Выставка в Стокгольме: Скандинавский курс на экоустойчивость
От концептов к фабричному производству — вещи из обрезков, сушеных растений и «мусорного» пластика
Курс на экологичность, вторичное использование сырья и предметов — не новость. Новость в том, что скандинавы от разговоров наконец-то перешли к направленным практическим действиям. В этом году Стокгольмская выставка мебели и света показала, что даже крупные компании, которым необходимо получать прибыль, включились в экопроизводство. Вот как они это делают.
Производство из растений
Один из самых интересных новых экоматериалов показали в молодёжной секции Greenhouse, где начинающие дизайнеры и школы дизайна демонстрируют прототипы своих объектов. Датчанин Николай Трен Карлсен вместе с его компанией TangForm (SeaweedShape) создал кресло The Coastal Furniture (на фото). Сиденье этого предмета изготовлено из двух разных видов морских водорослей, ножки — из переработанного бамбука. Всё кресло собирается с использованием четырёх комплектов винтов и кронштейнов.
«Я хотел создать экологически чистую альтернативу современной мебельной промышленности, где большинство продуктов изготавливается из дерева, металла и пластика и где очень мало перерабатывается», — говорит Николай. Идея родилась после путешествия на небольшой остров Лесё (Дания), где водоросли, найденные вдоль побережья, традиционно используются для покрытия крыш. Некоторые из этих крыш существуют уже более 300 лет.
Один из самых интересных новых экоматериалов показали в молодёжной секции Greenhouse, где начинающие дизайнеры и школы дизайна демонстрируют прототипы своих объектов. Датчанин Николай Трен Карлсен вместе с его компанией TangForm (SeaweedShape) создал кресло The Coastal Furniture (на фото). Сиденье этого предмета изготовлено из двух разных видов морских водорослей, ножки — из переработанного бамбука. Всё кресло собирается с использованием четырёх комплектов винтов и кронштейнов.
«Я хотел создать экологически чистую альтернативу современной мебельной промышленности, где большинство продуктов изготавливается из дерева, металла и пластика и где очень мало перерабатывается», — говорит Николай. Идея родилась после путешествия на небольшой остров Лесё (Дания), где водоросли, найденные вдоль побережья, традиционно используются для покрытия крыш. Некоторые из этих крыш существуют уже более 300 лет.
Чтобы превратить морские водоросли в достаточно прочный материал, датский дизайнер экспериментировал с разными видами клея. И в итоге выбрал карраген, экстракт из съедобных красных морских водорослей, который часто используется в пищевой промышленность для загущения и стабилизации еды. «Смешав порошок каррагена с водой и добавив в него водоросли, я получил своего рода тесто», — говорит он. Затем сиденье сформовали вручную и запекали в духовом шкафу при низкой температуре два дня. Получилось очень прочное кресло. «И кстати, после длительного процесса сушки сиденье не пахнет водорослями», — добавляет автор с улыбкой.
Это кресло стало дипломным проектом Николая по исследованию материалов для Школы архитектуры в Копенгагене. А помимо диплома, молодой дизайнер получил ещё и премию стокгольмской выставки Best Performance 2019. Николай надеется, что его стул (а ещё лампа, барные стулья и тумба из морских водорослей) — только начало в использовании экоустойчивых материалов для повседневной мебели.
Звукопоглощающие панели созданы в сотрудничестве со стокгольмским Королевским технологическим институтом (KTH); изготавливают их из древесной массы, окрашенной пшеничными отрубями. «Стало ясно, что мы можем воспроизводить природные особенности — огнезащиту корней травы, водоотталкивающие свойства цветов лотоса или прочность каталитической комбинации картофеля, воска и цитрусовых. Мы поняли, что приблизились к чему-то революционному», — говорит партнер-основатель компании Фредрик Франзон.
Производство из «мусорного» пластика
Датская компания Houe показала стул Falk (на фото). По словам дизайнеров, это первый стул в мире, полностью изготовленный из переработанного пластика, который взяли из местного мусора. Помимо вопросов экологии, было принципиально важно, чтобы кресло не выглядело поделкой из вторсырья. «Мы не хотели идти на компромисс в вопросе дизайна и хотели сделать стул таким же красивым, как и любой другой предмет из более дорогих материалов», — говорит основатель компании Ларс Хоу.
Датская компания Houe показала стул Falk (на фото). По словам дизайнеров, это первый стул в мире, полностью изготовленный из переработанного пластика, который взяли из местного мусора. Помимо вопросов экологии, было принципиально важно, чтобы кресло не выглядело поделкой из вторсырья. «Мы не хотели идти на компромисс в вопросе дизайна и хотели сделать стул таким же красивым, как и любой другой предмет из более дорогих материалов», — говорит основатель компании Ларс Хоу.
На фото: коврик Heymat+, диз. Кристин Файв Мельвер для Heymat
Норвежская компания Heymat нашла ещё одно инновационное применение для вторичного пластика. Недавно они выпустили серию ковриков Heymat из переработанных пластиковых бутылок. Получившийся материал чрезвычайно прочен, и коврик может служить десятилетиями.
«Дизайн может и должен быть устойчивым. Мы пытались сделать коврик, который обладает промышленными качествами и в то же время выглядит так хорошо, что вам захотелось бы иметь его у себя дома», — говорит Соня Йонне, управляющий директор Heymat.
Норвежская компания Heymat нашла ещё одно инновационное применение для вторичного пластика. Недавно они выпустили серию ковриков Heymat из переработанных пластиковых бутылок. Получившийся материал чрезвычайно прочен, и коврик может служить десятилетиями.
«Дизайн может и должен быть устойчивым. Мы пытались сделать коврик, который обладает промышленными качествами и в то же время выглядит так хорошо, что вам захотелось бы иметь его у себя дома», — говорит Соня Йонне, управляющий директор Heymat.
На фото: стаканы из колл. Raami, диз. Джаспера Моррисона для Iittala
Тренд: антипотребление
Когда предмет идеально спроектирован и функционален, нет нужды покупать что-то новое — так рождается иной взгляд на устойчивое развитие. Возможно, это можно назвать антидизайном или антипотреблением. Сотрудничество британского дизайнера Джаспера Моррисона с Iittala может стать подтверждением этого тезиса. Его коллекция посуды Raami настолько проста с виду, что превращается практически в архетип. Чайники, тарелки, миски и бокалы принимают форму платоновских идеалов — архетипичную форму, которую может нарисовать даже ребёнок.
Тренд: антипотребление
Когда предмет идеально спроектирован и функционален, нет нужды покупать что-то новое — так рождается иной взгляд на устойчивое развитие. Возможно, это можно назвать антидизайном или антипотреблением. Сотрудничество британского дизайнера Джаспера Моррисона с Iittala может стать подтверждением этого тезиса. Его коллекция посуды Raami настолько проста с виду, что превращается практически в архетип. Чайники, тарелки, миски и бокалы принимают форму платоновских идеалов — архетипичную форму, которую может нарисовать даже ребёнок.
Тренд: Japanordic
Ещё одна важная тема этого года — микс японского и скандинавского дизайнов, где ценят мастерство, натуральные материалы, лаконичность, антипотребительский подход и долговечность объекта, который с годами обретает пятна, патину и следы времени.
Японское влияние отразилось на предметах многих скандинавских компаний, в том числе у Carl Hansen, Artek и Design House Stockholm: лаконичность, качество обработки и ручная работа по-прежнему в центре внимания.
ПО ТЕМЕ…
Мир дизайна: Стиль Japanordic как новый тренд
Ещё одна важная тема этого года — микс японского и скандинавского дизайнов, где ценят мастерство, натуральные материалы, лаконичность, антипотребительский подход и долговечность объекта, который с годами обретает пятна, патину и следы времени.
Японское влияние отразилось на предметах многих скандинавских компаний, в том числе у Carl Hansen, Artek и Design House Stockholm: лаконичность, качество обработки и ручная работа по-прежнему в центре внимания.
ПО ТЕМЕ…
Мир дизайна: Стиль Japanordic как новый тренд
На фото: стул Atelier диз. TAF Studio для Artek, спроектированный для обновлённого Национального музея в Стокгольме
Кресло NM& 040 дополняет и отражает эти тенденции. Его разработал Матти Кленелл в старой мастерской Ларссона Коргмакаре — всего в нескольких сотнях метров от Национального музея Стокгольма, для которого создавался объект. Скандинавская чистота линий, японская лаконичность и экологичные материалы — в одном кресле соединились тренды 2019 года.
На фото: стул Chapeau, диз. TAF Studios для Offecct; детский стул Lilla Skatt, диз. Анны фон Шевен и Бьорна Дальстрёма для Articles; светильник Putki, диз. Матти Кленеля для Iittala
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Если вы были на стокгольмской выставке в этом году, какие предметы и тенденции показались вам интересными? Поделитесь своим мнением и фотографиями в разделе комментариев
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Если вы были на стокгольмской выставке в этом году, какие предметы и тенденции показались вам интересными? Поделитесь своим мнением и фотографиями в разделе комментариев
Производство из обрезков
Шведская компания Stolab десятилетиями выпускает стул Lilla Åland, разработанный Карлом Мальмстеном в 1942 году. Теперь в производство запущен ещё один предмет — табурет Lilla Snåland — полностью сделанный из отходов при изготовлении модели Lilla Åland.