Советы по декору
Микротренды: Прощай, скандинавский белый интерьер
Цветовая гамма скандинавского стиля сдвинулась от светлых холодных оттенков к более ярким цветам в отделке стен и полов
Для многих скандинавский стиль ассоциируется со светлыми пространствами, с чистыми линиями из детективных сериалов, рекламы ИКЕА и журналов о дизайне интерьеров. Однако в последние годы в скандинавские дома и на страницы журналов все чаще попадают другие цвета. Стенам северных жилищ, судя по всему, очень не хватало ярких цветов, так как в гостиных и спальнях все чаще можно увидеть синий, зеленый и розовый.
Почему жители Скандинавии внезапно стали открытыми к новым краскам и способам их использования? С помощью исследований, прогнозов и анализа прошлых тенденций мы проследили за тем, как менялась палитра в скандинавских интерьерах.
Почему жители Скандинавии внезапно стали открытыми к новым краскам и способам их использования? С помощью исследований, прогнозов и анализа прошлых тенденций мы проследили за тем, как менялась палитра в скандинавских интерьерах.
«Однако сейчас мы наблюдаем изменения, — говорит Бертилссон. — За последние два-три года в моду вернулись яркие цвета». Несмотря на распространенное мнение, что скандинавские дома на протяжении десятилетий или даже веков были выкрашены в белый цвет, в определенные моменты в скандинавских странах наблюдались периоды, когда в моде были яркие цвета. На 1970-е годы пришелся психоделический период с его любовью к ярким цветам и узорам, который сменился модой на пастельные тона в 1980-х и землистые в 1990-х — и все это до того, как с началом нового тысячелетия скандинавский дизайн наполнили светлые цвета.
Но сегодня палитра вновь меняется. На специализированных ярмарках и выставках в Скандинавии видно, что тенденции в дизайне интерьеров движутся от светло-синих и фиолетовых оттенков к более сильным цветам, таким как оранжевый, розовый, желтый и красный.
«В новых тенденциях часто проявляет то, что уже было, — замечает Бертилссон. — Как правило, быстрее всего на эти изменения реагирует мода, но дизайн и дизайн интерьеров быстро подхватывает эти новшества». С 2000 года и по сегодняшний день такие нейтральные цвета, как белый и серый, стали доминирующими в оформлении скандинавских домов. Вновь растущая популярность ярких цветов — просто реакция на это. «Однако важно помнить, что тенденции меняются и часто пересекаются. Они обретают настоящий вес, только когда люди готовы их принять», — говорит Карл Йохан.
Но сегодня палитра вновь меняется. На специализированных ярмарках и выставках в Скандинавии видно, что тенденции в дизайне интерьеров движутся от светло-синих и фиолетовых оттенков к более сильным цветам, таким как оранжевый, розовый, желтый и красный.
«В новых тенденциях часто проявляет то, что уже было, — замечает Бертилссон. — Как правило, быстрее всего на эти изменения реагирует мода, но дизайн и дизайн интерьеров быстро подхватывает эти новшества». С 2000 года и по сегодняшний день такие нейтральные цвета, как белый и серый, стали доминирующими в оформлении скандинавских домов. Вновь растущая популярность ярких цветов — просто реакция на это. «Однако важно помнить, что тенденции меняются и часто пересекаются. Они обретают настоящий вес, только когда люди готовы их принять», — говорит Карл Йохан.
Дэниэл Хекшер (Daniel Hecksher), дизайнер интерьеров из стокгольмской студии Note Design Studio, не побоялся использовать яркие цвета в оформлении своего дома (на фото) — бирюзовый, оранжевый, розовый, сине-зеленый и светло-желтый. Статья с фотографиями дома Хекшера была опубликована в новом журнале «My Residence», где он говорит о том, что люди одеваются в черное и окружают себя белыми стенами просто потому, что боятся делать иначе.
«Они боятся принимать решения и ошибаться, — пишет он. — Нами, западными людьми, управляет страх. Но жизнь полна разных цветов. Даже ранней осенью, когда в Швеции очень тускло, из окна вы видите около 7 000 оттенков. Я не понимаю, почему дизайнеры хотят создавать безжизненную среду».
«Они боятся принимать решения и ошибаться, — пишет он. — Нами, западными людьми, управляет страх. Но жизнь полна разных цветов. Даже ранней осенью, когда в Швеции очень тускло, из окна вы видите около 7 000 оттенков. Я не понимаю, почему дизайнеры хотят создавать безжизненную среду».
Какие факторы определяют возвращение ярких цветов?
Бертилссон указывает на исследования, которые NCS проводит, чтобы анализировать тенденции. «Есть исследование, показывающее, что возвращение цветов циклично», — говорит он. Австралийский консультант и психолог Леонхард Оберашер (Leonhard Oberascher) изучал психологию цвета с целью доказать, что тенденции, связанные с цветами, возвращаются каждые 10-15 лет. Когда все вокруг белое и нейтральное, мы быстро устаем и со временем хотим вернуться к ярким цветам. Так работает все, и цвета не исключение.
«Оберашеру удалось определить конкретные фазы, через которые мы проходим, — говорит Бертилссон. — В наших домах в течение нескольких лет преобладали нейтральные тона, затем появились синие и фиолетовые цвета. За ними последовали хроматические. Постепенно они станут темнеть, перед тем как в палитре появятся коричневые и бежевые оттенки и мы вновь вернемся к нейтральным тонам. Все в действительности так и происходит». Эти фазы проходят все страны мира.
Бертилссон указывает на исследования, которые NCS проводит, чтобы анализировать тенденции. «Есть исследование, показывающее, что возвращение цветов циклично», — говорит он. Австралийский консультант и психолог Леонхард Оберашер (Leonhard Oberascher) изучал психологию цвета с целью доказать, что тенденции, связанные с цветами, возвращаются каждые 10-15 лет. Когда все вокруг белое и нейтральное, мы быстро устаем и со временем хотим вернуться к ярким цветам. Так работает все, и цвета не исключение.
«Оберашеру удалось определить конкретные фазы, через которые мы проходим, — говорит Бертилссон. — В наших домах в течение нескольких лет преобладали нейтральные тона, затем появились синие и фиолетовые цвета. За ними последовали хроматические. Постепенно они станут темнеть, перед тем как в палитре появятся коричневые и бежевые оттенки и мы вновь вернемся к нейтральным тонам. Все в действительности так и происходит». Эти фазы проходят все страны мира.
Но есть и другие факторы. «Все мы подвластным модным тенденциям, нравится нам это или нет, — замечает Бертилссон. — У шведов и датчан есть определенные привилегии благодаря нашему географическому положению, социальной и культурной среде: у нас есть не только желание, но и финансовые возможности делать серьезный ремонт в домах. Поэтому когда на горизонте появляется мода на хроматические цвета, мы готовы принять ее.
Во многих других странах люди решают перекрасить стены, только когда старая краска начинает отходить. В Швеции и Дании магазины, торгующие краской, выглядят как полноценные дизайнерские бутики, потому что, покупая краску, мы стремимся достичь конечной цели. То есть добиться определенного результата, где цвет играет огромную роль».
Во многих других странах люди решают перекрасить стены, только когда старая краска начинает отходить. В Швеции и Дании магазины, торгующие краской, выглядят как полноценные дизайнерские бутики, потому что, покупая краску, мы стремимся достичь конечной цели. То есть добиться определенного результата, где цвет играет огромную роль».
Сознательность, с которой скандинавы относятся к цветам и дизайну, усиливается за счет влиятельных блогеров, делящихся советами об использовании цветов. В последние годы одним из самых популярных цветов для отделки спальни стал оттенок, получивший название «зеленый Джоанны», после того как блогер Джоанна Брэдфорд (Johanna Bradford) покрасила свою спальню в этот бледный серо-зеленый цвет.
«Возникновение большого количества вопросов о цветах связано частично со временным фактором. Так, белые стены окружали нас в течение многих лет и теперь людям хочется попробовать что-то новое, — рассказывает Джоанна Брэдфорд. — Найти правильный цвет очень сложно, а этот оттенок зеленого оказался очень приятным. Если вы видите цвет, который вам нравится, стоит попросить таблицу цветов».
Таким образом, несмотря на то, что скандинавы начали красить стены в разные цвета, они используют их согласно строгим правилам: например, отдают предпочтение приглушенным тонам, а не ярким и кислотным. «Мы готовы использовать другие цвета, помимо белого, но мне кажется, результат везде примерно одинаковый, так как люди используют одни и те же тона, как произошло с зеленым в моей спальне», — говорит Брэдфорд.
«Возникновение большого количества вопросов о цветах связано частично со временным фактором. Так, белые стены окружали нас в течение многих лет и теперь людям хочется попробовать что-то новое, — рассказывает Джоанна Брэдфорд. — Найти правильный цвет очень сложно, а этот оттенок зеленого оказался очень приятным. Если вы видите цвет, который вам нравится, стоит попросить таблицу цветов».
Таким образом, несмотря на то, что скандинавы начали красить стены в разные цвета, они используют их согласно строгим правилам: например, отдают предпочтение приглушенным тонам, а не ярким и кислотным. «Мы готовы использовать другие цвета, помимо белого, но мне кажется, результат везде примерно одинаковый, так как люди используют одни и те же тона, как произошло с зеленым в моей спальне», — говорит Брэдфорд.
Однако не стоит думать, что цветные стены в скандинавских домах — это нечто новое. Карин Фриделл Антер (Karin Fridell Anter), член Шведской ассоциации архитекторов, написавшая вместе с Хенриком Веннфорсом (Henrik Wannfors) книгу «Выбор цвета: подходы к отделке стен в скандинавских домах от Средневековья к современности», смотрит на тенденции, связанные с цветами, в перспективе.
«Цветные стены появлялись в скандинавских домах и исчезали на протяжении всей истории, — говорит писательница. — Выбор цвета определяло прежде всего наличие разных оттенков и определенные тенденции. Они уходят и возвращаются с периодичностью, являясь реакцией на прошлое, однако теперь периоды становятся все короче и короче».
В 1970-х годах мы использовали яркие краски и обои, а также крупные узоры, напоминающие эпоху барокко. В 1980-е в качестве реакции на предыдущее десятилетие появились пастельные тона, а в 1990-е им на смену опять пришли землистые оттенки, такие как терракота, темно-синий и светло-желтый.
«Раньше тенденции приходили на смену другу другу не так быстро, а разница между богатыми домами в городе и фермерскими жилищами в деревне была куда больше, — объясняет Фриделл Антер. — То, к чему стремились фермеры, существовало уже в течение многих лет в задававших моду домах среднего и высшего классов».
«Цветные стены появлялись в скандинавских домах и исчезали на протяжении всей истории, — говорит писательница. — Выбор цвета определяло прежде всего наличие разных оттенков и определенные тенденции. Они уходят и возвращаются с периодичностью, являясь реакцией на прошлое, однако теперь периоды становятся все короче и короче».
В 1970-х годах мы использовали яркие краски и обои, а также крупные узоры, напоминающие эпоху барокко. В 1980-е в качестве реакции на предыдущее десятилетие появились пастельные тона, а в 1990-е им на смену опять пришли землистые оттенки, такие как терракота, темно-синий и светло-желтый.
«Раньше тенденции приходили на смену другу другу не так быстро, а разница между богатыми домами в городе и фермерскими жилищами в деревне была куда больше, — объясняет Фриделл Антер. — То, к чему стремились фермеры, существовало уже в течение многих лет в задававших моду домах среднего и высшего классов».
Пользовались ли скандинавы краской в практических целях?
«Нет, — отвечает Фриделл Антер. — В Скандинавии внутренние стены домов всегда красили, чтобы выразить что-то: прежде всего, показать благодаря росписи стен и выбору цветов свою набожность, богатство или интерес к моде. Подобно тому, как сегодня шведы выражают себя с помощью дизайна интерьера, дом служил отражением статуса человека в предыдущие века», — добавляет она.
Сами по себе цветные стены не являются новшеством в Скандинавии, а вот стиль покраски за последние десятилетия, пожалуй, изменился.
«Нет, — отвечает Фриделл Антер. — В Скандинавии внутренние стены домов всегда красили, чтобы выразить что-то: прежде всего, показать благодаря росписи стен и выбору цветов свою набожность, богатство или интерес к моде. Подобно тому, как сегодня шведы выражают себя с помощью дизайна интерьера, дом служил отражением статуса человека в предыдущие века», — добавляет она.
Сами по себе цветные стены не являются новшеством в Скандинавии, а вот стиль покраски за последние десятилетия, пожалуй, изменился.
«До всемирной выставки в Стокгольме в 1930 году, где была представлена концепция функционализма, был популярен декоративный подход к покраске стен, — рассказывает писательница. — Для одной поверхности использовали несколько цветов, а также рисунки или узоры, иногда имитировали мрамор или дерево. С приходом функционализма тенденции изменились, и люди стали красить всю стену в один цвет. То, что мы видим сейчас — монохромные комнаты, крашенные потолки и деревянные панели — продолжение этой тенденции».
Психологические факторы, цвет как форма самовыражения и современные тенденции частично объясняют внезапную любовь скандинавов к цветам. Однако еще один серьезный фактор, определяющий выбор цветов — ответ на современные условия жизни. Анализ тенденций NCS на 2016 год учитывает политические события, эффект цифровых технологий и глобализации.
«Мы считаем, что определяющим фактором в ближайшие годы будут противоречия, — говорит Карл Йохан Бертилссон. — Неспокойная ситуация в мире, растущая урбанизация и стресс — с одной стороны, а с другой — грубость, определяющаяся индустриальными стилем с холодными жесткими цветами. Однако одновременно те же факторы приведут к эскапизму, для которого характерны мечты об экзотических местах, вдохновляющих нас — например, океане и ярких тропиках. Тенденции будут определятся грядущими мировыми событиями, такими как Олимпийские игры в Бразилии».
Большая разница между анализом, проведенным компанией в 2015 году, и нынешним заключается в том, что цвета становятся все более экстремальными, двигаясь от светлых и мягких оттенков к более темным и необычным.
Скандинавский дизайн часто ассоциируется с природой. Оказывает ли она влияние на тенденции, связанные с цветами?
«Несомненно между ними есть связь, — говорит Бертилссон. — В прошлом году стремление к эскапизму выражалось в мечтах о деревенской жизни. В условиях, когда урбанизация заставляет нас жить все ближе друг к другу, в домах или квартирах, которые становятся все меньше и шумнее, мы создает другие воображаемые миры и мечтаем о деревьях и широких полях».
Шведская компания по производству обоев Sandberg недавно выпустила коллекцию на эту тему. В отчете о модных тенденциях Sandberg пишет, что небезопасная среда приводит к растущему интересу к собственному дому: «Дизайн интерьера стал важнее и сложнее. В условиях растущего внимания к проблемам окружающей среды мы стараемся найти возможность потреблять как можно меньше, но при этом оставаться в курсе последних новостей и тенденций».
Стокгольмская компания по производству краски Alcro предлагает жителям скандинавских стран привнести в свои дома природу благодаря своей коллекции цветов 2016 года, «которые наводят на мысли о лесных жителях, покрытых туманом полянах и заколдованных снах, приходящих к нам на рассвете».
«Несомненно между ними есть связь, — говорит Бертилссон. — В прошлом году стремление к эскапизму выражалось в мечтах о деревенской жизни. В условиях, когда урбанизация заставляет нас жить все ближе друг к другу, в домах или квартирах, которые становятся все меньше и шумнее, мы создает другие воображаемые миры и мечтаем о деревьях и широких полях».
Шведская компания по производству обоев Sandberg недавно выпустила коллекцию на эту тему. В отчете о модных тенденциях Sandberg пишет, что небезопасная среда приводит к растущему интересу к собственному дому: «Дизайн интерьера стал важнее и сложнее. В условиях растущего внимания к проблемам окружающей среды мы стараемся найти возможность потреблять как можно меньше, но при этом оставаться в курсе последних новостей и тенденций».
Стокгольмская компания по производству краски Alcro предлагает жителям скандинавских стран привнести в свои дома природу благодаря своей коллекции цветов 2016 года, «которые наводят на мысли о лесных жителях, покрытых туманом полянах и заколдованных снах, приходящих к нам на рассвете».
С учетом этого мнения, выросшая популярность сине-зеленых цветов и орнаментов в Швеции и Дании не кажется такой уж удивительной. Согласно цветовой теории Оберашера жители скандинавских стран находятся в середине цикла и будут двигаться в сторону более теплых цветов, которые затем потемнеют и вновь вернутся к белому цвету.
Благодаря склонности анализировать прошлое, скандинавы легко следуют новым тенденциям в декорировании, и главный вопрос здесь заключается не в том, будут ли они использовать больше цветов в своих домах, а в том, есть ли у них на это время. В отличие от предыдущих эпох, когда новые тенденции доходили до фермеров за несколько десятилетий, в современном цифровом мире их распространение происходит куда быстрее.
Так что, в конечном итоге не стоит опровергать миф о любви скандинавов к белым интерьерам. Только что выкрашенная в яркий цвет стена, возможно, не успеет даже высохнуть, когда мода на белый вернется вновь.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Белая спальня (38894 фото)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Благодаря склонности анализировать прошлое, скандинавы легко следуют новым тенденциям в декорировании, и главный вопрос здесь заключается не в том, будут ли они использовать больше цветов в своих домах, а в том, есть ли у них на это время. В отличие от предыдущих эпох, когда новые тенденции доходили до фермеров за несколько десятилетий, в современном цифровом мире их распространение происходит куда быстрее.
Так что, в конечном итоге не стоит опровергать миф о любви скандинавов к белым интерьерам. Только что выкрашенная в яркий цвет стена, возможно, не успеет даже высохнуть, когда мода на белый вернется вновь.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Белая спальня (38894 фото)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Скандинавские дома изначально проектировались для максимального использования естественного света. Например, Стокгольм — самый солнечный город в регионе, но и здесь на год приходится всего лишь примерно 1 800 солнечных часов. Это на 1 000 часов меньше, чем в Мадриде, Сиднее или Майами.
«Основным принципом скандинавского дизайна и оформления наших домов всегда будет простота и свет. Это необходимо из-за нехватки солнца», — объясняет Карл Йохан Бертилссон (Karl Johan Bertilsson), креативный директор компании NCS Colour Academy, которая предлагает консультации по использованию цветов производителям, архитекторам и дизайнерам со всего мира.