Без дизайнера
В гостях (обжитые интерьеры)
В гостях: Квартира юного ценителя антиквариата
Хозяин квартиры рассказывает о «кутанках», старинном гарнитуре за 25 000 рублей и исчезающем пласте нашей культуры
В каждом уголке этой квартиры — даже в ванной комнате — есть вещи с историей. Некоторые из них спасены из почти негодного состояния. Такая любовь к антиквариату тем необычнее, что их хозяин — ещё совсем молодой человек.
«Мне было лет 18, когда я заработал свои первые деньги и поехал в Петербург за антикварной серебряной сухарницей», — рассказывает Юрий Прудовский, руководитель IT-проектов и хозяин собственного небольшого предприятия по подбору и продаже антиквариата.
В багаже у Юрия есть неоконченное дизайнерское образование, поэтому ремонтом своей квартиры он занимался самостоятельно. Владелец не стал менять планировку, только немного изменил конфигурацию прихожей. В гостиную теперь ведёт проём с эллиптической аркой, подходящей по стилю к мебели рубежа XIX–XX веков.
В багаже у Юрия есть неоконченное дизайнерское образование, поэтому ремонтом своей квартиры он занимался самостоятельно. Владелец не стал менять планировку, только немного изменил конфигурацию прихожей. В гостиную теперь ведёт проём с эллиптической аркой, подходящей по стилю к мебели рубежа XIX–XX веков.
В каждом помещении — в прихожей, гостиной, спальне и на кухне — Юрий поклеил немецкие обои под покраску. Цвет использовал везде один и тот же, болотный: «Я считаю, что глубокий тёмный цвет расширяет пространство. У нас бо́льшую часть года слишком тускло, надо добавлять цвета». Единственное отличие — в фактуре обоев. В прихожей и гостиной узор образует полоски, поэтому стены смотрятся светлее, чем на кухне и в спальне.
В прихожей не было места для больших шкафов (рядом со входом расположена дверь в ванную). Поэтому для сезонной одежды есть только открытая вешалка. В углу — высокое купеческое зеркало конца XIX – начала XX века. «Обычно их ставили в комнатах между окнами», — комментирует хозяин.
Болотный цвет стен стал контрастным фоном для светлой антикварной мебели в гостиной — вся обстановка комнаты сложилась из двух разных комплектов. Шкафы из карельской берёзы хозяин приобрёл у реставратора, который уже позаботился об их восстановлении.
Другой комплект из тополя «птичий глаз», подходящий по цвету и рисунку к карельской берёзе, Юрий купил всего за 25 000 рублей: «Мебель была в очень плохом состоянии — где-то поломана, обивка подрана. Она стояла у владельца в гараже в подмосковном коттеджном посёлке. Этот человек вполне мог её отреставрировать и пользоваться ею, но не видел в этом ценности. Это очень печально — мы теряем целый пласт культуры, который и так в стране небольшой из-за всех катастроф, революций, которые мы пережили».
Другой комплект из тополя «птичий глаз», подходящий по цвету и рисунку к карельской берёзе, Юрий купил всего за 25 000 рублей: «Мебель была в очень плохом состоянии — где-то поломана, обивка подрана. Она стояла у владельца в гараже в подмосковном коттеджном посёлке. Этот человек вполне мог её отреставрировать и пользоваться ею, но не видел в этом ценности. Это очень печально — мы теряем целый пласт культуры, который и так в стране небольшой из-за всех катастроф, революций, которые мы пережили».
Вместе с Юрием в квартире живёт русская псовая борзая Дарья, которой уже 3 года. Отчасти идеей обновить интерьер хозяин обязан ей — Дарья погрызла прежнюю мебель, когда была щенком: «Из-за неё пришлось поменять ореховую мебель на карельскую берёзу. Но я привык к круговороту мебели в жизни. Мне сложно пройти мимо красивого. Если я вижу что-то лучше, чем у меня, то хочется это купить. Можно перекомплектовать интерьер, и всё равно будет хорошо».
Гостиную освещает винтажная советская люстра, которую хозяин дополнил разноцветными итальянскими подвесками, купленными по случаю в поездке в Гусь-Хрустальный: «Люстра была у нас, ещё когда я жил с родителями, на ней был невыразительный однотонный хрусталь. Теперь в ней сложно узнать люстру 1985 года».
Гостиную освещает винтажная советская люстра, которую хозяин дополнил разноцветными итальянскими подвесками, купленными по случаю в поездке в Гусь-Хрустальный: «Люстра была у нас, ещё когда я жил с родителями, на ней был невыразительный однотонный хрусталь. Теперь в ней сложно узнать люстру 1985 года».
Старинные настенные часы и пейзажи, висящие над диваном, достались от прабабушки с прадедушкой:
«Мой прадед был историк, директор небольшого подмосковного музея. Он дал старт коллекции». Под часами на столике стоит бирюзовая лампа — бывшая керосиновая, переделанная под электричество.
Позолоченную раму большого овального зеркала хозяин спас от уничтожения: «Как-то я вышел гулять с собакой, увидел на помойке деревянную раму с гипсовой резьбой. Позолота и гипс частично были утрачены». Юрий отреставрировал раму и решил использовать в качестве оправы для зеркала — оно висит в глубокой части гостиной, делая её светлее и визуально ещё глубже.
«Мой прадед был историк, директор небольшого подмосковного музея. Он дал старт коллекции». Под часами на столике стоит бирюзовая лампа — бывшая керосиновая, переделанная под электричество.
Позолоченную раму большого овального зеркала хозяин спас от уничтожения: «Как-то я вышел гулять с собакой, увидел на помойке деревянную раму с гипсовой резьбой. Позолота и гипс частично были утрачены». Юрий отреставрировал раму и решил использовать в качестве оправы для зеркала — оно висит в глубокой части гостиной, делая её светлее и визуально ещё глубже.
Во время ремонта молодой человек решил оставить на месте прежнюю кухню и только освежить фартук. За новым фартуком из ламината с рисунком под метлахскую плитку остался старый плиточный: «Я не стал снимать мебель, поэтому предпочёл такое решение».
Как и в шкафах-витринах в гостиной, на кухне выставлен дореволюционный русский фарфор. Небольшой лоток производства товарищества Кузнецова — из вещей прабабушки и прадедушки: «Прадед начал заниматься музейной деятельностью, когда закончились военные действия. Они начали обживаться в 1950-е. Это одна из тех немногих антикварных вещей, которые у них были».
Столовый гарнитур Юрий собрал постепенно — сначала приобрёл стол из красного дерева конца XIX века, потом подобрал к нему антикварные стулья из ореха.
Антикварный диван с изогнутой спинкой — привёз из Нижнего Новгорода. «Купил его за 10 000 рублей — уехал за ним с работы в Нижний, вернулся вечером с диваном». Наволочка с розами — сувенир на память из музейного магазина в Версале.
Ванную комнату во время нынешнего ремонта Юрий решил не менять, она осталась в плитке 15-летней давности. Несколько лет назад, когда надо было установить счётчики учёта воды, в стене пришлось разломать отверстие под люк: тогда вместо стандартной дверцы люка Юрий поставил сюда чугунную печную дверцу, покрасив её белой краской.
Розовая лампа на потолке ванной — тоже необычная: «Это так называемый “будуарный фонарь” конца XIX – начала XX века. Она изначально была керосиновой, с ёмкостью для керосина и горелкой. Такие лампы легко переделывали под электричество. Единственный её недостаток — тусклый свет». Рама зеркала над умывальником — такой же антиквариат.
Розовая лампа на потолке ванной — тоже необычная: «Это так называемый “будуарный фонарь” конца XIX – начала XX века. Она изначально была керосиновой, с ёмкостью для керосина и горелкой. Такие лампы легко переделывали под электричество. Единственный её недостаток — тусклый свет». Рама зеркала над умывальником — такой же антиквариат.
Картина была спасена с помойки: «Я поехал в гости к друзьям на улицу 1905 года. Увидел, как из подъезда выходит мужчина с картинами на подрамниках и идёт к помойке. Подождал немного и забрал их все. Оказалось, это был сын советского графика Кубарева. Картины были подпорчены, возможно, пострадали от пожара. Мне стало жалко, что они пропадут. Я отобрал то, что было в хорошем состоянии, сделали багет». Ещё два портрета оттуда же, мужской и женский, висят теперь в комнате.
В спальне Юрий выделил место под гардеробную, у окна сделал зону кабинета. Здесь тоже много антикварных вещей, в том числе и семейных реликвий. В шкафу-витрине стоит коллекция чашек от 1850-х до 1950-х годов одних и тех же фабрик: «Интересно, как менялись формы и рисунки».
В отличие от гостиной, где на полу лежит наборный паркет из бука и вставок из красного дерева, в спальне использована дубовая паркетная доска.
В отличие от гостиной, где на полу лежит наборный паркет из бука и вставок из красного дерева, в спальне использована дубовая паркетная доска.
На столике у кровати хранится печать-экслибрис с инициалами прапрабабушки. «Подушку вышивала моя бабушка, это вещь из детства. Прищепка для бумаг — советская, годов 1950-х, из того, что всегда было дома». За кроватью — сдвижная зеркальная дверь шириной 90 см. Прежде в этом месте был встроенный шкаф. Теперь Юрий устроил здесь небольшую гардеробную.
Люстра над кроватью — советская 1950-х годов, конца сталинского периода. Хозяину только пришлось поменять у неё проводку.
Люстра над кроватью — советская 1950-х годов, конца сталинского периода. Хозяину только пришлось поменять у неё проводку.
Письменный стол — бывшее трюмо начала XX века из карельской берёзы с узорозом-маркетри из перламутра. «Там же, где продавали трюмо, я купил гобелен в раме, обтянутой бархатом. В конце XIX – начале XX века была мода на “кутанки” — вся деревянная часть мебели закрывалась тканью. Это был такой технологический прорыв. К такой мебели делали предметы-дополнения: рамы для картин, небольшие чайные столики с бахромой», — поясняет Юрий.
«Считается, что антиквариат — это дорого, недоступно и сложно в уходе. Я вижу обратное. Люди продолжают выбрасывать старинную мебель в печальном состоянии, чтобы купить ИКЕА, хотя сейчас на рынке невообразимое количество реставраторов. Многие предпочитают привозить мебель из Франции, нежели восстанавливать свой антиквариат. А такая мебель должна пожить в нашем климате минимум год: дерево — живой материал, оно рассыхается, начинает ломаться. Через год придётся эту вещь снова отдавать в реставрацию. Та мебель, которая живёт здесь больше ста лет, все эти этапы уже прошла. Вложив немного в её реставрацию, можно получить замечательную вещь».
В ВАШЕМ ГОРОДЕ …
► Через Houzz можно нанять специалиста по реставрации мебели в любом городе и стране. Начать поиск реставратора
______________________________
МЫ ЛЮБИМ ХОДИТЬ В ГОСТИ…
Хотите стать героем следующей статьи? Напишите на RuEditors@houzz.com и приложите несколько фотографий своего интерьера (достаточно съёмки на смартфон). Мы обязательно свяжемся с вами, если примем решение о публикации!
► Через Houzz можно нанять специалиста по реставрации мебели в любом городе и стране. Начать поиск реставратора
______________________________
МЫ ЛЮБИМ ХОДИТЬ В ГОСТИ…
Хотите стать героем следующей статьи? Напишите на RuEditors@houzz.com и приложите несколько фотографий своего интерьера (достаточно съёмки на смартфон). Мы обязательно свяжемся с вами, если примем решение о публикации!
Место: двухкомнатная квартира в Москве
Год: 2018, часть ремонта (ванная комната) — 15-летней давности
Размер: 42 кв.м
Кто здесь живёт: руководитель IT-проектов Юрий Прудовский-Кондауров и его борзая по кличке Дарья
Автор проекта: владелец квартиры
Фото: Ульяна Гришина