Портрет: Парящие ангелы Дины Хайченко
Дина Хайченко придумала, как заставить вату держать форму, стать полупрозрачной, теплой и пластичной — превратить в «смешную бумагу»
Катерина Дронова
28 июня, 2016
Художница Дина Хайченко живет и работает в Петербурге — создает светильники, игрушки и целые миры. Из ваты!
Вход в мастерскую Дины —кроличья нора между двумя домами на улице Академика Лебедева: непосвященному не виден. Заглядываешь в узкий двор, открываешь железную дверь, долго-долго поднимаешься по черной лестнице на седьмой этаж и чувствуешь себя Алисой, которая летит не вниз, а вверх, к гулким крышам.
Художники в Петербурге живут высоко — так, чтобы был виден город, чтобы дома убегали вширь из-под ног, как на Монмартре. «В этой мастерской я уже 13 лет, с того момента, как вступила в Союз художников. По первому незаконченному образованию я медик, по второму — театральный художник. Я училась на кукольника в Театральной академии, не закончила, но освоила технику папье-маше и усовершенствовала ее».
Техника у Дины уникальная: она первой в городе придумала, как заставить вату держать форму, стать полупрозрачной, теплой и пластичной — превратить хлопок в «смешную бумагу».
Техника у Дины уникальная: она первой в городе придумала, как заставить вату держать форму, стать полупрозрачной, теплой и пластичной — превратить хлопок в «смешную бумагу».
В 1990-е годы художница начинала свой собственный, не академический путь с елочных игрушек: трубящих ангелов, трогательных мальчиков в тельняшках, силачей в полосатых трико, румяных девочек с санками — бунинских или блоковских, хрупких, звенящих. Все только из природных, из детства пришедших материалов: домашнего клейстера, ваты, натуральных красок.
В какой-то момент в работах появился свет — он всегда все меняет, поменял и направление движения Дины. Художница придумала добавить к одной из своих объемных работ лампочку — получилось хорошо. Первый светильник сделала для себя, следующий — для друзей, и со временем стало понятно, что появились вещи, которые уже можно выставлять. Теперь светильники Дины обитают в частных домах и коллекциях, часть работ — в собрании Русского музея, Санкт-Петербургского музея кукол и Галереи дизайна Bulthaup.
«Однажды мне предложили сделать проект с Русским музеем. В «Манеже» были совершенно чУдные кураторы — Людмила Титова и Татьяна Субботина, они пришли ко мне в гости, увидели мои светильники и говорят: “А Исаакиевский собор можешь сделать?”. Я подумала, а ведь и правда, “Манеж” у них очень-очень большой. Туда вполне может влезть что-нибудь большое. И мы создали собор в течение буквально двадцати дней. Было лето, в Петербург приехали погостить мои друзья из разных городов, и сама собой сложилась команда, которая мне помогала».
Этот проект сделал Дину знаменитой: Исаакиевский собор, памятник Николаю I, гостиница «Астория», сам «Манеж» — живые, теплые скульптуры в половину человеческого роста и выше.
Этот проект сделал Дину знаменитой: Исаакиевский собор, памятник Николаю I, гостиница «Астория», сам «Манеж» — живые, теплые скульптуры в половину человеческого роста и выше.
Потом были выставки в московской галерее «Роза Азора»: «День и ночь…», макет рождественского вертепа, девичья спальня «Маленькое белое платье», «Белая карусель». Под Новый год из Петербурга в «Розу Азора» едут сказочные цветы-лампы, барашки на тонких ногах, статные кариатиды и даже московские высотки — одна из последних крупных работ Дины.
В ожидании выставок и переезда под потолком мастерской художницы парят на тонких ниточках самолеты, ангелы и дирижабли — мечтают о небе. Сначала они появляются в эскизах, затем обретают форму в проволочном каркасе, потом хлопок вымачивается в клейстере и «обнимает» основу, застывает на ней — здесь уже можно добавить свет, посмотреть, что получается.
В финале появляется цвет. Дина использует только натуральные красители: для желтого оттенка — куркуму, для коричневого — чай, для красного и розового — свекольный сок, для синего — редкие чернила каракатицы.
На детских и семейных мастер-классах, которые проходят в мастерской, малыши сидят вокруг стола и макают кисточки в тарелку с натертой свеклой — раскрашивают свои цветы или добрых львов. «Ко мне приходит семья, с которой мы несколько недель делаем для дедушки макет крейсера “Полтава”, — рассказывает Дина. — Мы разделили его на фрагменты и понемногу “лепим”, скоро соберем весь».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Декор: Стили | Цвета | Мебель| Освещение | Аксессуары |Искусство | Тенденции | Идеи декора | DIY | Просто повторить | Портреты
- Портрет: Минимализм в глине от Ceramic Forest
- Портрет: Открытая столярная мастерская «Делай вещь»
- Портрет: Эксперименты с формами и цветами от Terracotta Сeramics
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Декор: Стили | Цвета | Мебель| Освещение | Аксессуары |Искусство | Тенденции | Идеи декора | DIY | Просто повторить | Портреты
Похожие статьи
Портреты
Портрет PRO: Интерьерный фотограф Дина Александрова
Автор: Евгения Назарова
Кто тот человек, чьи съемки вы часто видите на Хаузз
Читать
Портреты
Портрет PRO: Интерьерный фотограф Ольга Шангина-Лестерлен
Автор: Евгения Назарова
Немного о внутренней кухне интерьерных съёмок
Читать
Новый год
Есть такая профессия: Выращивать новогодние ёлки
Автор: Victoria Harrison
Задавались когда-нибудь вопросом, как вырастает новогодняя ёлка, когда её лучше покупать и как сохранить подольше?
Читать
Микротренды
Maison&Objet 2018: Шесть восходящих звезд итальянского дизайна
Автор: Leonora Sartori
По версии главной французской выставки декора
Читать
Статьи об аксессуарах
Портрет: Ева Цайзель и ее сервиз для ИФЗ
Автор: Екатерина Кулиничева
Удивительная судьба известного дизайнера, продолжавшего работать в возрасте за сто лет
Читать
Новый год
Портрет: Как деревянные ангелы Wendt & Kühn обретают крылья
Автор: Nicola Enderle
Репортаж с фабрики, где делают знаменитые деревянные фигурки для новогоднего декора
Читать
Новый год
Портрет: Paper Design — «бумажная» архитектура для интерьеров
Автор: Евгения Назарова
Мебель, потолочные конструкции и даже ёлки. Все из материала, который не отличить от бумаги
Читать
Самое популярное
Портрет: Платформа Artclever, где учат визуальным искусствам
Автор: Евгения Назарова
Можно ли изучать дизайн или архитектуру по видео?
Читать
Статьи об аксессуарах
Портрет: Императорский фарфоровый завод
Автор: Екатерина Кулиничева
Нестареющая классика и технологические эксперименты на старейшем фарфоровом производстве России
Читать
Точно! Торшер "срубил"! От всех этих чудных, живых, трогательных - сердце трепетало, а цветочек увидела - замерло. Спасибо!
Душевные работы, прекрасный мастер)
Так здОрово и душевно))) Спасибо автору за чудесные работы!