Вопрос: Как осветить темный интерьер
Объясняет практикующий дизайнер
Илона Болейшиц
23 мая, 2022
Темные интерьеры навсегда вошли в нашу интерьерную повестку. Вначале к непривычной темной отделке жилых помещений заказчики (да и дизайнеры) относились слегка подозрительно. Но потом оценили камерность, артистичность и таинственность — ту атмосферу, ради которой и проектируются темные интерьеры.
Однако есть нюанс — освещение в «темной-темной комнате». Как сделать его правильно: чтобы в дальних углах комнаты не притаились все детские ужастики?
В этой статье я не ставила задачу погружения в сложные аспекты оптики и светотехники. Было только желание показать основной вектор мысли и действий, следуя которым можно хоть как-то более-менее предсказуемо прогнозировать освещение в доме.
Потерпите, сейчас будет немного теории.
Потерпите, сейчас будет немного теории.
Что такое темный интерьер
Конечно, для каждого «темный» — это свой собственный «темный». Здесь мы будем иметь в виду некое общеупотребимое понятие в котором насыщенный цвет/тон смешан с неким количеством чёрного.
Главное, что нам важно для понимания освещения: черного цвета не существует.
Конечно, для каждого «темный» — это свой собственный «темный». Здесь мы будем иметь в виду некое общеупотребимое понятие в котором насыщенный цвет/тон смешан с неким количеством чёрного.
Главное, что нам важно для понимания освещения: черного цвета не существует.
Все, что человек видит черным или «темным» — это предметы, материалы, вещества, которые в разной степени поглощают свет. Весь. Все же помнят, что свет — это электромагнитные волны видимые человеку.
Упрощенно: вещи «поедают» свет.
Сколько они «сожрут», зависит от того, сколько в их составе пигмента, поглощающего свет.
Упрощенно: вещи «поедают» свет.
Сколько они «сожрут», зависит от того, сколько в их составе пигмента, поглощающего свет.
► Если много — поглотят почти весь свет. То есть, вы всегда будете видеть этот предмет черным: днем, ночью, при любом освещении.
►Если «поглотителей» чуть меньше и в составе есть какие-нибудь «отражатели», то, в зависимости от качества освещения вы будете видеть оттенок предмета и различать его «светлость».
Сделаем вывод: освещение в темной комнате, в первую очередь, зависит от качества того «темного» материала, который применяется в отделке. От его физических свойств — способности отражать свет.
В чем сложность темных интерьеров
В том, что непонятно, какие материалы как именно отражают свет. Этих характеристик не указывают на мебели или, скажем, обоях.
Потому в больших проектах для рассчетов обычно нанимают смежника — светодизайнера: он делает расчет освещения и схему расстановки светильников, учитывая все параметры помещения. У светодизайнера для этого есть специальные программы.
В чем сложность темных интерьеров
В том, что непонятно, какие материалы как именно отражают свет. Этих характеристик не указывают на мебели или, скажем, обоях.
Потому в больших проектах для рассчетов обычно нанимают смежника — светодизайнера: он делает расчет освещения и схему расстановки светильников, учитывая все параметры помещения. У светодизайнера для этого есть специальные программы.
Пример: светотехнический расчет — схема в фиктивных цветах
Пример: светотехнический расчет — схема в изолиниях и визуализация
Как действуем мы — дизайнеры
Для быстрой помощи самому себе при выборе отделок можно обратиться к таблице коэффициентов отражения света (LRV-Light reflectance values). Например, у классификатора цветов RAL такая таблица выложена на сайте
Понадобится веер-раскладка цветов RAL (на фото).
Для быстрой помощи самому себе при выборе отделок можно обратиться к таблице коэффициентов отражения света (LRV-Light reflectance values). Например, у классификатора цветов RAL такая таблица выложена на сайте
Понадобится веер-раскладка цветов RAL (на фото).
Пользоваться можно примерно так:
- По раскладке RAL Design выбирается цвет, в который хотелось бы покрасить помещение. Либо по раскладке подбирается цвет, наиболее подходящий к выбранным обоям, текстилю и пр.
- В таблице сверяемся с коэффициентом отражения.
- Приходим в согласие с собой, достаточно ли этого светоотражения.
Например, если выбран цвет 330 30 20 и коэффициент светоотражения у него указан 9,75 — это означает цвет будет отражать всего около 10% света.
Для освещения помещения потребуются дополнительные мероприятия и знания как это сделать. И это точно не выбор более мощного светильника! Потому, что выжать из этого цвета больше всё равно ничего не получится.
Для освещения помещения потребуются дополнительные мероприятия и знания как это сделать. И это точно не выбор более мощного светильника! Потому, что выжать из этого цвета больше всё равно ничего не получится.
Важный этап: примерка… светильников
К сожалению, в проекте освещения эффекта от светильников не будет видно. Он будет очевиден только самому светодизайнеру. Поэтому мы обязательно проводим «мокап» (англ. mock-up). Проще говоря — это примерка светильников на месте.
Для работы с темными интерьерами, особенно без практики их применения, это ритуал почти обязательный.
К сожалению, в проекте освещения эффекта от светильников не будет видно. Он будет очевиден только самому светодизайнеру. Поэтому мы обязательно проводим «мокап» (англ. mock-up). Проще говоря — это примерка светильников на месте.
Для работы с темными интерьерами, особенно без практики их применения, это ритуал почти обязательный.
Мокап можно проводить на двух стадиях:
1. В процессе проектных работ. Например, можно смоделировать какой-то фрагмент интерьера. Покрасить кусок стены пробным выкрасом и удаляя / приближая светильник, меняя его мощность посмотреть, как свет будет взаимодействовать с цветом, текстурой отделки. Если результат не устроит, то в процессе проектирования, можно заменить отделки.
2. В финале работ, на проектные места установки светильников тоже «примерить» выбранные светильники, посмотреть результат. Если не устроит — изменить выбор и функционал самих световых приборов.
1. В процессе проектных работ. Например, можно смоделировать какой-то фрагмент интерьера. Покрасить кусок стены пробным выкрасом и удаляя / приближая светильник, меняя его мощность посмотреть, как свет будет взаимодействовать с цветом, текстурой отделки. Если результат не устроит, то в процессе проектирования, можно заменить отделки.
2. В финале работ, на проектные места установки светильников тоже «примерить» выбранные светильники, посмотреть результат. Если не устроит — изменить выбор и функционал самих световых приборов.
Серьезные поставщики, продающие световое оборудование, обычно имеют образцы своих приборов как раз для «примерок» и, под залог, готовы предоставить их дизайнеру.
Ошибочным решением может стать установка более мощных светильников для освещения темных пространств.
Смотря, где эти светильники установить, эффект будет не самый умиротворяющий. А, вероятно, совершенно противоположный той цели, ради которой и создавался темный, глубокий интерьер.
Смотря, где эти светильники установить, эффект будет не самый умиротворяющий. А, вероятно, совершенно противоположный той цели, ради которой и создавался темный, глубокий интерьер.
► Светильники могут стать очень сильным контрастным пятном со слепящим эффектом. На ближайших плоскостях создается так называемый «световой ожог», где неразличим цвет и фактура отделки.
► Если в помещении нет светоотражающих плоскостей (хоть с каким-то эффектом), то увеличение количества светильников будет просто бессмысленным мероприятием. А если светоотражающие поверхности есть, и грамотно спроектированы их места и места размещения светильников — можно обойтись и без ударной силы мощного светового потока.
Кстати: важное про пыль. Чем ярче вы будете засвечивать без разбора все темное пространство, тем серее, и грязнее оно будет казаться. Цвет будет пропадать, а самая незначительная
бытовая пыль на темных поверхностях будет казаться вселенской катастрофой.
бытовая пыль на темных поверхностях будет казаться вселенской катастрофой.
Нормы освещения
Да, они конечно есть. И, да, если хотите, можете ими воспользоваться. Называются «СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение». Нас интересует таблица 4,2 — «Требования к освещению помещений жилых и общественных зданий».
Да, они конечно есть. И, да, если хотите, можете ими воспользоваться. Называются «СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение». Нас интересует таблица 4,2 — «Требования к освещению помещений жилых и общественных зданий».
Переведу на общечеловеческий язык:
►Есть два вида регламентируемых объектов/пространств: рабочая поверхность (стол, например) и все остальное («окружающее пространство»).
►Степень освещенности на поверхности (стола) зависит от «характера зрительной работы». Условно: есть разница — вышивать или помешивать суп на плите. Освещенность варьируется от 100 до 500 люкс
►Освещенность «окружающего пространства» зависит от того, что и какому количеству людей в нем нужно рассмотреть. Варьируется от 20 до 300 люкс
Определитесь зачем вам нужно это пространство и осветите его так, как вам удобно, — говорят эти нормы применимо к жилому помещению.
►Есть два вида регламентируемых объектов/пространств: рабочая поверхность (стол, например) и все остальное («окружающее пространство»).
►Степень освещенности на поверхности (стола) зависит от «характера зрительной работы». Условно: есть разница — вышивать или помешивать суп на плите. Освещенность варьируется от 100 до 500 люкс
►Освещенность «окружающего пространства» зависит от того, что и какому количеству людей в нем нужно рассмотреть. Варьируется от 20 до 300 люкс
Определитесь зачем вам нужно это пространство и осветите его так, как вам удобно, — говорят эти нормы применимо к жилому помещению.
Измерить освещенность можно люксометром. Фотоэлемент прибора снимает показания на освещенной поверхности.
Нормы, придумывали затем, чтобы можно было как-то что-то контролировать.
Например, в общественных заведениях приходит представитель контролирующей организации и сверяется по нормам: хватает ли света. Но разве кто-то будет приходить и проверять дом, квартиру?…
Например, в общественных заведениях приходит представитель контролирующей организации и сверяется по нормам: хватает ли света. Но разве кто-то будет приходить и проверять дом, квартиру?…
Увы: даже если вы точно определитесь с назначением освещаемого интерьера или плоскости, точно по таблице определите нужный показатель, подобрали светильники, все сделали правильно, и замеры люксометром показали нужные цифры, вы можете оказаться в темном, некомфортном для вас помещении.
Все потому, что темные отделочные материалы не дадут возможности образоваться рассеянному свету.
Этот, неожиданный для себя эффект, в нашей практике чаще всего испытывали на себе заказчики, которые хотели темный, камерный, основательный домашний кабинет, но привыкли к «офисному освещению».
Этот, неожиданный для себя эффект, в нашей практике чаще всего испытывали на себе заказчики, которые хотели темный, камерный, основательный домашний кабинет, но привыкли к «офисному освещению».
Лежащие на столе бумаги, книги при направленном на них свете, отражали его и сами становились «светильниками», а все остальное помещение на контрасте выглядело чересчур темным.
Особенно, если заранее в проекте не были предусмотрены дополнительные светильники и не разработана сценография помещения.
Особенно, если заранее в проекте не были предусмотрены дополнительные светильники и не разработана сценография помещения.
Сценография в дизайне темных пространств очень важна. Она задает акцентные точки, на которые можно направить дополнительный свет.
Проработанная сценография обосновывает решения и все решения по освещению не случайны и хаотичны, а композиционно и функционально продуманы.
Проработанная сценография обосновывает решения и все решения по освещению не случайны и хаотичны, а композиционно и функционально продуманы.
В качестве акцентных объектов, на которые можно направить свет в темном интерьере могут выступать:
- Плоскость стены, заведомо оформленной другим декоративным материалом с заведомо большими показателями светоотражения. Это может быть светлая декоративная покраска или обои-панно.
- картины, постеры тоже могут рассеивать свет, быть светильниками.
- Плоскость ковра или декоративное напольное покрытие, тоже могут спать плоскостями-светильниками.
- Отдельные предметы мебели и декора. Вазы, консоли, кресла тоже могут стать и главными героями интерьера, и светильниками одновременно.
Самое простое, что можно сделать для того, чтобы и получить желанный, статусный, весомый «темный» интерьер с привычным, достаточно ярким освещением — это смонтировать всю, визуально и тактильно богатую отделку на стены. А потолок оставить белым. Ну, или максимально светлым, который позволяет общее дизайн-решение.
Самое понятное освещение при этом решении — это подвеска люстры, с направленным вверх светом, установка бра или торшеров с плафонами, которые тоже направляют свет вверх на потолок. Потолок в этом случае и становится источником комфортного, привычного глазу рассеянного света
Ничего не напоминает?
Да! Это самое стандартное решение для организации классических интерьеров.
Все имеет свои обоснования, находящиеся в золе физических явлений и свои исторические корни.
Ничего не напоминает?
Да! Это самое стандартное решение для организации классических интерьеров.
Все имеет свои обоснования, находящиеся в золе физических явлений и свои исторические корни.
Блёсткость
Есть еще одно светотехническое понятие, которое нужно учесть при выборе материалов для оформления «темных» интерьеров.
Есть блёсткости: прямая и отраженная:
► Прямая — это та, которую мы видим непосредственно от светильника. (смотрим на открытый источник света).
► Отраженная — это та, которая отражается от всяких поверхностей и мешает работать.
В рамках этой статьи нас интересует пока только отраженная блёсткость.
Есть еще одно светотехническое понятие, которое нужно учесть при выборе материалов для оформления «темных» интерьеров.
Есть блёсткости: прямая и отраженная:
► Прямая — это та, которую мы видим непосредственно от светильника. (смотрим на открытый источник света).
► Отраженная — это та, которая отражается от всяких поверхностей и мешает работать.
В рамках этой статьи нас интересует пока только отраженная блёсткость.
Отраженная блёсткость это тот свет, который отражается от предметов и тот, что мы называем бликами. Блики (отраженный свет), по силе иногда сопоставимый с силой самого источника света, зачастую сильно мешают жить.
То есть это та, «темная лошадка», которая сильно помешает «темному» интерьеру быть темным… простите за тафталогию.
То есть это та, «темная лошадка», которая сильно помешает «темному» интерьеру быть темным… простите за тафталогию.
Блёсткость появляется в случае, если у предмета, на который падает свет, есть глянец. Если даже у очень-очень черного материала есть высокий показатель глянцевости (измеряется от 0 до 100), то есть шанс при попадании на него света под определенным углом никогда толком этот материал не рассмотреть. И не увидеть его настоящую «темную» сущность.
Если для отделки помещения выбираются тёмные, но глянцевые материалы, то тут точно не обойтись без профессионального светодизайнера. Потому, что установить «по месту» какие-нибудь светильники — это плохая идея. Что-нибудь точно будет светить в глаз, или отражаться там, где не надо.
На темных материалах блики в непредсказуемых местах, из-за из контрастности, выглядят особенно неуместно. Кроме того блёсткость очень отрицательно влияет на зрение.
На темных материалах блики в непредсказуемых местах, из-за из контрастности, выглядят особенно неуместно. Кроме того блёсткость очень отрицательно влияет на зрение.
Факт: В статье мы не затронули еще такое понятия, как цветопередача источников света. Очень важный параметр светильника: от него зависит тот корректный цвет предметов и отделок интерьера, ради которых может быть и создавался сам интерьер. Но на восприятие интерьера в категориях «ярко-не ярко», «видно-не видно» это не влияет. Это относится к качеству света.
Сделаем выводы
Чтобы корректно осветить «темный» интерьер надо учесть в совокупности несколько составляющих.
Чтобы корректно осветить «темный» интерьер надо учесть в совокупности несколько составляющих.
- Правильно подобрать отделочные материалы
- Проработать логику-сценарий освещения.
- Понять, что конкретно и зачем надо освещать.
- Понять тот эффект, эмоциональность, которую должен вызывать интерьер. И только потом подбирать сами светильники исходя из того, какой эффект освещения от них требуется.
- Светильники лучше всего подбирать совместно со специалистами. Примерять.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А у вас возникали сложности с освещением темных интерьеров? Какие именно? Делитесь в комментариях своим опытом
А у вас возникали сложности с освещением темных интерьеров? Какие именно? Делитесь в комментариях своим опытом
Похожие статьи
Постоянные рубрики
Пошаговое руководство: Как выбрать своего дизайнера интерьера
Автор: Natalia Mitina
Практикующий дизайнер описывает методику поиска автора вашего будущего проекта
Читать
Статьи об освещении
Эргономика: Как правильно вешать светильники
Автор: Наталья Преображенская
Важно всё: высота относительно пола, потолка, уровня глаз. И даже габариты мебели в комнате
Читать
Статьи о спальнях
Вопрос: Какую подушку выбрать
Автор: Анна Сюлина
Чем эргономичная подушка отличается от ортопедической, и на какой спать приятнее
Читать
Постоянные рубрики
Консультация дизайнера: Чем реально она поможет владельцу малогабаритки
Автор: Наталья Преображенская
И главное, стоит ли платить за «просто совет» профессионала
Читать
Советы о планировках и перепланировках
Кто вам нужен: Друг по ремонту или дизайнер?
Автор: Алена Власова
Есть ситуации, когда вам и практикующему дизайнеру действительно лучше не начинать сотрудничество
Читать
Статьи о кухнях
Фасады, фартук, пол — как сочетать материалы на кухне
Автор: Наталья Преображенская
Схемы-шпаргалки и разбор реальных примеров от практикующего дизайнера
Читать
Самое популярное
Что проверить: 8 ошибок, которые ведут к переделке ремонта
Автор: Азат Губайдуллин
Объясняет прораб с большим опытом дизайнерских ремонтов
Читать
Статьи об окнах и дверях
10 ошибок выбора и установки дверей [и один бонус]
Автор: Ксения Рóзанцева
Слово практикующему дизайнеру интерьеров
Читать
Советы по декору
Вопрос: Как рассчитать размер штор на окно
Автор: Ксения Рóзанцева
Какие размеры нужно знать для заказа штор, а какие — для покупки готовых?
Читать
Статьи о каминах
Вопрос: Как подготовить дымоход к отопительному сезону
Автор: Маргарита Клепцова
Если после розжига камина у вас болит голова, пора чистить дымоход. Объясняет эксперт по печам и каминам
Читать
Очень полезная статья, спасибо! У меня свет потолочный бликует в телевизоре ((( Это из-за размера комнаты и телевизора. Теперь все темные сцены мы не видим. Поэтому заказываю светильник напольный, хотя места для него нет )))
@Олеся Турова , спасибо за оценку)
Как же вовремя попалась Ваша статья! проектирую темную, насыщенную по цвету, прихожую, и, как новичок, планировала выбрать светильники мощностью побольше!)) Теперь понимаю, что это заказчику радости не доставит, да и мне профессионализма не добавит))) Как минимум поняла, что надо бы заменить потолок на белый. И поискать живые подобные решения. Благодарю!