Выставка в Кельне: Тодд Брейчер объяснил «как жить дальше»
Сколько предметов мебели нам необходимо? Сколько отдельных комнат? Дизайнер Тодд Брейчер показал в рамках imm Cologne
На выставке мебели imm-2017 в Кельне Тодд Брейчер и его проект в рамках инсталляции «Das Haus» заметно выбиваются из общей картины — и речь тут идет совсем не о мебели. Суть проекта заключается в exploration in meaningful living — исследовании осмысленного образа жизни и жилья. Прежде всего дизайнер Тодд Брейчер задает себе и окружающим вопросы: почему мы живем так, как живем? Как мы должны жить? Подходит ли традиционное разделение комнат для сегодняшней жизни? И что действительно важно?
В эскизах и рендерах Тодда прослеживаются черты японской эстетики — возможно, даже храмовых сооружений. Два куба, парящая наклонная крыша, светящийся шар — довольно минималистичный экстерьер. Дик Шпиренбург, креативный директор выставки, описывает его как «скорее, дом из сна, нежели из реального мира». Другими словами, скорее идея дома, а не сам дом.
Досадно, что вся легкость этого проекта немного теряется в темном и тесном зале выставки. Что парящая черная крыша, похожая на парус, визуально «съедается» черной крышей выставочного зала. Этот дом должен стоять на открытом воздухе, лучше всего — на поляне.
Досадно, что вся легкость этого проекта немного теряется в темном и тесном зале выставки. Что парящая черная крыша, похожая на парус, визуально «съедается» черной крышей выставочного зала. Этот дом должен стоять на открытом воздухе, лучше всего — на поляне.
Почему вдруг Тодд Брейчер
С самого начала все задавались вопросом: кто такой этот Тодд Брейчер? До этого момента он не был на слуху ни у дизайнеров, ни у других экспертов из сферы дизайна и архитектуры. Однако список его клиентов не уступает спискам известных специалистов: мебель Cappellini и Zanotta, Georg Jensen (где он работал арт-директором), Kvadrat, Fritz Hansen, Mater, компания 3М и Jaguar.
Решающим шагом в карьере Тодда стал переезд из Нью-Йорка в 2007 году на учебу в Копенгаген, а затем в Милан, Реймс, Париж и Лондон. За это время он научился фокусироваться не на форме, а на идее. Так он смог по-новому взглянуть на существующие проблемы с точки зрения стратегии. Теперь становится понятно, почему дизайнер, вместо того, чтобы выставить очередной объект на выставке интерьеров, первостепенно задается вопросом: “Do I live how I want to live?” («Живу ли я так, как хочу жить?»).
С самого начала все задавались вопросом: кто такой этот Тодд Брейчер? До этого момента он не был на слуху ни у дизайнеров, ни у других экспертов из сферы дизайна и архитектуры. Однако список его клиентов не уступает спискам известных специалистов: мебель Cappellini и Zanotta, Georg Jensen (где он работал арт-директором), Kvadrat, Fritz Hansen, Mater, компания 3М и Jaguar.
Решающим шагом в карьере Тодда стал переезд из Нью-Йорка в 2007 году на учебу в Копенгаген, а затем в Милан, Реймс, Париж и Лондон. За это время он научился фокусироваться не на форме, а на идее. Так он смог по-новому взглянуть на существующие проблемы с точки зрения стратегии. Теперь становится понятно, почему дизайнер, вместо того, чтобы выставить очередной объект на выставке интерьеров, первостепенно задается вопросом: “Do I live how I want to live?” («Живу ли я так, как хочу жить?»).
«Сначала нужно определить для себя смысл, а потом уже начинать строить здания», — говорит Брейчер. Ведь большинство домов строилось для одного образа жизни, а сейчас мы живем уже совсем по-другому. Наша жизнь стремительно изменилась. Нам нужна новая архитектура, новая идея. «Вот есть столовая — сегодня она больше никому не нужна. Но столовую все равно строят, ставят в ней стол и стулья. Мы живем так, будто архитектура определяет наше бытие. В проекте “Das Haus” мы пытаемся понять, что сегодня значит “быть дома”, и каким нынешним культурным потребностям должен отвечать современный дом», — говорит Брейчер.
За последние 20–30 лет архитекторы стали чаще выбирать открытую планировку зданий. Функциональных зон становится все меньше, хороший пример тому — кухня, совмещенная со столовой. Брейчер пошел дальше и создал концепцию, основанную на трех элементах: sustenance, rest, hygiene (питание, отдых, гигиена). Его «дом» — это не конкретный архитектурный проект, а приглашение поразмыслить, как мы хотим и будем жить.
За последние 20–30 лет архитекторы стали чаще выбирать открытую планировку зданий. Функциональных зон становится все меньше, хороший пример тому — кухня, совмещенная со столовой. Брейчер пошел дальше и создал концепцию, основанную на трех элементах: sustenance, rest, hygiene (питание, отдых, гигиена). Его «дом» — это не конкретный архитектурный проект, а приглашение поразмыслить, как мы хотим и будем жить.
Светильники: Dome; дизайн Тодда Брейчера для Mater
Тема главного помещения «дома» — sustenance, питание. Под этим дизайнер имеет в виду не только приготовление еды и ее поедание, а скорее, духовную пищу. Большая рабочая поверхность служит полем для получения знаний и для работы. Эту большую центральную комнату можно назвать помещением для активной деятельности, местом для повседневного труда.
Тема главного помещения «дома» — sustenance, питание. Под этим дизайнер имеет в виду не только приготовление еды и ее поедание, а скорее, духовную пищу. Большая рабочая поверхность служит полем для получения знаний и для работы. Эту большую центральную комнату можно назвать помещением для активной деятельности, местом для повседневного труда.
В шкафах во всю стену по обеим сторонам комнаты лежат символические предметы — «пища для души и тела». И это не только овощи и фрукты, но и игрушки, замысловатые вещички и инструменты. «Многие считают меня поклонником минимализма. Но я не согласен, я — эссенциалист», — объясняет Брейчер.
По словам дизайнера, все предметы в «доме» — часть жизни, а не украшения. Тодд рассказывает, как важно, чтобы каждую вещь можно было потрогать, а не иметь о ней размытое представление, исходя из чужого описания. Он приводит в пример ребенка, который знает о птицах только из книг и не представляет их размер или пение. Поэтому дизайнер и предлагает концепцию библиотеки вещей.
Какие же вещи при таком подходе будут иметь значение для всех и каждого? — Без мебели точно можно обойтись!
Из главной комнаты, отделанной светлым деревом, посетитель попадает в маленькое черное пространство — rest, зону отдыха. «Я думаю, что человек не может и не захочет отдыхать там же, где он что-то потребляет. Для этой цели и придумана эта зона. Возможно, человеку теперь нужна не спальня, а, скорее, комната отдыха, где он может порассуждать о прожитом дне», — объясняет дизайнер. Это комната для размышлений, мечтаний, медитации и сна.
«Я вижу красоту в том, чтобы быть одному, полностью отгороженным от остального мира», — говорит Тодд. В комнате отдыха темно, стоит несколько кресел и лежат необычные одеяла от Création Baumann. Самый главный элемент здесь — огромный круглый светильник, будто в небе этой комнаты повисла луна. Предмет лирики и медитации, она светит и наружу дома, подобно некому обещанию.
На фото: полупрозрачная текстильная облицовка
Зона hygiene — это душ, который Брейчер вынес за пределы дома. Не самое практичное решение для разных климатических условий, но дизайнер и в этот раз гнался отнюдь не за функциональностью. Для него эта зона — очередной способ через архитектуру заставить нас переживать самые искренние эмоции. Точно так же, как в случае с луной, которую он повесил прямо в доме.
В этот раз создавать свой «дом» выпало дизайнеру из США — Тодду Брейчеру, который придумал нечто иное. Его дом — пустой.