российский рынки деревянной мебели ручной работы не так уж сильно отличаются по качеству.
«Глядя на изделия, разницы особой я не вижу. Столы, сделанные в России, Италии или США, если они выполнены в определенном популярном стиле — например индастриал — не будут отличаться. И что касается материалов — у нас растет не только сосна и береза. Много интересной древесины начинает поступать с юга страны: дуб, вяз, карагач. Что, впрочем, не мешает некоторым мастерам использовать экзотические материалы, например, из Южной Америки. Цена, конечно, высока. А так в Москве можно хоть секвойю купить — в наличии со склада».
При этом на западном рынке богаче потребитель, отмечает Олег. Там больше тех, кто может себе позволить мебель ручной работы.
Стол "Apollo"
«Мы во многих отраслях отстали от современного мира лет на 20. В производстве мебели у нас, пожалуй, самые большие шансы догнать Запад. Огромным преимуществом является то, что в стране производится самая качественная фанера, мебель из которой априори лучше большинства товаров даже крутых европейских брендов, — говорят Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер. — Специфика рынка еще в том, что у нас сейчас “золотое время”. Спрос достаточно велик, а конкуренции нет. Любой человек с нормальным вкусом и минимальными инвестициями может открыть столярное производство и делать востребованный продукт. Конечно, если он будет способен конкурировать с западной мебелью».
Работы участников WOOD WORKS I: Eskimooo
Не хватает квалификации
По мнению Владислава Рудницкого, минусы российского рынка деревянного дизайна — в отсутствии отработанных технологий, качественного сырья, материальной базы и квалифицированных столяров. Плюс — как всегда, в энтузиазме стартаперов.
«Главное отличие нашего рынка мебели — простота изделий, — считает Арсений Воробьев. — Это следствие нехватки квалифицированных специалистов. Мастер, которому не достает знаний особенностей материала, умения работать с ним, владения инструментом, просто не способен изготовить предмет высокого качества. Из этого вытекает упрощение. Упрощение в свою очередь способствует снижению цены (хоть и не всегда), но самое главное — понижению качества. Всевозможные сколы, неровности и тому подобное теперь можно попросту списать на своеобразность изделия. Отсюда и популярность старых досок, паллет и т.п. Но и тут бывают исключения — встречаются вещи, где есть намек на концепт, хотя это и редкость».
По мнению Владислава Рудницкого, минусы российского рынка деревянного дизайна — в отсутствии отработанных технологий, качественного сырья, материальной базы и квалифицированных столяров. Плюс — как всегда, в энтузиазме стартаперов.
«Главное отличие нашего рынка мебели — простота изделий, — считает Арсений Воробьев. — Это следствие нехватки квалифицированных специалистов. Мастер, которому не достает знаний особенностей материала, умения работать с ним, владения инструментом, просто не способен изготовить предмет высокого качества. Из этого вытекает упрощение. Упрощение в свою очередь способствует снижению цены (хоть и не всегда), но самое главное — понижению качества. Всевозможные сколы, неровности и тому подобное теперь можно попросту списать на своеобразность изделия. Отсюда и популярность старых досок, паллет и т.п. Но и тут бывают исключения — встречаются вещи, где есть намек на концепт, хотя это и редкость».
Еще одна специфическая особенность отрасли, по словам Владислава Рудницкого, заключается в том, что большинство изделий предметного дизайна производится под заказ ремесленниками. А массовое производство дизайнерских предметов из дерева, развитое во всем мире, у нас вообще отсутствует.
Отдельный штрих к пониманию рынка — эти люди, которые руками делают деревянную мебель. «Многие — из поколения “миллениалов”, не обязательно хипстеры. Кто-то хочет помодничать или заработать, а кто-то — потомственный столяр, художник, архитектор или дизайнер с профильным образованием. Последних, кстати, много среди участников выставки», — рассказывает Олег Дьяченко.
Отдельный штрих к пониманию рынка — эти люди, которые руками делают деревянную мебель. «Многие — из поколения “миллениалов”, не обязательно хипстеры. Кто-то хочет помодничать или заработать, а кто-то — потомственный столяр, художник, архитектор или дизайнер с профильным образованием. Последних, кстати, много среди участников выставки», — рассказывает Олег Дьяченко.
Дизайн или экспериментальная столярка?
Многие мастера, участники выставки, сегодня только делают выбор между DIY и производством. Кто-то продолжит делать штучные изделия, кому-то захочется производить серийную мебель.
Один из частых вопросов обывателя — как отличить дизайнерскую мебель ручной работы от «столярки из гаража». Олег считает его надуманным. «Потребители “вудкрафта” похожи на покупателей “фермерской еды”, foodies, — отмечает он. — Один сходил на рынок и доволен, другой ездит по деревням в поисках творога, а третьему мишленовский ресторан подавай. Так же и здесь. “Из гаража ”не всегда плохо, а “от дизайнера” не всегда хорошо. Мастерские открываются там, где есть условия — например, на бывших заводах. Чем не гараж? Как это сказывается на качестве? Никак. Так что я бы не отзывался пренебрежительно о гаражах, многие компании в них начинали».
Многие мастера, участники выставки, сегодня только делают выбор между DIY и производством. Кто-то продолжит делать штучные изделия, кому-то захочется производить серийную мебель.
Один из частых вопросов обывателя — как отличить дизайнерскую мебель ручной работы от «столярки из гаража». Олег считает его надуманным. «Потребители “вудкрафта” похожи на покупателей “фермерской еды”, foodies, — отмечает он. — Один сходил на рынок и доволен, другой ездит по деревням в поисках творога, а третьему мишленовский ресторан подавай. Так же и здесь. “Из гаража ”не всегда плохо, а “от дизайнера” не всегда хорошо. Мастерские открываются там, где есть условия — например, на бывших заводах. Чем не гараж? Как это сказывается на качестве? Никак. Так что я бы не отзывался пренебрежительно о гаражах, многие компании в них начинали».
Лампа из вяза
Дизайнерскую мебель ручной работы от кустарщины отличает уникальный и функциональный дизайн, считает Владислав Рудницкий. «В ней прослеживается логика и идея предмета. И чаще всего она качественнее сделана. Если у дизайнера есть вкус и видение конечного продукта, то он не допустит, чтобы его изделие было с “косяками” и дефектами», — уверены Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер.
По словам Олега Дьяченко, локальные дизайнеры и мастера избегают прямого цитирования зарубежных коллег. С подделками и «репликами» в рамках выставки ему встречаться не приходилось. «Думаю, подделывать стулья Имзов в России крайне невыгодно, проще привезти готовые из Азии. В общем, WOOD WORKS — не про это», — говорит он.
По словам Олега Дьяченко, локальные дизайнеры и мастера избегают прямого цитирования зарубежных коллег. С подделками и «репликами» в рамках выставки ему встречаться не приходилось. «Думаю, подделывать стулья Имзов в России крайне невыгодно, проще привезти готовые из Азии. В общем, WOOD WORKS — не про это», — говорит он.
FØRST. Стеновые панели из массива дуба ручной работы
Как выбрать мастерскую
Как в таком случае выбрать мастерскую, на что обратить внимание? «Есть очень простой способ понять, какой специалист перед вами, — делится Арсений Воробьев. — Если этот человек сможет по вашей просьбе прямо на месте при помощи рисунка изобразить, как будет выглядеть то, что вас интересует, и объяснить, почему так — вероятно, перед вами стоящий мастер».
Но не спешите оформлять заказ. Если идея мастера вам понравилась, подтвердите свое решение, посмотрев вживую несколько его работ. Для этого стоит заехать в мастерскую.
Как в таком случае выбрать мастерскую, на что обратить внимание? «Есть очень простой способ понять, какой специалист перед вами, — делится Арсений Воробьев. — Если этот человек сможет по вашей просьбе прямо на месте при помощи рисунка изобразить, как будет выглядеть то, что вас интересует, и объяснить, почему так — вероятно, перед вами стоящий мастер».
Но не спешите оформлять заказ. Если идея мастера вам понравилась, подтвердите свое решение, посмотрев вживую несколько его работ. Для этого стоит заехать в мастерскую.
«Выбирая мастерскую, смотрите на оборудование, на портфолио, на отзывы, на людей, которые там работают, — советует Владислав Рудницкий. — Обращайте внимание на надежность и опыт производителя, интересуйтесь гарантией на продукт».
«Ориентироваться стоит на личные рекомендации от людей, которые уже что-то у этой мастерской приобрели, — добавляют Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер. — А также на качество проработки проекта и всех нюансов производства перед началом работ. Если производитель активно участвует в этом вопросе, а не просто говорит, что “все будет чики-пуки, потом разберемся”, то ему можно доверять».
«Не все мастерские маленькие, у некоторых уже есть шоу-румы, где можно посмотреть образцы работ, — напоминает Олег Дьяченко. — Кроме того, выставка WOOD WORKS для того и существует, чтобы увидеть образцы и прототипы, потрогать, посмотреть, спросить, что за фурнитура, экологичные ли покрытия и прочее. В Инстаграме любую вещь можно застилизовать, а живьем это не пройдет. Что касается брака, то серьезные мастерские предлагают пост-продажную поддержку, если что-то отвалится у дорогого шкафа, надеюсь, вас с этим не оставят».
По словам организаторов WOOD WORKS, среди посетителей выставки много очень грамотных людей, которые знают, зачем пришли. «Подозреваю, что существует и другой тип покупателя, очень многочисленный, которому ничего на нашей выставке не понравится, — признает Олег Дьяченко. — Надеюсь, мы и их склоним на нашу сторону».
«Ориентироваться стоит на личные рекомендации от людей, которые уже что-то у этой мастерской приобрели, — добавляют Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер. — А также на качество проработки проекта и всех нюансов производства перед началом работ. Если производитель активно участвует в этом вопросе, а не просто говорит, что “все будет чики-пуки, потом разберемся”, то ему можно доверять».
«Не все мастерские маленькие, у некоторых уже есть шоу-румы, где можно посмотреть образцы работ, — напоминает Олег Дьяченко. — Кроме того, выставка WOOD WORKS для того и существует, чтобы увидеть образцы и прототипы, потрогать, посмотреть, спросить, что за фурнитура, экологичные ли покрытия и прочее. В Инстаграме любую вещь можно застилизовать, а живьем это не пройдет. Что касается брака, то серьезные мастерские предлагают пост-продажную поддержку, если что-то отвалится у дорогого шкафа, надеюсь, вас с этим не оставят».
По словам организаторов WOOD WORKS, среди посетителей выставки много очень грамотных людей, которые знают, зачем пришли. «Подозреваю, что существует и другой тип покупателя, очень многочисленный, которому ничего на нашей выставке не понравится, — признает Олег Дьяченко. — Надеюсь, мы и их склоним на нашу сторону».
Почему ручная работа — это дорого
По мнению Владислава Рудницкого, мебель ручной работы не может стоить дешево. «В этом сегменте дорого обходятся качественные материалы, профессиональное исполнение, авторский дизайн. Но если начинаешь на чем-то из этого экономить, ничего хорошего не выходит», — отмечает он.
Мастерская Doors Brothers Manufactory делает дизайнерские двери в разных стилях (лофт, амбарные и т.п.). Стоимость дверей — от 80 000 рублей и выше. Это значительно дороже фабричного масс-маркета. Но и сравнивать их нет смысла.
Производство одной дизайнерской двери занимает до трех недель, в нем участвуют несколько человек — столяры, маляры, дизайнеры. Дверь проходит окраску, обработку, старение, вставку стекла, металла, сетки. Эффект «видавшей виды двери» достигается при помощи патинирования и многослойной окраски разными оттенками — кажется, будто краска слезла с годами. Ростовчане используют итальянские нитроэмали, иностранную фурнитуру. Дерево — российское: сосна, дуб и ясень. Помимо дерева, краски, масла и лака, закупаются цветное армированное стекло, накладки из латуни, состаренные клепки, металлическая решетка, винтажные латунные ручки, керамические ручки с кракелюром, латунные петли, вставки из стекла и т.д. Даже металлические таблички «под 50-е» делаются и состариваются вручную. Добавим к этому расходы на маркетинг, поиск клиентов и шоу-рум в Москве. Но зато — индивидуальный подход, ни одна дверь не будет похожа на другую.
По мнению Владислава Рудницкого, мебель ручной работы не может стоить дешево. «В этом сегменте дорого обходятся качественные материалы, профессиональное исполнение, авторский дизайн. Но если начинаешь на чем-то из этого экономить, ничего хорошего не выходит», — отмечает он.
Мастерская Doors Brothers Manufactory делает дизайнерские двери в разных стилях (лофт, амбарные и т.п.). Стоимость дверей — от 80 000 рублей и выше. Это значительно дороже фабричного масс-маркета. Но и сравнивать их нет смысла.
Производство одной дизайнерской двери занимает до трех недель, в нем участвуют несколько человек — столяры, маляры, дизайнеры. Дверь проходит окраску, обработку, старение, вставку стекла, металла, сетки. Эффект «видавшей виды двери» достигается при помощи патинирования и многослойной окраски разными оттенками — кажется, будто краска слезла с годами. Ростовчане используют итальянские нитроэмали, иностранную фурнитуру. Дерево — российское: сосна, дуб и ясень. Помимо дерева, краски, масла и лака, закупаются цветное армированное стекло, накладки из латуни, состаренные клепки, металлическая решетка, винтажные латунные ручки, керамические ручки с кракелюром, латунные петли, вставки из стекла и т.д. Даже металлические таблички «под 50-е» делаются и состариваются вручную. Добавим к этому расходы на маркетинг, поиск клиентов и шоу-рум в Москве. Но зато — индивидуальный подход, ни одна дверь не будет похожа на другую.
Стеллаж для вина "Лаперуз"
«В ручном производстве основные затраты — это долгий, кропотливый ручной труд. Материалы из бюджета проекта обычно составляют 10-20% Поэтому в данном сегменте производства экономия на материалах — самая идиотская ошибка», — считают Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер.
Еще один показательный пример — компания Like Lodka, производящая мебель из живописных индонезийских лодок и корабельной древесины. Один такой стеллаж может стоить под 100 тыс. рублей. Материал и мебель едут из Азии, это значит — расходы не только на закупку и работу, но и на логистику, таможню, брокерские и агентские комиссии. Тик и махагон — древесина ценная, но еще и очень тяжелая, что увеличивает стоимость транспортировки (содержимое контейнера взвешивается). Почему бы не использовать лодки из России? Потому что их нет. Создатели компании объехали всю Онегу и Ладогу, намотали за неделю 4000 км. Те лодки, что нашли, уже наполовину сгнили — сосна не тик. А новые — все сплошь пластик и металл. На дереве в России уже не плавают.
Еще один показательный пример — компания Like Lodka, производящая мебель из живописных индонезийских лодок и корабельной древесины. Один такой стеллаж может стоить под 100 тыс. рублей. Материал и мебель едут из Азии, это значит — расходы не только на закупку и работу, но и на логистику, таможню, брокерские и агентские комиссии. Тик и махагон — древесина ценная, но еще и очень тяжелая, что увеличивает стоимость транспортировки (содержимое контейнера взвешивается). Почему бы не использовать лодки из России? Потому что их нет. Создатели компании объехали всю Онегу и Ладогу, намотали за неделю 4000 км. Те лодки, что нашли, уже наполовину сгнили — сосна не тик. А новые — все сплошь пластик и металл. На дереве в России уже не плавают.
Коллекция PORTAL – предметы интерьера из старых наличников.
«Я как-то в гуще выставки услышал разговор двух мужчин: “Очень все здорово, нравится! Но цены! Да я сам лучше сделаю, своими руками!” И я тогда подумал: вот здорово! Если сделает и получится — вот тебе еще один участник WOOD WORKS, а если не получится — поймет, откуда такие цены берутся», — вспоминает Олег Дьяченко.
При этом, добавляет он, есть мебель как мебель, а есть как арт-объект — продается через галереи. Там и кривоватая лавка может стоить тысячи долларов.
При этом, добавляет он, есть мебель как мебель, а есть как арт-объект — продается через галереи. Там и кривоватая лавка может стоить тысячи долларов.
Тумба с ярко-желтым акцентом
Уникальность — главный козырь
«Если это мебель на заказ, то покупатель может получить вообще единственный в мире экземпляр, — говорят Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер. — В отделке нет привязки к базовым цветам (которых обычно от 5 до 12), можно выбрать из нескольких тысяч оттенков. Это относится и к шпону, и к массиву».
«Мастер всегда имеет свою, специфическую манеру работы, в отличие от промышленного производства, где если и работают мастера, то каждый выполняет только свою операцию», — добавляет Арсений Воробьев.
Ручная работа имеет свою атмосферу, она словно находится вне времени, — отмечает Владислав Рудницкий. Наконец, у тех же дверей просто технологически не может быть фабричного аналога.
«Если это мебель на заказ, то покупатель может получить вообще единственный в мире экземпляр, — говорят Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер. — В отделке нет привязки к базовым цветам (которых обычно от 5 до 12), можно выбрать из нескольких тысяч оттенков. Это относится и к шпону, и к массиву».
«Мастер всегда имеет свою, специфическую манеру работы, в отличие от промышленного производства, где если и работают мастера, то каждый выполняет только свою операцию», — добавляет Арсений Воробьев.
Ручная работа имеет свою атмосферу, она словно находится вне времени, — отмечает Владислав Рудницкий. Наконец, у тех же дверей просто технологически не может быть фабричного аналога.
светильник-трансформер GIRAF
Под ваши размеры и задачи
«Кастомизация — это когда вещь сделана именно под твои задачи и размеры. Кто-то ценит натуральный массив, а кому-то дизайн в магазинах не по вкусу. Кастомизация бывает даже нелепая. Если кому-то понадобится столик в цвет любимой помады Chanel, то и это возможно, — говорит Олег Дьяченко. — Играет роль и цена — можно заказать, например, минималистичную кухню у Boffi или Bulthaup, а можно посмотреть на некоторых участников WW — тех, кто делает интегрированные кухонные системы в небольших цехах. Это ни в коем случае не означает, что будет то же самое, что у названных марок, но, по крайней мере, у покупателя уже есть выбор, а раньше не было».
К достоинствам авторских ремесленных товаров также можно отнести:
«Если нужен “стол” то можно и в ИКЕА поехать, и в мебельный ТЦ. А если нужна вещь, на которую будешь смотреть и радоваться каждый раз, то это — к мастерам», — резюмирует Олег Дьяченко.
«Кастомизация — это когда вещь сделана именно под твои задачи и размеры. Кто-то ценит натуральный массив, а кому-то дизайн в магазинах не по вкусу. Кастомизация бывает даже нелепая. Если кому-то понадобится столик в цвет любимой помады Chanel, то и это возможно, — говорит Олег Дьяченко. — Играет роль и цена — можно заказать, например, минималистичную кухню у Boffi или Bulthaup, а можно посмотреть на некоторых участников WW — тех, кто делает интегрированные кухонные системы в небольших цехах. Это ни в коем случае не означает, что будет то же самое, что у названных марок, но, по крайней мере, у покупателя уже есть выбор, а раньше не было».
К достоинствам авторских ремесленных товаров также можно отнести:
- массив натурального дерева;
- эксклюзивность товара;
- возможность еще раз обратиться к тому же мастеру и что-то «дозаказать»;
- уникальные особенности и шероховатости, говорящие о ручном происхождении;
- индивидуальный подход к каждому проекту.
«Если нужен “стол” то можно и в ИКЕА поехать, и в мебельный ТЦ. А если нужна вещь, на которую будешь смотреть и радоваться каждый раз, то это — к мастерам», — резюмирует Олег Дьяченко.
Журнальные и кофейные столы Alexey Tiskin
Какие технологии нас удивят
С точки зрения технологий в деревянном дизайне прослеживаются две линии. С одной стороны, станки и компьютеры позволяют делать невиданное, с другой — это нарушает принципы ручной работы.
«Можно сказать, что сейчас мы наблюдаем ренессанс дерева. В первую очередь это связано с появлением новых технологий обработки. Благодаря им дизайнеры получили возможность делать то, что было невозможно раньше: сложные формы, их стыковку и т.д. Качество изделий радикально изменилось, и это очень хорошо видно. Цифровые технологии обещают стать драйвером всего. Например, алгоритмическое моделирование, которое позволяет работать с формами любой сложности», — считают Александр Матвеев и Владимир Самойлов, обладатели международной премии RedDot Design Award по промышленному дизайну.
С точки зрения технологий в деревянном дизайне прослеживаются две линии. С одной стороны, станки и компьютеры позволяют делать невиданное, с другой — это нарушает принципы ручной работы.
«Можно сказать, что сейчас мы наблюдаем ренессанс дерева. В первую очередь это связано с появлением новых технологий обработки. Благодаря им дизайнеры получили возможность делать то, что было невозможно раньше: сложные формы, их стыковку и т.д. Качество изделий радикально изменилось, и это очень хорошо видно. Цифровые технологии обещают стать драйвером всего. Например, алгоритмическое моделирование, которое позволяет работать с формами любой сложности», — считают Александр Матвеев и Владимир Самойлов, обладатели международной премии RedDot Design Award по промышленному дизайну.
Светильник РУНА
По словам Олега Дьяченко, самое правильное — пользоваться такими же инструментами, как и 100 лет назад, а еще лучше — теми же инструментами. «Это не особо отражается на качестве, больше имеет отношение к этике процесса, — объясняет он. — Есть, конечно, ручные инструменты, дающие возможность получить более высокое качество, но к ним нужны еще руки, что более важно. Хотя для разных задач годятся разные технологии. Некоторые используют современные CNC станки (ЧПУ). Хоть бы и 3d-принтеры, почему нет?».
Журнальный стол Frame-G
По словам собеседников, все инновационные технологии и материалы приходят в Россию вслед за мировыми тенденциями.
«Из отделочных материалов самым новым и востребованным является микробетон. Мебель из него соответствует эстетике монолитной бетонной мебели и не отличается по эксплуатационным характеристикам. А лучшим материалом, хоть и не инновационным, по прежнему остается фанера хороших сортов, — настаивают Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер. — Крупные производители используют ДСП, из которой получается одноразовая и ужасная мебель. А мелкие производители, используют массив, из которого мебель получается часто несовременной и дорогой. Это не аксиома, а наблюдение».
«Из отделочных материалов самым новым и востребованным является микробетон. Мебель из него соответствует эстетике монолитной бетонной мебели и не отличается по эксплуатационным характеристикам. А лучшим материалом, хоть и не инновационным, по прежнему остается фанера хороших сортов, — настаивают Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер. — Крупные производители используют ДСП, из которой получается одноразовая и ужасная мебель. А мелкие производители, используют массив, из которого мебель получается часто несовременной и дорогой. Это не аксиома, а наблюдение».
Чем удивит молодежь
Помимо основной экспозиции на второй выставке WOOD WORKS была сделана экспериментальная площадка «Прототипы и разработки», где начинающие мастера и дизайнеры могли бесплатно показать свои работы. «Это касается прежде всего тех, для кого увлечение предметным дизайном и ручной работой еще не стало бизнесом. Если участники понимают, что профессиональный “вудворкинг” для них — добро пожаловать в будущем на основную экспозицию», — рассказывает Олег.
Первая тема «Прототипов» была посвящена дереву в дизайне как материалу будущего. Всего было представлено около 50 работ. Первое место занял стол PLATEAU или TABLELAND работы молодого архитектора из Владикавказа Алана Джибилова (на фото). Эффектный рельеф был создан благодаря новым технологиям деревообработки. Алану пришлось побегать, чтобы найти столярную мастерскую, которая взялась реализовать его проект.
Помимо основной экспозиции на второй выставке WOOD WORKS была сделана экспериментальная площадка «Прототипы и разработки», где начинающие мастера и дизайнеры могли бесплатно показать свои работы. «Это касается прежде всего тех, для кого увлечение предметным дизайном и ручной работой еще не стало бизнесом. Если участники понимают, что профессиональный “вудворкинг” для них — добро пожаловать в будущем на основную экспозицию», — рассказывает Олег.
Первая тема «Прототипов» была посвящена дереву в дизайне как материалу будущего. Всего было представлено около 50 работ. Первое место занял стол PLATEAU или TABLELAND работы молодого архитектора из Владикавказа Алана Джибилова (на фото). Эффектный рельеф был создан благодаря новым технологиям деревообработки. Алану пришлось побегать, чтобы найти столярную мастерскую, которая взялась реализовать его проект.
Второе место — у «Деталей» дизайнера Романа Лисиченко (Crafts Station). Это модульная мебель для небольших квартир, из стандартного набора можно формировать новые модели. Потенциальный конкурент ИКЕА.
Третье место поделили деревянные скульптуры-светильники М&Ж Дарьи Лисициной («Арх Нах») и столики-тумбы Like Lodka из фрагментов рыбацких индонезийских лодок.
Следующие «Прототипы» будут показаны осенью (WW проходит дважды в год).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Портрет: WOOD WORKS — 8 мастерских, которые работают с деревом
Следующие «Прототипы» будут показаны осенью (WW проходит дважды в год).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Портрет: WOOD WORKS — 8 мастерских, которые работают с деревом
Работы участников WOOD WORKS I
Каким будет рынок через 5-10 лет
По мнению Владислава Рудницкого, то, что рынок предметного дизайна в стране пока построен на заимствованиях, не так уж плохо. Позитивные явления на нем невозможно не заметить.
«Главное изменение за последние 5-10 лет состоит в том, что в производственной цепочке появился дизайнер, который разрабатывает авторский продукт. Пусть на самом деле многие из них и не имеют профильных навыков, а просто “увидели, попробовали, получилось”. Теперь дизайнер разрабатывает концепт, приносит в столярку. Сделал раз, другой, потом придумал бренд, запустил на рынок. Раньше в столярку приходил заказчик со своими идеями, и не было никакого деревянного предметного дизайна. Думаю, через 5-10 лет мы увидим более качественные и интересные продукты. Возможно, даже самобытные», — считает Владислав Рудницкий.
По мнению Владислава Рудницкого, то, что рынок предметного дизайна в стране пока построен на заимствованиях, не так уж плохо. Позитивные явления на нем невозможно не заметить.
«Главное изменение за последние 5-10 лет состоит в том, что в производственной цепочке появился дизайнер, который разрабатывает авторский продукт. Пусть на самом деле многие из них и не имеют профильных навыков, а просто “увидели, попробовали, получилось”. Теперь дизайнер разрабатывает концепт, приносит в столярку. Сделал раз, другой, потом придумал бренд, запустил на рынок. Раньше в столярку приходил заказчик со своими идеями, и не было никакого деревянного предметного дизайна. Думаю, через 5-10 лет мы увидим более качественные и интересные продукты. Возможно, даже самобытные», — считает Владислав Рудницкий.
Стол река от мастерской Arbuzov studio
«Рынок развивается, — уверены Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер. — Вход в него достаточно простой, многие с удовольствием бросают скучные сидячие профессии, чтобы заняться интересным столярным производством. Это достаточно быстро раскрутит здоровую конкуренцию, что и является основным залогом развития отрасли».
«Мне нравится пример виниловых пластинок, — говорит Олег Дьяченко. — Когда-то про них все забыли, кроме совсем уж меломанов. А в последние годы продажи винила бьют продажи стриминговых сервисов. То же будет и с деревянной мебелью — от горстки ценителей до момента, когда все за этим гоняются».
По мнению организатора WOOD WORKS, если темой локального производства удастся заинтересовать достаточное количество людей, то российский рынок деревянных изделий ручной работы выживет — даже если доллар и евро подешевеют вдвое.
ПО ТЕМЕ…
Третья выставка WOOD WORKS проходит 12-14 мая 2017г в ЦДХ на Крымском валу.
«Мне нравится пример виниловых пластинок, — говорит Олег Дьяченко. — Когда-то про них все забыли, кроме совсем уж меломанов. А в последние годы продажи винила бьют продажи стриминговых сервисов. То же будет и с деревянной мебелью — от горстки ценителей до момента, когда все за этим гоняются».
По мнению организатора WOOD WORKS, если темой локального производства удастся заинтересовать достаточное количество людей, то российский рынок деревянных изделий ручной работы выживет — даже если доллар и евро подешевеют вдвое.
ПО ТЕМЕ…
Третья выставка WOOD WORKS проходит 12-14 мая 2017г в ЦДХ на Крымском валу.
«Я уверен, что скоро появятся те, кто будет двигать “старинные русские столярные традиции” в современной интерпретации, с использованием дедушкиных инструментов. Если выйдет, вот тогда и можно будет говорить про made in Russia», — считает организатор WOOD WORKS.
ПО ТЕМЕ…
Портрет: Олег Дьяченко — мастер на все руки