По странам
По странам
Опубликовано в разделе:
См. также:
СШААвстралияМир дизайнаБританияСеверная ЕвропаФранцияГерманияИталияИспанияЯпонияДанияУкраинаШвецияНовая ЗеландияИндонезияИндияШвейцарияАвстрияБельгияИрландияШотландияНидерландыИзраильКанадаСингапурБеларусьБразилияЛитваМексикаФинляндияМолдавияКазахстанКоста-РикаГонконгГватемалаБолгарияЛатвияЧехияЮАРТурцияКипрГрецияАрмения
Архитектура: Дом японского модерниста Кунио Маэкавы
Где жил известный японский архитектор — ученик и последователь Ле Корбюзье и Антонина Раймонда
О Музее под открытым небом «Эдо-Токио», мало кто знает. На территории музея в парке Коганеи находятся 30 воссозданных зданий, показывающих разные стили прошлого. В экспозиции среди крестьянских домов, городских жилищ для среднего и высшего классов, гостевых домиков, амбаров, сэнто (общественной бани) и довоенных магазинчиков затаился дом из красного дерева с двускатной крышей. Он был построен одним из отцов японского модернизма ХХ века — Кунио Маэкава (1905-1986), спроектировавшего Метрополитен Фестиваль-Холл (Tokyo Bunka Kaikan) и токийский музей Метрополитен.
На фото: Маэкава и Ле Корбюзье в поезде в Ходдесдон, Великобритания, по пути на международный конгресс современной архитектуры (CIAM) в 1951 году. Фотография предоставлена Maekawa Associates, Architects and Engineers
У Кунио Маэкавы в Париже жил дядя, к которому молодой архитектор и отправился после выпуска из Токийского университета. В апреле 1928 года он устроился чертежником без зарплаты в бюро Ле Корбюзье и проработал там 14 месяцев. В Японию Маэкава вернулся только в 1930 году, и до 1935-го работал у Раймонда. А затем ушел и открыл собственное дело.
Поняв, что модернизм Ле Корбюзье легко приспособить к японской культуре и контексту, Кунио Маэкава стал одним из главных местных модернистов. Правда, бетон он использовал только для коммерческих и государственных зданий. В жилой архитектуре — обращался к традиционным местным элементам из дерева.
У Кунио Маэкавы в Париже жил дядя, к которому молодой архитектор и отправился после выпуска из Токийского университета. В апреле 1928 года он устроился чертежником без зарплаты в бюро Ле Корбюзье и проработал там 14 месяцев. В Японию Маэкава вернулся только в 1930 году, и до 1935-го работал у Раймонда. А затем ушел и открыл собственное дело.
Поняв, что модернизм Ле Корбюзье легко приспособить к японской культуре и контексту, Кунио Маэкава стал одним из главных местных модернистов. Правда, бетон он использовал только для коммерческих и государственных зданий. В жилой архитектуре — обращался к традиционным местным элементам из дерева.
Дом Кунио Маэкавы, построенный во время Второй мировой войны, — не исключение. Посмотрите на покатую крышу, традиционный палисадник у входа и окна с импостами. Фасад дома обращен к югу, а внутри стоят белые седзи — традиционные японские ширмы, фильтрующие солнечный свет.
Часть исследователей считает, что размер дома и выбор материалов обусловлены лишь ограничениями властей. Ведь во время войны большую часть стройматериалов изымали на военные нужды.
До строительства собственного дома архитектор жил в апартаментах Nonomiya, построенных модернистом Камеки Цутиура в 1936 году. Несмотря на весь энтузиазм эпохи модернизма, Маэкава считал бетонный комплекс Цутиура крайне неудобным. Поэтому в собственном доме использовал кипарис и другие породы дерева, покрытые морилкой.
До строительства собственного дома архитектор жил в апартаментах Nonomiya, построенных модернистом Камеки Цутиура в 1936 году. Несмотря на весь энтузиазм эпохи модернизма, Маэкава считал бетонный комплекс Цутиура крайне неудобным. Поэтому в собственном доме использовал кипарис и другие породы дерева, покрытые морилкой.
Для строительства дома Маэкава выбрал участок с тремя дубами в квартале Камиосаки. Неподалеку располагался дом Камеки Цутиура, который в то время активно обсуждали архитекторы-модернисты.
Цутиура, пять лет проработавший вместе с Райтом, в 1926 году вернулся в Японию, чтобы развивать жилищное строительство. Его дом, построенный в 1935 году, был модернистской белой коробкой, но в проекте уже были вертикальные взаимосвязанные пространства в духе Райта, парящие над гостиной в два этажа.
Цутиура, пять лет проработавший вместе с Райтом, в 1926 году вернулся в Японию, чтобы развивать жилищное строительство. Его дом, построенный в 1935 году, был модернистской белой коробкой, но в проекте уже были вертикальные взаимосвязанные пространства в духе Райта, парящие над гостиной в два этажа.
Европейской чертой дома Маэкавы был входной коридор, где гости еще не снимали обувь — что необычно для Японии: как правило, разуваются японцы уже в вестибюле. Архитектор же всегда ездил на машине, поэтому его обувь оставалась чистой (обувь у входа он стал снимать позже, возможно, после женитьбы на Мийо Миура в августе 1945 года).
Слева от входа находилась двусветная гостиная. Для своего проекта Маэкава разработал мебель и светильники в европейском стиле.
На втором уровне располагался небольшой мезонин. Сначала он использовался как студия, потом Маэкава хранил там спроектированную мебель.
Это пространство вдохновлено летним домиком Антонина Раймонда в поселке Каруидзава, где в качестве ригелей использовались грубо обтесанные балки.
В гостиной была и столовая часть с лампами, столом и стульями по проекту Маэкавы. Окошко из кухни — новинка для того времени — облегчало процесс подачи блюд на стол.
Особенностью кухни, выполненной в модернистском стиле, стало грамотно распланированное пространство.
Кабинет архитектора располагался в юго-западной части дома, в конце коридора, ведущего от входа. Здесь же находился небольшой санузел — очень необычное решение для того времени.
В спальне напротив кабинета архитектор поставил большую кровать и организовал гардеробную.
Пол и стены основной ванной комнаты выложены плиткой.
Раздвижные ставни в гостиной убираются в дверной карман — они полностью «исчезают», когда нужно освободить пространство или раскрыть выход в сад. В 1941 году металл достать было непросто, поэтому ставни сделаны из дерева.
Когда дом только построили, в его северной и южной частях были колонны — отсылки к идее открытых опор в нижних этажах зданий в духе Ле Корбюзье. Впрочем, ученики Маэкавы считают, что на колонны архитектора вдохновил храм Исэ-Дзингу — священное место для синтоистов. Незадолго до начала работы над этим домом, Маэквава посетил храм и был поражен этим местом.
В мае 1945 года офис Маэкава в токийском районе Гинза сгорел дотла во время воздушного налета. Бюро переехало в дом архитектора, где и работало до 1954 года. Рабочие и чертежные столы поставили в гостиной и мезонине. На первом этаже организовали зал для встреч с клиентами и отдыха работников бюро.
Семья Кунио Маэкавы занялась ремонтом дома в 1956 году: рабочие укрепили фундамент, заменили на южной стороне круглую колонну на квадратную, расширили кухню, заменили плитку в ванной и построили гараж.
В 1973 году дом разобрали — Маэкава решил построить на этом участке здание побольше. Несколько лет части старой постройки хранились в летнем домике в Каруицава. В 1996 году дом архитектора воссоздали на территории Музея под открытым небом «Эдо-Токио». Он открыт для посетителей каждый день кроме понедельника.
ПО ТЕМЕ…
ПО ТЕМЕ…
Еще студентом Маэкава присоединился к движению cинкентику (новой архитектуры). Пять лет он работал с Антонином Раймондом, учеником и последователем Фрэнка Ллойда Райта. Раймонд и Маэкава сыграли главную роль в объединении западного и восточного вариантов модернизма. Дом архитектора 1942 года постройки стал первым примером этого союза.