Статьи о стилях
Советы по декору
Хороший вопрос: Чем три стиля модерн отличаются друг от друга
Оказывается, покупатели, продавцы и производители понимают под стилем модерн очень разные вещи
Представьте себе типичную ситуацию: как вы выбираете мебель к проекту на заказ, например, кухни или встроенные шкафы. Менеджеры, которые ее продают, сразу спрашивают: «Какой стиль: классика или модерн?» И под модерном у них подразумевается все, что не классика. Иной раз я даже пыталась объяснять продавцам в салоне, что модерн — это нечто другое. Но правда оказывается в том, что слово moderno в переводе с итальянского — современный. А современность — она разная: 100 лет назад, 50 и сейчас.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции. В этом стиле создавали и здания, и мебель, и керамику, и книжную графику, и интерьеры: все, что можно было охватить дизайном.
Один из моих любимых музеев в Москве — дом-музей Горького на Малой Никитской. Но, если честно, я хожу туда смотреть на то, что создал архитектор Шехтель — а именно, на рисунок резьбы на двери, переходящий в лепнину на потолке. Все, начиная от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составных элементов, решено в одном ключе. Возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя».
Архитектура модерна вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст).
Один из моих любимых музеев в Москве — дом-музей Горького на Малой Никитской. Но, если честно, я хожу туда смотреть на то, что создал архитектор Шехтель — а именно, на рисунок резьбы на двери, переходящий в лепнину на потолке. Все, начиная от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составных элементов, решено в одном ключе. Возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя».
Архитектура модерна вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст).
Языки искусства модерна — это абстрактные формы, но живые, органические, дышащие и растущие. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Изящные, летящие, красивые формы в стиле модерн — это символ эпохи, новых возможностей, пришедших с развитием техники и машинного производства.
На модерн возлагали большие надежды. По мысли ряда его теоретиков, он должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека цельную, эстетически насыщенную, пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых форм и приемов, современных материалов и конструкций. В каждой стране возникало свое наименование стиля: В Англии — modern style (новый стиль), в США — «Тиффани стайл», во Франции — ар-нуво, в Германии — «югендстиль» (молодой стиль), в Австрии — «стиль Сецессион», в Италии — «стиль Либерти», в Испании — «модернизм».
На модерн возлагали большие надежды. По мысли ряда его теоретиков, он должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека цельную, эстетически насыщенную, пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых форм и приемов, современных материалов и конструкций. В каждой стране возникало свое наименование стиля: В Англии — modern style (новый стиль), в США — «Тиффани стайл», во Франции — ар-нуво, в Германии — «югендстиль» (молодой стиль), в Австрии — «стиль Сецессион», в Италии — «стиль Либерти», в Испании — «модернизм».
2. Второй модерн — «модернизм середины века»
Mid Сentury Modern (Средневековый модерн): принят по названию книги Кары Гринберг — архитектурный стиль, а также направление дизайна интерьера и графического дизайна, которое зародилось в 1950-1960-е годы прошлого века, после Второй мировой войны. Дизайнеры и архитекторы, вдохновленные простотой и функциональностью скандинавских и бразильских интерьеров, стремились создать оптимальные условия для жизни среднестатистической семьи. Так появился модерн (модернизм) середины ХХ века.
Mid Сentury Modern (Средневековый модерн): принят по названию книги Кары Гринберг — архитектурный стиль, а также направление дизайна интерьера и графического дизайна, которое зародилось в 1950-1960-е годы прошлого века, после Второй мировой войны. Дизайнеры и архитекторы, вдохновленные простотой и функциональностью скандинавских и бразильских интерьеров, стремились создать оптимальные условия для жизни среднестатистической семьи. Так появился модерн (модернизм) середины ХХ века.
Одна из главных идей этого стиля — объединение жилищного пространства с внешним миром, поэтому для Mid Century характерны большие, широкие окна, стоечно-балочные конструкции зданий, уменьшение числа внутренних стен: так интерьеру придавали лёгкость, воздушность.
Для интерьеров 1950-1960-х годов прошлого века характерны белые стены: на их фоне выгодно выделяется мебель. Такой интерьер не принято перегружать аксессуарами: несколько ярких акцентов в интерьере смотрятся лучше, чем нагромождение мелких, пусть даже симпатичных, деталей.
Для интерьеров 1950-1960-х годов прошлого века характерны белые стены: на их фоне выгодно выделяется мебель. Такой интерьер не принято перегружать аксессуарами: несколько ярких акцентов в интерьере смотрятся лучше, чем нагромождение мелких, пусть даже симпатичных, деталей.
Объеденив в себе красоту и естественность модерна с простотой и функциональностью скандинавского стиля новый подход в дизайну выполнял главную функцию периода послевоенного baby-boom: экономично и комфортно обставить жилье простых людей. В интерьерах Mid Century практичность и красота находятся в гармоничном единении.
Активный интерес и увлечение стилем Mid Century в наше время объясняется его легкостью, чистотой и неперегруженностью деталями.Такие интерьеры прекрасно подходят для динамичной современной жизни. Понятность образного языка мебели являлась условием ее коммуникативности, вызвав «движение к потребителю».
Активный интерес и увлечение стилем Mid Century в наше время объясняется его легкостью, чистотой и неперегруженностью деталями.Такие интерьеры прекрасно подходят для динамичной современной жизни. Понятность образного языка мебели являлась условием ее коммуникативности, вызвав «движение к потребителю».
Какие внешние факторы сработали для развития такой популярности этого стиля?
К середине 1990-х годов на рынке коллекционеров уже выросли цены на оригинальные дизайнерские предметы середины века. Например, оригинальная ширма из фанеры Имза, которая была снята с производства, стоила 10 тыс.долл. в 1994 году, а в декабре 1999 года диван Джорджа Нельсона «Зефир» был продан за беспрецедентную сумму в 66 тыс.долл.
К середине 1990-х годов на рынке коллекционеров уже выросли цены на оригинальные дизайнерские предметы середины века. Например, оригинальная ширма из фанеры Имза, которая была снята с производства, стоила 10 тыс.долл. в 1994 году, а в декабре 1999 года диван Джорджа Нельсона «Зефир» был продан за беспрецедентную сумму в 66 тыс.долл.
Одновременно, в 1990-х годах пришли к переизданию многих знаковых проектов середины века. Новые копии остались верны оригинальному дизайну, но они были обновлены, чтобы использовать современную ткань и технологии (на переизданных вещах стоит штамп с медальоном, чтобы отличить их от оригинальных образцов).
Культурные учреждения также сделали свое дело, чтобы поднять интерес к дизайну Mid Сentury Modern. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МоМА), в частности, поддерживал создание модернистской мебели с самого ее возникновения. Конкурс «Органический дизайн жилой среды» в 1940 году был организован с целью привлечь внимание к современному дизайну (конкурс выиграли два тогда неизвестных студента, Чарльз Имз и Ээро Сааринен, которые сотрудничали на проекте «Стул»).
Культурные учреждения также сделали свое дело, чтобы поднять интерес к дизайну Mid Сentury Modern. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МоМА), в частности, поддерживал создание модернистской мебели с самого ее возникновения. Конкурс «Органический дизайн жилой среды» в 1940 году был организован с целью привлечь внимание к современному дизайну (конкурс выиграли два тогда неизвестных студента, Чарльз Имз и Ээро Сааринен, которые сотрудничали на проекте «Стул»).
Кушетка «Барселона» Людвига Мис ван дер Роэ стала иконой стиля, ее можно было увидеть повсюду в кино, на телевидении и в рекламных объявлениях.
Футуристический столовый комплект — стол и стулья Tulip (на фото) — стали результатом экспериментов Ээро Сааринена со стеклопластиком. Сделать их целиком из этого нового в 1956 году материала не удалось: ножки стола и стульев выполнены из алюминия.
Предметы вызвали энтузиазм не только у декораторов, но и у режиссёров фантастических фильмов: мебель Сааринена фигурирует в «Солярисе» Тарковского и в сериале «Звёздный путь».
Сегодня, если вы обедаете в современном ресторане, велика вероятность, что вы будете сидеть в кресле, которое было разработано в 1950-х Имзами, Гарри Бертоя или Саариненом. Дизайнерам удалось создать столь впечатляющие и вневременные вещи, что они стали иконами стиля и, несмотря на то, что были созданы больше 50 лет назад, по-прежнему востребованы благодаря своей универсальности и способности интегрироваться в любой тип интерьера.
Предметы вызвали энтузиазм не только у декораторов, но и у режиссёров фантастических фильмов: мебель Сааринена фигурирует в «Солярисе» Тарковского и в сериале «Звёздный путь».
Сегодня, если вы обедаете в современном ресторане, велика вероятность, что вы будете сидеть в кресле, которое было разработано в 1950-х Имзами, Гарри Бертоя или Саариненом. Дизайнерам удалось создать столь впечатляющие и вневременные вещи, что они стали иконами стиля и, несмотря на то, что были созданы больше 50 лет назад, по-прежнему востребованы благодаря своей универсальности и способности интегрироваться в любой тип интерьера.
Стиль Mid Сentury в некотором смысле считается последователем модерна: ему так же, как и стилю модерн, свойственна любовь к натуральным материалам, высокому качеству мебели и светлой цветовой гамме. Однако, основой его является, все же, большая практичность и простота: на смену плавным силуэтам модерна пришли прямые, чёткие линии и функциональные прямоугольные силуэты, а вместо сложной отделки — добротность без лишних украшательств.
Еще один фактор на мой взгляд объединяет эти два модерна — их эмоциональность. Наверное, поэтому мы так любим наполнять такими «средневековыми» предметами свои интерьеры: в них есть настроение, энергия и даже юмор.
Еще один фактор на мой взгляд объединяет эти два модерна — их эмоциональность. Наверное, поэтому мы так любим наполнять такими «средневековыми» предметами свои интерьеры: в них есть настроение, энергия и даже юмор.
3. Модерн как не-классика
Стиль, которого, с одной стороны, формально, не существует. А с другой — именно термин «модерн» помогает продавцам и покупателям находить общий язык. «Все, что не классика», — едва ли не самое простое и эффектное определение современного стиля в интерьере. А что уж понимать под таким современным стилем — футуризм, минимализм, каждый покупатель решает сам.
ВАШЕ МНЕНИЕ…
Что вы понимаете под стилем модерн? Какой именно вариант из трех предложенных близок лично вам? Делитесь с нами в разделе комментариев!
Стиль, которого, с одной стороны, формально, не существует. А с другой — именно термин «модерн» помогает продавцам и покупателям находить общий язык. «Все, что не классика», — едва ли не самое простое и эффектное определение современного стиля в интерьере. А что уж понимать под таким современным стилем — футуризм, минимализм, каждый покупатель решает сам.
ВАШЕ МНЕНИЕ…
Что вы понимаете под стилем модерн? Какой именно вариант из трех предложенных близок лично вам? Делитесь с нами в разделе комментариев!
Самый первый Modern — стиль в дизайне от 1880-х годов до Первой мировой войны. Для него характерными были мотивы морской волны, вьющихся растений, цветов ирисов, лилий, цикламенов, а также рифмующихся с растительными формами лебединых шей, томных и бледных женских лиц — дев с длинными волнистыми волосами, извивами рук и струящимися складками одежд.
Как раз перед зарождением модерна в 1860-1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики (очень похоже на наше время), который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Но ряд мастеров стал вырабатывать новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приемы.