Советы про сад и растения
Проект недели: Сад в стиле модерн
Источником вдохновения при создании сада стало ювелирное искусство Рене Лалика
Если бы модерн стал самостоятельным садовым стилем, то добавил бы ландшафтному направлению изящества и символизма. Сад LIBELLULIDAE, показанный на Московском Фестивале садов и цветов — размышления и фантазии ландшафтного архитектора Дианы Сабировой на эту тему.
«Меня всегда привлекал стиль модерн. Идея создать сад в этом стиле возникла давно. На мой взгляд, пространство частного сада — идеальная среда для него. Но если попытаться вспомнить памятники садово-паркового искусства в рамках этого стиля, то, скорее всего, эта задача вызовет затруднение, поскольку в первоначальном виде они не сохранились. Научных изысканий и исследований на эту тему практически нет. Выставочный сад — это мой реверанс в сторону стилистики модерна», — рассказывает Диана Сабирова.
На фото: брошь «Женщина-стрекоза», ювелирная работа Рене Лалика, принадлежавшая Саре Бернар
Этот стиль рубежа веков, с его любовью к растительному миру, плавным формам, гротеску, экзотическим и сказочным сюжетам, женским образам, утонченными силуэтам мифических созданий — наяд, русалок и насекомых — ярко проявился в ювелирном искусстве Рене Лалика.
Этот стиль рубежа веков, с его любовью к растительному миру, плавным формам, гротеску, экзотическим и сказочным сюжетам, женским образам, утонченными силуэтам мифических созданий — наяд, русалок и насекомых — ярко проявился в ювелирном искусстве Рене Лалика.
На фото: скульптура женщины-стрекозы, автор Виктория Чичинадзе
LIBELLULIDAE — крупнейшее семейство стрекоз
Диану восхищал и привлекал образ женщины-стрекозы в ювелирных шедеврах Лалика. Уже за несколько лет до создания сада она попросила свою подругу, талантливого скульптора Викторию Чичинадзе, подумать над возможностью обратиться к этому образу в формате садовой скульптуры.
LIBELLULIDAE — крупнейшее семейство стрекоз
Диану восхищал и привлекал образ женщины-стрекозы в ювелирных шедеврах Лалика. Уже за несколько лет до создания сада она попросила свою подругу, талантливого скульптора Викторию Чичинадзе, подумать над возможностью обратиться к этому образу в формате садовой скульптуры.
Контур пруда напоминает брошь с фигурой женщины-стрекозы в центре. Эта скульптура — центральный элемент и главный акцент сада, пространственная и смысловая жемчужина, кульминация.
Девушка держит в руках лист кувшинки, из которого едва слышно, по каплям, мерно льется вода. Да и сам полузаросший пруд с кувшинками на темной глади — один из садовых мотивов модерна.
Девушка держит в руках лист кувшинки, из которого едва слышно, по каплям, мерно льется вода. Да и сам полузаросший пруд с кувшинками на темной глади — один из садовых мотивов модерна.
Скульптура девушки-стрекозы выполнена в бронзе с тонировкой. Первоначально авторы сада хотели заполнить крылья полудрагоценными камнями и эмалями, чтобы проникающие сквозь них солнечные лучи отбрасывали цветные блики на поверхность воды. Но опытный образец оказался слишком тяжелым, и от этой идеи отказались. Камни использовали только в прическе. Если внимательно приглядеться, на голове девушки можно заметить крупный лабрадорит.
В этом саду передний план устроен таким образом, что кулиса прекрасно просматривается. Мягкие очертания рельефа (а это и пейзажный принцип посадок) создают меланхолическое настроение и романтическую атмосферу ар нуво.
На фото: люпины (Lupinus); видовые дельфиниумы (Delphinium); медуница (Pulmonaria); разные виды шалфея (Salvia); вербейник монетчатый (Lysimachia nummularia); валерьяна (Valeriana); яснотка (Lamium)
Здесь нет прямых углов, правильных геометрических форм, зато есть плавная текучесть изгибов и асимметричность, свойственная модерну. Длинный причудливой формы миксбордер, извивающийся змейкой по краю пруда, свободные пышные посадки — эти излюбленные элементы сада в стиле модерн соответствуют пейзажному стилю в ландшафтном дизайне.
Здесь нет прямых углов, правильных геометрических форм, зато есть плавная текучесть изгибов и асимметричность, свойственная модерну. Длинный причудливой формы миксбордер, извивающийся змейкой по краю пруда, свободные пышные посадки — эти излюбленные элементы сада в стиле модерн соответствуют пейзажному стилю в ландшафтном дизайне.
На фото: лук-резанец (Allium schoenoprasum), бузульники (Ligularia), страусник (Мatteuccia), дельфиниумы
Диана подбирала растения, ориентируясь на стилистику модерна. Она собрала и «оживила» в одном месте растения из произведений Лалика и других мастеров этой эпохи. Поэтому береговая линия заполнена папоротниками (Ferns), разными видами и сортами ирисов (Iris), чертополохами (Carduus), молочаем (Euphorbia) двурогим, мордовниками (Echinops), синеголовниками (Eryngium), фиалками (Viola), незабудками (Myosotis), дягилем лекарственным (Angelica archangelica), гортензиями черешковыми (Hydrangea petiolaris).
Диана подбирала растения, ориентируясь на стилистику модерна. Она собрала и «оживила» в одном месте растения из произведений Лалика и других мастеров этой эпохи. Поэтому береговая линия заполнена папоротниками (Ferns), разными видами и сортами ирисов (Iris), чертополохами (Carduus), молочаем (Euphorbia) двурогим, мордовниками (Echinops), синеголовниками (Eryngium), фиалками (Viola), незабудками (Myosotis), дягилем лекарственным (Angelica archangelica), гортензиями черешковыми (Hydrangea petiolaris).
В пруду были нимфеи или кувшинки (Nymphea), рогоз (Typha), стрелолист (Sagittaria), сусак (Butomus) и другие водные растения.
Вьющиеся ползучие растения с плавными изгибающимися стеблями характерны для садов в стиле модерн. Они же — элемент живописи этого периода. В саду LIBELLULIDAE гортензия черешковая (Hydrangea petiolaris) — деревянистая листопадная лиана — обвивается вокруг стволов существующих в парке кленов.
Популярны в саду модерна деревья с плакучей или зонтикообразной формой кроны. «Меня спрашивали, что здесь делают ель обыкновенная Инверса и лиственница плакучей формы. На их месте правильнее и органичнее смотрелись бы плакучие ивы. Но с ивами получился бы правдоподобный “Аленушкин пруд”. А тут нужны были простые, известные всем растения (ель, лиственница), но необычных (культивированных форм). Это иллюстрирует и раскрывает одну из черт стиля — простое и понятное, но прихотливое и эстетствующее. Ель, но ель в образе», — объясняет Диана.
Еще здесь есть раскидистая тсуга канадская (Tsuga canadensis), которая очень естественна и органична в своей растрепанности.
Еще здесь есть раскидистая тсуга канадская (Tsuga canadensis), которая очень естественна и органична в своей растрепанности.
На фото: ангелика (Angelica archangelica) — самое высокое зонтичное и очень архитектурное растение
На заметку: Ель обыкновенная Инверса (Picea abies Inversa) — плакучая форма, с узкой, неравномерно развитой кроной, ниспадающими вертикальными ветвями и нижними, лежащими на земле. У верхушки заваливающийся характер роста.
На заметку: Ель обыкновенная Инверса (Picea abies Inversa) — плакучая форма, с узкой, неравномерно развитой кроной, ниспадающими вертикальными ветвями и нижними, лежащими на земле. У верхушки заваливающийся характер роста.
На фото: ирис сибирский (Iris sibirica)
В саду росли разные сорта ириса сибирского. Ирисы — символы модерна — отличаются особенным изяществом контура цветка, утонченностью и мистицизмом.
В саду росли разные сорта ириса сибирского. Ирисы — символы модерна — отличаются особенным изяществом контура цветка, утонченностью и мистицизмом.
На фото: ирис мечевидный (Iris ensata)
На фото: дельфиниум
На фото: ювелирное украшение «Шпилька», Рене Лалик
Красота, магия и очарование цветов стали источником фантазии ювелирного искусства Лалика, которого неслучайно называли «зачарованным ювелиром». «Глядя на украшения Лалика, понимаешь, как точно он улавливает самое интересное в образе того или иного растения, возводит эту характеристику в абсолютную доминанту и подчиняет ей всю композицию», — говорит Диана.
Красота, магия и очарование цветов стали источником фантазии ювелирного искусства Лалика, которого неслучайно называли «зачарованным ювелиром». «Глядя на украшения Лалика, понимаешь, как точно он улавливает самое интересное в образе того или иного растения, возводит эту характеристику в абсолютную доминанту и подчиняет ей всю композицию», — говорит Диана.
На фото: лук-резанец, дельфиниум и бузульник
Магический и экзотический вид некоторых растений — в духе модерна. В этом саду такими качествами обладают похожие между собой синие или малиновые колючие цветы: синеголовник, мордовник и чертополох.
Магический и экзотический вид некоторых растений — в духе модерна. В этом саду такими качествами обладают похожие между собой синие или малиновые колючие цветы: синеголовник, мордовник и чертополох.
На фото: шалфей дубравный Аметист (Salvia nemorosa Amethist); короставник полевой (Knautia arvensis); манжетка мягкая (Alchemilla mollis)
На фото: видовые дельфиниумы; кровохлебка (Sanguisorba)
Внутреннее внимание к деталям — еще одна черта модерна. Диане хотелось настроить заходящих в сад на некое детальное созерцание, обращенное внутрь любование. Но невозможно предугадать, что будет располагаться по соседству: фуд-корт или гигантский хамелеон из деталей техники. А когда мешает визуальный фон и какофония звуков, не так легко настроиться на созерцание и покой.
Внутреннее внимание к деталям — еще одна черта модерна. Диане хотелось настроить заходящих в сад на некое детальное созерцание, обращенное внутрь любование. Но невозможно предугадать, что будет располагаться по соседству: фуд-корт или гигантский хамелеон из деталей техники. А когда мешает визуальный фон и какофония звуков, не так легко настроиться на созерцание и покой.
Сад вызывает ощущение, что был здесь всегда. Это чувство усиливается, если представить, что он находится не на территории парка «Музеон», а в окружении такой же чудесной природы и растворился в ней.
ОБ АВТОРЕ САДА…
Перейдите на страницу Дианы Сабировой, «ЛД-Студио», чтобы изучить другие работы из портфолио ландшафтного архитектора или заказать собственный проект
ОБ АВТОРЕ САДА…
Перейдите на страницу Дианы Сабировой, «ЛД-Студио», чтобы изучить другие работы из портфолио ландшафтного архитектора или заказать собственный проект
«Мы понимали, что это некоммерческий проект, сил и средств на который потребуется немало. Не все удалось и воплотилось так, как виделось и желалось. Но сад состоялся. Это была попытка, интересный опыт и реализовавшееся давнее желание», — рассказывает Диана.
В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
Найдите ландшафтного дизайнера на Houzz — закажите свой проект
В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
Найдите ландшафтного дизайнера на Houzz — закажите свой проект
Место: Москва, Парк искусств «Музеон», VI Московский Международный Фестиваль садов и цветов (Moscow Flower Show)
Год: 2017
Размер: 100 кв.м
Авторы проекта: ландшафтный архитектор Диана Сабирова, студия ландшафта «ЛД-Студио»; скульптор Виктория Чичинадзе
Партнеры: питомник «СЕВЕРНЫЙ»; Садовый центр Gardens; ООО «Зеленый Мир»
Фото: Марат Яхин и Диана Сабирова