Тренд: Новый нордический дизайн —теперь норвежский
Кого вы знаете в скандинавском дизайне? Датчан, шведов, финнов? А теперь стоит присмотреться к норвежцам
Kasper Iversen
12 сентября, 2019
Датская мебель и предметы дизайна выставлены на обозрение: диваны Fredericia Furniture стоят рядом с иконическими стульями и подсвечниками By Lassen и известными вещами Normann Copenhagen. По соседству находится кафе, спроектированное финской компанией Artek и обставленное табуретами Алвара Аалто и шведской студии Taf.
Мы на выставке дизайна в Осло, на окраине норвежской столицы. И дизайнерских предметов из соседних нордических стран здесь больше, чем собственно норвежских.
Мы на выставке дизайна в Осло, на окраине норвежской столицы. И дизайнерских предметов из соседних нордических стран здесь больше, чем собственно норвежских.
Серия стеклянной посуды Siri, диз. Вилли Йохансона (Willy Johansson) была выпущена в 1954-м и перезапущена в 2019-м компанией Hadeland Glassverk, старейшей норвежской фирмой, работающей с 1762 года
Обилие датчан и финнов на выставке не означает, что норвежским дизайнерам нечего показать: здесь были современные диваны Hovden Møbel в характерном для скандинавов минимализме. Показывали и стекло компании Hadeland Glassverk, представившей несколько серий посуды и аксессуаров для дома, разработанных в сотрудничестве с норвежскими интерьерными знаменитостями.
Обилие датчан и финнов на выставке не означает, что норвежским дизайнерам нечего показать: здесь были современные диваны Hovden Møbel в характерном для скандинавов минимализме. Показывали и стекло компании Hadeland Glassverk, представившей несколько серий посуды и аксессуаров для дома, разработанных в сотрудничестве с норвежскими интерьерными знаменитостями.
Закройте глаза и подумайте о скандинавском дизайне. Что приходит на ум первым? Может быть, классика датского дизайна? Например, кресло Арне Якобсена или Ханса Вегнера? Возможно, некоторые из популярных предметов шведского мебельного гиганта IKEA? Или же ваза финского дизайнера Алвара Аалто?
Скорее всего, норвежские дизайнеры будут не первыми, о ком вы подумаете. По ряду причин Норвегия не так известна своим предметным дизайном, как её соседи, но ситуация меняется. Мы попросили норвежских экспертов по дизайну и архитектуре оценить прошлое и будущее норвежского дизайна.
Скорее всего, норвежские дизайнеры будут не первыми, о ком вы подумаете. По ряду причин Норвегия не так известна своим предметным дизайном, как её соседи, но ситуация меняется. Мы попросили норвежских экспертов по дизайну и архитектуре оценить прошлое и будущее норвежского дизайна.
Одна из причин, по которой норвежский дизайн не пользуется таким вниманием, — давняя ориентация страны на сырьё и природные ресурсы: сначала на сельское хозяйство и рыболовство, а затем, в последние десятилетия, на газ и, что не менее важно, нефть. «Норвегия сейчас — нефтяная страна, и она решила сосредоточить все усилия на вещах, прямо или косвенно связанных с нефтяной промышленностью. Это то, что сделало страну чрезвычайно богатой. Дизайн никогда не был приоритетом в Норвегии», — отмечает Луиза Бюг Кунгсхольм (Louise Byg Kongsholm), исследователь тенденций, глава консалтинга по трендам и издатель PEJ Group.
Модульная система диванов от норвежских дизайнеров Anderssen & Voll для датской компании Muuto
«В Норвегии мы разрабатываем хорошие и очень качественные продукты. Но когда дело доходит до продвижения, маркетинга и продажи, мы отстаём. Это культурный вызов и одна из главных причин, почему нас не слишком знают во всём мире», — говорит Тор Инге Хемдал (Tor Inge Hjemdal), генеральный директор организации Design and Architecture Norway (DOGA).
«В Норвегии мы разрабатываем хорошие и очень качественные продукты. Но когда дело доходит до продвижения, маркетинга и продажи, мы отстаём. Это культурный вызов и одна из главных причин, почему нас не слишком знают во всём мире», — говорит Тор Инге Хемдал (Tor Inge Hjemdal), генеральный директор организации Design and Architecture Norway (DOGA).
Зеркало, спроектированное норвежцами Anderssen & Voll для датской компании Muuto
«В норвежской культуре не принято выделяться, быть другим или слишком заметным, и это проблема. Нам нужно молодое поколение дизайнеров, чтобы наверстать упущенное и быть более смелыми», — добавляет Мари Ауне (Marie Aune), норвежский дизайнер интерьеров.
«В норвежской культуре не принято выделяться, быть другим или слишком заметным, и это проблема. Нам нужно молодое поколение дизайнеров, чтобы наверстать упущенное и быть более смелыми», — добавляет Мари Ауне (Marie Aune), норвежский дизайнер интерьеров.
Столовые приборы Maya, диз.Тиаса Экхофа (Tias Eckhoff). Впервые выпущены компанией Norwegian Norstaal в 1962 году. Сегодня переиздаются датской компанией Stelton
В то же время для норвежцев важно сделать вещи полезными, отмечает Хемдал. Если в Дании и Швеции эстетика и дизайн рассматриваются как неотъемлемая часть культурной самобытности, в Норвегии это не так. «В норвежском дизайне главенствует идея функциональности. Она всегда стоит на первом месте, а эстетике уделяется меньше внимания, — говорит Тор Инге Хемдал. — Норвежский дизайн — не просто украшение на торте, многие норвежские потребители считают эстетику чем-то элитарным, чем-то, что просто стоит дополнительных денег, в чём нет необходимости. И, следовательно, без неё можно обойтись».
В то же время для норвежцев важно сделать вещи полезными, отмечает Хемдал. Если в Дании и Швеции эстетика и дизайн рассматриваются как неотъемлемая часть культурной самобытности, в Норвегии это не так. «В норвежском дизайне главенствует идея функциональности. Она всегда стоит на первом месте, а эстетике уделяется меньше внимания, — говорит Тор Инге Хемдал. — Норвежский дизайн — не просто украшение на торте, многие норвежские потребители считают эстетику чем-то элитарным, чем-то, что просто стоит дополнительных денег, в чём нет необходимости. И, следовательно, без неё можно обойтись».
Серия диванов Oslo, диз. Anderssen & Voll для датской компании Muuto
С этим согласен норвежский архитектор Эйнар Вальстрём (Einar Wahlstrøm): «Такой подход заставляет многих норвежцев скептически относиться к творческим профессиям (кино, музыке, дизайну и архитектуре). А шведы и датчане, наоборот, продвигают творческие профессии в своих странах».
С этим согласен норвежский архитектор Эйнар Вальстрём (Einar Wahlstrøm): «Такой подход заставляет многих норвежцев скептически относиться к творческим профессиям (кино, музыке, дизайну и архитектуре). А шведы и датчане, наоборот, продвигают творческие профессии в своих странах».
Стул Tripp Trapp, диз. Питера Опсвика (Peter Opsvik) для Stokke, в окружении стульев Wishbone Ханса Вегнера (Hans J. Wegner) и стульев Series 7 Арне Якобсена (Arne Jacobsen)
С другой стороны, швед Матс Линдер, живущий в Норвегии и более 20 лет исследующий норвежский дизайн, отмечает, что Норвегия имеет долгую историю проектирования. Тем не менее лишь несколько образцов местного дизайна знакомы всему миру. Самый известный — растущий вместе с ребёнком детский стул Tripp Trapp, разработанный Питером Опсвиком для Stokke: с момента запуска этого предмета в 1972 году продано более 11,5 миллионов единиц.
С другой стороны, швед Матс Линдер, живущий в Норвегии и более 20 лет исследующий норвежский дизайн, отмечает, что Норвегия имеет долгую историю проектирования. Тем не менее лишь несколько образцов местного дизайна знакомы всему миру. Самый известный — растущий вместе с ребёнком детский стул Tripp Trapp, разработанный Питером Опсвиком для Stokke: с момента запуска этого предмета в 1972 году продано более 11,5 миллионов единиц.
«У Норвегии интересная история дизайна, не в последнюю очередь связанная с проектами 1950-х и 1960-х годов, когда создавались и классика нордического стиля, самые известные датские объекты. Но в отличие от своих соседей, Норвегия невероятно плоха в пиаре собственной истории дизайна», — говорит Матс Линдер, автор шести книг по норвежскому дизайну.
Диван Tiki норвежского дизайнера Андреаса Энгесвика (Andreas Engesvik) для шведской компании Fogia
Долгие годы норвежский дизайн был относительно неизвестным, и есть ли шанс, что он станет новым трендом нордической волны? Ида Аандал Рёйен (Ida Aandal Røijen), работающая в области международного продвижения в DOGA, отмечает, что норвежцы участвуют в Лондонской неделе дизайна под названием 100% Norway с 2003 года. Появляются и на Миланской неделе дизайна с выставкой Norwegian Presence. «Мы переживаем то, что я бы назвала началом нового золотого века норвежского дизайна. Это проявилось с подпольного движения в начале 2000-х, когда стали активно выступать молодые дизайнерские коллективы, в частности, Norway Says и дизайнеры Андреас Энгесвик (Andreas Engesvik), Торбьёрн Андерссен (Torbjørn Anderssen) и Эспен Фолль (Espen Voll)», — рассказывает Ида.
Долгие годы норвежский дизайн был относительно неизвестным, и есть ли шанс, что он станет новым трендом нордической волны? Ида Аандал Рёйен (Ida Aandal Røijen), работающая в области международного продвижения в DOGA, отмечает, что норвежцы участвуют в Лондонской неделе дизайна под названием 100% Norway с 2003 года. Появляются и на Миланской неделе дизайна с выставкой Norwegian Presence. «Мы переживаем то, что я бы назвала началом нового золотого века норвежского дизайна. Это проявилось с подпольного движения в начале 2000-х, когда стали активно выступать молодые дизайнерские коллективы, в частности, Norway Says и дизайнеры Андреас Энгесвик (Andreas Engesvik), Торбьёрн Андерссен (Torbjørn Anderssen) и Эспен Фолль (Espen Voll)», — рассказывает Ида.
Диван Oslo и пуф Five, диз. Anderssen & Voll для датчан Muuto
«На мой взгляд, норвежский дизайн движется к большому международному признанию. Только за несколько лет, что я прожил здесь, видно, как процесс набирает обороты, когда дело доходит до дизайна интерьера. И новое поколение дизайнеров начинает привлекать международное внимание», — говорит дизайнер Алексия Лундгрен (Alexia Lundgreen) из Бельгии, живущая и работающая в Норвегии с 2015 года.
«На мой взгляд, норвежский дизайн движется к большому международному признанию. Только за несколько лет, что я прожил здесь, видно, как процесс набирает обороты, когда дело доходит до дизайна интерьера. И новое поколение дизайнеров начинает привлекать международное внимание», — говорит дизайнер Алексия Лундгрен (Alexia Lundgreen) из Бельгии, живущая и работающая в Норвегии с 2015 года.
Скатерть Damask норвежского дизайнера Андреаса Энгесвика (Andreas Engesvik) для датской компании Georg Jensen
Ида Аандал Рёйен считает серьёзным препятствием для норвежской индустрии дизайна ориентированность на узкий, не массовый сегмент. Матс Линдер отмечает, что молодые норвежские дизайнеры с успехом работали для известных компаний, но часто не в Норвегии: «К сожалению, отрасль в целом не готова к изменениям, что заставляет дизайнеров работать на иностранные компании и добиваться успеха в сотрудничестве, например, с Kähler, Knoll, Panasonic, Muuto, Hay, Luceplan и другими».
Ида Аандал Рёйен считает серьёзным препятствием для норвежской индустрии дизайна ориентированность на узкий, не массовый сегмент. Матс Линдер отмечает, что молодые норвежские дизайнеры с успехом работали для известных компаний, но часто не в Норвегии: «К сожалению, отрасль в целом не готова к изменениям, что заставляет дизайнеров работать на иностранные компании и добиваться успеха в сотрудничестве, например, с Kähler, Knoll, Panasonic, Muuto, Hay, Luceplan и другими».
С другой стороны, некоторые из этих трудностей создали и преимущество: умение молодых дизайнеров сотрудничать. «Коммунальное мышление типично для норвежского дизайна. Многие молодые дизайнеры поняли, что больше выигрывают от совместной работы в группах и коллективах, чем от проектирования в одиночку», — говорит Ида Аандал Рёйен. Она приводит в пример коллектив дизайнеров Klubben, в который входят более 30 норвежских дизайнеров.
Луиза Бюг Кунгсхольм считает, что у Норвегии хорошие шансы на прорыв в области дизайна в ближайшие годы, но сначала нужно понять ценность локальной истории дизайна: «Нужно возвращаться и искать “сокровища” в дизайнерских архивах, в них есть модернистская деревянная мебель и традиционный подход к керамике, трикотажу и шерсти. Есть на что обратить внимание. Но это должно быть сделано коммерчески, в хорошем смысле этого слова, и переосмыслено для людей, живущих за пределами Норвегии».
Этот процесс уже начался. Например, норвежская компания Fjordfiestа воспроизводит «классические» модели — кресло 1001 Свена Ивара Дюсте (Sven Ivar Dysthe), на фото выше
Этот процесс уже начался. Например, норвежская компания Fjordfiestа воспроизводит «классические» модели — кресло 1001 Свена Ивара Дюсте (Sven Ivar Dysthe), на фото выше
Возможно, одно из самых эффектных появлений норвежского дизайна за последнее время было на выставке трендов Rethink в 2019 году. Это были кубистические модули из дерева (на фото выше), созданные архитектурными студиями Vardehaugen и Aslak Haanshuus. Принимая во внимание экоустойчивость, модули после выставки не выбросили, а перевезли на север Норвегии, где их интегрируют в новые строительные объекты.
Как отмечают эксперты, глобальная ориентация на экоустойчивость может стать отличной возможностью для продвижения норвежского дизайна. «Норвежцы воспитываются с идеей, что вещи должны быть хорошего качества и долго храниться, и нам несвойственна культура одноразового использования, которая характерна для многих других стран», — говорит Ида Аандал Рёйен.
Луиза Бюг Кунгсхольм рассматривает интерес к экоустойчивости как уникальную возможность для Норвегии: «Норвежские дизайнеры хорошо работают с деревом и натуральными материалами. В то же время современные потребители требуют, чтобы предметный дизайн был связан с природой и спокойствием. В этом аспекте у Норвегии есть свои особенности», — говорит она. И добавляет, что норвежские горы и разнообразная природа отличаются от плоского ландшафта Дании.
Зеркала в раме, придуманные норвежским дуэтом Anderssen & Voll для датской компании Muuto
И есть ещё одно преимущество норвежской дизайнерской индустрии. По словам Матса Линдера, относительная неизвестность норвежского дизайна может сыграть тому на руку: «Норвегия неизвестна и экзотична для многих. Если удастся продать локальный дизайн ещё и отличного качества, то мы увидим норвежский дизайнерский бум в ближайшие несколько лет».
И есть ещё одно преимущество норвежской дизайнерской индустрии. По словам Матса Линдера, относительная неизвестность норвежского дизайна может сыграть тому на руку: «Норвегия неизвестна и экзотична для многих. Если удастся продать локальный дизайн ещё и отличного качества, то мы увидим норвежский дизайнерский бум в ближайшие несколько лет».
Стул Scandia, диз. Ханса Братруда (Hans Brattrud) для Fjordfiesta
ПО ТЕМЕ…
5 норвежских дизайнеров, на работы которых стоит взглянуть:
ПО ТЕМЕ…
5 норвежских дизайнеров, на работы которых стоит взглянуть:
Похожие статьи
Выставки
Hábitat Valencia 2022: 4 главных тренда с выставки
Автор: Rafael F. Bermejo
Вот, что вам важно знать про испанские интерьеры
Читать
Микротренды
Микротренды: Новый интерьерный максимализм
Автор: Claudia Schiera
Больше цвета и позитива!
Читать
Выставки
Выставки: 8 тенденций с лондонского фестиваля дизайна 2022г.
Автор: Amanda Pollard
Светильник теперь — лучшее успокоительное
Читать
Микротренды
10 тенденций в дизайне дома, которые скоро будут популярны
Автор: Mitchell Parker
Узнали у американских дизайнеров что именно сейчас хотят их заказчики
Читать
Выставки
Выставка Heimtextil 2022: Цвет, узор и добрые намерения
Автор: Thomas Helbing
Что еще за «новые пастельные» тона?
Читать
Выставки
Maison&Objet в Париже: 10 главных тенденций на 2023 год
Автор: Agnès Carpentier
Что показали на ведущей выставке дизайна интерьера и «искусства жить»
Читать
Выставки
Maison&Objet 2022: какие цвета будут в моде в наших интерьерах
Автор: Claire Tardy
Возвращение бежевого, охры и «растворение» розового?
Читать
Выставки
Maison&Objet 2022: Прогнозисты тенденций о модных интерьерах
Автор: Elen Pouhaer
Элизабет Лериш и Франсуа Бернар — авторы центральной экспозиции M&O «Что нового» — объясняют свой выбор
Читать
Статьи о ванных комнатах
Что нового в сантехнике: 6 полезных в быту инноваций
Автор: Сантехника VitrA
Возможно, их еще не было в продаже во время вашего последнего ремонта
Читать
Выставки
Выставка 3 Days of Design: Что нового в скандинавском дизайне
Автор: Catherine Hug
Из механизма смыва унитазов можно сделать неплохую мебель — читайте наш репортаж из Коппенгагена
Читать
Основываясь на свой многолетний опыт хочется сказать, что "скандинавский!стиль ни когда не приживётся в России по причине различия в менталитете и вкусах в целом. И как бы не старались некоторые производители и крупные торговые сети продвигать свою продукцию, например "ИК...", их продукция всё равно останется ширпотребом хотя и высокого качества. Но некоторые элементы данного стиля конечно можно использовать, так как в целом стиль "холодный и бездушный".
Какой же он холодный и бездушный! Достаточно посмотреть на выставку дизайна в Стокгольме, такое обилие цвета и фактуры, много ярких и тёплых цветов. ИКЕА между прочим начинает серию с Зандрой Роудс!
Очень созвучно с моим внутренним восприятием каким должно быть жильё. Я не люблю постоянно покупать и выкидывать вещи. А продуманную во всех мелочах вещь так трудно найти. Я в восторге от практицизма, качества, экологичности, вещи которые подойдут ко всему и многие годы не потеряют свою актуальность.
Не согласна с комментариями, что в России не приживется. Не все руководствуются девизом: "дурного да много".