Houzz-туры (новые проекты)
Проект недели: Сад на 12 сотках с солнечными часами
Сад будто нарисован по циркулю: проект завязан на идее круга времени с часами посередине
О проекте
Место: дачный посёлок «Композитор», Московская область
Размер: 12 соток
Кто здесь живёт: бабушка, заказчики приезжают с детьми на выходные и летом
Автор проекта: ландшафтный архитектор Глеб Калюжнюк, GeoGraffiti
Генподряд: компания HONKA
Фото: Ксения Ашихмина, Глеб Калюжнюк
Место: дачный посёлок «Композитор», Московская область
Размер: 12 соток
Кто здесь живёт: бабушка, заказчики приезжают с детьми на выходные и летом
Автор проекта: ландшафтный архитектор Глеб Калюжнюк, GeoGraffiti
Генподряд: компания HONKA
Фото: Ксения Ашихмина, Глеб Калюжнюк
Необходимость реконструкции сада возникла не только в связи с заменой дома. Хозяевам захотелось создать на участке более интересный ландшафт. В первую очередь необходимо было понять, что в прежнем саду было близко хозяевам, а что — случайным: «Предстояла задача собрать разрозненные элементы, которые хотели сохранить заказчики, и найти решение, наполняющее сад новым смыслом», — вспоминает автор проекта.
Одним из вариантов проекта был романтичный, утопающий в цветах сад. Для визуального увеличения пространства Глеб предложил выполнить его с нарочито уменьшенным масштабом деталей. Другой вариант был завязан на идее круга времени с часами посередине; он и понравился заказчикам.
В основе композиции сада — циркульная геометрия. Вокруг приподнятой над участком круглой площадки, которая выложена по краю клинкерным кирпичом, строятся все остальные элементы сада: дорожки, подпорные стенки, пергола. Планировочная структура сада получилась мягкой, с перетекающими пространствами, плавными изгибами дорожек и дугами подпорных стен.
В основе композиции сада — циркульная геометрия. Вокруг приподнятой над участком круглой площадки, которая выложена по краю клинкерным кирпичом, строятся все остальные элементы сада: дорожки, подпорные стенки, пергола. Планировочная структура сада получилась мягкой, с перетекающими пространствами, плавными изгибами дорожек и дугами подпорных стен.
На фото: скульптура «Армиллярная сфера» — работа Александра Болдырева
Глеб предложил установить в саду арт-объекты. «Правильно подобранная скульптура взаимодействует с окружением, добавляет саду новое измерение, придаёт завершённость, дополнительную пластику, глубину», — считает архитектор. Помимо скульптуры Александра Болдырева, в саду поставили ещё и солнечные часы — они расположились посередине центрального круга.
Глеб предложил установить в саду арт-объекты. «Правильно подобранная скульптура взаимодействует с окружением, добавляет саду новое измерение, придаёт завершённость, дополнительную пластику, глубину», — считает архитектор. Помимо скульптуры Александра Болдырева, в саду поставили ещё и солнечные часы — они расположились посередине центрального круга.
Солнечные часы — доминирующий элемент, главный пространственный и смысловой акцент сада. Армиллярная сфера показывает восход и заход, суточное движение Солнца и Луны. Оба этих арт-объекта напоминают о ходе времени и неповторимости каждого мгновения жизни.
Вначале Глеб хотел, чтобы заказчики поучаствовали в создании солнечных часов. Для этого требовалось воткнуть в землю медную трубу с шаром на конце, а рядом на газоне — нарисовать дугу и раскладывать на ней камешки-цифры. В определенное время, когда срабатывал будильник, заказчица с ребёнком должны были класть камешек туда, куда падает тень. Эта идея понравилась, но в итоге созданный на заказ арт-объект стал более сильным и ярким центром композиции, и от «самодельных» часов отказались.
Вначале Глеб хотел, чтобы заказчики поучаствовали в создании солнечных часов. Для этого требовалось воткнуть в землю медную трубу с шаром на конце, а рядом на газоне — нарисовать дугу и раскладывать на ней камешки-цифры. В определенное время, когда срабатывал будильник, заказчица с ребёнком должны были класть камешек туда, куда падает тень. Эта идея понравилась, но в итоге созданный на заказ арт-объект стал более сильным и ярким центром композиции, и от «самодельных» часов отказались.
План участка
На плане хорошо видно циркулярное строение сада. Обратите внимание, как всё завязано вокруг круглой площадки и насколько такая композиция пластична.
Из прежних построек сохранилась баня. Изначально на участке планировалась ещё и детская площадка, но её в итоге делать не стали, чтобы не загромождать и без того небольшое пространство сада.
На плане хорошо видно циркулярное строение сада. Обратите внимание, как всё завязано вокруг круглой площадки и насколько такая композиция пластична.
Из прежних построек сохранилась баня. Изначально на участке планировалась ещё и детская площадка, но её в итоге делать не стали, чтобы не загромождать и без того небольшое пространство сада.
Сад создавался одновременно со строительством дома. Поэтому все сети проектировались и прокладывались так, чтобы ничто не нарушало планировочного решения. Однако у современного дома множество наружных коммуникаций. Поэтому при прокладке инженерных сетей участок оказался изрезан траншеями, словно окопами (не тронуты были только те места, где уже росли взрослые деревья и кустарники). Но за счёт тщательно просчитанного баланса земляных масс все излишки грунта шли на создание геопластики — и тем самым экономили средства заказчиков.
На участке был небольшой перепад рельефа (70 см от края до края) и уклоны не больше 4 сантиметров на метр: такие параметры можно считать вполне комфортными.
Но если бы архитектор просто равномерно распределил уклон по участку, сделав его ровным, получился бы ещё один унылый типичный сад с «евро-ремонтом». Поэтому перепады рельефа в определённых местах, напротив, искусственно увеличили — в акцентной зоне появилась даже лестница. А где-то участок сделали более пологим.
Но если бы архитектор просто равномерно распределил уклон по участку, сделав его ровным, получился бы ещё один унылый типичный сад с «евро-ремонтом». Поэтому перепады рельефа в определённых местах, напротив, искусственно увеличили — в акцентной зоне появилась даже лестница. А где-то участок сделали более пологим.
Рельеф подчеркнули и усилили подпорными стенками из лиственничного бруса. «Подпорные стены не только придают ландшафту объём, но и организуют разноплановость его восприятия», — отмечает Глеб.
Стенки удерживают до 40–50 см грунта. Поскольку сам брус возвышается над перепадом рельефа ещё на 20 см, 60-сантиметровая стенка выглядит уже достаточно высокой.
Стенки удерживают до 40–50 см грунта. Поскольку сам брус возвышается над перепадом рельефа ещё на 20 см, 60-сантиметровая стенка выглядит уже достаточно высокой.
На фото: подпорная стенка из лиственничного бруса, за ней растёт можжевельник
На заметку: Архитектор поделился технологией возведения таких стен: «Подпорные стенки из лиственничного шлифованного бруса 150х150 мм пропитывались защитным составом “Фобос-6”. Каждый пятый брус вставлялся вертикально в асбоцементную трубу, служащую фундаментом. Промежуточные брусы крепились сверху на шпильки, а снизу — на металлическую полосу».
На заметку: Архитектор поделился технологией возведения таких стен: «Подпорные стенки из лиственничного шлифованного бруса 150х150 мм пропитывались защитным составом “Фобос-6”. Каждый пятый брус вставлялся вертикально в асбоцементную трубу, служащую фундаментом. Промежуточные брусы крепились сверху на шпильки, а снизу — на металлическую полосу».
На фото: можжевельник (Juniperus), спирея (Spiraea), туя шаровидная (Thuja occidentalis), сосна горная (Pinus mugo)
На заметку: В принципе, можно было обойтись без подпорных стен и сделать озеленённые цветущие откосы. Но очень красиво, когда с таких деревянных оград свисают можжевельники, гортензии (Hydrangea), спирея. Растения на подпорных стенах создают уют, визуально разделяют зоны сада, углубляют пространство. А когда за ними растут цветы нежных оттенков, кажется, что участок ещё больше.
На заметку: В принципе, можно было обойтись без подпорных стен и сделать озеленённые цветущие откосы. Но очень красиво, когда с таких деревянных оград свисают можжевельники, гортензии (Hydrangea), спирея. Растения на подпорных стенах создают уют, визуально разделяют зоны сада, углубляют пространство. А когда за ними растут цветы нежных оттенков, кажется, что участок ещё больше.
Подпорные стенки формируют пространство сада, образуя уютные уголки, где приятно посидеть с книжкой на скамейке. Кроме того, они связывают разные зоны участка: проходят через весь сад и приводят на маленькую площадку отдыха в самом дальнем углу усадьбы. За счёт повторения темы подпорных стен даже эта дальняя площадка за домом стала органичной частью единой композиции.
Это место отдыха организовали на площади меньше сотки, для чего сделали полукруглый помост из лиственничной доски и окантовали его кирпичом. Помост приподнят над рельефом на одну ступеньку (15 см), что даёт возможность доске не мокнуть. Чтобы под деревянным помостом был воздушный зазор, под настилом заранее сделали углубление ниже уровня земли, отсыпали щебень и уже на него положили лаги.
Вокруг настила по бетонированному основанию построили подпорную стенку из клинкерного кирпича. Стенка служит опорой для помоста — край опирается на этот фундамент. Пару скамеек и кресел, которые раньше были на участке, покрасили и поставили вдоль стенки.
Вокруг настила по бетонированному основанию построили подпорную стенку из клинкерного кирпича. Стенка служит опорой для помоста — край опирается на этот фундамент. Пару скамеек и кресел, которые раньше были на участке, покрасили и поставили вдоль стенки.
«Семье больше всего нравится этот уголок в саду. До реконструкции он был глухим, заросшим лещиной, выглядел не очень красиво, но хозяева всё равно любили сидеть здесь на скамейке в жару, прячась от солнца», — вспоминает Глеб.
«Считается, что если использовать больше трёх материалов для мощения, создаётся визуальный хаос. Но в этом саду прекрасно сочетаются друг с другом 4 материала: пилёный песчаник, клинкерный кирпич, гранитный отсев, лиственница», — отмечает Глеб.
Основные дорожки набраны из состаренного (галтованного) пилёного песчаника и окантованы клинкерным кирпичом. Другие дорожки в саду сделаны из гранитного отсева (гравия) со вставками плиток песчаника. Клинкерный кирпич, уложенный перпендикулярно краю, окантовывает все дорожки и деревянный помост на площадке за домом.
Основные дорожки набраны из состаренного (галтованного) пилёного песчаника и окантованы клинкерным кирпичом. Другие дорожки в саду сделаны из гранитного отсева (гравия) со вставками плиток песчаника. Клинкерный кирпич, уложенный перпендикулярно краю, окантовывает все дорожки и деревянный помост на площадке за домом.
На фото: террасная доска Вельвет из лиственницы; грязеочистные решётки
На террасе перед домом организовали ещё одно место отдыха. Здесь уложили террасную доску из лиственницы. На стыке установили грязеочистные решётки: они не дают грязи попасть в дом, а камешкам, застрявшим в «протекторе» обуви — поцарапать «вельветовые» полоски террасы.
На террасе перед домом организовали ещё одно место отдыха. Здесь уложили террасную доску из лиственницы. На стыке установили грязеочистные решётки: они не дают грязи попасть в дом, а камешкам, застрявшим в «протекторе» обуви — поцарапать «вельветовые» полоски террасы.
Сад создавался в единстве с архитектурой построек. Используемые в саду материалы перекликаются с отделкой дома. Лиственница повторяется на подпорных стенах, помосте за домом и террасе перед домом. Пилёным песчаником — основным материалом дорожек — облицован цоколь здания. Перекличку можно увидеть и в колористике дома и сада.
«Кажется, что придумать интересный сад на маленьком участке легко. И чем меньше участок — тем проще. На самом деле, часто бывает наоборот — чем меньше участок, тем сложнее», — считает архитектор.
Проектирование малого сада — долгий и трудоёмкий процесс. Для этого проекта, помимо дендроплана и плана цветников, архитектор подготовил рабочие чертежи инженерных систем (дренажа, ливнёвки, освещения, полива), планы мощения, конструктивы подпорных стен и пергол, вертикальную планировку (разуклонку участка, чтобы не застаивалась вода) и баланс земляных масс.
Проектирование малого сада — долгий и трудоёмкий процесс. Для этого проекта, помимо дендроплана и плана цветников, архитектор подготовил рабочие чертежи инженерных систем (дренажа, ливнёвки, освещения, полива), планы мощения, конструктивы подпорных стен и пергол, вертикальную планировку (разуклонку участка, чтобы не застаивалась вода) и баланс земляных масс.
«Хороший сад получается, когда заказчики представляют, что они хотят, и при этом отзываются на предложения ландшафтных архитекторов и могут оценить уровень дизайна. Меня приятно удивило, что хозяева были в курсе современных тенденций и даже нестандартные светильники, которые я предложил, были им знакомы», — поделился Глеб.
Много лет назад к росшим на участке дубу (Quercus), липам (Tilia cordata), берёзам (Betula), рябинам (Sorbus aucuparia), елям обыкновенным (Picea ábies) подсадили небольшие ели колючие (Picea pungens), ивы (Salix), сосны (Pinus sylvestris) и туи. Все они выросли, «распушились», и сад стал выглядеть взрослым.
При создании нового сада все большие деревья и крупные кустарники сохранили. Правда, отдельные растения пришлось кронировать — чтобы стало больше света, а некоторые подлечить. Шикарная ель, украшающая фасад дома и играющая важную роль в композиции сада, в своё время была привезена сюда совсем маленькой.
При создании нового сада все большие деревья и крупные кустарники сохранили. Правда, отдельные растения пришлось кронировать — чтобы стало больше света, а некоторые подлечить. Шикарная ель, украшающая фасад дома и играющая важную роль в композиции сада, в своё время была привезена сюда совсем маленькой.
На фото: стефанандра Криспа (Stephanandra Crispe), спирея серая Грефшейм (Spiraea cinerea Grefsheim)
Многие растения, которые росли на участке, сохранили и дополнили новыми. В разных уголках сада повторяются куртины многолетников, группами посажены стелющиеся можжевельники, длинными бордюрами — спиреи. Всё лето цветёт немного неряшливая, но добавляющая шарма лапчатка (Potentilla). Основной принцип, по которому выбирали растения — чтобы всё было максимально устойчиво, требовало минимум ухода, а декоративность сохранялась долго. Учтено и пожелание заказчиков о непрерывной смене волн цветения — эта идея была в основе и прежнего сада.
Многие растения, которые росли на участке, сохранили и дополнили новыми. В разных уголках сада повторяются куртины многолетников, группами посажены стелющиеся можжевельники, длинными бордюрами — спиреи. Всё лето цветёт немного неряшливая, но добавляющая шарма лапчатка (Potentilla). Основной принцип, по которому выбирали растения — чтобы всё было максимально устойчиво, требовало минимум ухода, а декоративность сохранялась долго. Учтено и пожелание заказчиков о непрерывной смене волн цветения — эта идея была в основе и прежнего сада.
На фото: пышная стефанандра. Кстати, сад полюбился не только людям — в нём живёт множество кошек. Они чувствуют себя здесь очень комфортно — небольшие кустарники сомасштабны маленьким пушистым хозяйкам и дают им укрытие
В старом саду уже росла стефанандра. В новом её стало значительно больше. Широкий, с поникающими стеблями, стелющийся кустарник обрамляет и смягчает края дорожек, образуя ровные сплошные подушковидные заросли — это очень архитектурное растение.
В старом саду уже росла стефанандра. В новом её стало значительно больше. Широкий, с поникающими стеблями, стелющийся кустарник обрамляет и смягчает края дорожек, образуя ровные сплошные подушковидные заросли — это очень архитектурное растение.
На фото: спирея серая
Кустарники, которые подсадили, — это преимущественно гортензия Pinky Winky (Hydrangea paniculata Pinky Winky) и разные виды спиреи. Весной обильно цветёт спирея Грефшейм. Лёгкий в уходе кустарник зацветает в мае и держится больше месяца. В это время его плавно изгибающиеся дугой ветви покрываются белоснежными цветками. Летом это цветение подхватывает спирея японская Little Princess (Spiraea japonica Little Princess) и спирея Бумальда (Spiraea bumalda).
Кустарники, которые подсадили, — это преимущественно гортензия Pinky Winky (Hydrangea paniculata Pinky Winky) и разные виды спиреи. Весной обильно цветёт спирея Грефшейм. Лёгкий в уходе кустарник зацветает в мае и держится больше месяца. В это время его плавно изгибающиеся дугой ветви покрываются белоснежными цветками. Летом это цветение подхватывает спирея японская Little Princess (Spiraea japonica Little Princess) и спирея Бумальда (Spiraea bumalda).
Вдоль забора и возле перголы посадили лианы — девичий виноград (Parthenocissus), актинидию (Actinidia) и клематисы (Clematis).
На фото: флокс шиловидный (Phlox subulata)
В тенистых и солнечных уголках сада создали ковры из почвопокровных. Среди них — флокс шиловидный, который прекрасно чувствует себя на солнце и образует сплошные цветущие ковры.
В тенистых и солнечных уголках сада создали ковры из почвопокровных. Среди них — флокс шиловидный, который прекрасно чувствует себя на солнце и образует сплошные цветущие ковры.
Первоначально за домом перед площадкой отдыха планировался газон. Но для газонной травы там оказалось темновато, поэтому решили посадить здесь барвинок (Vinca), который прекрасно цветёт в тени. Весной ковёр из маленьких синеньких цветочков создаёт в этом уголке сада романтичную атмосферу.
На фото весна в саду: цветущие баданы (Bergenia), спирея Грефшейм и спирея Goldflame (Spiraea japonica Goldflame).
Когда всё начинает цвести по весне — барвинки, нарциссы (Narcissus), мускари (Muscari), тюльпаны (Tulipa), сад очень радует и вдохновляет. В это время года в розовый цвет одеты баданы (Bergenia), в белый — спирея и вишни (Prunus cerasus). Флокс шиловидный покрывает землю ярко-розовыми и сиреневыми коврами и не оставляет открытым ни клочка земли.
Когда всё начинает цвести по весне — барвинки, нарциссы (Narcissus), мускари (Muscari), тюльпаны (Tulipa), сад очень радует и вдохновляет. В это время года в розовый цвет одеты баданы (Bergenia), в белый — спирея и вишни (Prunus cerasus). Флокс шиловидный покрывает землю ярко-розовыми и сиреневыми коврами и не оставляет открытым ни клочка земли.
На фото: спирея Грефшейм весной
На фото: вишня в цвету
Фрагмент участка перед площадкой для отдыха украсили крупной морской галькой.
Фрагмент участка перед площадкой для отдыха украсили крупной морской галькой.
На фото: гортензия Pinky Winky, на переднем плане — туя
Сад прекрасен не только весной, но и летом. Белые в начале цветения соцветия гортензии к концу лета становятся у основания тёмно-розовыми, в то время как на макушке продолжают раскрываться белые цветки.
Важно ещё и то, что детально продуманный и просчитанный сад сохраняет декоративность до поздней осени и даже зимой не выглядит уныло.
ОБ АВТОРЕ ПРОЕКТА…
Перейдите на страницу Глеба Калюжнюка, GeoGraffiti, чтобы изучить другие работы из портфолио ландшафтного архитектора.
__________________________
В ВАШЕМ ГОРОДЕ …
Найдите ландшафтного дизайнера на Houzz — закажите свой проект
У ВАС ЕСТЬ ДЛЯ НАС ПРОЕКТ…
Загрузите съёмку в свой профиль на Houzz, отправьте ссылку с кратким описанием на RuEditors@houzz.com
Для справки: Какие объекты мы публикуем
Сад прекрасен не только весной, но и летом. Белые в начале цветения соцветия гортензии к концу лета становятся у основания тёмно-розовыми, в то время как на макушке продолжают раскрываться белые цветки.
Важно ещё и то, что детально продуманный и просчитанный сад сохраняет декоративность до поздней осени и даже зимой не выглядит уныло.
ОБ АВТОРЕ ПРОЕКТА…
Перейдите на страницу Глеба Калюжнюка, GeoGraffiti, чтобы изучить другие работы из портфолио ландшафтного архитектора.
__________________________
В ВАШЕМ ГОРОДЕ …
Найдите ландшафтного дизайнера на Houzz — закажите свой проект
У ВАС ЕСТЬ ДЛЯ НАС ПРОЕКТ…
Загрузите съёмку в свой профиль на Houzz, отправьте ссылку с кратким описанием на RuEditors@houzz.com
Для справки: Какие объекты мы публикуем
Старый дом уже не соответствовал вкусу и образу жизни хозяев. Необходимо было построить новую усадьбу и доработать ландшафт — создать впечатление, будто участку и дому много лет.