Больше или меньше: Как изменились пропорции мебели за прошедший век
За последние полвека изменились не только стили, средний рост людей стал выше на 10 см. Посмотрим, как это повлияло на размеры мебели
Проблема масштаба и размеров касается не только гармоничности пропорций мебели, в первую очередь это вопрос практичности. От верно выбранной глубины и высоты дивана зависит насколько удобно будет всей семье проводить там время, смотреть кино или играть с детьми. Слишком низкая спинка стула помешает во время обеда или работы, а неудобная высота кухонных шкафов может испортить все удовольствие от приготовления ужина. Исследованием пропорций и взаимодействия человека с пространством занимались практически все «отцы» модернизма, перенося эти идеи и на проектирование мебели. Знаменитая система Модулор Ле Корбюзье задала своего рода стандарт (с ростом человека 183 см или 6 футов), долгое время влиявший на производителей мебели.
С того времени средний рост ощутимо подрос, вместе с ним изменились и пропорции мебели. Кресла, кровати, комоды и кухонные шкафчики стали и больше, и… меньше. Давайте посмотрим, с чем же это связано.
С того времени средний рост ощутимо подрос, вместе с ним изменились и пропорции мебели. Кресла, кровати, комоды и кухонные шкафчики стали и больше, и… меньше. Давайте посмотрим, с чем же это связано.
Стандарты модернизма
Противоречия и несовпадения этих двух систем сгладил в середине XX века один из отцов модернизма — Ле Корбюзье. В жизни эти расхождения столь серьезны, что образуют преграду между специалистами из разных стран, применяющими ту или другую систему мер.
Корбюзье разработал новую систему, названную Модулор, и описал ее как «набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике». Система основана на удвоении, числах Фибоначчи и золотого сечения, измерениях человеческого тела (исходные величины — средний рост человека, его высота до солнечного сплетения и с поднятой рукой, принятые равными 183, 113 и 226 см).
Корбюзье хотел внести гармонию в поток промышленных изделий во всем мире, сделать эту систему не каноном, а удобным для всех методом определения размеров. «Иногда мне показывают неудачные, плохо скомпонованные проекты, оправдывая тем, что это сделано по Модулору. Если Модулор приводит Вас к этому безобразию, выкиньте его. Единственным критерием должны служить ваши глаза…» — писал он.
Противоречия и несовпадения этих двух систем сгладил в середине XX века один из отцов модернизма — Ле Корбюзье. В жизни эти расхождения столь серьезны, что образуют преграду между специалистами из разных стран, применяющими ту или другую систему мер.
Корбюзье разработал новую систему, названную Модулор, и описал ее как «набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике». Система основана на удвоении, числах Фибоначчи и золотого сечения, измерениях человеческого тела (исходные величины — средний рост человека, его высота до солнечного сплетения и с поднятой рукой, принятые равными 183, 113 и 226 см).
Корбюзье хотел внести гармонию в поток промышленных изделий во всем мире, сделать эту систему не каноном, а удобным для всех методом определения размеров. «Иногда мне показывают неудачные, плохо скомпонованные проекты, оправдывая тем, что это сделано по Модулору. Если Модулор приводит Вас к этому безобразию, выкиньте его. Единственным критерием должны служить ваши глаза…» — писал он.
Пошли в рост
«По сравнению даже с XIX веком размеры человеческого тела значительно изменились, не говоря уже об изменениях, произошедших за последнее время, — делится дизайнер Марко Пива из Studio Marco Piva. — По статистике с начала XX века средний рост европейцев ощутимо повысился. И это отразилось в мире дизайна».
Один из трендсеттеров индустрии, швейцарский бренд Vitra, рассудил так: высокие люди могут испытывать дискомфорт, сидя в классике ХХ века — кресле Eames Lounge Chair. Для них традиционная версия 1956 года может оказаться слегка маловата.
«По сравнению даже с XIX веком размеры человеческого тела значительно изменились, не говоря уже об изменениях, произошедших за последнее время, — делится дизайнер Марко Пива из Studio Marco Piva. — По статистике с начала XX века средний рост европейцев ощутимо повысился. И это отразилось в мире дизайна».
Один из трендсеттеров индустрии, швейцарский бренд Vitra, рассудил так: высокие люди могут испытывать дискомфорт, сидя в классике ХХ века — кресле Eames Lounge Chair. Для них традиционная версия 1956 года может оказаться слегка маловата.
«В 2010 году компания приняла решение наряду с креслом в первоначальном размере 1956 года предлагать его увеличенную версию, поскольку за 50 лет люди стали выше и крупнее, — рассказывает Маргарита Морозова, PR-представитель Vitra в России. — Одно из серьезных оснований, которое оправдывает создание обновленной версии Eames Lounge Chair, заключается в том, что Vitra разработала его по соглашению с семьей Имз, проведя целый ряд тестов на качество. Это решение продиктовано тем, что именно так понимали дизайн авторы кресла, Чарльз и Рэй Имз.
Супруги Имз сравнивали дизайнера с хорошим хозяином, чьей обязанностью было участие и потакание желаниям гостя. Имзы постоянно пересматривали дизайн предметов, даже после того, как они уже находились в стадии производства, и адаптировали их к новым требованиям, если от этого была польза и в этом была необходимость».
Супруги Имз сравнивали дизайнера с хорошим хозяином, чьей обязанностью было участие и потакание желаниям гостя. Имзы постоянно пересматривали дизайн предметов, даже после того, как они уже находились в стадии производства, и адаптировали их к новым требованиям, если от этого была польза и в этом была необходимость».
Новая версия Eames Lounge Chair имеет удлиненное сидение и подлокотники, а также более высокую спинку. Кроме удлинения компонентов, размеры кресла, конструкция и материалы остались прежними.
«На первый взгляд новое издание кресла Eames Lounge Chair едва ли отличается от стандартной версии (которая по-прежнему доступна), — продолжает Маргарита Морозова. — Различие не так заметно на глаз, но оно ощутимо, если посидеть в обоих креслах».
«На первый взгляд новое издание кресла Eames Lounge Chair едва ли отличается от стандартной версии (которая по-прежнему доступна), — продолжает Маргарита Морозова. — Различие не так заметно на глаз, но оно ощутимо, если посидеть в обоих креслах».
В 2015 году Vitra продолжила пересмотр размеров иконических объектов дизайна ХХ века и перевыпустила легендарную модель Eames Plastic Chair. Многие отмечали, что по сравнению с высотой большинства современных столов и стульев, стулья Eames Plastic Chair кажутся слишком низкими.
«Компания увеличила высоту cидения Eames Plastic Chair на 20 мм, а также внесла некоторые изменения в геометрию сидения. Практически неощутимые с точки зрения эстетики, они значительно повышают комфорт стула, особенно при использовании с современными столами», — делится Маргарита Морозова.
«Компания увеличила высоту cидения Eames Plastic Chair на 20 мм, а также внесла некоторые изменения в геометрию сидения. Практически неощутимые с точки зрения эстетики, они значительно повышают комфорт стула, особенно при использовании с современными столами», — делится Маргарита Морозова.
«По большей части габариты мебели менялись в связи с изменением общественного и рыночного запроса: сначала на компактную мебель для социального жилья, потом габариты подчинялись требованию экономить сырье,— рассказывает Виктория Барышникова из Немецкого Мебельного Союза Premiumwerk. — Конечно, 100 лет назад ни братьям Тонет, ни той же WK Wohnen не приходило в голову написать в инструкции “Максимальная нагрузка на стул — 130 кг”. Сейчас об этом пишет каждый производитель. Но я думаю, причина этой перемены не в потяжелевшем за сто лет человечестве».
«Это ограничение возникло вместе с появлением новых материалов и конструкций мебели. Например, у икон модернизма — стульев D40 и D42 Миса ван де Роэ или кресла Vasiliy Марселя Броейра каркас-скоба сделан из гнутой металлической трубы, — продолжает Виктория Барышникова. — В такой консольной конструкции нагрузка распределяется иначе, чем в стуле на четырех ногах. Вот и секрет перемены».
Меньше, значит лучше?
«Сейчас происходит изменение пропорций стандартных для американского интерьера предметов, но скорее не в связи с антропоморфными изменениями, а благодаря урбанистическим тенденциям и изменениям — уменьшением гигантских в прошлом размеров американских жилищ, — делится Aнтон Любивый из Meridien Marketing. — Самый яркий представитель, переживший изменения —калифорнийская компания Marge Carson, которую американцы ласково называют Large Marge.
В Калифорнии исторически строились огромные дома с высотой потолков 4-6-7 метров. Там тепло, и на архитектуру домов не так сильно влияет фактор обогрева помещений (в северных штатах высота потолков чаще составляет 220-250 см). Так вот Large Marge очень сильно изменила размеры своих предметов, уменьшив их в среднем на 15%. Это связано с ориентацией на международный рынок».
«Сейчас происходит изменение пропорций стандартных для американского интерьера предметов, но скорее не в связи с антропоморфными изменениями, а благодаря урбанистическим тенденциям и изменениям — уменьшением гигантских в прошлом размеров американских жилищ, — делится Aнтон Любивый из Meridien Marketing. — Самый яркий представитель, переживший изменения —калифорнийская компания Marge Carson, которую американцы ласково называют Large Marge.
В Калифорнии исторически строились огромные дома с высотой потолков 4-6-7 метров. Там тепло, и на архитектуру домов не так сильно влияет фактор обогрева помещений (в северных штатах высота потолков чаще составляет 220-250 см). Так вот Large Marge очень сильно изменила размеры своих предметов, уменьшив их в среднем на 15%. Это связано с ориентацией на международный рынок».
«В течение ХХ века пропорции человека изменились не так ощутимо, но за последние 3-4 века этот процесс заметнее. Фабрика Baker выпускает одну из своих коллекций, делая копии с чертежей из музейных коллекций. Образцам XVI-XVII веков свойственна низкая посадка (высота сидения до 37-40 см при современном стандарте 45-50 см)», — рассказывает Иван Веретенников, дизайнер «Интерьеров Экстра Класса».
От исключения к норме
Все отклонения от европейского или американского мебельного стандарта, например, в изготовлении кроватей, раньше приходилось делать на заказ. «В конце 1990-х фабрика Hülsta изготовила кровать длиной 240 см для бывшего баскетболиста, жителя Санкт-Петербурга ростом 220 см, — вспоминает Виктория Барышникова. — Тогда это было событие из ряда вон выходящее, производственные линии не были готовы к работе с мебелью таких габаритов. А сегодня кровати длиной 210-220 см предлагаются в стандартных коллекциях как премиальных марок, так и вполне доступных».
Все отклонения от европейского или американского мебельного стандарта, например, в изготовлении кроватей, раньше приходилось делать на заказ. «В конце 1990-х фабрика Hülsta изготовила кровать длиной 240 см для бывшего баскетболиста, жителя Санкт-Петербурга ростом 220 см, — вспоминает Виктория Барышникова. — Тогда это было событие из ряда вон выходящее, производственные линии не были готовы к работе с мебелью таких габаритов. А сегодня кровати длиной 210-220 см предлагаются в стандартных коллекциях как премиальных марок, так и вполне доступных».
От нормы к индивидуальности
Компании, ориентированные на массовое производство мебели, тоже пересматривают свои коллекции, подстраиваясь не только под привычки разных семей, но и под изменившийся в среднем рост. Кровати подрастают в длину и ширину, в большую сторону меняется высота шкафов. Например, после ряда исследований в области эргономики ИКЕА принципиально изменила кухонную мебель и даже добавила глубины столешницам.
«В прошлом году у нас появился “Метод” — кухонная мебель нового поколения. Это модульная система, состоящая из ящиков, каркасов, фасадов разных размеров и шкафов, вместительность которых увеличена благодаря уменьшению высоты цоколя кухни», — рассказывает дизайнер интерьеров ИКЕА Иван Нырков.
Компании, ориентированные на массовое производство мебели, тоже пересматривают свои коллекции, подстраиваясь не только под привычки разных семей, но и под изменившийся в среднем рост. Кровати подрастают в длину и ширину, в большую сторону меняется высота шкафов. Например, после ряда исследований в области эргономики ИКЕА принципиально изменила кухонную мебель и даже добавила глубины столешницам.
«В прошлом году у нас появился “Метод” — кухонная мебель нового поколения. Это модульная система, состоящая из ящиков, каркасов, фасадов разных размеров и шкафов, вместительность которых увеличена благодаря уменьшению высоты цоколя кухни», — рассказывает дизайнер интерьеров ИКЕА Иван Нырков.
«По принципу конструктора человек сам комбинирует необходимые элементы и получает максимум пользы от каждого сантиметра кухни, независимо от ее площади, — продолжает Рой Хеслинг, руководитель подразделения интерьерного дизайна ИКЕА Россия. — Модули этой серии изменили представление о стандартных размерах кухонной мебели: высота навесных шкафов начинается от 40 см, а ширина шкафов варьируется с шагом в 20 см.
Напольные шкафы также подстраиваются под владельцев: высота модулей — 60 или 80 см, высота ящиков — 10, 20 или 40 см. Теперь маленький не значит неудобный: за лаконичной поверхностью могут скрываться ящики и полки разного назначения».
Напольные шкафы также подстраиваются под владельцев: высота модулей — 60 или 80 см, высота ящиков — 10, 20 или 40 см. Теперь маленький не значит неудобный: за лаконичной поверхностью могут скрываться ящики и полки разного назначения».
«В спальнях значительно увеличились пропорции кроватей и матрасов. В ванных комнатах размеры самой ванны и особенно душевого отсека тоже ощутимо выросли. Но помимо размеров они стали обладать большей функциональностью, создавая мир домашнего СПА, — рассказывает дизайнер Марко Пива. — На кухне многие решения, связанные с увеличением размеров техники или шкафов, пришли из мира профессиональной кулинарии. Диваны в гостиной стали подстраиваться под нужды владельцев: модульная система позволяет менять размеры мебели под новую ситуацию, не заменяя сам диван: добавлять глубину, длину и т.д.
Все стало более индивидуальным, и дизайн ориентирован на разнообразие и свободу выбора: вы можете найти мебель практически любого размера, подходящую в нужной ситуации. Подобное происходило в мире моды: если 20 лет назад было почти невозможно найти женские туфли 41 размера (и не потому, что на него был меньший спрос), то теперь такой проблемы нет. Дизайн, как и мода, чувствуют потребности современного человека и стремятся отразить их в вариативности выбора».
Все стало более индивидуальным, и дизайн ориентирован на разнообразие и свободу выбора: вы можете найти мебель практически любого размера, подходящую в нужной ситуации. Подобное происходило в мире моды: если 20 лет назад было почти невозможно найти женские туфли 41 размера (и не потому, что на него был меньший спрос), то теперь такой проблемы нет. Дизайн, как и мода, чувствуют потребности современного человека и стремятся отразить их в вариативности выбора».
Большие или маленькие?
Стандартные со времен Ле Корбюзье величины для диванов или стульев по-прежнему существуют: рекомендованная высота обеденного стола — 72-78 см (от пола до верхнего края столешницы). Стандартная высота сиденья стула — 40-45 см от пола до сиденья, дивана — 42 см.
Большинство фабрик расширили шкалу размеров. Так что выбор есть: нам не нужно подстраиваться под слишком узкие кровати или биться коленками о кухонный шкафчик — вариации размеров и разнообразие модульного подхода помогают подобрать мебель подходящую каждому члену семьи — и большим, и маленьким.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Если в вашем доме есть предметы мебели, доставшиеся по наследству или классика дизайна ХХ века, расскажите, удобно ли ими пользоваться до сих пор?
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Декор: Стили | Цвета | Мебель | Освещение | Аксессуары | Искусство | Тенденции | Идеи декора | DIY | Просто повторить | Портреты
Стандартные со времен Ле Корбюзье величины для диванов или стульев по-прежнему существуют: рекомендованная высота обеденного стола — 72-78 см (от пола до верхнего края столешницы). Стандартная высота сиденья стула — 40-45 см от пола до сиденья, дивана — 42 см.
Большинство фабрик расширили шкалу размеров. Так что выбор есть: нам не нужно подстраиваться под слишком узкие кровати или биться коленками о кухонный шкафчик — вариации размеров и разнообразие модульного подхода помогают подобрать мебель подходящую каждому члену семьи — и большим, и маленьким.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Если в вашем доме есть предметы мебели, доставшиеся по наследству или классика дизайна ХХ века, расскажите, удобно ли ими пользоваться до сих пор?
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Декор: Стили | Цвета | Мебель | Освещение | Аксессуары | Искусство | Тенденции | Идеи декора | DIY | Просто повторить | Портреты
Со времен античности и до эпохи Возрождения не существовало стандартизированных систем измерений, поэтому стандартом было человеческое тело само по себе. Система футов и дюймов выросла как раз из обращения к понятным и доступным размерам тела. Фут был средней длиной ступни, дюйм — длиной последнего сустава большого пальца руки, ярд — длиной шага, или же вытянутой руки человека, измеряемой от середины его тела.
Метрическая система была более абстрактной и закрепилась благодаря Французской академии наук, определившей в 1791 году метр как 1/10 000 000 расстояния от экватора до Северного полюса, измеренного через Париж.