Houzz-туры (новые проекты)
Проект недели: Французский сад на выставке в Москве
Cад «Зеркала природы» посвящен театру и самому великому творцу — Природе
Этот выставочный сад показывали на ландшафтном фестивале Moscow Flower Show (Московском шоу садов и цветов) в парке Музеон. Автор сада — известный французский ландшафтный архитектор, преподаватель Версальской школы ландшафтного искусства, график и скульптор Клод Паске (Claude Pasquer).
О проекте
Место: Москва, парк искусств «Музеон», VII Московский Международный Фестиваль садов и цветов (Moscow Flower Show)
Год: 2018
Размер: 100 кв.м
Автор проекта: ландшафтный дизайнер Клод Паске, Claude Pasquer Architecte Paysagiste DPLG
Маски: художник и ландшафтный дизайнер Екатерина Попова
Растения: лаборатория ландшафтного дизайна и питомник «ЭКОТОН», Евгения Моргунова
Завоеванная награда: золотая медаль, победитель в категории Show Garden
Место: Москва, парк искусств «Музеон», VII Московский Международный Фестиваль садов и цветов (Moscow Flower Show)
Год: 2018
Размер: 100 кв.м
Автор проекта: ландшафтный дизайнер Клод Паске, Claude Pasquer Architecte Paysagiste DPLG
Маски: художник и ландшафтный дизайнер Екатерина Попова
Растения: лаборатория ландшафтного дизайна и питомник «ЭКОТОН», Евгения Моргунова
Завоеванная награда: золотая медаль, победитель в категории Show Garden
Сад спроектирован как лабиринт, через который посетитель проходит по деревянному настилу в окружении прекрасных цветов и зеркальных стен. За каждым поворотом открывается новый вид. Благодаря извилистому пути сад кажется значительно больше, чем на самом деле. А многочисленные зеркала еще больше расширяют пространство, увеличивая количество растений в несколько раз.
По задумке автора, тема сада — театр: «Этот сад — презентация моей мечты. Я хотел с помощью ландшафтной архитектуры соединить в одно целое театр и сад».
Сад символизирует сцену, где декорация к спектаклю — пейзаж в духе гравюр знаменитого художника и графика эпохи рококо Жана-Оноре Фрагонара. Этот рисунок создал Клод Паске — он не только ландшафтный архитектор, но и потрясающий график. Еще он в восторге от картин Фрагонара, романтичных, изысканных, легких, чувственных, отражающих легкомыслие и фривольность эпохи рококо.
В основном Клод рисует в дороге, когда есть возможность. Он вспоминает: «Этот рисунок я создал в поезде, мне его подсказал Жан-Оноре Фрагонар — художник эпохи Марии-Антуанетты».
Посетитель попадает в сад через графичный портал Клода и выходит через похожий задник в конце лабиринта. Три полотна декораций создают эффект глубины сада. По замыслу Клода, все самое главное происходит за кулисами. Проходя через «гравюру великого художника эпохи рококо», мы попадаем в прошлое — эпоху Луи ХVI и Марии-Антуанетты и оказываемся в театре того времени. Времени прекрасных дам и кавалеров, когда человек сам по себе был и театром, и актером.
Посетитель попадает в сад через графичный портал Клода и выходит через похожий задник в конце лабиринта. Три полотна декораций создают эффект глубины сада. По замыслу Клода, все самое главное происходит за кулисами. Проходя через «гравюру великого художника эпохи рококо», мы попадаем в прошлое — эпоху Луи ХVI и Марии-Антуанетты и оказываемся в театре того времени. Времени прекрасных дам и кавалеров, когда человек сам по себе был и театром, и актером.
«Любая дама или кавалер представляли собой целый театр и “выпендривались кто как мог”. Весь костюм у них был какое-то чудо. Целые театры находились внутри огромных париков с кораблями, часами, лошадьми, цветами, птицами и гнездами. Я изучила старинные гравюры с комическими сюжетами, например, где слуга нес прическу дамы. Так у меня родилась идея создать маски людей XVIII века. Клоду очень понравились эти рисунки. Для меня большая честь, что такой мастер предложил мне поучаствовать в создании его сада, его маленькой Вселенной», — рассказывает Екатерина Попова.
Екатерина сделала для сада шесть масок, вырезав их из зеркального алюминия. Две маски поместили с внешней стороны сада: одну на входе, другую на выходе, и четыре внутри — здесь учли, что сюжеты на гравюрах эпохи рококо разыгрывались на фоне садов. В лучах солнца зеркальные маски, помещенные на зеркальные стены, видны неявно. Мы видим лишь их отблески — как реплики той эпохи в виде бликов масок. Потому что здесь главное — человек, оказавшийся в саду один на один с природой.
На самом деле здесь спрятана еще седьмая маска: ее создают цветы, специально посаженные таким образом. Если посмотреть на сад сверху, он выглядит как лицо человека.
На самом деле здесь спрятана еще седьмая маска: ее создают цветы, специально посаженные таким образом. Если посмотреть на сад сверху, он выглядит как лицо человека.
На входе в сад посетителей встречает маска Короля-Солнце, поскольку именно Людовик XIV заложил начало эпохи великих садов во Франции, эпохи театра и пышности. Сама жизнь короля напоминала бесконечное театральное действо.
Маска прекрасно передает лучезарный имидж монарха и мысленно переносит нас в XVIII век, когда жизнь при французском дворе была наполнена пышностью и роскошью, бесконечными переодеваниями и карнавалами, театрализованными представлениями и балетами. А прекрасные сады и парки служили для всего этого живыми декорациями.
Маска прекрасно передает лучезарный имидж монарха и мысленно переносит нас в XVIII век, когда жизнь при французском дворе была наполнена пышностью и роскошью, бесконечными переодеваниями и карнавалами, театрализованными представлениями и балетами. А прекрасные сады и парки служили для всего этого живыми декорациями.
Последняя маска находится на выходе, она изображает лицо Будды с расходящимися от него ветвями дерева. Конечно, она не имеет отношения к Франции XVIII века. Зато подтверждает мысль, как сильно природа может преобразить человека.
Екатерина считает, что, пройдя зеркальный лабиринт, человек получает некоторое просветление. А дерево на маске напоминает, что Будда достиг просветления именно под деревом. Как, например, Гаутама достиг просветления и стал Буддой, медитируя под деревом Бодхи.
Екатерина считает, что, пройдя зеркальный лабиринт, человек получает некоторое просветление. А дерево на маске напоминает, что Будда достиг просветления именно под деревом. Как, например, Гаутама достиг просветления и стал Буддой, медитируя под деревом Бодхи.
Сад Клода «Зеркала природы» построен на идее бесконечного отражения — природы, человека и его действий. Отражения в зеркалах меняют облик сада, делают его картину изменчивой. В необычном театре Клода именно человек становится главным героем и действующим лицом разыгрываемого в саду спектакля. «Вы заходите на сцену и становитесь актером сада моей мечты», — говорит его автор.
Идея Клода опиралась на цитату из Виктора Гюго о театре как искусственном мире, в котором разыгрываются человеческие страсти. Вглядываясь в свои отражения, мы можем задуматься о театре как искусстве отражения: глядя на сцену, внимательный и вдумчивый зритель может увидеть себя со стороны.
Идея Клода опиралась на цитату из Виктора Гюго о театре как искусственном мире, в котором разыгрываются человеческие страсти. Вглядываясь в свои отражения, мы можем задуматься о театре как искусстве отражения: глядя на сцену, внимательный и вдумчивый зритель может увидеть себя со стороны.
Многочисленные отражения в зеркалах меняют наш облик, и при каждом следующем взгляде видишь себя нового, изменившегося, разного. Отражения помогают нам увидеть свои внутренние состояния и переживания.
Попадая в зеркальный лабиринт, мы становимся участниками игры. Блики от зеркал завораживают, отражения дезориентируют и сбивают с пути. Тем не менее мы успешно проходим сад насквозь и выходим из него с обратной стороны сцены.
Попадая в зеркальный лабиринт, мы становимся участниками игры. Блики от зеркал завораживают, отражения дезориентируют и сбивают с пути. Тем не менее мы успешно проходим сад насквозь и выходим из него с обратной стороны сцены.
«Когда я рисовала маски, вспоминала, как в фильме Марка Захарова “Формула любви” граф Калиостро уходил через зеркала в грядущее. В нашем случае XVIII век врывается в XXI столетие и открывает портал в будущее! Здесь важно расслабиться, отпустить разум на свободу и ощутить себя в своей Вселенной. И в то же время — в природе. И раствориться», — делится Екатерина.
Атмосфера в саду как будто создана для детей (но и для взрослых тоже): «Мне нравится, когда взрослые становятся детьми», — радуется Клод.
В саду использовали только переработанные материалы. Вместо зеркал установили пластиковые листы — после повторной переработки они пошли на производство одежды. В отличие от обычного зеркала, дающего статичное изображение, мягкие зеркала вибрируют при прикосновении и делают пространство живым. Все в нем колышется и меняется: растения, люди, маски, небо и облака.
Вначале Клод расстроился, что в саду все колеблется, но в конечном итоге идея вторичного использования пластика обернулась так интересно. Мы оказываемся в каком-то зыбком мире, где стабильна только дорожка, по которой идешь. И непонятно, сколько в саду растений, какова глубина цветника, настоящая ли перед тобой стена или её отражение.
Вначале Клод расстроился, что в саду все колеблется, но в конечном итоге идея вторичного использования пластика обернулась так интересно. Мы оказываемся в каком-то зыбком мире, где стабильна только дорожка, по которой идешь. И непонятно, сколько в саду растений, какова глубина цветника, настоящая ли перед тобой стена или её отражение.
Прекрасный сад спрятан за невзрачными стенами из палет для перевозки. Клод использовал их не из-за экономии на материалах. Применение вторичного сырья — свидетельство серьезного отношения к экологии. Кроме того, такое грубое оформление ненароком напоминает нам: никогда не суди по одежке.
Рядом с садом случайно оказалось дерево, которое поучаствовало в спектакле. Сочетание живой природы и искусственной декорации воспринимается органично и подтверждает мысль: искусство отражает жизнь и находится с ней в гармонии.
Авторы сада напоминают, что в первую очередь театр Клода — театр Природы. И главное в нем — природа.
Фотоколлаж Клода Паске с цветами-пожеланиями
Клод хотел, чтобы цветы в саду отражали небо, были атмосферными и естественными, тем самым компенсируя искусственность декораций. Чтобы человеку было комфортно находиться в этом пространстве. Цветовую палитру выбирали романтическую, с голубыми, сиреневыми и фиолетовыми оттенками: «Цветы должны были быть легкими, и тут не должно было быть роз», — уточняет создатель сада.
Клод хотел, чтобы цветы в саду отражали небо, были атмосферными и естественными, тем самым компенсируя искусственность декораций. Чтобы человеку было комфортно находиться в этом пространстве. Цветовую палитру выбирали романтическую, с голубыми, сиреневыми и фиолетовыми оттенками: «Цветы должны были быть легкими, и тут не должно было быть роз», — уточняет создатель сада.
На фото: дельфиниумы (Delphinium) серии Magic Fountains, лабазник красный (Filipendula rubra), гейхера кроваво-красная (Heuchera sanguinea), инкарвиллея делавея (Incarvillea delavayi), коровяк фиолетовый (Verbascum phoeniceum), вероникаструм (Veronicastrum), хоста (Hosta) Invincible, астильба (Astilbe) Burgundy Red и Younique Salmon, колокольчик точечный (Campanula punctata Lam.), душица обыкновенная (Origanum vulgare) Variegata, лилейник (Hemerocallis) Double RIver Whye, а также посконник пурпурный (Eupatorium purpureum)
Авторы сада внимательно подошли к подбору растений. Екатерина Попова осуществляла авторский надзор за строительством сада, а Евгения Моргунова занималась подбором растений и готовила их в питомнике к выставке. К сожалению, некоторые растения пришлось перед выставкой заменить: весна была стремительной, выдались два очень жарких и сухих месяца, и отобранные растения отцвели за две недели до открытия сада.
Авторы сада внимательно подошли к подбору растений. Екатерина Попова осуществляла авторский надзор за строительством сада, а Евгения Моргунова занималась подбором растений и готовила их в питомнике к выставке. К сожалению, некоторые растения пришлось перед выставкой заменить: весна была стремительной, выдались два очень жарких и сухих месяца, и отобранные растения отцвели за две недели до открытия сада.
Среди не дождавшихся выставки был фиолетовый колокольчик средний. Зато успел зацвести колокольчик точечный, который украшает сад не только элегантно поникающими цветоносами с крупными розово-пурпурными цветками, но и яркой, обильной насыщенно-зелёной листвой.
В саду можно заметить 5 разных колокольчиков: низкий голубой — колокольчик круглолистный (Campanula rotundifolia), низкий белый — чесночницелистный Snow Dune (на фото), высокий с крупными сиренево-розовыми цветками-бокальчиками — колокольчик точечный, а с крупными белыми — его белоцветковая форма. Еще есть крупный видовой колокольчик и нежный с бледно-розово-лавандовыми цветками — молочноцветковый (Campanula lactiflora) Loddon Anne.
На фото: дельфиниумы, лабазник красный, гейхера кроваво-красная, инкарвиллея делавея, коровяк фиолетовый, вероникаструм, хоста Invincible, астильба Burgundy Red, колокольчик точечный, душица обыкновенная Variegata, лилейник Double RIver Whye
На заметку. «Мы вывели для себя формулу успеха создания цветника. Секрет в том, что мы наблюдаем сочетания растений в природе. Это откладывается в голове в виде каких-то матриц. И мы повторяем за природой — сочетаем сочетаемое. Для сада Клода мы старались сажать вместе виды, которые сочетаются друг с другом по условиям произрастания, поэтому растения выглядят так гармонично. Но это было не единственной задачей — нужно было осуществить задуманное автором — внести в холодный мир зеркал буйство цвета», — рассказывает Евгения.
На заметку. «Мы вывели для себя формулу успеха создания цветника. Секрет в том, что мы наблюдаем сочетания растений в природе. Это откладывается в голове в виде каких-то матриц. И мы повторяем за природой — сочетаем сочетаемое. Для сада Клода мы старались сажать вместе виды, которые сочетаются друг с другом по условиям произрастания, поэтому растения выглядят так гармонично. Но это было не единственной задачей — нужно было осуществить задуманное автором — внести в холодный мир зеркал буйство цвета», — рассказывает Евгения.
Цветники, которые «сидят» снаружи сада, подходят для солнечного сухого места. Это засухоустойчивые растения: котовник (Nepeta), несколько видов шалфея (Salvia), дельфиниумы (Delphinium), нивяник наибольший (Leucanthemum maximum), полынь Шмидта (Artemisia schmidtiana).
На фото снаружи сада: однолетний шалфей хорминумовый (Salvia horminum) и ещё не цветущий, но при этом дающий обильную фактурную листву лиатрис (Liatris)
Внутри сада более «богатые», влажные почвы, скользящая полутень — как следствие, зелень здесь более насыщенная, яркая, пышная, обильная. В этих цветниках растут дельфиниумы, колокольчики точечные, коровяк фиолетовый, астильбы, лилейники, бузульники (Ligularia) и лабазники (Filipendula). В качестве заполняющего элемента использовали хосту Invincible, пестролистную душицу, герань крупнокорневищную (Gerаnium macrorrhizum) и манжетку мягкую (Alchemilla mollis).
«Недостаточно просто соединить сочную листву и насыщенные цвета. Во всём этом великолепии не хватало фактуры. Именно поэтому здесь появились изящные азиатские лилии в бутонах, традесканция, вероникаструмы», — объясняет Евгения.
«Недостаточно просто соединить сочную листву и насыщенные цвета. Во всём этом великолепии не хватало фактуры. Именно поэтому здесь появились изящные азиатские лилии в бутонах, традесканция, вероникаструмы», — объясняет Евгения.
На фото: лилия ЛА-гибрид (LA-hybrids) Манадо
В саду создали яркие акценты: розовые, фиолетовые, голубые. С помощью лилии ЛА Манадо и инкарвиллеи делавея добавили ярко-розовых красок. Лилии были выбраны и как цветы, подходящие для эпохи Людовика XVI.
В саду создали яркие акценты: розовые, фиолетовые, голубые. С помощью лилии ЛА Манадо и инкарвиллеи делавея добавили ярко-розовых красок. Лилии были выбраны и как цветы, подходящие для эпохи Людовика XVI.
На фото: лилейник (Hemerocallis) Double River Wye
Евгения предложила в розово-сиреневую гамму добавить кремово-желтого. Клоду не сразу понравилась эта идея. Но лимонно-желтые лилейники Double River Wye не лишили цветник нежности и сделали его более интересным с точки зрения цветового сочетания.
Евгения предложила в розово-сиреневую гамму добавить кремово-желтого. Клоду не сразу понравилась эта идея. Но лимонно-желтые лилейники Double River Wye не лишили цветник нежности и сделали его более интересным с точки зрения цветового сочетания.
На фото: голубые дельфиниумы — сеянцы сорта Excalibur; белые — сорт White with Dark Bee серии Magic Fountains. Название сорта отражает внешний вид цветков — белые с темным центром
А главными растениями в саду стали дельфиниумы. Эти роскошные высокие цветы оказались наиболее декоративными на момент начала выставки. Их выбрали в качестве связующего элемента. Фиолетовые, ярко-синие индиго, нежно-голубые и белые дельфиниумы создают самые высокие вертикали и возвышаются над остальными растениями внутри и снаружи сада.
А главными растениями в саду стали дельфиниумы. Эти роскошные высокие цветы оказались наиболее декоративными на момент начала выставки. Их выбрали в качестве связующего элемента. Фиолетовые, ярко-синие индиго, нежно-голубые и белые дельфиниумы создают самые высокие вертикали и возвышаются над остальными растениями внутри и снаружи сада.
На фото: дельфиниум высокий, сеянцы от сорта Excalibur
На фото: еще один дельфиниум серии Magic Fountains — Dark Blue with White Bee (темно-синий с белым центром)
«Выяснилось, что это растение чрезвычайно гибкое в смысле выживаемости в разных условиях. Если определенный сорт дельфиниума не выдержит полную тень, то полутень он точно вынесет. В природе дельфиниумы растут на открытых влажных и сухих лугах», — делится Евгения.
«Выяснилось, что это растение чрезвычайно гибкое в смысле выживаемости в разных условиях. Если определенный сорт дельфиниума не выдержит полную тень, то полутень он точно вынесет. В природе дельфиниумы растут на открытых влажных и сухих лугах», — делится Евгения.
В поддержку дельфиниумам высажены фиолетовые и малиновые соцветия коровяка фиолетового (Verbascum phoeniceum).
На фото цветник снаружи: нивяник наибольший, дельфиниумы серии Magic Fountains, котовник крупноцветковый Dawn to Dusk, вероникаструм Fascination; все они обрамляются ажурными соцветиями щучки дернистой (Deschampsia cespitosa)
На фото: астильба Арендса (Astilbe Arendsii) Diamant
На фото: гейхера кроваво-красная
В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
Найдите ландшафтного дизайнера на Houzz в вашем городе — закажите собственный проект
___________________________
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Понравился ли вам необычный сад с зеркалами? Какие растения или приемы запомнились больше всего? Поделитесь своим мнением и идеями в разделе комментариев!
В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
Найдите ландшафтного дизайнера на Houzz в вашем городе — закажите собственный проект
___________________________
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Понравился ли вам необычный сад с зеркалами? Какие растения или приемы запомнились больше всего? Поделитесь своим мнением и идеями в разделе комментариев!