Советы по ремонту
Привет, новое дерево: Куда «движется» деревянный промдизайн в России?
В преддверии выставки Wood Works обсуждаем тренды рынка деревянной мебели небольших тиражей и российские реалии
28 октября в ЦДХ начнет работу вторая выставка WOOD WORKS, посвященная современному дизайну и искусству работы с деревом. В преддверии этого события мы решили обсудить с организаторами проекта, практикующими дизайнерами и аналитиками основные вопросы, связанные с рынком деревянной мебели небольших тиражей. Как можно описать мировые тренды? В чем состоит специфика российского рынка и российского клиента? Какие трудности возникают у отечественных производств и мастерских, и существует ли особый путь отечественных дизайнеров.
Работы участников WOOD WORKS I: Мастерская братьев немцев
Несмотря на то, что мы говорим о конкретном направлении предметного дизайна, для начала хочется разобраться с общей картиной. Тем более что поводом к разговору стала выставка, программно ориентированная на современные подходы в стилистике и технологиях.
Курс на craftsmanship
«Каким я вижу дух времени? — Чистым, интеллектуальным. Без лишних деталей, и уютным при этом, — рассказывает дизайнер Катерина Копытина, участница проекта IZBA и множества международных выставок. — Недавно я совершила кругосветку, и сама увидела, что все культуры по-прежнему очень разные, но на дух времени в промдизайне это никак не влияет. Чем люди образованнее, тем меньше им нужно сегодня в плане украшательства».
Почему именно дерево снова стало одним из самых актуальных материалов для дизайнерских поисков? — Оно прекрасно вписывается в такие общие мебельные тренды XXI века, как запрос на экологичность, мебель адекватного размера, подходящая небольшим пространствам, многофункциональность и т.д. К тому же во всем мире говорят о новой волне интересна к craftsmanship с его теплотой и другими достоинствами. «Всем приятно коснуться волокнистой деревяшки», — резюмирует эту тенденцию Катерина Копытина.
ЧИТАЙТЕ О МАСТЕРСКОЙ С ФОТО…
Портрет: Дизайн-лаборатория AUGUST — второе рождение забытых вещей
«Каким я вижу дух времени? — Чистым, интеллектуальным. Без лишних деталей, и уютным при этом, — рассказывает дизайнер Катерина Копытина, участница проекта IZBA и множества международных выставок. — Недавно я совершила кругосветку, и сама увидела, что все культуры по-прежнему очень разные, но на дух времени в промдизайне это никак не влияет. Чем люди образованнее, тем меньше им нужно сегодня в плане украшательства».
Почему именно дерево снова стало одним из самых актуальных материалов для дизайнерских поисков? — Оно прекрасно вписывается в такие общие мебельные тренды XXI века, как запрос на экологичность, мебель адекватного размера, подходящая небольшим пространствам, многофункциональность и т.д. К тому же во всем мире говорят о новой волне интересна к craftsmanship с его теплотой и другими достоинствами. «Всем приятно коснуться волокнистой деревяшки», — резюмирует эту тенденцию Катерина Копытина.
ЧИТАЙТЕ О МАСТЕРСКОЙ С ФОТО…
Портрет: Дизайн-лаборатория AUGUST — второе рождение забытых вещей
Технологический ренессанс
«Можно сказать, что сейчас мы наблюдаем ренессанс дерева. В первую очередь это связано с появлением новых технологий обработки. Благодаря им дизайнеры получили возможность делать то, что было невозможно раньше: сложные формы, их стыковку и т.д. Качество изделий радикально изменилось, и это очень хорошо видно. Цифровые технологии обещают стать драйвером всего. Например, алгоритмическое моделирование, которое позволяет работать с формами любой сложности», — отмечают Александр Матвеев и Владимир Самойлов, мультидисциплинарные дизайнеры, исследователи и тренд-аналитики, обладатели международной премии RedDot Design Award по промышленному дизайну.
ЧИТАЙТЕ О МАСТЕРСКОЙ С ФОТО…
Портрет: Конструкторское бюро WOOD DEED
«Можно сказать, что сейчас мы наблюдаем ренессанс дерева. В первую очередь это связано с появлением новых технологий обработки. Благодаря им дизайнеры получили возможность делать то, что было невозможно раньше: сложные формы, их стыковку и т.д. Качество изделий радикально изменилось, и это очень хорошо видно. Цифровые технологии обещают стать драйвером всего. Например, алгоритмическое моделирование, которое позволяет работать с формами любой сложности», — отмечают Александр Матвеев и Владимир Самойлов, мультидисциплинарные дизайнеры, исследователи и тренд-аналитики, обладатели международной премии RedDot Design Award по промышленному дизайну.
ЧИТАЙТЕ О МАСТЕРСКОЙ С ФОТО…
Портрет: Конструкторское бюро WOOD DEED
Работы участников WOOD WORKS I: Hard Massive
Здравствуй, новое дерево!
Что интересного происходит сегодня в мире малотиражной деревянной мебели и аксессуаров? Олег Дьяченко, организатор проекта WOOD WORKS, выделяет несколько тенденций, которые будут представлены на осенней выставке.
1. «Эко» и Upcycle
Максимальное использование того, что создала природа или сделали раньше другие люди. «Это, например, изделия из найденных в лесу пней и коряг, — объясняет Олег. — Состарившееся природным образом дерево к тому же приобретает новые свойства». Сюда же можно отнести мебель из старинных балок и досок, остатков стройматериалов, старой русской или азиатской резьбы по дереву, а также реставрацию и восстановление старой мебели.
2. Искусная ручная работа
«Некоторые мастера не признают крепеж и клей и стараются максимально использовать ручные инструменты. Особенно это характерно для японской школы, где существует множество видов соединений. А точность ручной подгонки настолько высока что изделие держится десятилетиями без применения гвоздей и шурупов», — продолжает Олег. — Примеры подобных проектов можно найти по словам japanese joinery. Готовые вещи покрываются только натуральными маслами, без всякого полиуретана.
Что интересного происходит сегодня в мире малотиражной деревянной мебели и аксессуаров? Олег Дьяченко, организатор проекта WOOD WORKS, выделяет несколько тенденций, которые будут представлены на осенней выставке.
1. «Эко» и Upcycle
Максимальное использование того, что создала природа или сделали раньше другие люди. «Это, например, изделия из найденных в лесу пней и коряг, — объясняет Олег. — Состарившееся природным образом дерево к тому же приобретает новые свойства». Сюда же можно отнести мебель из старинных балок и досок, остатков стройматериалов, старой русской или азиатской резьбы по дереву, а также реставрацию и восстановление старой мебели.
2. Искусная ручная работа
«Некоторые мастера не признают крепеж и клей и стараются максимально использовать ручные инструменты. Особенно это характерно для японской школы, где существует множество видов соединений. А точность ручной подгонки настолько высока что изделие держится десятилетиями без применения гвоздей и шурупов», — продолжает Олег. — Примеры подобных проектов можно найти по словам japanese joinery. Готовые вещи покрываются только натуральными маслами, без всякого полиуретана.
GOBI table
3. Применение новых технологий и машин
«Все больше мастерских используют в работе точные инструменты и станки с ЧПУ. Это позволяет добиться точности соединений гораздо быстрее. Однако это все еще не массовое фабричное производство. Каждое изделие мастер все равно обрабатывает вручную и следит за его качеством», — поясняет Олег Дьяченко.
ЧИТАЙТЕ О ПРЕДМЕТЕ С ФОТО…
Портрет: Столешница-пустыня и кресла-хамелеоны Екатерины Любимовой
«Все больше мастерских используют в работе точные инструменты и станки с ЧПУ. Это позволяет добиться точности соединений гораздо быстрее. Однако это все еще не массовое фабричное производство. Каждое изделие мастер все равно обрабатывает вручную и следит за его качеством», — поясняет Олег Дьяченко.
ЧИТАЙТЕ О ПРЕДМЕТЕ С ФОТО…
Портрет: Столешница-пустыня и кресла-хамелеоны Екатерины Любимовой
4. Модернистские архетипы
Если говорить о стилистике, Александр Матвеев и Владимир Самойлов выделяют как тренд modern heritage: «Модернистские архетипы находят новое воплощение в богатых по фактуре материалах. То же midcentury — но не в виде буквальной реплики, а в современном прочтении, переосмысленное с точки зрения современного взгляда и современных технологий».
«Если говорить о стиле, то так или иначе многие из участников WOOD WORKS работают по мотивам MIdcentury modern, и нам это очень нравится — отмечает Олег Дьяченко. — Красивые изделия получаются из продольных спилов огромных деревьев, это направление тоже представлено. И есть индустриальное направление, с применением металлических, чугунных и даже бетонных компонентов, здорово сочетающихся с деревом. Несколько участников специализируются на детской мебели и оформлении детских комнат, и это совсем другая история, очень милая и цветная».
ЧИТАЙТЕ О ПРЕДМЕТЕ С ФОТО…
Портрет: Естественная красота древесины в мебели «Д Дерево»
Если говорить о стилистике, Александр Матвеев и Владимир Самойлов выделяют как тренд modern heritage: «Модернистские архетипы находят новое воплощение в богатых по фактуре материалах. То же midcentury — но не в виде буквальной реплики, а в современном прочтении, переосмысленное с точки зрения современного взгляда и современных технологий».
«Если говорить о стиле, то так или иначе многие из участников WOOD WORKS работают по мотивам MIdcentury modern, и нам это очень нравится — отмечает Олег Дьяченко. — Красивые изделия получаются из продольных спилов огромных деревьев, это направление тоже представлено. И есть индустриальное направление, с применением металлических, чугунных и даже бетонных компонентов, здорово сочетающихся с деревом. Несколько участников специализируются на детской мебели и оформлении детских комнат, и это совсем другая история, очень милая и цветная».
ЧИТАЙТЕ О ПРЕДМЕТЕ С ФОТО…
Портрет: Естественная красота древесины в мебели «Д Дерево»
5. Новый лофт
«Мое мнение о трендах: лофт умирает, и ему на смену приходит более чистый дизайн, который комбинируется с элементами лофта, — говорит Алексей Иншаков из проекта Wooddeed. — Столы и стулья становятся продуманными и более удобными. Внешне все приходит к минимализму, но по факту пользоваться изделием удобно; все в нем там, где нужно. Также я вижу стилистическую тенденцию совмещать нежные пастельные цвета — голубой или розовый — с каким-то супербрутализмом».
«Мое мнение о трендах: лофт умирает, и ему на смену приходит более чистый дизайн, который комбинируется с элементами лофта, — говорит Алексей Иншаков из проекта Wooddeed. — Столы и стулья становятся продуманными и более удобными. Внешне все приходит к минимализму, но по факту пользоваться изделием удобно; все в нем там, где нужно. Также я вижу стилистическую тенденцию совмещать нежные пастельные цвета — голубой или розовый — с каким-то супербрутализмом».
Обмен опытом или копирование идей?
«Все сейчас определяется циркуляцией и обменом информацией в интернете, что сводит к минимуму оторванность “российской школы”, — считает Олег Дьяченко. — Радует, что локальные дизайнеры и мастера избегают прямого цитирования зарубежных коллег. Мне известен случай, когда наши друзья, постоянные участники WOOD WORKS, отказались от дорогого заказа на стол по готовому дизайну (проект был срисован у иностранных коллег, работающих в похожем стиле). Они согласились выполнить заказ только при условии, что речь будет идти об их оригинальной идее, а не о заимствовании. Заказ они, кстати, получили. Такой подход можно уважать». Также Дьяченко приводит в пример случай, когда одна московская студия получила заказ от представительства модного французского fashion бренда, который, по идее, мог сделать любой выбор.
Но существует и иной взгляд на проблему заимствования иностранных идей и ее масштабы. «Исходя из того, что мы видим, в России есть небольшое количество дизайнеров, которые делают вещи абсолютно в мировом контексте. Но остальные, к сожалению, находятся далеко, по сути делая копии копий, причем в условиях ограниченного набора технологий и материалов. Это не всегда можно назвать дизайном, скорее, это такая экспериментальная столярка, — подчеркивают Александр Матвеев и Владимир Самойлов. — С другой стороны, это совершенно неизбежные трудности роста. В любом случае это лучше, чем ничего. Любой процесс проходит через период экспериментов, в недрах которого рождается что-то действительно интересное».
«Все сейчас определяется циркуляцией и обменом информацией в интернете, что сводит к минимуму оторванность “российской школы”, — считает Олег Дьяченко. — Радует, что локальные дизайнеры и мастера избегают прямого цитирования зарубежных коллег. Мне известен случай, когда наши друзья, постоянные участники WOOD WORKS, отказались от дорогого заказа на стол по готовому дизайну (проект был срисован у иностранных коллег, работающих в похожем стиле). Они согласились выполнить заказ только при условии, что речь будет идти об их оригинальной идее, а не о заимствовании. Заказ они, кстати, получили. Такой подход можно уважать». Также Дьяченко приводит в пример случай, когда одна московская студия получила заказ от представительства модного французского fashion бренда, который, по идее, мог сделать любой выбор.
Но существует и иной взгляд на проблему заимствования иностранных идей и ее масштабы. «Исходя из того, что мы видим, в России есть небольшое количество дизайнеров, которые делают вещи абсолютно в мировом контексте. Но остальные, к сожалению, находятся далеко, по сути делая копии копий, причем в условиях ограниченного набора технологий и материалов. Это не всегда можно назвать дизайном, скорее, это такая экспериментальная столярка, — подчеркивают Александр Матвеев и Владимир Самойлов. — С другой стороны, это совершенно неизбежные трудности роста. В любом случае это лучше, чем ничего. Любой процесс проходит через период экспериментов, в недрах которого рождается что-то действительно интересное».
Столяр или дизайнер?
Еще одна трудность, о которой говорят представители индустрии: проблема отбора. В стране нет недостатка в желающих называться дизайнерами, но не все выдают качественный продукт.
«Когда мы делали первый WOOD WORKS, то не были уверены, что наберется даже дюжина участников, которые производят то, что нам хотелось бы показать. На осенней выставке таких уже под сотню», — рассказывает Олег Дьяченко.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
Портрет: Олег Дьяченко — мастер на все руки
«Для того, чтобы понять, в каком направлении движется российский дизайн, мы учредили отдельную экспозицию, куда позвали как наших участников, уже работающих профессионально, так и студентов творческих вузов. Набирается много интересного, приходите смотреть», — добавляет Олег.
Еще одна трудность, о которой говорят представители индустрии: проблема отбора. В стране нет недостатка в желающих называться дизайнерами, но не все выдают качественный продукт.
«Когда мы делали первый WOOD WORKS, то не были уверены, что наберется даже дюжина участников, которые производят то, что нам хотелось бы показать. На осенней выставке таких уже под сотню», — рассказывает Олег Дьяченко.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
Портрет: Олег Дьяченко — мастер на все руки
«Для того, чтобы понять, в каком направлении движется российский дизайн, мы учредили отдельную экспозицию, куда позвали как наших участников, уже работающих профессионально, так и студентов творческих вузов. Набирается много интересного, приходите смотреть», — добавляет Олег.
Работы участников WOOD WORKS I: студия Древоживо
Национальный стиль
Еще один важный вопрос: что могут предложить российские дизайнеры помимо собственных интерпретаций традиционно любимых скандинавов, модернистов, arts and crafts и других направлений, прижившихся по всему миру? И каким в принципе может быть «русский стиль» в современной интерпретации, созвучной духу времени? Здесь можно вспомнить, сколько шума наделали дома и за рубежом несколько лет назад «национальные» разработки проекта Izba.
«Нам кажется, что вопрос во вкусе и культуре автора, — уверены Александр Матвеев и Владимир Самойлов. — К сожалению, довольно редко приходится видеть качественное совмещение фолк-трендов с современным дизайном. Эта задача часто не по плечу студентам и молодым дизайнерам, поскольку требует опыта и глубокого знания культуры. Чем глубже человек смотрит и чем больше смысла закладывает, тем интереснее получается вещь. Когда за дело берутся люди, которым кажется, что все просто: взять классические мотивы и выжечь их лазером, ничего не работает».
Еще один важный вопрос: что могут предложить российские дизайнеры помимо собственных интерпретаций традиционно любимых скандинавов, модернистов, arts and crafts и других направлений, прижившихся по всему миру? И каким в принципе может быть «русский стиль» в современной интерпретации, созвучной духу времени? Здесь можно вспомнить, сколько шума наделали дома и за рубежом несколько лет назад «национальные» разработки проекта Izba.
«Нам кажется, что вопрос во вкусе и культуре автора, — уверены Александр Матвеев и Владимир Самойлов. — К сожалению, довольно редко приходится видеть качественное совмещение фолк-трендов с современным дизайном. Эта задача часто не по плечу студентам и молодым дизайнерам, поскольку требует опыта и глубокого знания культуры. Чем глубже человек смотрит и чем больше смысла закладывает, тем интереснее получается вещь. Когда за дело берутся люди, которым кажется, что все просто: взять классические мотивы и выжечь их лазером, ничего не работает».
Работы участников WOOD WORKS I: WOOD DEED
«Хотелось бы зародить тренд, который пошел бы по всему миру: что-то такое, связанное непосредственно с Россией, но в современных формах. Не матрешка, водка и селедка. Мы, например, используем старославянскую резьбу, пытаясь внедрить ее в свои объекты. И даже видим, что у нас появились последователи, что не может не радовать», — рассказывает о собственном опыте поиска национального стиля в мебели Алексей Иншаков (Wood deed).
Спрос рождает предложение
Наверняка вам не раз приходилось слышать, что дизайн в конкретной стране всегда является отражением культуры. С практической точки зрения его особенности часто продиктованы несколькими факторами. В их числе запросы клиентов, наличие или отсутствие доступных технологий и материалов, состояние рынка и т.д. Теперь поговорим о том, что влияет на российских дизайнеров, работающих с мебелью и аксессуарами в интересующем нас сегменте.
Наверняка вам не раз приходилось слышать, что дизайн в конкретной стране всегда является отражением культуры. С практической точки зрения его особенности часто продиктованы несколькими факторами. В их числе запросы клиентов, наличие или отсутствие доступных технологий и материалов, состояние рынка и т.д. Теперь поговорим о том, что влияет на российских дизайнеров, работающих с мебелью и аксессуарами в интересующем нас сегменте.
1. «Особый вкус»
Начнем с особенностей аудитории. Российского клиента в целом часто (и небезосновательно) обвиняют в чрезмерной приверженности классике, любви к украшательству и других «грехах». Чувствуют ли это на себе те, кто работает с малотиражной мебелью?
«Специфика российского вкуса, безусловно, существует. Но не думаем, что это является какой-то проблемой для сегмента, о котором мы говорим, — замечают Александр Матвеев и Владимир Самойлов. — Дизайнерская мебель — вещь малосерийная, не массовая. И по идее, при таких тиражах должен найтись потребитель, способный эти небольшие объемы переваривать. В нашей стране сложился слой людей с современными вкусами и запросами. Главное — дать им продукт соответствующего качества. Люди готовы потреблять новую эстетику, но не готовы делать скидки на какие-то извиняющие обстоятельства вроде «мы не умеем» или «нам не хватает фурнитуры». Они хотят покупать хорошие вещи».
«Да, порой люди у нас с запозданием реагируют на какие-то вещи, — уточняет Алексей Иншаков. — Но с каждым годом тех, кто понимает, становится все больше. Если раньше очень сложно было объяснить, зачем делать розовый металл, не получив в ответ “да вы с ума сошли”, то теперь стало больше ресурсов с информацией, люди стали интересоваться, и понимания стало больше».
Начнем с особенностей аудитории. Российского клиента в целом часто (и небезосновательно) обвиняют в чрезмерной приверженности классике, любви к украшательству и других «грехах». Чувствуют ли это на себе те, кто работает с малотиражной мебелью?
«Специфика российского вкуса, безусловно, существует. Но не думаем, что это является какой-то проблемой для сегмента, о котором мы говорим, — замечают Александр Матвеев и Владимир Самойлов. — Дизайнерская мебель — вещь малосерийная, не массовая. И по идее, при таких тиражах должен найтись потребитель, способный эти небольшие объемы переваривать. В нашей стране сложился слой людей с современными вкусами и запросами. Главное — дать им продукт соответствующего качества. Люди готовы потреблять новую эстетику, но не готовы делать скидки на какие-то извиняющие обстоятельства вроде «мы не умеем» или «нам не хватает фурнитуры». Они хотят покупать хорошие вещи».
«Да, порой люди у нас с запозданием реагируют на какие-то вещи, — уточняет Алексей Иншаков. — Но с каждым годом тех, кто понимает, становится все больше. Если раньше очень сложно было объяснить, зачем делать розовый металл, не получив в ответ “да вы с ума сошли”, то теперь стало больше ресурсов с информацией, люди стали интересоваться, и понимания стало больше».
Работы участников WOOD WORKS I: мастерская "Мастерская"
2. Ситуация с материалами
«И сегодня бывает, что хорошо высушенное дерево у нас не так просто найти, — признают Матвеев и Самойлов. — Но в целом ситуация намного лучше, чем была 15 лет назад, когда о каких-то вещах даже не мечталось. В стране немало производств и технологий — небо и земля по сравнению с тем, что было».
«Есть трудности с ноу-хау-материалами, которые мы комбинируем с деревом, — рассказывает Алексей Иншаков. — Недавно долго искали черную плиту МДФ, раздобыть которую очень сложно, как и цветную. Подобные материалы приходится долго ждать, и стоят они часто космических денег, потому что идут откуда-нибудь из Германии. Бывают трудности со стеклом. Бывает, что хочется сделать что-то такое… но потом понимаешь, что материалов не найти, или вещь получится слишком дорогой. С деревом особых проблем я не вижу. То, что у нас растет — дуб, орех, ясень — найти можно. Более экзотические породы тоже есть, но, естественно, стоят дороже».
«И сегодня бывает, что хорошо высушенное дерево у нас не так просто найти, — признают Матвеев и Самойлов. — Но в целом ситуация намного лучше, чем была 15 лет назад, когда о каких-то вещах даже не мечталось. В стране немало производств и технологий — небо и земля по сравнению с тем, что было».
«Есть трудности с ноу-хау-материалами, которые мы комбинируем с деревом, — рассказывает Алексей Иншаков. — Недавно долго искали черную плиту МДФ, раздобыть которую очень сложно, как и цветную. Подобные материалы приходится долго ждать, и стоят они часто космических денег, потому что идут откуда-нибудь из Германии. Бывают трудности со стеклом. Бывает, что хочется сделать что-то такое… но потом понимаешь, что материалов не найти, или вещь получится слишком дорогой. С деревом особых проблем я не вижу. То, что у нас растет — дуб, орех, ясень — найти можно. Более экзотические породы тоже есть, но, естественно, стоят дороже».
3. Экономическая ситуация
Стоит ли работающим с мебелью дизайнерам опасаться кризиса?
«На самом деле это палка о двух концах, — уверены Александр Матвеев и Владимир Самойлов. — С одной стороны, да, кризис. С другой — ввозить зарубежную мебель все сложнее и сложнее, хотя бы из-за дороговизны. Так что одновременно это и сложность, и окно возможностей. Нам кажется, что будущее за коллаборациями, когда за счет общего продвижения или общих концептуальных основ объединения дизайнеров смогут более эффективно сообщать о себе миру».
Стоит ли работающим с мебелью дизайнерам опасаться кризиса?
«На самом деле это палка о двух концах, — уверены Александр Матвеев и Владимир Самойлов. — С одной стороны, да, кризис. С другой — ввозить зарубежную мебель все сложнее и сложнее, хотя бы из-за дороговизны. Так что одновременно это и сложность, и окно возможностей. Нам кажется, что будущее за коллаборациями, когда за счет общего продвижения или общих концептуальных основ объединения дизайнеров смогут более эффективно сообщать о себе миру».