Houzz-туры (новые проекты)
Сад недели: с огородом, кортеном и «живоносным источником»
История старинного монастырского сада, рассказанная языком современного ландшафтного дизайна
Авторы этого сада — ведущий преподаватель отделения Ландшафтного дизайна академической школы дизайна Ольга Викторовна Озерова и её студенты. Ольга Викторовна рассказывает: «На фестивале в Царицыно было представлено пять садов разных эпох, каждый из которых курировался каким-либо московским парком. Нам поступило предложение от церкви иконы Божией Матери “Живоносный Источник” в Царицыно сделать дополнительный сад — монастырский. Мы посвятили сад этой церкви и одноименной иконе и назвали его Fons, что в переводе с латыни означает “Источник”».
На фото слева направо: Евгения Гохман, Ольга Озерова, Екатерина Цветкова, Галина Михайленко
———————–
СПРОСИТЕ У ДИЗАЙНЕРОВ НАПРЯМУЮ
► Есть уточняющие вопросы? Хотите заказать свой проект дизайнерам этой квартиры? Свяжитесь с авторами проекта в один клик
———————–
———————–
СПРОСИТЕ У ДИЗАЙНЕРОВ НАПРЯМУЮ
► Есть уточняющие вопросы? Хотите заказать свой проект дизайнерам этой квартиры? Свяжитесь с авторами проекта в один клик
———————–
В основу создания сада легла православная легенда, которая переносит нас в V век н. э., в платановую рощу в окрестностях Константинополя: «Будущий император, а пока простой воин Лев Маркелл, встретил в этой роще заблудившегося слепого старца и, чтобы напоить его водой, отправился на поиски источника. Услышав голос Божьей Матери, он по её велению нашел источник, вода которого не только утолила жажду старца, но и помогла исцелить от слепоты. Через некоторое время в этой священной роще воздвигли храм Богородицы “Живоносный Источник”».
На фото: калина обыкновенная (Viburnum opulus)
«История про живоносный источник и храм под Константинополем — религиозная составляющая сада. Нам было интересно перевести эти православные духовные легенды на язык современного ландшафтного дизайна», — рассказывает Ольга Викторовна.
«История про живоносный источник и храм под Константинополем — религиозная составляющая сада. Нам было интересно перевести эти православные духовные легенды на язык современного ландшафтного дизайна», — рассказывает Ольга Викторовна.
На фото: гортензия метельчатая (Hydrangea paniculata) «Лаймлайт»
На заметку: История монастырских садов началась в V веке н. э. и отражена на иконах. Монастырский сад был символом райского сада, попыткой создать рай на земле своими руками.
«Мы предполагаем, что при храме в Константинополе мог быть сад. Но нам не хотелось воссоздавать аутентичный сад того времени. Мы сделали современную трактовку монастырского сада V века, сохранив фактически все его элементы, ввели и этот исторический источник. Наш сад — это собирательный образ монастырского сада», — продолжает Ольга Викторовна.
На заметку: История монастырских садов началась в V веке н. э. и отражена на иконах. Монастырский сад был символом райского сада, попыткой создать рай на земле своими руками.
«Мы предполагаем, что при храме в Константинополе мог быть сад. Но нам не хотелось воссоздавать аутентичный сад того времени. Мы сделали современную трактовку монастырского сада V века, сохранив фактически все его элементы, ввели и этот исторический источник. Наш сад — это собирательный образ монастырского сада», — продолжает Ольга Викторовна.
ПЛАНИРОВКА
Идею планировки сада позаимствовали из старинных чертежей, согласно которым монастырский сад был регулярным, имел геометрическую структуру, и это был прямоугольник или квадрат внутри монастырского двора.
Сад был отделен стенами от посторонних глаз. Это был сад «хортус конклюсус» (hortus conclusus), что в переводе с латыни означает «сад огражденный или закрытый».
Идею планировки сада позаимствовали из старинных чертежей, согласно которым монастырский сад был регулярным, имел геометрическую структуру, и это был прямоугольник или квадрат внутри монастырского двора.
Сад был отделен стенами от посторонних глаз. Это был сад «хортус конклюсус» (hortus conclusus), что в переводе с латыни означает «сад огражденный или закрытый».
Аутентичный монастырский сад состоял из двух частей. В одной было что-то полезное и красивое для нужд монастыря: кухонный и аптекарский огород, плодовый сад, цветники с цветами для церковных служб. Другая часть сада представляла собой молельное место.
Выставочный сад Fons также имеет регулярную геометрическую планировку, прямоугольную форму и состоит из двух частей. Одна — закрытый кабинет для уединения и молитв — ограждена от внешнего мира зеленой стеной из туи западной (Thuja occidentalis).
Выставочный сад Fons также имеет регулярную геометрическую планировку, прямоугольную форму и состоит из двух частей. Одна — закрытый кабинет для уединения и молитв — ограждена от внешнего мира зеленой стеной из туи западной (Thuja occidentalis).
Другая часть сада — более свободная, мирская, прагматичная. Это сад-огород, цель которого вырастить травы и собрать плоды с яблонь.
Уединенную часть сада и сад-огород разделяет стена из стриженных кустов смородины альпийской (Ribes alpinum) (на фото на переднем плане). Кусты подстригли ниже, чем это необходимо для полного уединения, чтобы они не перекрывали сад, и он целиком просматривался посетителями.
Мирскую часть сада (сад-огород) сделали более открытой. Хотели показать, что каждый человек может сюда заглянуть — это символизирует возможность каждого прийти к идее христианства.
В то же время сад-огород оградили с одной стороны деревянным забором, символизирующим закрытость монастырской жизни.
В то же время сад-огород оградили с одной стороны деревянным забором, символизирующим закрытость монастырской жизни.
СИМВОЛЫ
В старинных монастырских садах использовалось множество религиозных символов и образов, которые несли в себе либо архитектура и планировка, либо сами растения. Это могли быть райские яблони, библейские дубы, белые лилии. Символическое значение элементов сада могло быть даже более значимым, чем практическое.
«Мы в своем саду также зашифровывали эти символы. В России около монастырей всегда росли дубы, а в Константинополе — платаны. Дубы красные (Quercus rubra) (на фото на заднем плане слева) в нашем саду символизируют как платановую, так и дубовую рощу», — объясняет Ольга Викторовна.
В старинных монастырских садах использовалось множество религиозных символов и образов, которые несли в себе либо архитектура и планировка, либо сами растения. Это могли быть райские яблони, библейские дубы, белые лилии. Символическое значение элементов сада могло быть даже более значимым, чем практическое.
«Мы в своем саду также зашифровывали эти символы. В России около монастырей всегда росли дубы, а в Константинополе — платаны. Дубы красные (Quercus rubra) (на фото на заднем плане слева) в нашем саду символизируют как платановую, так и дубовую рощу», — объясняет Ольга Викторовна.
Старинный плодовый сад показали с помощью декоративных яблонь на мультиштамбе.
На фото: яблони гибридные Профессор Шпренгер (Malus Professor Sprenger)
Яблони создают образ райского сада, а мелкие ярко-красные яблочки символизируют плод искушения в райском саду.
Яблони создают образ райского сада, а мелкие ярко-красные яблочки символизируют плод искушения в райском саду.
На фото: пузыреплодники (Physocarpus) и туи (Thuja) шаровидные
В монастырских садах были популярны стриженые кустарники и деревья, а пурпурнолистные растения считались знаком мирских соблазнов на пути человека к постижению истиной веры.
«Староста храма попросил нас использовать пурпурные пузыреплодники. Их темный цвет притягивает взгляд, воспринимается как демонический, соблазняющий. Вот так мы подхватили эту тему», — вспоминает Ольга Викторовна.
В монастырских садах были популярны стриженые кустарники и деревья, а пурпурнолистные растения считались знаком мирских соблазнов на пути человека к постижению истиной веры.
«Староста храма попросил нас использовать пурпурные пузыреплодники. Их темный цвет притягивает взгляд, воспринимается как демонический, соблазняющий. Вот так мы подхватили эту тему», — вспоминает Ольга Викторовна.
КОРТЕН
В предназначенной для уединения садовой комнате установили эффектные и в то же время совершенно простые элементы — контейнеры из кортеновской стали: один — с водой и фонтанчиком, другой — с клумбой. Брутальный кортен, ржавый и вечный материал, смотрится одновременно изысканно и просто. С ним перекликаются рыжие вкрапления в лежащих рядом камнях.
Эту часть сада сделали минималистичной, а в качестве декора использовали монохромные злаки. Это просо прутьевидное (Panicum virgatum) и элимус песчаный (Elymus arenarius). Под элимусом виднеется очиток видый (Sedum spectabile) Brilliant.
В предназначенной для уединения садовой комнате установили эффектные и в то же время совершенно простые элементы — контейнеры из кортеновской стали: один — с водой и фонтанчиком, другой — с клумбой. Брутальный кортен, ржавый и вечный материал, смотрится одновременно изысканно и просто. С ним перекликаются рыжие вкрапления в лежащих рядом камнях.
Эту часть сада сделали минималистичной, а в качестве декора использовали монохромные злаки. Это просо прутьевидное (Panicum virgatum) и элимус песчаный (Elymus arenarius). Под элимусом виднеется очиток видый (Sedum spectabile) Brilliant.
ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК
В старинном монастырском саду всегда был какой-либо небольшой источник воды. Как правило, здесь сооружался колодец для поливки сада и фонтан для умывания и питья. Источник в саду был символом жизни, чистоты, веры, неиссякаемой благодати.
В саду Fons водный элемент с фонтанчиком символизирует живоносный источник, рядом с которым можно найти уединение во время молитвы. «Понятно, что в нашем саду нет прямого указания, чтобы сидеть здесь и молиться — это современное прочтение, наша интерпретация этой темы», — отмечает Ольга Викторовна.
В старинном монастырском саду всегда был какой-либо небольшой источник воды. Как правило, здесь сооружался колодец для поливки сада и фонтан для умывания и питья. Источник в саду был символом жизни, чистоты, веры, неиссякаемой благодати.
В саду Fons водный элемент с фонтанчиком символизирует живоносный источник, рядом с которым можно найти уединение во время молитвы. «Понятно, что в нашем саду нет прямого указания, чтобы сидеть здесь и молиться — это современное прочтение, наша интерпретация этой темы», — отмечает Ольга Викторовна.
СИМВОЛЫ РОЗЫ
В монастырском саду высаживались белые розы и лилии. Эти цветы ставились выше других растений благодаря своей красоте и символическому значению (непорочности и христианской чистоты).
«Мы сделали монохромную белую клумбу из роз миниатюрных. В европейской символике розы — символ Девы Марии, как в России белые лилии. Изначально мы хотели использовать лилии, но не смогли их достать, а с розами получилось даже лучше. С ними отлично сочетается розмарин. Это вечнозеленое южное растение создает оптимистичное настроение. Мы хотели, чтобы место уединения в саду было радостным и светлым», — объясняет Ольга Викторовна.
В монастырском саду высаживались белые розы и лилии. Эти цветы ставились выше других растений благодаря своей красоте и символическому значению (непорочности и христианской чистоты).
«Мы сделали монохромную белую клумбу из роз миниатюрных. В европейской символике розы — символ Девы Марии, как в России белые лилии. Изначально мы хотели использовать лилии, но не смогли их достать, а с розами получилось даже лучше. С ними отлично сочетается розмарин. Это вечнозеленое южное растение создает оптимистичное настроение. Мы хотели, чтобы место уединения в саду было радостным и светлым», — объясняет Ольга Викторовна.
РЫБКИ
Керамические рыбы — авторская работа художника-керамиста Татьяны Обуховой. Посетители сада задавались вопросом: зачем в саду рыбы, и объясняли их появление наличием водоема рядом. Рыбы, держась над просом прутьевидным на воткнутых в землю штырях, будто плывут в воде. Воздушность травы ассоциируется с легкой и нежной водной рябью.
Кроме того, рыбка (греч. «ихфис») была самым распространенным раннехристианским символом, монограммой имени Иисуса Христа и христианским исповеданием веры.
Керамические рыбы — авторская работа художника-керамиста Татьяны Обуховой. Посетители сада задавались вопросом: зачем в саду рыбы, и объясняли их появление наличием водоема рядом. Рыбы, держась над просом прутьевидным на воткнутых в землю штырях, будто плывут в воде. Воздушность травы ассоциируется с легкой и нежной водной рябью.
Кроме того, рыбка (греч. «ихфис») была самым распространенным раннехристианским символом, монограммой имени Иисуса Христа и христианским исповеданием веры.
НАСТИЛ САДА
Помост из выкрашенных в белый досок дает объем и смотрится легко. Такой помост достаточно просто как установить и покрасить, так и мыть в дальнейшем.
Помост из выкрашенных в белый досок дает объем и смотрится легко. Такой помост достаточно просто как установить и покрасить, так и мыть в дальнейшем.
ОГОРОД
Посетители проходят мирскую часть сада по помосту. Огород из четырех приподнятых грядок выглядит современно. Грядки находятся на одном уровне с помостом, уходят в гравий и газон и приподняты над ними на 20 см.
Посетители проходят мирскую часть сада по помосту. Огород из четырех приподнятых грядок выглядит современно. Грядки находятся на одном уровне с помостом, уходят в гравий и газон и приподняты над ними на 20 см.
Фото с квадрокоптера: вид сада сверху
Когда авторы сада увидели снимок сада с квадрокоптера, они удивились, что сад имеет вид ключа. Выемки, как у ключа, получились как раз благодаря смещенному расположению грядок.
Когда авторы сада увидели снимок сада с квадрокоптера, они удивились, что сад имеет вид ключа. Выемки, как у ключа, получились как раз благодаря смещенному расположению грядок.
В старинном монастырском саду лекарственные и пряные растения выращивались вместе с декоративными видами. В саду Fons также растут пряные и лекарственные растения: мята перечная (Mеntha piperita), розмарин (Rosmarinus officinalis), лаванда узколистная (Lavandula angustifolia), иссоп лекарственный (Hyssopus officinalis), горец змеиный (Polygonum bistorta), монарда (Monarda). Они не только обладают целебными и кулинарными свойствами, но и придают красоту аптекарским грядкам.
На фото: на переднем плане первой грядки расположена монарда дудчатая (Monarda fistulosa), за ней лаванда узколистная (Lavandula angustifolia) и котовник фассена (Nepeta faassenii)
Монарда — душистое растение с густыми зелеными листьями. Ее ментолово-лимонный аромат напоминает мяту, и, как и мята, она используется в качестве лекарственного и пряного растения, кулинарной приправы. Лаванда узколистная неплохо зимует в Подмосковье.
Монарда — душистое растение с густыми зелеными листьями. Ее ментолово-лимонный аромат напоминает мяту, и, как и мята, она используется в качестве лекарственного и пряного растения, кулинарной приправы. Лаванда узколистная неплохо зимует в Подмосковье.
На следующей грядке растет шалфей дубравный (Salvia nemorosa) Caradonnа и шалфей дубравный с белыми соцветиями сорта Adrian.
«Мы долго думали, как располагать растения, и решили не смешивать их. Это логично, поскольку обычно на грядке мы тоже всё сеем полосами. Все отметили, что это удачное решение: грядки в таком случае имеют ухоженный вид, который придает саду стройность и ощущение покоя», — объясняет Ольга Викторовна.
«Мы долго думали, как располагать растения, и решили не смешивать их. Это логично, поскольку обычно на грядке мы тоже всё сеем полосами. Все отметили, что это удачное решение: грядки в таком случае имеют ухоженный вид, который придает саду стройность и ощущение покоя», — объясняет Ольга Викторовна.
На фото: шалфей дубравный (Salvia nemorosa) Caradonnа
Растения с вертикальной структурой — шалфей дубравный, котовник Фассена (Nepeta faassenii) и иссоп лекарственный (Hyssopus officinalis) — наполнили сад фиолетовыми, сиреневыми и синими оттенками. Благодаря темно-фиолетовым стеблям, шалфей декоративен, даже когда отцвел.
Растения с вертикальной структурой — шалфей дубравный, котовник Фассена (Nepeta faassenii) и иссоп лекарственный (Hyssopus officinalis) — наполнили сад фиолетовыми, сиреневыми и синими оттенками. Благодаря темно-фиолетовым стеблям, шалфей декоративен, даже когда отцвел.
Фиолетовый шалфей перекликается по цвету с кустами пузыреплодника.
На фото: на грядке очиток Matrona, мята перечная, котовник фассена, розмарин обыкновенный
На фото: очиток Matrona — растение с нежно-розовыми соцветиями — среди розмарина обыкновенного
Розмарин — не только классическая пряность, но и отличное растение для ментального здоровья, в ароматерапии восстанавливает силы, проясняет ум и улучшает память.
Розмарин — не только классическая пряность, но и отличное растение для ментального здоровья, в ароматерапии восстанавливает силы, проясняет ум и улучшает память.
На фото: котовник фассена и очиток Matrona
«Довольно сложно создавать сад, когда есть установка на религиозность. Нам не хотелось говорить только на религиозную тему. Монастырские сады — место сакральное, но мы не воссоздавали их хмурый облик. Наш сад — что-то более светлое, яркое, жизнерадостное, где все близко посетителям», — вспоминает Ольга Викторовна.
«Довольно сложно создавать сад, когда есть установка на религиозность. Нам не хотелось говорить только на религиозную тему. Монастырские сады — место сакральное, но мы не воссоздавали их хмурый облик. Наш сад — что-то более светлое, яркое, жизнерадостное, где все близко посетителям», — вспоминает Ольга Викторовна.
На фото: горец змеиный (Polygonum bistorta) с соцветиями-колосками и лаванда узколистная с серебристыми закрученными листиками
На фото: соцветия-шарики кровохлебки Мензиса (Sanguisorba menziesii)
Ландшафтное освещение и автоматический полив — компания «Альтрейн»
ПОДСВЕТКА
Освещение сада выполнил руководитель компании «Альтрейн» Сергей Мельников. Подсвеченные вода, камни, рыбки, помост, деревья, кусты и травы, делали ночные вида сада особенно интересными.
———————————————
В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
► Через Houzz можно нанять дизайнера или архитектора в любом городе и стране. Начать поиск специалиста
———————————————
У ВАС ЕСТЬ ДЛЯ НАС ПРОЕКТ…
Загрузите съёмку в свой профиль на Houzz, отправьте ссылку с кратким описанием на RuEditors@houzz.com
Для справки: Какие объекты мы публикуем
ПОДСВЕТКА
Освещение сада выполнил руководитель компании «Альтрейн» Сергей Мельников. Подсвеченные вода, камни, рыбки, помост, деревья, кусты и травы, делали ночные вида сада особенно интересными.
———————————————
В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
► Через Houzz можно нанять дизайнера или архитектора в любом городе и стране. Начать поиск специалиста
———————————————
У ВАС ЕСТЬ ДЛЯ НАС ПРОЕКТ…
Загрузите съёмку в свой профиль на Houzz, отправьте ссылку с кратким описанием на RuEditors@houzz.com
Для справки: Какие объекты мы публикуем
Место: Москва, музей-заповедник «Царицыно», Выставка ландшафтных композиций, III Фестиваль исторических садов «Звучание времен»
Год: 18–27 сентября 2020
Размер: 100 кв.м
Срок строительства: 8 дней
Руководитель проекта: ландшафтный архитектор Ольга Озерова
Дизайнеры проекта: Екатерина Цветкова, Галина Михайленко, Ирина Севбо, Евгения Гохман
Растения для сада: «Питомник Савватеевых»; садовый центр «Ромашкино парк»; лаборатория ландшафтного дизайна и питомник «ЭКОТОН» Евгения Моргунова
Фото: Марат Яхин