Вопрос: Как оформить комнату для мальчика 7–12 лет
Объясняет мама троих сыновей, известный интерьерный дизайнер Женя Жданова
Евгения Назарова
14 октября, 2019
Постоянный автор Houzz, интерьерный журналист
Публикуем чек-листы по оформлению детской школьника от дизайнера Жени Ждановой. А также рекомендации, которые помогут не забыть важное при разработке дизайн-проекта.
Комнаты трех сыновей стали настоящим «испытательным полигоном» — как для мамы, так и для дизайнера Жени Ждановой. Менялись квартиры и метражи детских, сыновья росли, «взрослели» комнаты. Опыт ремонта собственных детских много раз помогал дизайнеру в проектах для заказчиков: среди них встречались семейные пары не только с двумя-тремя, но даже с четырьмя и пятью детьми.
Недавно Женя обобщила свои знания для широкого круга родителей: выпустила книгу «Детские вашей мечты». Специально для читателей Houzz Женя дает несколько советов по интерьеру комнаты школьника.
Недавно Женя обобщила свои знания для широкого круга родителей: выпустила книгу «Детские вашей мечты». Специально для читателей Houzz Женя дает несколько советов по интерьеру комнаты школьника.
1. Закладывайте трансформации. Сразу
Если квартира постоянная, капитальный ремонт в детской мы обычно делаем накануне рождения ребенка. И уже в этот момент закладываем ожидаемые трансформации интерьера: обычно они случаются перед школой (в 6-8 лет) и в 13–14 лет.
Женя Жданова: «Когда рождается первый ребенок, родители слабо представляют себе развитие дальнейших событий. И это ответственность дизайнера — рассказать о том, как будут меняться интересы и потребности ребенка». Есть очевидные и ожидаемые трансформации интерьера:
Если квартира постоянная, капитальный ремонт в детской мы обычно делаем накануне рождения ребенка. И уже в этот момент закладываем ожидаемые трансформации интерьера: обычно они случаются перед школой (в 6-8 лет) и в 13–14 лет.
Женя Жданова: «Когда рождается первый ребенок, родители слабо представляют себе развитие дальнейших событий. И это ответственность дизайнера — рассказать о том, как будут меняться интересы и потребности ребенка». Есть очевидные и ожидаемые трансформации интерьера:
- в комнате для школьника придется реорганизовать спальное место;
- придется увеличить количество мест хранения (ребенок растет, одежда становится объемнее);
- вместе с игровой появится рабочая зона.
«Кровать, рядом с которой мы фотографировались для обложки книги, — это детская моего младшего 12-летнего сына. Пришло время, и он попросил подарить ему приставку: чтобы можно было играть, не выходя из комнаты, на большом экране. Но о том, что там всего одно оптимальное место для телевизора, я знала уже во время первого ремонта — то есть восемь лет назад. И еще тогда мы спрятали все выводы электрики в центральную секцию шкафа.
Раньше в шкафу висела обычная штанга и вещи сына. Когда понадобился телевизор, мы просто сняли штангу и повесили крепления для экрана. Все розетки для телевизора и кабельного интернета были подведены заранее».
2. Школа — не единственное, что есть в жизни
Мальчики немного позже входят во вкус «школьной жизни». Первый класс — стресс. И здесь важно не перестараться, подчеркивая, что «ты теперь взрослый». Не должно возникнуть ассоциации между школой и уходом из жизни игрушек.
Мальчики немного позже входят во вкус «школьной жизни». Первый класс — стресс. И здесь важно не перестараться, подчеркивая, что «ты теперь взрослый». Не должно возникнуть ассоциации между школой и уходом из жизни игрушек.
Период отказа от игрушек проходит очень индивидуально, важно прислушиваться к потребностям ребенка. Некоторые мальчики могут брать игрушки с собой в школу. Некоторые, наоборот, оставляют их — не хотят делиться с одноклассниками. Но домой бегут переключаться: играть, собирать конструкторы, гонять в машинки или железную дорогу. Зона для игр в детской по-прежнему нужна: как минимум для мальчика до 12–13 лет.
Хобби и увлечения у каждого мальчика свои: родителям виднее, какие зоны обязательно нужно организовать в детской. Кому-то нужно больше полок для хранения собранного конструктора. Кому-то — огромное поле для железной дороги (в примере на фото выше выдвигается из-под днища кровати).
Чек-лист Жени Ждановой
Эти вопросы дизайнер выдает заказчикам в качестве «домашнего задания». Ответы помогают учесть хобби при проектировании комнаты школьника.
1. Предусмотрено ли сейчас место для творческих занятий ребенка? Как оно организовано?
2. Есть ли у ребенка грамоты, медали и кубки?
3. Хранится ли спортивный инвентарь в системе хранения ребенка?
Эти вопросы дизайнер выдает заказчикам в качестве «домашнего задания». Ответы помогают учесть хобби при проектировании комнаты школьника.
1. Предусмотрено ли сейчас место для творческих занятий ребенка? Как оно организовано?
2. Есть ли у ребенка грамоты, медали и кубки?
3. Хранится ли спортивный инвентарь в системе хранения ребенка?
4. Где хранится музыкальный инструмент, ноты, чехлы от инструментов?
5. Если ребенок рисует, пользуется ли он мольбертом? Где хранятся краски и кисточки?
6. Если творчество ребенка связано с необходимостью пользоваться специальными костюмами и одеждой, где организовано хранение специальной одежды?
7. Нужен ли в комнате ребенка телевизор?
8. Нужна ли встроенная или отдельная акустическая система?
9. Играет ли он в игровые приставки, коммуницируемые с телевизором или с компьютером? Какие дополнительные девайсы нужны для игры?
10. Есть ли у ребенка игрушки? Какие? Как они хранятся? Все ли они действительно необходимы ребенку или с частью из них можно попрощаться?
11. Играет ли ребенок в настольные игры, какие?
5. Если ребенок рисует, пользуется ли он мольбертом? Где хранятся краски и кисточки?
6. Если творчество ребенка связано с необходимостью пользоваться специальными костюмами и одеждой, где организовано хранение специальной одежды?
7. Нужен ли в комнате ребенка телевизор?
8. Нужна ли встроенная или отдельная акустическая система?
9. Играет ли он в игровые приставки, коммуницируемые с телевизором или с компьютером? Какие дополнительные девайсы нужны для игры?
10. Есть ли у ребенка игрушки? Какие? Как они хранятся? Все ли они действительно необходимы ребенку или с частью из них можно попрощаться?
11. Играет ли ребенок в настольные игры, какие?
3. Ребенок уже взрослый, чтобы выбрать дизайн комнаты
Большинство родителей пока берут принятие решений на себя. И зачастую немного навязывают свои взгляды детям. Здесь важно найти золотую середину: дать почувствовать, что у ребенка есть пространство для самовыражения. Но в нужный момент — поставить точку.
Женя Жданова: «Своих сыновей я спрашивала буквально обо всем, и это сыграло дурную службу. Мои дети стали моими самыми вредными клиентами и немного перегибали палку. Но как иначе сшить “костюмчик по мерке”?»
Большинство родителей пока берут принятие решений на себя. И зачастую немного навязывают свои взгляды детям. Здесь важно найти золотую середину: дать почувствовать, что у ребенка есть пространство для самовыражения. Но в нужный момент — поставить точку.
Женя Жданова: «Своих сыновей я спрашивала буквально обо всем, и это сыграло дурную службу. Мои дети стали моими самыми вредными клиентами и немного перегибали палку. Но как иначе сшить “костюмчик по мерке”?»
4. Дети видят цвета не так, как взрослые
Взрослые люди выбирают цвета осознанно, исходя из собственных представлений, стереотипов и моды. Ребенок — эмоционально. Например, взрослого насыщенный красный, скорее всего, будет раздражать, а ребенка — радовать.
Женя Жданова: «Зачастую дело не в конкретном цвете, а в его интенсивности. Насыщенные яркие оттенки могут оказывать возбуждающее действие. Тут важно ориентироваться на ребенка. Одним детям это не повредит, на других может давить. Если говорить о конкретных цветах, то мягкие синие или зеленые тона благоприятны для возбудимых мальчишек, а теплые — для утомляемых.
Взрослые люди выбирают цвета осознанно, исходя из собственных представлений, стереотипов и моды. Ребенок — эмоционально. Например, взрослого насыщенный красный, скорее всего, будет раздражать, а ребенка — радовать.
Женя Жданова: «Зачастую дело не в конкретном цвете, а в его интенсивности. Насыщенные яркие оттенки могут оказывать возбуждающее действие. Тут важно ориентироваться на ребенка. Одним детям это не повредит, на других может давить. Если говорить о конкретных цветах, то мягкие синие или зеленые тона благоприятны для возбудимых мальчишек, а теплые — для утомляемых.
Я обычно делаю так: оформляю большую часть поверхностей, 80 процентов, в нейтральной гамме, и добавляю примерно 20 процентов цвета. Да, то самое правило Парето: 20 процентов цвета создают 80 процентов впечатления! Этот же прием помогает проще и бюджетнее трансформировать комнату по мере взросления».
Совет: Если опасаетесь использовать яркие цвета «в открытую» — спрячьте внутрь шкафа. При закрытых створках палитра будет казаться нейтральной. В этом интерьере для мальчика-школьника Женя Жданова добавила «видимые» акценты с помощью текстиля.
5. Декор стен подойдет любой. Но лучше без «спайдерменов» на все четыре стены
Дошкольный возраст — период «настенного творчества», когда лучше использовать для стен краску, которую легко обновить. К школе этот период, как правило, заканчивается: можно выбирать «взрослые» материалы вроде панелей или обоев. Но все зависит от темперамента мальчика: если в стену регулярно прилетают мячи и стулья, панели с обоями могут и не устоять. Акцентной лучше делать всего одну стену: если через пару лет вкусы поменяются, интерьер будет проще обновить. Например, снять «мультяшный» сюжет и наклеить что-то более подходящее по возрасту.
Женя Жданова: «Я радикально против того, чтобы оклеивать все четыре стены “спайдерменами”. Но при этом мы должны уважать и принимать все пристрастия детей. Их вполне можно удовлетворить за счет предметов, которые легко внести и вынести из интерьера: постельного белья, постеров и подушек. Получается, что мы подыгрываем интересу ребенка, но не привязываемся к такому декору на долгие годы».
Дошкольный возраст — период «настенного творчества», когда лучше использовать для стен краску, которую легко обновить. К школе этот период, как правило, заканчивается: можно выбирать «взрослые» материалы вроде панелей или обоев. Но все зависит от темперамента мальчика: если в стену регулярно прилетают мячи и стулья, панели с обоями могут и не устоять. Акцентной лучше делать всего одну стену: если через пару лет вкусы поменяются, интерьер будет проще обновить. Например, снять «мультяшный» сюжет и наклеить что-то более подходящее по возрасту.
Женя Жданова: «Я радикально против того, чтобы оклеивать все четыре стены “спайдерменами”. Но при этом мы должны уважать и принимать все пристрастия детей. Их вполне можно удовлетворить за счет предметов, которые легко внести и вынести из интерьера: постельного белья, постеров и подушек. Получается, что мы подыгрываем интересу ребенка, но не привязываемся к такому декору на долгие годы».
6. Для пола — натуральные материалы
Положил паркет или пробку один раз — и можно забыть о ремонте на много лет.
Женя Жданова: «Я за то, чтобы полы в жилых комнатах были выполнены в едином стиле и материале. Теплый, красивый, экологически чистый деревянный пол подходит в этом случае идеально. Чтобы сохранить его в хорошем состоянии как можно дольше, можно покрыть паркет масло-воском. Материал не создает на поверхности дерева пленку, сохраняет его природную текстуру и тепло. Если появится царапина, масло-воск потребует лишь локальной реставрации».
Положил паркет или пробку один раз — и можно забыть о ремонте на много лет.
Женя Жданова: «Я за то, чтобы полы в жилых комнатах были выполнены в едином стиле и материале. Теплый, красивый, экологически чистый деревянный пол подходит в этом случае идеально. Чтобы сохранить его в хорошем состоянии как можно дольше, можно покрыть паркет масло-воском. Материал не создает на поверхности дерева пленку, сохраняет его природную текстуру и тепло. Если появится царапина, масло-воск потребует лишь локальной реставрации».
7. Рабочий стол: ищем правильное место
Это одна из самых серьезных перемен в детской: на смену небольшому столику для творческих занятий приходит полноценный стол для учебы.
Женя Жданова: «Рабочий стол не желательно делать рядом с игровой зоной — она будет отвлекать от занятий. Идеально — установить стол напротив окна, потому что любое искусственное освещение — это дополнительная нагрузка на глаза. Если позволяет высота окон (от пола 75–78 см), можно «нарастить» подоконник, превратив его в полноценный стол. Поверхность стола в идеале должна быть деревянной: это самый тактильно приятный материал для ребенка. Качественная древесина с влажностью не более 15–20%, квалифицированный монтаж и правильная обработка — и поверхности ничего не грозит. Дуб и ясень — лучший вариант. Можно подумать об акриловом композите: он не холодный, как камень, легко моется, монтируется без швов».
Это одна из самых серьезных перемен в детской: на смену небольшому столику для творческих занятий приходит полноценный стол для учебы.
Женя Жданова: «Рабочий стол не желательно делать рядом с игровой зоной — она будет отвлекать от занятий. Идеально — установить стол напротив окна, потому что любое искусственное освещение — это дополнительная нагрузка на глаза. Если позволяет высота окон (от пола 75–78 см), можно «нарастить» подоконник, превратив его в полноценный стол. Поверхность стола в идеале должна быть деревянной: это самый тактильно приятный материал для ребенка. Качественная древесина с влажностью не более 15–20%, квалифицированный монтаж и правильная обработка — и поверхности ничего не грозит. Дуб и ясень — лучший вариант. Можно подумать об акриловом композите: он не холодный, как камень, легко моется, монтируется без швов».
Чек-лист по организации рабочего места школьника
1. Как хранятся учебники, тетради, книги, альбомы, папки?
2. Систематизировано ли хранение? Существуют ли отдельные полки или секции для хранения книг по темам?
3. Как хранится канцелярия? То, чем ребенок пользуется ежедневно и время от времени?
4. Пользуется ли ребенок компьютером, планшетом, принтером? Если пользуется планшетом, то где он это делает?
1. Как хранятся учебники, тетради, книги, альбомы, папки?
2. Систематизировано ли хранение? Существуют ли отдельные полки или секции для хранения книг по темам?
3. Как хранится канцелярия? То, чем ребенок пользуется ежедневно и время от времени?
4. Пользуется ли ребенок компьютером, планшетом, принтером? Если пользуется планшетом, то где он это делает?
8. Хотите порядок в детской — подавайте положительный пример
Как сделать так, чтобы в детской комнате был порядок? Это вопрос в большей степени привычки или можно чудесным образом обустроить хранение, чтобы мальчик начал убираться сам? На самом деле нужно действовать сразу в трех направлениях. Первый шаг — создать комфортную систему, которая предусматривает хранение всего. Второй шаг — научить ребенка пользоваться этой системой в заданном формате. Третий шаг — подавать пример.
Женя Жданова: «Мотивация к уборке должна формироваться изнутри. Дети копируют поведение родителей. Как правило, если у вас в комнатах всегда все прибрано, у ребенка не возникает проблем с уборкой в своей комнате».
Как сделать так, чтобы в детской комнате был порядок? Это вопрос в большей степени привычки или можно чудесным образом обустроить хранение, чтобы мальчик начал убираться сам? На самом деле нужно действовать сразу в трех направлениях. Первый шаг — создать комфортную систему, которая предусматривает хранение всего. Второй шаг — научить ребенка пользоваться этой системой в заданном формате. Третий шаг — подавать пример.
Женя Жданова: «Мотивация к уборке должна формироваться изнутри. Дети копируют поведение родителей. Как правило, если у вас в комнатах всегда все прибрано, у ребенка не возникает проблем с уборкой в своей комнате».
Чек-лист по особенностям хранения:
1. Какие вещи есть в гардеробе у ребенка?
2. Как хранятся вещи сейчас? Что из текущих решений удобно, что нет? Не мнется ли или не загибается одежда? Что бы хотелось изменить?
3. Как хранится школьная форма?
4. Как хранятся брюки, джинсы, шорты, рубашки, свитеры, блейзеры, пиджаки, толстовки, нижнее белье, носки, ремни, галстуки (у мальчиков), бижутерия и украшения для волос (у девочек), спортивная одежда?
5. Хранятся ли сезонные вещи в гардеробной ребенка или есть внешняя система хранения?
6. Где хранится постельное белье ребенка? В общей системе хранения или в комнате ребенка?
7. Как хранятся школьный портфель, рюкзаки и сумки для спорта?
8. Хранится ли обувь в гардеробной системе ребенка или для этого есть отдельное место?
1. Какие вещи есть в гардеробе у ребенка?
2. Как хранятся вещи сейчас? Что из текущих решений удобно, что нет? Не мнется ли или не загибается одежда? Что бы хотелось изменить?
3. Как хранится школьная форма?
4. Как хранятся брюки, джинсы, шорты, рубашки, свитеры, блейзеры, пиджаки, толстовки, нижнее белье, носки, ремни, галстуки (у мальчиков), бижутерия и украшения для волос (у девочек), спортивная одежда?
5. Хранятся ли сезонные вещи в гардеробной ребенка или есть внешняя система хранения?
6. Где хранится постельное белье ребенка? В общей системе хранения или в комнате ребенка?
7. Как хранятся школьный портфель, рюкзаки и сумки для спорта?
8. Хранится ли обувь в гардеробной системе ребенка или для этого есть отдельное место?
9. Спальное место: что важно учесть
Возраст, о котором мы говорим, — промежуточный этап, когда для взрослой кровати еще рано. Но временный вариант — диван или кушетку — тоже можно запланировать еще на этапе детской для малыша.
Женя Жданова: «Просто представьте, что место детской кроватки, которую вы поставили вдоль стены, потом займет изголовье дивана или кровати, на которой будет спать ваш ребенок, когда подрастет. С учетом этого поворота на 90 градусов и планируем место для сна».
Возраст, о котором мы говорим, — промежуточный этап, когда для взрослой кровати еще рано. Но временный вариант — диван или кушетку — тоже можно запланировать еще на этапе детской для малыша.
Женя Жданова: «Просто представьте, что место детской кроватки, которую вы поставили вдоль стены, потом займет изголовье дивана или кровати, на которой будет спать ваш ребенок, когда подрастет. С учетом этого поворота на 90 градусов и планируем место для сна».
Чек-лист по организации сна
1. Засыпает ли ребенок самостоятельно или рядом с мамой?
2. Ложится ли мама рядом с ним, сидит на кровати или рядом?
3. Читает ли ребенок в кровати?
4. Читают ли ему родители?
5. Комфортно ли спать ребенку, когда в комнате светло?
6. Засыпает ли ребенок с ночником или без него?
7. Есть ли у ребенка мобильный телефон и пользуется ли он зарядным устройством?
8. Застилает ли ребенок постель? Покрывало? Декоративные подушки? Пользуется ли пледами?
9. Где хранятся покрывало и декоративные подушки, когда ребенок спит?
10. Меняется ли одеяло у ребенка на зимнее / летнее, и где оно хранится?
11. Спят ли с ребенком любимые игрушки?
12. Спит ли ребенок в пижаме, и где она хранится?
13. Носит ли ребенок халат с утра или домашнюю одежду?
14. Степень тактильности ребенка?
1. Засыпает ли ребенок самостоятельно или рядом с мамой?
2. Ложится ли мама рядом с ним, сидит на кровати или рядом?
3. Читает ли ребенок в кровати?
4. Читают ли ему родители?
5. Комфортно ли спать ребенку, когда в комнате светло?
6. Засыпает ли ребенок с ночником или без него?
7. Есть ли у ребенка мобильный телефон и пользуется ли он зарядным устройством?
8. Застилает ли ребенок постель? Покрывало? Декоративные подушки? Пользуется ли пледами?
9. Где хранятся покрывало и декоративные подушки, когда ребенок спит?
10. Меняется ли одеяло у ребенка на зимнее / летнее, и где оно хранится?
11. Спят ли с ребенком любимые игрушки?
12. Спит ли ребенок в пижаме, и где она хранится?
13. Носит ли ребенок халат с утра или домашнюю одежду?
14. Степень тактильности ребенка?
10. Декор комнаты может быть практичным
Любимые герои и мультяшные сюжеты практичнее всего вводить через декор: текстиль на окнах, покрывала, постельное белье. Через пару лет кумиры детства забудутся, а ремонт останется, но уже без детских сюжетов, которые раздражают подростков.
Декор может быть и полезным, — например, грифельная доска над рабочим столом (кстати, такую можно сделать своими руками с помощью меловой краски). Пригодится, чтобы записать расписание уроков и дополнительных занятий.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Мамы школьников и дизайнеры, у которых в работе такие проекты — делитесь, что вы считаете самым важным при обустройстве комнаты мальчика 7–12 лет
Любимые герои и мультяшные сюжеты практичнее всего вводить через декор: текстиль на окнах, покрывала, постельное белье. Через пару лет кумиры детства забудутся, а ремонт останется, но уже без детских сюжетов, которые раздражают подростков.
Декор может быть и полезным, — например, грифельная доска над рабочим столом (кстати, такую можно сделать своими руками с помощью меловой краски). Пригодится, чтобы записать расписание уроков и дополнительных занятий.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Мамы школьников и дизайнеры, у которых в работе такие проекты — делитесь, что вы считаете самым важным при обустройстве комнаты мальчика 7–12 лет
Похожие статьи
Дизайн-дебаты
Как правильно: Вместе или порознь — спальня для нескольких детей
Автор: Евгений Иванов
Если вы думаете, что у профессионалов-дизайнеров по этому поводу сплошное единодушие, то это не так
Читать
Статья практикующего дизайнера
Вопрос: Почему дети не хотят играть в своей комнате
Автор: Наталия Гусева
Объясняет архитектор, член Международного союза дизайнеров и мама четырех детей
Читать
Фотоохота
BigData: Топ 10 — самые популярные детские комнаты по всему миру
Автор: Houzz Deutschland
Выбор пользователей Houzz за первую половину 2022 года
Читать
Фотоохота
Барометр: 25 детских комнат этого лета
Автор: houzzrussia
Возможно, именно в этих интерьерах вы найдете вдохновляющие идеи
Читать
Проект недели
Проект недели: Солнечная детская для брата и сестры
Автор: Варвара Еремеева
Удивительное преображение прежде сумрачной и захламленной комнаты. Сравните с фотографиями «до»!
Читать
Проект недели
Проект недели: Детская комната для двух маленьких принцев
Автор: Екатерина Перминова
Со скалодромом, кинотеатром и луной на стене
Читать
Фотоохота
Фотоохота: Кровать домиком — 19 идей
Автор: houzzrussia
Вы удивитесь, как много вариаций кровати-домика придумано!
Читать
Статья практикующего дизайнера
Вопрос: Как сделать квартиру безопасной для ребенка
Автор: Евгения Матвеенко
Объясняет практикующий дизайнер
Читать
Телеремонты
Проект недели: 19 кв.м —настоящая «пацанская комната»
Автор: Евгения Назарова
Шведская стенка с турником и брусьями, беговая дорожка... и два дополнительных спальных места для друзей внутри подиума
Читать
Фотоохота
Фотоохота: Два стола в детской
Автор: houzzrussia
Два ребенка — два рабочих места. Как сделать удобно и бесконфликтно?
Читать
Julia Gospodinowa, я оговорилась, конечно же слева, если человек правша, как большинство.
Вероника Строганова, дизайнер интерьера
Как рукодельница, которая терпеть не может искусственный свет, скажу вам, что стол напротив окна - моё спасение!
Спасибо! Приглядела несколько идей