Проект недели: Серебряный ветер в саду из Белгорода
На создание этого сада архитекторов из Белгорода вдохновила природа родного региона: меловые ландшафты и цветущая ковыльная степь
Работая над созданием сада для Московского Фестиваля садов и цветов, ландшафтные архитекторы Ирина Тарасова и Татьяна Кудрина с любовью вспоминали картины своего детства, проведенного в степях. Их сад — особенный для российского ландшафтного дизайна. Он не только рассказывает о близкой нам природе, но и выполнен в традициях лучших в мире выставочных садов, как по своему замыслу, так и по подбору растений.
Здесь витает аромат душистых трав, сосновой смолы и свежескошенного сена. Создавая образ степного сада, авторы не ставили задачу в точности перенести степь в маленькое пространство сада. Это фантазийная композиция из полудиких растений ковыльной и луговой степи, включающая тимьян, полынь, шалфей, душицу, иссоп, котовник. В саду растения сконцентрированы в одном месте, в природе же они растут более разряжено или монопольно заполняя поля цветами.
На фото на переднем плане — полынь Шмидта (Artemisia Schmidtiana), многолетнее растение с ажурной серебристой листвой, неприхотливое и зимостойкое. Добавляя саду серебристых красок, прекрасно сочетается с растениями в сине-фиолетовой гамме, например, шалфеем, луками, колокольчиками, котовником.
На фото на переднем плане — полынь Шмидта (Artemisia Schmidtiana), многолетнее растение с ажурной серебристой листвой, неприхотливое и зимостойкое. Добавляя саду серебристых красок, прекрасно сочетается с растениями в сине-фиолетовой гамме, например, шалфеем, луками, колокольчиками, котовником.
Другой важный элемент сада — меловые камни. Использование настоящего мела, а не камней, крашенных под мел, — смелое решение. Во-первых, потому что мел недолговечен. Во-вторых, потому что мел хрупок, а ему пришлось проделать длинный путь, начавшийся в том месте, где меловые породы выходят на поверхность земли, образуя отвесные белые скалы и осыпи. Прибывшие в Москву меловые глыбы выставляли на территорию «Музеона» кранами. В-третьих, потому что мел гигроскопичен, в результате чего верхний его слой как бы накипает, образуя мохнатость. Чтобы ее снять, дизайнерам пришлось тщательно отмывать камни.
Используемые в саду растения: шалфей, лук, полынь, тимьян, котовник, тысячелистник — засухоустойчивые и неприхотливые, внешне трогательно уязвимые, а на самом деле, выносливые, устойчивые к трудным природным условиям: им не страшны сильный ветер, бедная почва, засуха. Сад украшают два сорта тысячелистника. Также можно заметить колокольчик персиколистный, лапчатку кроваво-красную и ароматную пряную и лекарственную траву душицу или орегано (знакомое нам итальянское название душицы обыкновенной).
Синие цветы слева — иссоп лекарственный, замечательное пряное и лекарственное растение, похожее на другой свой вид — иссоп меловой.
Иссоп меловой (Hyssopus cretaceus) — эндемик меловых обнажений юга Русской равнины, в том числе Белгородской области. Это редкое растение из Красной книги. Очень красивые ярко-синие цветки иссопа собраны в соцветия в пазухах листьев. Это растение — прекрасный медонос.
Иссоп меловой (Hyssopus cretaceus) — эндемик меловых обнажений юга Русской равнины, в том числе Белгородской области. Это редкое растение из Красной книги. Очень красивые ярко-синие цветки иссопа собраны в соцветия в пазухах листьев. Это растение — прекрасный медонос.
Фиолетовых и сиреневых красок саду добавили с помощью котовника фассена (Nepeta faassenii), колокольчика персиколистного (Campánula persicifólia) и пяти сортов шалфея, в числе которых шалфей дубравный сорта карадонна, аметист, сенсейшн дип блю.
Совет: Создавая степной сад на своем участке, наполняйте его ароматом пряных и лекарственных трав, используйте засухоустойчивые растения для сухих солнечных мест. Неприхотливые засухоустойчивые растения очень подходят для эко-сада, так как экономят воду для полива и способствуют сохранению воды.
Используйте в саду такие растения, как шалфей, котовник, лук, тысячелистник, ковыль, полынь, душицу, тимьян и иссоп. Степной сад хорошо смотрится как на больших участках, где можно передать размах и раздолье степи, так и в маленьком саду, где можно высаживать островки степных трав, добавляющие саду динамики, свободы и постоянно меняющихся красок. А такие травы, как тростниковый ковыль, вносят ощущение легкости в причудливую вышивку из цветов.
Используйте в саду такие растения, как шалфей, котовник, лук, тысячелистник, ковыль, полынь, душицу, тимьян и иссоп. Степной сад хорошо смотрится как на больших участках, где можно передать размах и раздолье степи, так и в маленьком саду, где можно высаживать островки степных трав, добавляющие саду динамики, свободы и постоянно меняющихся красок. А такие травы, как тростниковый ковыль, вносят ощущение легкости в причудливую вышивку из цветов.
Ирина Тарасова, один из авторов сада, рассказала, что выбор растений был в большой степени рискованным мероприятием. К началу выставки, первому июля, выбранные растения уже отцвели в Белгороде. Девушки нашли выход и взяли растения в расположенном севернее Орле, в питомнике «Экотон».
В состав жюри выставки входили авторитетные в мировом ландшафтном дизайне люди: экс-директор выставки Chelsea Flower Show Стивен Беннет, известный в мире гуру фотографии, официальный фотограф и член жюри Chelsea Flower Show Клив Берснел, а также Судья Королевского Общества Садоводов Великобритании, телеведущий канала BBC Александр Синклер.
Все они сошлись во мнении, что это была отличная идея представить природу родного региона и привезти все материалы и растения из дома. И поскольку сейчас это самое свежее и востребованное направление в мировом ландшафтном дизайне, дизайнеры из Белгорода, отразив эти модные тенденции, точно попали в тренд. Мы, в свою очередь, заметим, что звезд мирового ландшафтного дизайна на создание садов выставки Chelsea Flower Show не редко вдохновляют их родные места, особенно связанные с детскими воспоминаниями.
Все они сошлись во мнении, что это была отличная идея представить природу родного региона и привезти все материалы и растения из дома. И поскольку сейчас это самое свежее и востребованное направление в мировом ландшафтном дизайне, дизайнеры из Белгорода, отразив эти модные тенденции, точно попали в тренд. Мы, в свою очередь, заметим, что звезд мирового ландшафтного дизайна на создание садов выставки Chelsea Flower Show не редко вдохновляют их родные места, особенно связанные с детскими воспоминаниями.
Александр Синклер отметил высокое качество растений и правильное сочетание их по цвету и фактуре: «Бесподобно собран цветник из луговых трав, очень точный подбор, технически верное сочетание, это то, что принесло вам золотую медаль (и еще тот расколовшийся камень)».
Для российских дизайнеров такая композиция — редкость. Оказывается, не обязательно переносить французский Прованс с лавандовыми полями в наши края: фиолетовые поля из цветущего шалфея или шалфейные бугры Белгородской области не менее красивы. Интересно и то, что все растения в этом саду: шалфей, тысячелистник, тимьян, полынь, лук, котовник — любимцы английских дизайнеров, постоянно используемые ими на знаменитой выставке в Челси.
Для российских дизайнеров такая композиция — редкость. Оказывается, не обязательно переносить французский Прованс с лавандовыми полями в наши края: фиолетовые поля из цветущего шалфея или шалфейные бугры Белгородской области не менее красивы. Интересно и то, что все растения в этом саду: шалфей, тысячелистник, тимьян, полынь, лук, котовник — любимцы английских дизайнеров, постоянно используемые ими на знаменитой выставке в Челси.
Из злаков дизайнеры использовали щучку (Deschampsia cespitosa), овсяницу сизую (Festuca cinerea) и аметистовую (Festuca amethystina). Овсяница — злак с игловидными листьями, образующими сферические кустики. Только у овсяницы сизой листья стального оттенка, а у аметистовой разного в одной куртине: в то время, как молодые листья растут, более старые подсыхают.
Между камней травы посадили редко. Члены жюри из Англии отметили, что такое размещение растений очень правильное, когда «посадки у камней произведены не плотно, а именно как надо, рассыпано». Благодаря этому, удалось «передать впечатление, что травы растут на обедненных почвах».
Между камней травы посадили редко. Члены жюри из Англии отметили, что такое размещение растений очень правильное, когда «посадки у камней произведены не плотно, а именно как надо, рассыпано». Благодаря этому, удалось «передать впечатление, что травы растут на обедненных почвах».
Зато в луговой части сада все посажено плотно и переплетено, будто ковер, создавая впечатление нетронутости.
Не менее хороши в саду сосны, обыкновенная и горная, создающие образ меловых сосновых боров Белгородской области. Дизайнеры не могли использовать редкую реликтовую сосну — сосну меловую (Pinus sylvestris var. cretacea), растущую только на мелу. Но меловая сосна является разновидностью обыкновенной, и заметить разницу между соснами может только дендролог: у меловой более мелкие шишки и короткая хвоя.
Сосны: обыкновенная и горная, питомник «Сезоны»
Сосны: обыкновенная и горная, питомник «Сезоны»
Интересная и неожиданная идея — использовать в композиции искусственный ковыль. Дизайнеры сделали его из флористической проволоки, а точнее, из четырех различных видов лески «Хамелеона». Подготовив несколько образцов искусственного ковыля, девушки отправились в степь, где рукотворный ковыль вставляли между травами рядом с природным, проверяя насколько они совпадают. Труд оказался не напрасным: искусственный ковыль очень похож на настоящий.
Для всех членов именитого жюри сад наших дизайнеров оказался полной неожиданностью. Они впервые увидели в выставочном саду такой природный материала как мел: «Мел очень красив и фактурен. Авторы приняли правильное решение привезти настоящие камни из родного края, не заменяя их муляжами. От них исходит ощущение естественной силы природы, они создают общее настроение сада».
Тысячелистник нежного розовато-персикового оттенка красиво сочетается с мелом.
Тысячелистник нежного розовато-персикового оттенка красиво сочетается с мелом.
Скамейка в виде углового дивана выполнена из натурального клееного ясеня в столярной мастерской по чертежам дизайнеров. Мощение сделали из гранита Габбро и базальта.
Все члены жюри отметили, что элементы садового дизайна выглядят идеально: и диван, и мощение. Особенно им понравилось, как подобран материал для мощения, который «не рвет и не выбивается», а «контрастное сочетание белых камней с темно-серым мощением создает сильное общее впечатление от увиденного».
Все члены жюри отметили, что элементы садового дизайна выглядят идеально: и диван, и мощение. Особенно им понравилось, как подобран материал для мощения, который «не рвет и не выбивается», а «контрастное сочетание белых камней с темно-серым мощением создает сильное общее впечатление от увиденного».
Инсталляция из покрашенных в белый цвет металлических труб передает, по замыслу дизайнеров, рваный контур белых меловых гор. Еще не зная концепцию сада, члены авторитетного жюри увидели здесь устремляющиеся ввысь органные трубы.
Стив Беннет отметил: «Удивительная идея — инсталляции из белых труб. Они смотрятся очень выразительно и символично».
Симпатичные корзины сплел белгородский дедушка родом из Белоруссии, Люциан Брониславович. Дизайнеры случайно увидели, как он продавал на дороге корзины, когда проезжали мимо него и думали, как им нужны корзины для сада.
Девушки положили в корзины мешочки с мелом, чтобы посетители выставки могли взять мел на память. Для подушек и скатертей использовали качественные французские ткани. Их заказали в Москве в компании «Ткани Солнца». Деревянный настил выполнен из лиственницы.
Девушки положили в корзины мешочки с мелом, чтобы посетители выставки могли взять мел на память. Для подушек и скатертей использовали качественные французские ткани. Их заказали в Москве в компании «Ткани Солнца». Деревянный настил выполнен из лиственницы.
Ландшафтные архитекторы Ирина Тарасова и Татьяна Кудрина построили выставочный сад на территории Парка искусств «Музеон» за десять дней. После выставки удивительный сад уехал домой в Белгород, где его история продолжится в городском парке.
Работу над садом дизайнеры начали с тщательного изучения родных ландшафтов, «сотканных из уникальных экосистем типчаково-ковыльной степи и выходов карстовых меловых пород на поверхность земли, напоминающих белые айсберги». Здесь встречаются островки редчайших хвойных лесов — меловые сосновые боры. Растущие тут меловые сосны находятся под угрозой исчезновения и внесены в Красную книгу России.
Дизайнеры показали в созданном ими саду природную картину — цветущую ковыльно-типчаковую степь. Любуясь этим бескрайним пейзажем, авторы сада вспомнили строчки из Тихого Дона: «Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны».
Типчаково-ковылковая степь — это степь, где прорастает овсяница валлисская или типчак (Festúca valesiáca) и ковыль (Stipa). Типчак и ковыль любят солнечные сухие участки.
Типчаково-ковылковая степь — это степь, где прорастает овсяница валлисская или типчак (Festúca valesiáca) и ковыль (Stipa). Типчак и ковыль любят солнечные сухие участки.
В серебристо-зеленый ковер цветущего луга ярко-синих красок добавляет иссоп. А фиолетовыми красками такие поля часто раскрашивает шалфей. Именно эти растения дизайнеры использовали в своем саду.
Дизайнеры показали хрупкость и обаяние меловых ландшафтов. «Попадая в этот природный ландшафт с белыми отвесными скалами, осыпями и белыми дорогами, время замедляется, отступают ощущения городской суеты и тревоги».
Добывали мел из карьера экскаватором, разрушая и ломая его край. Ирина рассказала, что мел очень интересно разрушается: раскалывается пополам и расслаивается на гранулы. Издалека мел кажется целым, а при приближении становится видно, что он состоит из мелких гранул или кристаллов.
На воздухе мел выветривается и становится серым, легким и пористым. Через три года он еще светлый и тяжелый, а через семь лет он превращается в темно-серый, как керамзит, совсем пористый и легкий.
Ирина делится: «Шесть лет назад мы задумали сделать сад из мела — сад созерцания. Наш сад — выставочный. Мел недолговечен. С другой стороны, он может продержаться в саду пять лет, а потом его можно заменить».
На фото: Дизайнеры в поисках подходящего мела
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
На фото: Дизайнеры в поисках подходящего мела
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Место: Москва, Парк искусств «Музеон», V Московский Международный Фестиваль садов и цветов (Moscow Flower Show)
Год: 2016
Автор проекта: Ландшафтные архитекторы Ирина Тарасова и Татьяна Кудрина, «Ландшафтное бюро»
Интересные факты: Сад получил золотой приз в номинации The Gardens of Russia
Это удивительный пример степного сада, в котором чувствуется воздух, солнце и зной. Дизайнеры прекрасно передали дух южного ландшафта, яркого солнечного места. Сад пронизан настроением чистоты, света, нежности и первозданности природы. За этим удивительным садом-инсталляцией стоит своя история. Все материалы в саду аутентичные. И камни, и растения дизайнеры привезли из родного региона — Белгородской области.