Статьи о стилях
Советы по декору
Стиль 1970-х: Из чего он состоит
Чем моднее интерьер, тем он безумнее
Мы уже рассказывали о мэтрах 1970-х. И писали о западных современных дизайнерах, за работами которых имеет смысл следить, если вы хотите лучше понять этот стиль.
В новой публикации — поговорим о главных составляющих 1970-х как интерьерного стиля.
В новой публикации — поговорим о главных составляющих 1970-х как интерьерного стиля.
Подобную мебель в 60-е и 70-е делал знаменитый Пьер Полен, французский дизайнер, чьи произведения отличаются непривычными свободными формами. Те разработки и сейчас в почете: их выпускают компании Ligne Roset, Artifort, La Cividina. А сын дизайнера Бенджамин теперь понемногу воспроизводит лимитированными сериями те шедевры, которые не запущены в массовое производство: такие, как этот диван, выпущенный некогда Herman Miller и в 2014 г. переизданный Louis Vuitton. Подробности можно посмотреть на сайте paulinpaulinpaulin.com
Современным людям идея полулежать в гостиной отнюдь не чужда. Как не чужда и мысль поселить в своем доме что-нибудь смешное и даже немного нелепое — очень в духе 70-х. Отличный яркий пример — диван Pack итальянской компании Edra с плюшевым медведем на мягкой многоугольной «льдине», хит 2017 года.
На фото выше: диван Pack, диз. Франческо Бинфаре (Francesco Binfaré) для Edra
На фото выше: диван Pack, диз. Франческо Бинфаре (Francesco Binfaré) для Edra
2. Дикие цвета
Любите ли вы цвет или ненавидите, но 1970-е были эпохой ярких, иногда диких красок и цветовых сочетаний. На каждую скучную землистого цвета комнату приходилось по одной, охарактеризовать которую можно только как «взрыв цвета». Цветным становилось все, даже унитазы. Цвет авокадо и апельсиновый, бирюза и лайм, солнечно-желтый и бруснично-красный — радуга в этих интерьерах отдыхает, они гораздо насыщеннее и богаче по цвету.
Любите ли вы цвет или ненавидите, но 1970-е были эпохой ярких, иногда диких красок и цветовых сочетаний. На каждую скучную землистого цвета комнату приходилось по одной, охарактеризовать которую можно только как «взрыв цвета». Цветным становилось все, даже унитазы. Цвет авокадо и апельсиновый, бирюза и лайм, солнечно-желтый и бруснично-красный — радуга в этих интерьерах отдыхает, они гораздо насыщеннее и богаче по цвету.
На фото: интерьер футуристического дома Kunstoffhaus FG 2000 дизайна Вольфганга Файербаха, 1968 год
3. Геометрия 1970-х
Это уже не прямоугольная скучнятина Баухауза родом из 1920-х и не кресла-шары, яйца и пузыри 1960-х годов. Мебель 1970-х — это свободное соединение прямых и кругов, цилиндров, дуг, призм и трапеций. Если кубик — то ему обязательно нужно соседствовать с шариком, дугой или даже облачком. Если острая треугольная пирамидка — то ей рядом обязательно нужна округлость. В результате рождаются новые необычные вещи и новые необычные впечатления от них.
На фото: настольная лампа Tahiti дизайна Этторе Соттсасса
Это уже не прямоугольная скучнятина Баухауза родом из 1920-х и не кресла-шары, яйца и пузыри 1960-х годов. Мебель 1970-х — это свободное соединение прямых и кругов, цилиндров, дуг, призм и трапеций. Если кубик — то ему обязательно нужно соседствовать с шариком, дугой или даже облачком. Если острая треугольная пирамидка — то ей рядом обязательно нужна округлость. В результате рождаются новые необычные вещи и новые необычные впечатления от них.
На фото: настольная лампа Tahiti дизайна Этторе Соттсасса
На фото: демонстрационная квартира в Милане, оформленная Dimore Studio, одним из самых модных (если не самым модным) сейчас дизайн-бюро мира. Они трендсеттеры. Они интуиты, улавливают то, что ещё только носится в воздухе, материализуют коллективное бессознательное. Треугольный коврик на полу — с люрексом
ОБ ЭТОМ…
Вдохновение из 1970-х: У кого из дизайнеров поучиться
ОБ ЭТОМ…
Вдохновение из 1970-х: У кого из дизайнеров поучиться
На фото: туалетный столик Chandlo Dressing Table от bd barcelona — как сложенная из разных геометрических фигур игрушка. Кажется, что фигуры случайны, но нет: в итоге получается цельный, гармоничный, уравновешенный предмет
На фото: смелые динамичные рисунки, разбивающие форму предмета и его восприятие — распространенный прием в современных отсылках к 1970-м. Таковы вазы для Wedgwood британца Ли Брума, такова же и часть светильников его собственной марки Lee Broom
А это — столик Palette Хайме Айона, выполненный для датской компании &traditions. «Мой столик родился после того, как я посетил выставку Александра Кальдера и увидел его мобили. После этого родилась вот такая форма. А поскольку я не знал, из какого материала его лучше сделать, мы сделали его из всех сразу».
Скруглённые, одновременно правильные (круг) и свободные формы, контраст материалов (камень, дерево, металл), соединение разных цветов, контраст плавных форм столешниц с прямоугольными основаниями из чёрного металла — все признаки трендового стиля.
Скруглённые, одновременно правильные (круг) и свободные формы, контраст материалов (камень, дерево, металл), соединение разных цветов, контраст плавных форм столешниц с прямоугольными основаниями из чёрного металла — все признаки трендового стиля.
4. Оп-арт
Возникший в 60-е, в 70-е уже цвел пышным цветом. Но если дизайнеры 1970-х с этим экспериментировали, то наши современники ведут себя гораздо более смело: диагонально-ориентированные геометрические орнаменты, ромбы, призмы, параллелограммы, шестигранники и прочая сумасшедшая графика поселились на полу, стенах, покрыли поверхности обоев, ковров, паркета и мебели.
Активная геометрия, построенная на косых линиях, ромбы и призмы, оптические иллюзии — тоже четкий современный тренд, вернувшийся к нам из 70-х. Обычные геометрические фигуры не дадут и сотой доли того эффекта, какую дает диагональ.
На фото: премьера эффектных геометричных ковров от шведской женской дизайн-группы Front состоялась на стенде GAN в Кельне на IMM Cologne 2018
Возникший в 60-е, в 70-е уже цвел пышным цветом. Но если дизайнеры 1970-х с этим экспериментировали, то наши современники ведут себя гораздо более смело: диагонально-ориентированные геометрические орнаменты, ромбы, призмы, параллелограммы, шестигранники и прочая сумасшедшая графика поселились на полу, стенах, покрыли поверхности обоев, ковров, паркета и мебели.
Активная геометрия, построенная на косых линиях, ромбы и призмы, оптические иллюзии — тоже четкий современный тренд, вернувшийся к нам из 70-х. Обычные геометрические фигуры не дадут и сотой доли того эффекта, какую дает диагональ.
На фото: премьера эффектных геометричных ковров от шведской женской дизайн-группы Front состоялась на стенде GAN в Кельне на IMM Cologne 2018
Активная геометрия становится сильным акцентом в модном современном интерьере, который корнями уходит в совершенно разные временные периоды. Как здесь: ковры отсылают к психоделическим 70-м, скругленный диван — к 50-м с их mid-century modern, а розовое кресло с бахромой по форме — к королеве Виктории, а по цвету — к Марии-Антуанетте. На самом же деле это — моднейший стенд новой компании Layered со Стокгольмской мебельной выставки-2018.
На фото: ковер Hexagon из коллекции Parquet шведского дуэта Front для бренда GAN. Дизайнеры Анна Линдгрен и София Лагерквист перевели геометрический узор, который напоминает рисунок паркета, на безворсовые ковры, вытканные по традиционной технологии
На фото: коллекция паркета от Йоба Сметса и Нинке Тинагел из провокационного бюро Studio Job, которую они разработали для Bisazza. Главными героями в ней являются диагональные пересечения и шестигранники, а планки паркета как будто выпрыгивают из плоскости пола
На фото: шкаф Credenza придумала Патриция Уркиола (форму) и Федерико Пепе, итальянский графический дизайнер, известный как Le Dictateur (он отвечал за рисунок на дверцах). Шкаф необычен тем, что сочетает модную современную графику с архаичной техникой витража. Выпускается лимитированной серией под брендом Editions Milano
5. Латунь — повсеместно
Она сменила золото в интерьерах: ее блеск не так слепит, ее поверхность стареет благородней, и даже если это поверхность «под латунь» — она несет в себе ощущение не роскоши и богатства, а благородства и глубины времени. И хотя ее сейчас, кажется, используют все и везде, возгласы на тему: «латунь из моды вышла ныне» — преждевременны. Ее позиции только усиливаются яркими проектами ведущих дизайнеров и компаний, которые свои интерьеры целиком строят на одном этом блеске.
Она сменила золото в интерьерах: ее блеск не так слепит, ее поверхность стареет благородней, и даже если это поверхность «под латунь» — она несет в себе ощущение не роскоши и богатства, а благородства и глубины времени. И хотя ее сейчас, кажется, используют все и везде, возгласы на тему: «латунь из моды вышла ныне» — преждевременны. Ее позиции только усиливаются яркими проектами ведущих дизайнеров и компаний, которые свои интерьеры целиком строят на одном этом блеске.
Обратившись к латуни, такие современные дизайнеры, как Стефано Джованнони, Studio Job и Ника Зупанц, невероятным образом соединили в вещах из коллекции нового бренда Ghidini1961 скромные модернистские формы первой половины XX века с воспоминаниями об экзотических империях, пальмах и тонущем в океане солнце. Так, как это умели только в 70-е.
Светильник Тома Диксона из латуни, апеллирующий к «космическим» мотивам 1960–1970 годов. Те, кто застал советскую пору, могут помнить подобные гроздья в правительственных учреждениях, санаториях, домах отдыха. И вот они снова с нами!
Даже иконы дизайна — например, этот светильник Bulb 1966 года дизайна Инго Маурера, включенный в коллекцию Музея современного искусства — сейчас перевыпускают в латуни.
6. Тренд на тропики и джунгли
Зародился вместе с массовым туризмом в 1960-е, а в 1970-е стал по-настоящему повсеместным. Тропические курорты, Северная Африка (Тунис, Алжир, Марокко), Ближний Восток, в частности, Ливан — открылись миру в широком смысле именно в это время. Интерьеры украсили африканские маски. Сегодняшнее ироничное напоминание об этой моде — хитовая коллекция ваз Primates 2017 года итальянки Елены Салмистраро.
Зародился вместе с массовым туризмом в 1960-е, а в 1970-е стал по-настоящему повсеместным. Тропические курорты, Северная Африка (Тунис, Алжир, Марокко), Ближний Восток, в частности, Ливан — открылись миру в широком смысле именно в это время. Интерьеры украсили африканские маски. Сегодняшнее ироничное напоминание об этой моде — хитовая коллекция ваз Primates 2017 года итальянки Елены Салмистраро.
На фото — обои. Мечты о туманном Сингапуре и озере Чад получили наглядное и материальное подтверждение
В интерьерах расцвели пышным цветом орхидеи и пальмы, банановые деревья и ананасы. В моде — экзотические рассветы и восточные ковры, «огурцы», арабески, икат.
Лука Никетти создал для Nodus ковер Geo Art — точнее, комплект из шести маленьких ковриков, на которые перенесены шесть типичных рисунков для разных азиатских регионов. Их можно разъединить и перемешать по-своему.
Лука Никетти создал для Nodus ковер Geo Art — точнее, комплект из шести маленьких ковриков, на которые перенесены шесть типичных рисунков для разных азиатских регионов. Их можно разъединить и перемешать по-своему.
7. Обманки
Популярный тренд в 1970-е — фальшивые материалы. Это началось с приходом в 1960-е пластика, при помощи которого можно было имитировать любые поверхности. Пластик был нов, необычен, ценен, желаем и любим — и дизайнерами, и широкой публикой. А 1970-е стали годами пластиковых покрытий. Этторе Соттсасс и его товарищи по группе «Мемфис» активно использовали ламинаты под терраццо, мрамор, карельскую березу. На фото — знаменитый стеллаж Соттсасса Casablanca с ламинированными поверхностями, выпускается под брендом Memphis.
Популярный тренд в 1970-е — фальшивые материалы. Это началось с приходом в 1960-е пластика, при помощи которого можно было имитировать любые поверхности. Пластик был нов, необычен, ценен, желаем и любим — и дизайнерами, и широкой публикой. А 1970-е стали годами пластиковых покрытий. Этторе Соттсасс и его товарищи по группе «Мемфис» активно использовали ламинаты под терраццо, мрамор, карельскую березу. На фото — знаменитый стеллаж Соттсасса Casablanca с ламинированными поверхностями, выпускается под брендом Memphis.
Если 70-е были эпохой пластиковых покрытий, имитировавших другие материалы: мрамор (помните пластиковые дверцы советских кухонь?) или металл (ту же латунь и нержавейку), то современные технологии могут превратить в мрамор, например, стекло — как в столиках Liquefy Патриции Уркиолы для Glas Italia. В них два слоя стекла склеены таким образом, что создают некую муаровую поверхность, напоминающую разводы благородного камня, а при смене угла зрения получается иллюзия движения. Такой иронический игровой прием снижает пафос подлинных ценных материалов. И дизайнеры рады играть, как это делали взрослые дети эпохи диско.
В нашем представлении пластик — материал дешевый, не очень модный, недолговечный. Но при этом у него широчайшие возможности: из пластика можно изготовить невероятное количество предметов — от ламинатов, имитирующих различные виды цветного камня, до посуды, похожей на хрустальную. Та же Патриция Уркиола сделала для Kartell коллекцию посуды, похожей на популярную в 1970-е — и стилистически, и по цветовой гамме. Только теперь это не литое или резное стекло, а просто пластик — тоже очень в духе времени.
А письменный стол Патриции Уркиолы для Сappellini из МДФ, покрытый принтом под терраццо, прямо так и называется: Radical Fake. Премьера Миланского салона 2018 года.
8. Мех
Конечно, 70-е были годами синтетики: легкие шубки из искусственного меха с удовольствием носили модницы всего мира, а завитая, как прическа Анджелы Дэвис, шкура ламы или даже козла могла украшать интерьер не только респектабельного дома на загнивающем Западе, но и скромную квартиру советского эстета. Эти времена вернулись!
Конечно, 70-е были годами синтетики: легкие шубки из искусственного меха с удовольствием носили модницы всего мира, а завитая, как прическа Анджелы Дэвис, шкура ламы или даже козла могла украшать интерьер не только респектабельного дома на загнивающем Западе, но и скромную квартиру советского эстета. Эти времена вернулись!
Мех искусственный и натуральный, лохматый, косматый и короткий «под Чебурашку» встречается в коллекциях самых модных дизайнеров наших дней, включая, например, Тома Диксона (кресла на фото выше).
Стенд Baxter на Миланском салоне-2018 (слева) порадовал моделями Nepal дизайна Паолы Навоне в пушистых мехах. Искусственный мех выглядит в точности как мех монгольских овец и дарит некоторое ощущение ретро: вспомним ковры 70-х из мохнатых шкур. Особенно весело эти мягкие даже на вид комочки смотрелись на контрасте с динамичной графикой ковров и других предметов мебели.
Стенд Baxter на Миланском салоне-2018 (слева) порадовал моделями Nepal дизайна Паолы Навоне в пушистых мехах. Искусственный мех выглядит в точности как мех монгольских овец и дарит некоторое ощущение ретро: вспомним ковры 70-х из мохнатых шкур. Особенно весело эти мягкие даже на вид комочки смотрелись на контрасте с динамичной графикой ковров и других предметов мебели.
9. Все и сразу!
Самый главный принцип, без которого в наши дни не получишь модный интерьер. Использование одного из трендов не дает желаемого результата: надо больше, активнее, соединять в одном интерьере несколько актуальных мотивов.
Посмотрим на реальные примеры в реализованных интерьерах. Кадр выше: косматый мех, латунь, экзотические растения (пусть и металлические), космические светильники, арт-объекты, классика модернизма вперемешку с обтекаемыми формами 1960 годов.
Самый главный принцип, без которого в наши дни не получишь модный интерьер. Использование одного из трендов не дает желаемого результата: надо больше, активнее, соединять в одном интерьере несколько актуальных мотивов.
Посмотрим на реальные примеры в реализованных интерьерах. Кадр выше: косматый мех, латунь, экзотические растения (пусть и металлические), космические светильники, арт-объекты, классика модернизма вперемешку с обтекаемыми формами 1960 годов.
Дизайнер Екатерина Федорченко — один из главных апологетов и знатоков стиля 1970-х в России. Ее нашумевший проект, отправной точкой для которого послужила именно эта эпоха — 650-метровый пентхаус в центре Москвы, обставленный предметами мэтра дизайна XX века Влада Кагана, современного британского эклектика Фрэнсиса Султаны и самой Федорченко. Интерьер несет в себе многие черты того времени: новаторство органических форм, футуристичность, беззаботность и гедонизм. Нет в нем только китча и вызова хорошему вкусу, которые нередки в 1970-е, — дизайнер решила взять из прошлого только стоящее, только настоящее.
Здесь — обстановка новой квартиры телеведущей и светской дамы Светланы Бондарчук в Москве. Этот интерьер тоже отсылает к бурно ворвавшимся в интерьерную моду 1970‑м: и по цветовому решению, где смешиваются глубокие, сложные, приглушенные оттенки синего, зеленого, горчичного, и по выбранным материалам — латунь, зеркала, дерево, бархат, и по общему настроению.
А эта 180-метровая квартира в престижном районе Осло в здании 1890 годов является квинтэссенций трендов, пришедших к нам из 1970-х — это и цвет, и латунь, и мраморная столешница, и сочетание предметов разных стилей. Принадлежит квартира норвежскому галеристу и ресторатору Эйнару Джону Роннингу и его жене, а авторы интерьера — архитекторы Хейди Петтерсвольд Нигард и ее муж Андреас Нигард, которые очень редко берут частные проекты, а в основное время работают в самой титулованной и известной в мире норвежской архитектурной компании Snøhetta.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А вы морально готовы к стилю 1970-х? Или считаете, что запрос на него еще не пришел в Россию?
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А вы морально готовы к стилю 1970-х? Или считаете, что запрос на него еще не пришел в Россию?
1. Лаунж-мебель
В 1960-е в большой мир вышли выросшие дети послевоенного беби-бума. Их неформальный образ жизни и манера поведения предполагали использование не привычных кресел, а лежанок и сидений, где можно располагаться полулежа, не заботясь о приличиях и разглаженности складок на кримпленовых брюках и юбках. Ковры-«самоседы», мебель, больше напоминающая ландшафт, и другие альтернативные способы сидения определяют лицо интерьеров в 1970 годы.