Психология: Нужно ли «причинять добро» заказчику
Что если «новая великолепная идея» клиента ломает вашу концепцию? И вам не хочется иметь ничего общего с этим проектом
Наталья Михайлова
30 июня, 2017
Постоянный автор HouzzRu, практикующий психолог. Моя специализация — когнитивно-поведенческая психотерапия. С большим удовольствием консультирую не только лично, но по электронной почте и Skype. Делюсь своими знаниями в советах для читателей Houzz.ru
Постоянный автор HouzzRu, практикующий психолог. Моя специализация — когнитивно-поведенческая... Еще
Когда-то много лет назад один знакомый дизайнер сказал мне такую фразу: «Этот проект мне будет стыдно показать в портфолио». Он имел в виду, что ради денег согласился делать что-то такое, что противоречило его убеждениям о «хорошем, правильном, годном дизайне». Несмотря на то, что речь шла о веб-дизайне, думаю, это очень распространенная ситуация и в дизайне интерьеров.
Можно встать в позу и отказаться от проекта, который не будет работать на вас в будущем. Можно закрыть глаза на происходящее и терпеливо напоминать себе о финансовых выгодах. Ещё можно попробовать «перевоспитать» или научить клиента.
Когда мы сталкиваемся с чем-то несовершенным (с нашей точки зрения), и если мы знаем лучший путь, очень велик соблазн «догнать и причинить добро». Давайте поговорим, насколько этот вариант может быть действительно эффективным.
Как дизайнеру избавиться от установки, что он должен во что бы то ни стало выразить свое видение. Как научиться не раздражаться, если клиент просит сделать что-то кошмарно недизайнерское (но при этом вполне реализуемое).
Когда мы сталкиваемся с чем-то несовершенным (с нашей точки зрения), и если мы знаем лучший путь, очень велик соблазн «догнать и причинить добро». Давайте поговорим, насколько этот вариант может быть действительно эффективным.
Как дизайнеру избавиться от установки, что он должен во что бы то ни стало выразить свое видение. Как научиться не раздражаться, если клиент просит сделать что-то кошмарно недизайнерское (но при этом вполне реализуемое).
Шаг 1. Вам это все зачем — ответьте
Когда возникает такая ситуация, в первую очередь стоит вспомнить, ради чего вы вообще затеяли весь этот сыр-бор — быть дизайнером. Сугубо ради портфолио? Ради денег? Ради переделки несовершенного мира и людей в нем? Исключительно ради самовыражения? Мне кажется, что ваш ответ точно не относится к перевоспитанию людей или исключительного самовыражения.
Шаг 2. Дышите
Как и всегда, — вдохните и выдохните, а потом рационально подумайте, что именно задевает вас в этом сложившейся ситуации. Что для вас означает, если вы не можете внутренне принять подобный проект?
Когда возникает такая ситуация, в первую очередь стоит вспомнить, ради чего вы вообще затеяли весь этот сыр-бор — быть дизайнером. Сугубо ради портфолио? Ради денег? Ради переделки несовершенного мира и людей в нем? Исключительно ради самовыражения? Мне кажется, что ваш ответ точно не относится к перевоспитанию людей или исключительного самовыражения.
Шаг 2. Дышите
Как и всегда, — вдохните и выдохните, а потом рационально подумайте, что именно задевает вас в этом сложившейся ситуации. Что для вас означает, если вы не можете внутренне принять подобный проект?
Шаг 3. Решайте из позиции «и/и»
Мне очень нравится идея, предложенная авторами книги «Ловушки мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете». Её суть: не рассматривайте ситуацию с позиции или/или. Подумайте о том, чтобы совместить обе точки зрения, по принципу и то, и другое. Вот пример, как это можно сделать.
Представьте ситуацию: клиент хочет поставить на окна страшные кованые решетки. Вы, как его дизайнер, убеждены на тысячу процентов, что это изуродует внешний (да и внутренний) вид дома. В парадигме или/или у вас возникает тупик, когда только одна сторона выигрывает, а вторая —проигрывает. Теперь обеим сторонам нужно защищаться, бороться и, возможно, конфликтовать.
Давайте немного изменим условие, и теперь оно звучит так: необходимо установить какую-то защиту на первый этаж дома, избежать этого невозможно. Также необходимо сделать это эстетично, этого тоже невозможно избежать. Как сделать так, чтобы и защиту сделать и внешний вид не испортить? Есть идеи? Они достойны обсуждения? Они могут быть реализованы в приличном виде и предстать в портфолио? Думаю, такие идеи вполне существуют.
Мне очень нравится идея, предложенная авторами книги «Ловушки мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете». Её суть: не рассматривайте ситуацию с позиции или/или. Подумайте о том, чтобы совместить обе точки зрения, по принципу и то, и другое. Вот пример, как это можно сделать.
Представьте ситуацию: клиент хочет поставить на окна страшные кованые решетки. Вы, как его дизайнер, убеждены на тысячу процентов, что это изуродует внешний (да и внутренний) вид дома. В парадигме или/или у вас возникает тупик, когда только одна сторона выигрывает, а вторая —проигрывает. Теперь обеим сторонам нужно защищаться, бороться и, возможно, конфликтовать.
Давайте немного изменим условие, и теперь оно звучит так: необходимо установить какую-то защиту на первый этаж дома, избежать этого невозможно. Также необходимо сделать это эстетично, этого тоже невозможно избежать. Как сделать так, чтобы и защиту сделать и внешний вид не испортить? Есть идеи? Они достойны обсуждения? Они могут быть реализованы в приличном виде и предстать в портфолио? Думаю, такие идеи вполне существуют.
Шаг 4. Вспомните о профессиональном предназначении
Вы не учитель, и в ваши задачи не входит прививать вашим клиентам хороший вкус в дизайне. По крайней мере, я надеюсь, что это так. Если вы ощущаете в себе потребность учить и прививать, то это несомненно очень нужный порыв. Но реализовывать эту свою потребность нужно адресно: например, вести семинары или мастер-классы, куда соберутся желающие у вас научиться. В этом случае вы работаете по запросу, аудитория собирается благодарная, и эмоциональный «выхлоп» для вас куда как больше.
Клиенты будут благодарны вам за то, что вы не перевоспитывали их (это никому не нравится), а сделали для них комфортную среду, в которой им потом будет приятно жить. Даже если клиент просит что-то безумное, ну что ж — для вас возникает интересная профессиональная задача: создать сумасшедшую, но комфортную среду.
Вы не учитель, и в ваши задачи не входит прививать вашим клиентам хороший вкус в дизайне. По крайней мере, я надеюсь, что это так. Если вы ощущаете в себе потребность учить и прививать, то это несомненно очень нужный порыв. Но реализовывать эту свою потребность нужно адресно: например, вести семинары или мастер-классы, куда соберутся желающие у вас научиться. В этом случае вы работаете по запросу, аудитория собирается благодарная, и эмоциональный «выхлоп» для вас куда как больше.
Клиенты будут благодарны вам за то, что вы не перевоспитывали их (это никому не нравится), а сделали для них комфортную среду, в которой им потом будет приятно жить. Даже если клиент просит что-то безумное, ну что ж — для вас возникает интересная профессиональная задача: создать сумасшедшую, но комфортную среду.
Шаг 5. Не все проекты должны быть в портфолио
Было бы очень классно, если бы все клиенты уходили от нас с великолепными результатами, о которых потом можно с гордостью рассказать. Однако это нереально: невозможно быть полностью и всегда совершенным. Некоторые вещи вообще не получаются, а некоторые получаются серединка на половинку. В любом случае — это опыт.
Кроме того, если вам что-то не нравится в дизайне, это не значит, что это должно не нравиться всем вокруг. Что если вам в будущем попадется клиент, который, увидев в портфолио неудачное (по вашему мнению, решение) тоже захочет так же. Хотя, возможно, вы боитесь именно этого?
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Поделитесь вашим опытом, были ли у вас ситуации такого рода, когда вы понимали, что проект не соответствует вашим представлениям о “хорошем и правильном» дизайне? Как вы выходили из такой ситуации?
Было бы очень классно, если бы все клиенты уходили от нас с великолепными результатами, о которых потом можно с гордостью рассказать. Однако это нереально: невозможно быть полностью и всегда совершенным. Некоторые вещи вообще не получаются, а некоторые получаются серединка на половинку. В любом случае — это опыт.
Кроме того, если вам что-то не нравится в дизайне, это не значит, что это должно не нравиться всем вокруг. Что если вам в будущем попадется клиент, который, увидев в портфолио неудачное (по вашему мнению, решение) тоже захочет так же. Хотя, возможно, вы боитесь именно этого?
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Поделитесь вашим опытом, были ли у вас ситуации такого рода, когда вы понимали, что проект не соответствует вашим представлениям о “хорошем и правильном» дизайне? Как вы выходили из такой ситуации?
Похожие статьи
Статья практикующего дизайнера
Кто вам нужен: Друг по ремонту или дизайнер?
Автор: Алена Власова
Есть ситуации, когда вам и практикующему дизайнеру действительно лучше не начинать сотрудничество
Читать
Дизайн-дебаты
Вопрос: Как подготовиться к встрече с дизайнером
Автор: Екатерина Кулиничева
Чтобы не потратить впустую время — свое и чужое
Читать
для Pro
С точностью до дня: Как составить реалистичный график ремонта
Автор: TB Design
Вот, что помогает нам — в T.B Design — выдерживать сроки и выполнять обязательства перед клиентами
Читать
для Pro
Разговор PRO: Как упорядочить работу с разными клиентами?
Автор: Саша Зайцева
Вот что делают ваши коллеги уже сейчас
Читать
Психология
Разговор PRO: Идеальный клиент — это какой
Автор: Саша Зайцева
Узнали в ходе опроса
Читать
Психология
Разговор PRO: Почему дизайнер может отказаться работать с вами
Автор: Саша Зайцева
Некоторые шаблоны общения — не в пользу клиента
Читать
для Pro
Ситуация: Сотрудник уходит из бюро — что делать
Автор: Evgeny Koblov
Как использовать чужой карьерный шаг для роста своего бизнеса
Читать
для Pro
Разговор PRO: Почему люди боятся нанимать дизайнера
Автор: Саша Зайцева
Подводим итоги опроса Houzz
Читать
для Pro
Стратегия PRO: Как отрабатывать упс-моменты?
Автор: Саша Зайцева
Ремонта без ошибок не бывает; вот что делают дизайнеры, когда приходится их исправлять
Читать
для Pro
Стратегия PRO: Как строить долгие отношения с заказчиком
Автор: Саша Зайцева
Позиция just business или дружеская? А скидки и открытки на праздники нужны?
Читать
Станислав Старых, спасибо за комментарий. Отдельные замечания по ходу Вашего текста:
1. Конечно, классическое высшее профессиональное образование при прочих равных лучше, чем курсы, это относится и к дизайнерам, и к бухгалтерам. Проблема в том, что классическое профессиональное высшее образование сильно деградировало. Мне попадались довольно слабые архитекторы, закончившие МАрхИ. Про архитектурные факультеты строительных вузов и "петербургскую школу" (за исключением Максима Атаянца) я просто промолчу из сострадания. Дизайнеры из выпускников-архитекторов тоже никакие. Не все, но процентов 90.
2. Никто не ожидает, что в стилизации "под ар деко" не будет телевизора, штор на электроприводе, кондиционера и прочих новшеств, появившихся после ар деко. Проблема в том, что когда специалист не разбирается в стилистике и истории архитектурного стиля, он не умеет встроить современные технологии в этот стиль. Что касается wow-эффектов, которые пытаются добиться многие архитекторы и дизайнеры, тут тоже не все просто. У архитектурных звезд с wow-эффектами тоже все хорошо. Что не мешает их зданиям быть удобными и эргономичными. Удобство и эргономика работает на архитектора, который играет вдолгую, строит свою карьеру по продуманной стратегии и не разменивается на всякую ерунду.
3. При тех ценниках, которые выставляют за дизайн-проект московские дизайнеры, включая завсегдатаев этого сайта, нет большой проблемы пару часов дольше посидеть в AutoCAD (часто и этого не требуется, накидать примерный вид, как ужасно выглядит задумка заказчика, достаточно и SketchUp). Я не говорю про старую школу, которая еще не разучилась делать наброски от руки. Попытки оправдать плохой результат требованиями заказчика - это лень, жадность и/или халтура. И что вы получаете за то, что сэкономили пару своих рабочих часов? Правильно - работу, которую стыдно включать в портфолио. Которая не будет продавать Вас следующему заказчику.
Станислав Старых
"Если бы Вы прочитали мои комментарии не только в этой теме"
С этим не уверен, все темы прочитать не факт что даже интерес имею.
"категорический противник
утверждения "заказчик всегда прав" и настаиваю на необходимости
дизайнеру всегда отстаивать свое мнение."
Я тоже самое пишу. Что заказчик бывает не только не прав, но и не информирован а потому даже не догадываться о подводных камнях. Иногда после получения полного расклада по полкам сам откажется от затеи, а если не может этого себе позволить, значит аргументов не хватило и нужны новые. Другое дело что случаются совсем упертые с самомнением но безграмотные, слушать и слышать не умеют. С этими сложно или от них уходить или брать расписку..
Maxim Oditsov
классическое профессиональное высшее образование сильно деградировало//
Да любое высшее образование сегодня в России деградировало, не только архитектурное. Грамотных строителей, особенно для небольших объектов, найти сложно. Незнание технологий производства различных видов работ стало привычным. Представителями подрядчиков и заказчиков зачастую работают мало компетентные люди. На одном объекте на совещании у меня присутствовали три таких представителя и все отставные полковники. Один из МВД, другой из ФСБ и третий армейский. А что происходит в медицине, торговле, промышленности? Полностью выпало звено специалистов со средним специальным образованием. Казалось бы за 25 лет, как возникла профессия менеджеров, должны были научиться готовить хотя бы эти кадры. А поговорите с владельцами серьезного бизнеса и они расскажут, что найти хорошего менеджера - это большая проблема. Шеф-поваров в Москву ищут по всей России. Специалисты в сфере государственного управления - это вообще провальная тема. А Вы об архитекторах и дизайнерах))
Проблема в том, что когда специалист не разбирается в стилистике и истории архитектурного стиля, он не умеет встроить современные технологии в этот стиль.//
Да проблема не в том, что он не умеет встроить современные технологии. Он не умеет гармонизировать свои решения, создавая конфликт стилей, который не всегда очевиден для него и его заказчиков, но ущерблен для интерьера.
нет большой проблемы пару часов дольше посидеть в AutoCAD (часто и этого не требуется, накидать примерный вид, как ужасно выглядит задумка заказчика, достаточно и SketchUp).//
Начнем с того, что визуализацию интерьеров серьезные дизайнеры не делают в AutoCAD. Де-факто стандартом является 3d Max. Хотя лично я предпочитаю modo. Во-вторых, за пару часов нормальная визуализация не делается. Особенно, если индивидуальные модели, а не из библиотек, правильное текстурирование, постановка света, пробы и рендеринг с нормальным качество и разрешением, да еще с нескольких точек.Такая работа может занять несколько дней. Которые вряд ли кто оплатит.
И что вы получаете за то, что сэкономили пару своих рабочих часов? Правильно - работу, которую стыдно включать в портфолио. Которая не будет продавать Вас следующему заказчику.//
Вы будете удивлены, но зачастую именно такие работы хорошо продаются. Например, хитом являются интерьры в стиле "евроремонт". Существуют компании, которые эти интерьеры пекут, как пирожки, сотнями, используя одни и те же приемы и библиотеки моделей. Или стиль "лофт", которого не существует, но который упорно продается. При этом многие заказчики уверены, что подобный стиль пригоден для квартир площадью 50-70 кв.м и с восторгом ее обставляют криво сбитыми конструкциями из железа и досок, считая себя продвинутыми. Или интерьеры в ар-деко для более состоятельной прослойки заказчиков, для которых этот стиль заключается в большом количестве декора и чтобы было "бАгато". И кто их в чем-то будет переубеждать, если их заблуждения выгодны всем участникам процесса?))