Дизайн будущего: 7 эко-трендов датской выставки 3 Days of Design
Устойчивое развитие — важный, если не основной, тренд в интерьерном дизайне и архитектуре
Обычно тема экологии в мебельной отрасли вращается вокруг подсчёта вредных выбросов во время производства и возможности отправить вещь на повторную переработку, когда она выйдет из строя. В этом году фестиваль 3 Days of Design, прошедший в Копенгагене 23–25 мая 2019, показал — есть и другие подходы.
Каждый год выставка принимает более 150 компаний. Основная цель — продемонстрировать развитие датского дизайна. Но в этом году важным мотивом было создание объектов, ориентированных на будущее, в котором мир дизайна станет менее травматичным для окружающей природы и климата.
Стол из коллекции Post, дизайнер Сесилия Манц (Cecilie Manz), Fredericia Furniture
1. Делать на века
Один из очевидных путей — мебель, которая прослужит десятилетия и при этом не устареет ни с точки зрения внешнего вида, ни с точки зрения качества. Эта цель стала доминирующей для большинства компаний и дизайнеров на прошедшей выставке в Копенгагене.
1. Делать на века
Один из очевидных путей — мебель, которая прослужит десятилетия и при этом не устареет ни с точки зрения внешнего вида, ни с точки зрения качества. Эта цель стала доминирующей для большинства компаний и дизайнеров на прошедшей выставке в Копенгагене.
Стул из коллекции Post, дизайнер Сесилия Манц, Fredericia Furniture
Чтобы даже через десятилетия легко вписаться в интерьер наших правнуков, предметы должны быть лаконичны и долговечны. Для Сесилии Манц, создательницы стола на фото выше и стула на фото слева, именно это определяет качественный и экологичный дизайн «вне времени»: «Мои дети должны иметь шанс унаследовать эту мебель». Кроме того, важно отказаться от привычки выпускать вещи каждый сезон лишь ради эффекта новизны. «Если я не могу достойно аргументировать, зачем нужна эта новинка, лучше вообще ничего не делать», — говорит она.
Чтобы даже через десятилетия легко вписаться в интерьер наших правнуков, предметы должны быть лаконичны и долговечны. Для Сесилии Манц, создательницы стола на фото выше и стула на фото слева, именно это определяет качественный и экологичный дизайн «вне времени»: «Мои дети должны иметь шанс унаследовать эту мебель». Кроме того, важно отказаться от привычки выпускать вещи каждый сезон лишь ради эффекта новизны. «Если я не могу достойно аргументировать, зачем нужна эта новинка, лучше вообще ничего не делать», — говорит она.
Одна из кухонь, спроектированная Николаем Бо (Nicolaj Bo)
2. Кастомизация — путь к предметам вне времени
Мебель, которая адаптирована к потребностям владельцев и особенностям пространства, не устареет и не потеряет своей актуальности. «У нас нет стандартных решений. Всё разработано специально для конкретного заказчика и определённого пространства. Поэтому эта кухня идеально вписывается в характер и параметры помещения», — рассказывает владелец компании по кастомизации кухонь Николай Бо.
2. Кастомизация — путь к предметам вне времени
Мебель, которая адаптирована к потребностям владельцев и особенностям пространства, не устареет и не потеряет своей актуальности. «У нас нет стандартных решений. Всё разработано специально для конкретного заказчика и определённого пространства. Поэтому эта кухня идеально вписывается в характер и параметры помещения», — рассказывает владелец компании по кастомизации кухонь Николай Бо.
Принципиально, чтобы дизайн и стиль мебели соответствовали дому в целом. «Кухня должна быть частью контекста всего дома, а не самодостаточным арт-объектом, рождённым по веянию мимолётной моды. С точки зрения экоустойчивости, краткосрочные интерьерные тренды — одна из самых серьёзных проблем, потому что эти экстрамодные вещи устаревают очень быстро», — говорит Николай Бо.
Компания Københavns Møbelsnedkeri придерживается аналогичного подхода. В их студии (на фото) делают упор на качество, традиции и мастерство. Здесь учитывают даже эстетику старения: кухни, шкафы и другая мебель должны не только служить десятилетиями, но и стать эстетичнее со временем. «Мы продумываем нашу мебель так, что спустя годы она будет ещё красивее», — подчёркивает основатель компании Ким Долва.
Компания даже создаёт мини-модели своей мебели в масштабе 1:10, чтобы клиенты могли расставить шкафы и рассмотреть кухню, прежде чем принять окончательное решение.
Дизайнер Маргрета Одгард (Margrethe Odgaard) с Петером Й. Лассеном (Peter J. Lassen), основателем компании Montana, и его сыном Йоакимом Лассеном (Joakim Lassen, справа)
3. Цвет — на десятилетия вперёд
Цвет тоже может быть долговечным. Так, датский дизайнер текстиля Маргрета Одгард разработала палитру из 30 оттенков для мебельной компании Montana, известной своими простыми, но красочными системами стеллажей.
3. Цвет — на десятилетия вперёд
Цвет тоже может быть долговечным. Так, датский дизайнер текстиля Маргрета Одгард разработала палитру из 30 оттенков для мебельной компании Montana, известной своими простыми, но красочными системами стеллажей.
Коллекция Don’t Judge a Color by Its Color, дизайн Маргреты Одгард для Montana
На первый взгляд, появление новых цветов в коллекции мебели может показаться лишь краткосрочным колористическим трендом. Но цель Маргреты — долговечность палитры: «Я не работаю с сезонными тенденциями. Коллекция цветов должна оставаться на рынке не менее 5–10 лет и не устаревать».
На первый взгляд, появление новых цветов в коллекции мебели может показаться лишь краткосрочным колористическим трендом. Но цель Маргреты — долговечность палитры: «Я не работаю с сезонными тенденциями. Коллекция цветов должна оставаться на рынке не менее 5–10 лет и не устаревать».
«Для меня важно, чтобы цвета хорошо сочетались с деревом, бетоном и мрамором. В этой коллекции очень мало “эгоистичных” оттенков, которые трудно уживаются с другими красками», — говорит дизайнер. Например, для новой палитры она выбрала только один вариант жёлтого, достаточно мягкий, чтобы соседствовать с другими цветами.
Стул Spanish, Børge Mogensen
4. Назад в будущее
Какая мебель будет стоять у нас дома не только в ближайшие год-два, а через 10, 20 или даже 50 лет? Ряд датских компаний отметили нынешнюю любовь к моделям 1950-х, 60-х и 70-х и делают ставку на их популярность и последующие десятилетия. Помимо переизданий «классики» датского дизайна, компании обратились к менее известным дизайнерским проектам. Это может быть мебель, снятая с производства из-за «немодности», или идеи, отложенные «в стол» ещё до того, как производство стало массовым.
4. Назад в будущее
Какая мебель будет стоять у нас дома не только в ближайшие год-два, а через 10, 20 или даже 50 лет? Ряд датских компаний отметили нынешнюю любовь к моделям 1950-х, 60-х и 70-х и делают ставку на их популярность и последующие десятилетия. Помимо переизданий «классики» датского дизайна, компании обратились к менее известным дизайнерским проектам. Это может быть мебель, снятая с производства из-за «немодности», или идеи, отложенные «в стол» ещё до того, как производство стало массовым.
Магнус Стефенсен (Magnus Stephensen) представляет кресло TMBO Lounge chair, спроектированное его дедушкой Магнусом Лассе Стефенсоном (Magnus Læssøe Stephensen) в 1935 году
Мебельная компания Mazō основана недавно, но многие её проекты уходят корнями в прошлое. «Для нас важно, чтобы проекты, которые мы запускаем сейчас, сохраняли актуальность в течение 50 лет», — говорит Магнус Стефенсен, основатель Mazō и внук дизайнера Магнуса Лассе Стефенсена.
Мебельная компания Mazō основана недавно, но многие её проекты уходят корнями в прошлое. «Для нас важно, чтобы проекты, которые мы запускаем сейчас, сохраняли актуальность в течение 50 лет», — говорит Магнус Стефенсен, основатель Mazō и внук дизайнера Магнуса Лассе Стефенсена.
Стул WNG Chair, дизайн Магнуса Лассе Стефенсена, спроектирован в 1937 году
«Мой дед опередил своё время, когда проектировал кресло WNG. И нам важно, чтобы мебель, которую мы производим сегодня, могла служить нескольким поколениям», — продолжает Магнус .
«Мой дед опередил своё время, когда проектировал кресло WNG. И нам важно, чтобы мебель, которую мы производим сегодня, могла служить нескольким поколениям», — продолжает Магнус .
Другой пример — компания House of Finn Juhl, которая за несколько лет перевыпустила более 50 проектов знаменитого датского дизайнера Финна Юля (Finn Juhl). Так, недавно вышло кресло Grasshopper (на фото): оно было спроектировано в 1938 году, но тогда сделали только два экземпляра. «У нас есть каталог с эскизами и проектами знаменитого мастера, поэтому можно выпускать новую мебель от Финна Юля каждый год ещё лет двадцать», — говорит соучредитель компании Ханс Хенрик Сьёренсен (Hans Henrik Sørensen).
Полукресло Butterfly Classic (слева), дизайнер Нильс Гаммельгард (Niels Gammelgaard); кресло Model 107 (справа), дизайнер Иб Кофолд-Ларсен (Kofod-Larsen). Производство Magnus Olesen
5. Не глобально, а локально
Ещё один способ минимизировать воздействие на окружающую среду — организация производства на месте, с использованием локальных материалов и рабочей силы. Это подход использует большинство датских компаний. Magnus Olesen, например, производит всю свою мебель на фабрике в Ютландии, несмотря на глобальную тенденцию аутсорсинга рабочей силы. «Мы живём в то время, когда тема устойчивого развития настолько важна, что фактически стала мощной силой, стимулирующей локальное производство с использованием местных материалов», — говорит директор и владелец компании Нилс Кнудсен (Nils Knudsen).
5. Не глобально, а локально
Ещё один способ минимизировать воздействие на окружающую среду — организация производства на месте, с использованием локальных материалов и рабочей силы. Это подход использует большинство датских компаний. Magnus Olesen, например, производит всю свою мебель на фабрике в Ютландии, несмотря на глобальную тенденцию аутсорсинга рабочей силы. «Мы живём в то время, когда тема устойчивого развития настолько важна, что фактически стала мощной силой, стимулирующей локальное производство с использованием местных материалов», — говорит директор и владелец компании Нилс Кнудсен (Nils Knudsen).
Однако он отмечает, что локализация производства в одной точке усложняет сбыт за пределами Европы:
«Есть несколько крупных компаний, которые при заключении договора требуют, чтобы мебель производилась на расстоянии не более 700 километров от места использования. Так, в США и Японии, например, мы работаем с местными партнёрами: они создают производство по лицензионному соглашению. Или же мы отправляем туда комплектующие для мебели, а сборка, обивка и регулировка производятся на месте. Если подсчитать выбросы CO2, неизбежные при транспортировке одного кубического метра груза, для окружающей среды значительно лучше, когда мы отправляем компоненты, которые собираются на месте, а не объёмные готовые изделия».
«Есть несколько крупных компаний, которые при заключении договора требуют, чтобы мебель производилась на расстоянии не более 700 километров от места использования. Так, в США и Японии, например, мы работаем с местными партнёрами: они создают производство по лицензионному соглашению. Или же мы отправляем туда комплектующие для мебели, а сборка, обивка и регулировка производятся на месте. Если подсчитать выбросы CO2, неизбежные при транспортировке одного кубического метра груза, для окружающей среды значительно лучше, когда мы отправляем компоненты, которые собираются на месте, а не объёмные готовые изделия».
6. Больше ресайклинга
Переработка и повторное использование мебели — ещё один способ улучшить экологическую обстановку.
Переработка и повторное использование мебели — ещё один способ улучшить экологическую обстановку.
Например, магазин Klassik в центре Копенгагена с успехом продаёт винтажную классику датского дизайна. Причём зачастую дороже, чем когда-то стоили эти стулья или столы.
А раз всё больше современной мебели сегодня стараются делать «на века», то можно ожидать, что лет через 15–20 мы увидим её на аукционах, барахолках и в магазинах секонд-хенд в достойном для жизни у следующих хозяев состоянии.
А раз всё больше современной мебели сегодня стараются делать «на века», то можно ожидать, что лет через 15–20 мы увидим её на аукционах, барахолках и в магазинах секонд-хенд в достойном для жизни у следующих хозяев состоянии.
7. От порта к обеденному столу
Параллельно с новыми материалами из переработанного мусора, дизайнеры активно используют сырьё, которое не требует сложной переработки.
Параллельно с новыми материалами из переработанного мусора, дизайнеры активно используют сырьё, которое не требует сложной переработки.
Например, Thors Design даёт новую жизнь африканской древесине азобе из доков старых датских портов. Из этого дерева с красивым красновато-шоколадным оттенком делают столешницы, стулья, обеденные комплекты (на фото), ширмы и летние кухни. Хотя дерево провело десятилетия в солёной воде, оно прослужит ещё 50–100 лет и потребует лишь минимального ухода.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Что вы думаете о концепции устойчивого развития? Насколько эти идеи экоподхода к производству и использованию мебели актуальны для нас? Поделитесь своим мнением в комментариях.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Что вы думаете о концепции устойчивого развития? Насколько эти идеи экоподхода к производству и использованию мебели актуальны для нас? Поделитесь своим мнением в комментариях.