Советы про сад и растения
«Каменный цветок»: Как обустроить сухой сад камней
В искусство японского сада камней заложено два противоположных принципа: идеальный расчет мастера и естественность нетронутой природы
Тонкую грань между искусственным и природным японцы чувствуют и понимают, как никто. У них так принято: доводить все до совершенства, но без нажима и насилия. Главное — выявить уже заложенное в самом естестве.
Сухой сад камней по-японски называется «карэсансуй», что можно перевести как «сухие горы и воды». Для японцев он кажется застывшим воплощением космических законов. Карэсансуй также можно называть садом дзен-буддистов, поскольку именно такая его конфигурация используется монахами для каждодневных медитаций на пути просветления. Для европейца же «сухие горы и воды» могут стать украшением участка рядом с домом и прекрасным местом, чтобы собраться с мыслями и подумать о вечном.
Искусство традиционного японского сада требует от того, кто его проектирует, не простого набора приемов, но духовного совершенства. Именно достигнув нужного состояния, мастер практически интуитивно создает законченную композицию без дотошных расчетов и беспокойства за каждую деталь. Хотя базовые знания, конечно, тоже должны быть: важно отличать традиционный сухой японский сад от его современных интерпретаций, чувствовать оригинальную эстетику и понимать основные принципы организации.
С самого начала нужно определиться с тем, что мы понимаем под сухим садом камней в принципе. В Японии существуют и другие разновидности садового дизайна. Например, сады для прогулок по тщательно распланированному маршруту или небольшие садики на заднем дворе. Но даже в искусстве создания именно сухого сада камней существует множество школ, отличающихся друг от друга мельчайшими нюансами. Перечислять их все — занятие неблагодарное. Однако существуют общие законы, описать которые мы и попытаемся.
Сухой сад камней по-японски называется «карэсансуй», что можно перевести как «сухие горы и воды». Для японцев он кажется застывшим воплощением космических законов. Карэсансуй также можно называть садом дзен-буддистов, поскольку именно такая его конфигурация используется монахами для каждодневных медитаций на пути просветления. Для европейца же «сухие горы и воды» могут стать украшением участка рядом с домом и прекрасным местом, чтобы собраться с мыслями и подумать о вечном.
Искусство традиционного японского сада требует от того, кто его проектирует, не простого набора приемов, но духовного совершенства. Именно достигнув нужного состояния, мастер практически интуитивно создает законченную композицию без дотошных расчетов и беспокойства за каждую деталь. Хотя базовые знания, конечно, тоже должны быть: важно отличать традиционный сухой японский сад от его современных интерпретаций, чувствовать оригинальную эстетику и понимать основные принципы организации.
С самого начала нужно определиться с тем, что мы понимаем под сухим садом камней в принципе. В Японии существуют и другие разновидности садового дизайна. Например, сады для прогулок по тщательно распланированному маршруту или небольшие садики на заднем дворе. Но даже в искусстве создания именно сухого сада камней существует множество школ, отличающихся друг от друга мельчайшими нюансами. Перечислять их все — занятие неблагодарное. Однако существуют общие законы, описать которые мы и попытаемся.
Зачастую классический сухой сад выглядит именно так, как на фото: несколько камней разной формы особым образом разложены на плоской площадке из песка. Классический кадр любого фильма о буддийских монахах: человек в рясе водит граблями по песку. Рисунок огибает каждый камень и имитирует концентрические круги волн, которые будто бы разбегаются в разные стороны.
Начало начал
В композиции любого сада будет присутствовать центральный элемент и ряд вспомогательных. Но строительство начинается с первого, краеугольного камня. Можно вспомнить показательную историю: в 1934 году река Хиёсигава вышла из берегов и принесла на участок настоятеля местного храма внушительных размеров валун, который скатился с горы. И тогда вместо того, чтобы заставить монахов тащить этот валун за ограду, настоятель решил разбить вокруг камня сад. В этом и заключается японский подход — в случайном находить закономерности, а все происходящее использовать себе на пользу.
Начало начал
В композиции любого сада будет присутствовать центральный элемент и ряд вспомогательных. Но строительство начинается с первого, краеугольного камня. Можно вспомнить показательную историю: в 1934 году река Хиёсигава вышла из берегов и принесла на участок настоятеля местного храма внушительных размеров валун, который скатился с горы. И тогда вместо того, чтобы заставить монахов тащить этот валун за ограду, настоятель решил разбить вокруг камня сад. В этом и заключается японский подход — в случайном находить закономерности, а все происходящее использовать себе на пользу.
Твердая иерархия
В дзенском саду есть несколько групп камней. Среди них выделяются первостепенные и вспомогательные. Внутри каждой группы также сохраняется иерархия — главный камень называется «омо-иси». В основополагающем трактате по садовому искусству Японии под названием «Сакутеики» сказано, что все прочие камни в саду должны быть подобраны в соответствии с омо-иси.
В дзенском саду есть несколько групп камней. Среди них выделяются первостепенные и вспомогательные. Внутри каждой группы также сохраняется иерархия — главный камень называется «омо-иси». В основополагающем трактате по садовому искусству Японии под названием «Сакутеики» сказано, что все прочие камни в саду должны быть подобраны в соответствии с омо-иси.
Ландшафтная триада
Основы японского ландшафтного дизайна строятся вокруг центральной группы сада «сандзонсэки», состоящая из трех камней разного размера. Камни поменьше располагаются по левую и правую сторону от большого валуна. Меньшие камни должны располагаться горизонтально, в то время как ведущий камень стоит вертикально.
Камни символизируют триаду буддистских божеств. В основе лежит древний японский культ поклонения природе вообще и камню в частности. Чтобы оценить силу последнего, приценитесь к садовым камням, которые продаются в самой Японии: они стоят баснословных денег. Самым ценным камням японцы дают имена и даже пишут для них провенансы.
Основы японского ландшафтного дизайна строятся вокруг центральной группы сада «сандзонсэки», состоящая из трех камней разного размера. Камни поменьше располагаются по левую и правую сторону от большого валуна. Меньшие камни должны располагаться горизонтально, в то время как ведущий камень стоит вертикально.
Камни символизируют триаду буддистских божеств. В основе лежит древний японский культ поклонения природе вообще и камню в частности. Чтобы оценить силу последнего, приценитесь к садовым камням, которые продаются в самой Японии: они стоят баснословных денег. Самым ценным камням японцы дают имена и даже пишут для них провенансы.
Время собирать
Во время поиска подходящих камней мастер должен руководствоваться следующими советами. Камни лучше всего подбирать с ярко выраженным орнаментом и несимметричной формы, с четкими гранями и грубой текстурой.
Во время поиска подходящих камней мастер должен руководствоваться следующими советами. Камни лучше всего подбирать с ярко выраженным орнаментом и несимметричной формы, с четкими гранями и грубой текстурой.
Не отступая от оригинала
Поскольку считается, что в каждом камне обитает дух, то по традиции камни нельзя использовать в контексте, отличном от их происхождения. Поэтому искусственные горы в сухом саду могут изображать лишь булыжники, привезенные с гор, русла рек же должны имитироваться только речной галькой.
Правильное расположение камня определяется его естественными характеристиками: впадинами, трещинами и тому подобным.
Поскольку считается, что в каждом камне обитает дух, то по традиции камни нельзя использовать в контексте, отличном от их происхождения. Поэтому искусственные горы в сухом саду могут изображать лишь булыжники, привезенные с гор, русла рек же должны имитироваться только речной галькой.
Правильное расположение камня определяется его естественными характеристиками: впадинами, трещинами и тому подобным.
Цапля-долгожительница и мудрая черепаха
Еще один претендент на центральное место в сухом саду — «цурукамэ-исигуми»: структура из двух камней, один из которых олицетворяет цаплю, а другой черепаху. По традиции китайского паркового искусства, чьи образы заимствовали японцы, такое сочетание камней символизировало долгую жизнь и мудрость.
В современном японском парковом творчестве группа из цапли и черепахи используется для создания контраста между молодыми высокими горами и древними вершинами, обтесанными временем. Считается, что этот прием эффектно выражает идею бесконечного круговорота в природе, когда старое сменяется новым.
Еще один претендент на центральное место в сухом саду — «цурукамэ-исигуми»: структура из двух камней, один из которых олицетворяет цаплю, а другой черепаху. По традиции китайского паркового искусства, чьи образы заимствовали японцы, такое сочетание камней символизировало долгую жизнь и мудрость.
В современном японском парковом творчестве группа из цапли и черепахи используется для создания контраста между молодыми высокими горами и древними вершинами, обтесанными временем. Считается, что этот прием эффектно выражает идею бесконечного круговорота в природе, когда старое сменяется новым.
Песок сквозь пальцы
Помимо камней важнейшей частью сада для медитации является площадка из песка, которая символизирует пространство океана, неба, космоса или даже дзенского «ничто».
Специальный песок для сада камней называется «сикисуна». Наиболее известный сорт состоит из крошенного гранита с добавлением белого полевого шпата, серого кварца и черной слюды. Гранитные гранулы крупнее и не такие однородные, как у берегового песка: проще создавать волнистые узоры или небольшие холмики, которые не рассыпятся на месте.
Кроме песка в сухих садах применяют гравий и щебень. Гравий используют, когда хотят засыпать дорожки или канавки для отвода воды от загородного дома. Щебнем чаще всего декорируют берега или дно ручьев, прудов и любых других водоемов в зеленых японских садах. Однако используют и в сухом саду — например, для имитации водопадов или русел рек.
Помимо камней важнейшей частью сада для медитации является площадка из песка, которая символизирует пространство океана, неба, космоса или даже дзенского «ничто».
Специальный песок для сада камней называется «сикисуна». Наиболее известный сорт состоит из крошенного гранита с добавлением белого полевого шпата, серого кварца и черной слюды. Гранитные гранулы крупнее и не такие однородные, как у берегового песка: проще создавать волнистые узоры или небольшие холмики, которые не рассыпятся на месте.
Кроме песка в сухих садах применяют гравий и щебень. Гравий используют, когда хотят засыпать дорожки или канавки для отвода воды от загородного дома. Щебнем чаще всего декорируют берега или дно ручьев, прудов и любых других водоемов в зеленых японских садах. Однако используют и в сухом саду — например, для имитации водопадов или русел рек.
Мох с ними
Может показаться, что растения исключены в сухих садах, однако это не совсем так. Например, они могут присутствовать в окружающем ландшафте, а в самом саду допустимо использование мха или прочих стелющихся растений. Мох создает умиротворяющую и расслабляющую атмосферу, поэтому его вполне можно встретить в дзенском саду. Уместно высаживать мох вокруг булыжников, создавая некую границу между камнем и гравием или песком.
Иногда в сухих садах встречаются и азалии, посаженные большими массами в форме облаков, шаров или волн. Принципиально создание зеленой массы без цветов, поэтому азалии подстригают сразу после цветения.
Может показаться, что растения исключены в сухих садах, однако это не совсем так. Например, они могут присутствовать в окружающем ландшафте, а в самом саду допустимо использование мха или прочих стелющихся растений. Мох создает умиротворяющую и расслабляющую атмосферу, поэтому его вполне можно встретить в дзенском саду. Уместно высаживать мох вокруг булыжников, создавая некую границу между камнем и гравием или песком.
Иногда в сухих садах встречаются и азалии, посаженные большими массами в форме облаков, шаров или волн. Принципиально создание зеленой массы без цветов, поэтому азалии подстригают сразу после цветения.
Трудности перевода
Продемонстрированные принципы, даже когда не знаешь все нюансы японского садового искусства, помогают лучше чувствовать природные материалы и не совершать простых ошибок.
Если нет задачи целиком и полностью воспроизвести японский сад по всем канонам, то можно взять на вооружение приглянувшиеся элементы и приемы и творчески их переосмыслить.
Скажем, пример, показанный на фото, мало похож на традиционный японский сад. Особенно, если обратить внимание на ограду из полированных труб и бордюр между белоснежным песком и гладкой галькой. При всем этом очевидно использование самой идеи сухого сада, имитирующего реку, хоть и сделано это на европейский манер.
Продемонстрированные принципы, даже когда не знаешь все нюансы японского садового искусства, помогают лучше чувствовать природные материалы и не совершать простых ошибок.
Если нет задачи целиком и полностью воспроизвести японский сад по всем канонам, то можно взять на вооружение приглянувшиеся элементы и приемы и творчески их переосмыслить.
Скажем, пример, показанный на фото, мало похож на традиционный японский сад. Особенно, если обратить внимание на ограду из полированных труб и бордюр между белоснежным песком и гладкой галькой. При всем этом очевидно использование самой идеи сухого сада, имитирующего реку, хоть и сделано это на европейский манер.
Out&in
В условиях нашего климата одним из вариантов может стать перенесение сада во внутреннее пространство дома. Для японцев, в силу иных климатических условий и архитектурных традиций, подобное совершенно чуждо. Нам же даже в зимний период, когда приходится проводить в помещении практически круглые сутки, хочется прикоснуться к природе.
Сухой сад в этом отношении идеально подходит для тех, кто забывает поливать цветы, кому лень соблюдать температурный режим, необходимый для оранжереи, подстригать ветки, менять грунт — в общем всячески заботиться о растениях.
В условиях нашего климата одним из вариантов может стать перенесение сада во внутреннее пространство дома. Для японцев, в силу иных климатических условий и архитектурных традиций, подобное совершенно чуждо. Нам же даже в зимний период, когда приходится проводить в помещении практически круглые сутки, хочется прикоснуться к природе.
Сухой сад в этом отношении идеально подходит для тех, кто забывает поливать цветы, кому лень соблюдать температурный режим, необходимый для оранжереи, подстригать ветки, менять грунт — в общем всячески заботиться о растениях.
В наше довольно эклектичное время можно пускаться на любые эксперименты и совмещать, казалось бы, не совместимое. Зачем играть только с европейской традицией, иногда ведь можно и прикоснуться к чарующему миру Востока?
Достаточно уложить камни на песок, провести вокруг них граблями — и пространство, которое раньше казалось неухоженным и пустынным, превратится в место для вдумчивого созерцания.
Достаточно уложить камни на песок, провести вокруг них граблями — и пространство, которое раньше казалось неухоженным и пустынным, превратится в место для вдумчивого созерцания.
Сад камней организуется таким образом, чтобы, даже с учетом его застывшей формы, создавалось ощущение, что воды движутся, а горы растут. По сути сад камней — это звено, связывающее живопись и скульптуру. На современном языке его можно было бы даже назвать инсталляцией. Недаром современные художники не перестают смотреть в сторону Востока.
Сами японцы стремятся любой сад организовать так, чтобы он выглядел, как на картине. Помните знаменитый жанр восточной пейзажной живописи? «Горы и воды» («шаньшукхуа») — то есть в переводе почти «карасэнсуй», только без эпитета «сухие». Общая цветовая гамма сада, из которого исключены привычные нам яркие цветочные композиции, практически сведена к монохромной палитре свитков «шаньшукхуа».