Советы про сад и растения
Houzz-туры (новые проекты)
Проект недели: Сад «Декорации Метерлинка» на выставке в Москве
Многоглазые лотосы, нежные астильбы, смелые дельфиниумы и дружные лиатрисы — даже цветы в этом саду подыгрывают сказке
Этот сад ландшафтные архитекторы Мария Принтц и Марина Береснева посвятили философской пьесе-притче Мориса Метерлинка «Синяя птица». Загадочная птица принесла удачу — сад завоевал Золотую медаль на фестивале Moscow Flower Show, став лучшим в номинации «Большой выставочный сад».
Сад «Декорации Метерлинка» — метафора, сотканная из ленд-арта. А по сути это настоящие декорации, живые, многослойные, выполненные из натуральных материалов: березовых веток, мха, сосновой коры, и драпированные живыми и сухими цветами.
«Березовые ветки сплетены в такую форму, что если смотреть на сад со стороны двух фасадов, видно кулису с драпировкой. Эта кулиса, по форме напоминающая птицу с распростертыми крыльями и хвостом, стала образом Синей птицы», — рассказывает Мария Принтц.
«Березовые ветки сплетены в такую форму, что если смотреть на сад со стороны двух фасадов, видно кулису с драпировкой. Эта кулиса, по форме напоминающая птицу с распростертыми крыльями и хвостом, стала образом Синей птицы», — рассказывает Мария Принтц.
Одно из крыльев «птицы» свито в форме большого гнезда. На ветках лежит множество гнездышек, которые воспринимаются как дети этого большого гнезда. Внутри гнездышек уложен мох и серебристо-зеленые бусинки из сухоцвета. «Мы не были подчинены символике гнезда, а просто вили гнезда и раскладывали их по всей Синей птице», — рассказывает Марина Береснева.
Сад получился очень тактильным, атмосферным, всем хотелось потрогать березовые ветки. «Ой, это из чего?» — вопрос, который постоянно звучал в саду.
Сад получился очень тактильным, атмосферным, всем хотелось потрогать березовые ветки. «Ой, это из чего?» — вопрос, который постоянно звучал в саду.
Н.А. Фердинандов. «Лес». Проект сценографии, 1921 г.
Мария Принтц вспоминает: «Идея проекта родилась, когда под руку попалась книга с пьесой, которую я решила почитать ребенку. А решение сделать выставочную декорацию, символизирующую Синюю птицу, пришло, когда мы изучали книжные иллюстрации и эскизы декораций к спектаклю. Сама же идея ленд-арта как кулисного пространства из веток возникла из картинки-кулисы Николая Фердинандова для первой театральной постановки».
Мария Принтц вспоминает: «Идея проекта родилась, когда под руку попалась книга с пьесой, которую я решила почитать ребенку. А решение сделать выставочную декорацию, символизирующую Синюю птицу, пришло, когда мы изучали книжные иллюстрации и эскизы декораций к спектаклю. Сама же идея ленд-арта как кулисного пространства из веток возникла из картинки-кулисы Николая Фердинандова для первой театральной постановки».
«Наш проект был заявлен как большой арт-объект. Для себя мы решили, что он будет не больше 50 кв.м. Но по ленд-арту нельзя сделать точный проект — приходится учитывать правила архитектуры живого материала. Мы не могли заранее знать, насколько “вырастут” крылья и хвост птицы. Кроме того, арт-объект зависит от пространства, в котором находится. Когда сплели птицу, включили наш ленд-арт в ландшафт, привязали его к существующим деревьям, добавили живые посадки — получился уже не арт-объект, а выставочный сад размером 100 кв.м», — продолжает Мария.
Изначально покрытие арт-объекта планировали сделать из сосновой коры без подготовки основания. Но когда во время монтажа сад увеличился в размере, пришлось импровизировать на месте и делать дорожку. Чтобы закрыть ливневый колодец, дорожку сделали галочкой. Выкрашенная в синий, она подчеркивает символику Синей птицы.
Мария и Марина считают, что у каждого сада должен быть сценарий. Этот сад спроектирован таким, чтобы проходящие через кулисное пространство посетители могли представить себя героями фантастической пьесы, отправившимися в путешествие по сказочным мирам в поисках Синей птицы.
Марина Береснева вспоминает: «На фестивале очень интересно было наблюдать за детьми в саду. Они бегали, танцевали, играли и хохотали от души».
Как сама пьеса разделена на отдельные сцены и эпизоды, так и в саду прослеживаются отдельные«комнаты», которым присвоены разные действия. Важная деталь: арку сделали ниже человеческого роста. Это дает возможность поиграть с проходом — наклоняясь, мы входим в какое-то действие, в другое пространство, оказываемся внутри пьесы.
Место: Москва, парк искусств Музеон, VIII Московский Международный фестиваль садов и цветов (Moscow Flower Show)
Год: 2019
Размер: 100 кв.м
Ландшафтные архитекторы: Мария Принтц и Марина Береснева, 100derev
Растения для сада: партнер и главный спонсор проекта питомник «Южный»
Фото: Марат Яхин
Интересный факт: пьеса «Синяя птица» была написана писателем-символистом Морисом Метерлинком по заказу Московского Художественного театра к его десятилетнему юбилею
———————————————
В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
► Через Houzz можно нанять дизайнера или архитектора в любом городе и стране. Начать поиск специалиста
———————————————